Царица Муз и красоты.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Каршиева Наталья Анатольевна

Литературно - музыкальная композиция о женских образах в искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл carica_muz_i_krasoty.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:

Разработку подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»г.Йошкар-Ола.

2012 год.

Тема: «Царица муз и красоты…»

(Литературно - музыкальная композиция о женских образах в искусстве)

Цели и задачи: 
1. Расширить знания детей о творчестве мастеров литературы и искусства о женщине .
2. Развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению, актёрских качеств у учащихся.
3. Формировать умение творчески применять знания, развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.
4. Воспитывать любовь к поэтическому слову , живописи,музыке, к женщине.
Место проведения: кабинет.
Оборудование: оформление кабинета, выставка книг о женщинах, мультимедийная система.

  1. Ты женщина, в которой столько света, и нежной, но не яркой красоты!
  2. Язык искусства - наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце каждого человека.
  3. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЛИЦА , ИЗОБРАЖЁННЫЕ НА СТАРИННЫХ ПОРТРЕТАХ , МЫ ВИДИМ ЭТИХ ЛЮДЕЙ ЖИВЫМИ , ХОТЯ ОТ МНОГИХ ИЗ НИХ УЖЕ НЕ ОСТАЛОСЬ НИЧЕГО , ДАЖЕ ИМЁН .
  4. КОГДА - ТО ХУДОЖНИК " ЗАПЕЧАТАЛ " НА ПОРТРЕТЕ ВЗГЛЯД , МЫСЛИ И ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ , ДАВНО УШЕДШИХ , И ТЕМ САМЫМ СДЕЛАЛ ИХ БЕССМЕРТНЫМИ .
  5. ОНИ ТАК МНОГО МОГУТ РАССКАЗАТЬ НАМ О ВРЕМЕНАХ , ДАВНО МИНУВШИХ

Ход композиции:

Ученик :

О, женщина, так кто же ты,
Загадка или откровение,
Необъяснимое свечение
Среди кромешной темноты.
В тебе таятся сотни ликов
Величие холодных льдин.
Частица неприступных пиков,
И вся загадочность глубин.
Как сон прогнав, зимы безбрежность,
Кто ж поручил доверить вам
Всю теплоту свою и нежность
Весенним ласковым ветрам.
Так кто же ты, понять бы надо.
И потеряв покой и сон
Гляжу в полотна Леонардо,
На рифмы Пушкинских времён.
Я верю, что великий гений
Сумел таки найти ответ
Тогда, в то самое мгновенье
Когда шагнул под пистолет.
И пусть беснуется природа
Под шум грозы и ветра свист.
И будет жизнь, и будет кто-то
Ронять слова на чистый лист.
Ещё напишется не мало,
Про ту, кого зовут мечтой,
Про губы, будто из коралла,
И локон дивный, завитой.
Как в миг творенья понял бог,
Что потрудился не напрасно.
Он только лишь воскликнуть смог:
«О, женщина, как ты прекрасна!»

         

Учитель:     Всем видам искусства всегда было характерно раскрытие темы женщины, матери , мадонны

О Женщина!

В тебе, как нимб, вплетены,

И чары пробудившейся весны,

И щедрость осени золотоносной!

В тебе одно все осени, все весны!

Звучит музыка Ф.Шуберта «Аве Мария». Показывается слайд с картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»

        Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

      Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария  смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженные Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

       Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читается вопрос: «не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?»

       Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

 Ученик : Прекрасный женский образ и картина Рафаэля нашли отклик в стихотворении А.Маркова «Сикстинская Мадонна»

 Я часами смотрел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глазах...
Не от них ли бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводя с нее взгляда,
Покуда дымку облака, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл,
Все как есть я ответил.
К диким скалам его приковали,
Но огонь отвоеванный светит,
Прорезая полночные дали,
О, смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу,
Смерть такая - бессмертие дарит,
Благодарны вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.

Ведущий :  Художники в своих картинах, поэты в своих стихах воспевают женскую красоту, женственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие  женщины – матери.

   Показываются слайды с изображением Мадонн

  1. Портрет «Джоконды» Леонардо да Винчи. Стихотворение

Р. Рождественского «Джоконда»

Как много эта женщина

Знает про меня!..

Я чувствую:

скрежещуще

закрылась западня!..

Она

неразговорчива.

Она глядит

поверх.

Беспомощно.

Торжественно.

Трава судьбы

горчит...

Как много

эта женщина

знает.

И молчит.

  1. Слайд с изображением «Камеристки Инфанты Изабеллы» П. Рубенса Стихотворение «Портрет камеристки» Андрея Дементьева.

ОКОЛО ПОРТРЕТА

   КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ

   ПЕТЕРА ПАУЛЯ РУБЕНСА

Смотрю на портрет камеристки

Она молода и строга.

Смотрю без надежды и риска

Меж нами века и века.

Глядит она гордо и грустно.

И думает что-то своё.

Но словно бы все мои чувства

В глазах отразились её.

И что-то её беспокоит

И мучает, видно, давно.

Как будто бы видит такое,

Что нам увидать не дано.

 

Ведущий : Всего лишь мгновения, чудные, неповторимые запечатлены в прекрасных произведениях искусства: поэзии, музыки , живописи. Но не могут они не волновать душу человеческую!

Показываются слайды  с изображением женских портретов и звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

          Все виды искусства тесно связаны между собой. Возможно потому, что они творения настоящих художников.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ученик: « сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освещено её именем. Любовь к женщине – благородное и прекрасное человеческое чувство. Оно возвышает души мужчин, делает их лучше, сильнее, наполняет смыслом их жизнь. Вспомним А.С. Пушкина и его женщин, И.С.Тургенева и Полину Виардо, Алексея Константиновича Толстого и Софью Андреевну Миллер, Николая Гумилева и Анну Ахматову, Марину Цветаеву и Бориса Пастернака и многих  многих других.

           Мы знаем множество примеров любви единственной на всю жизнь, возвышающей и облагораживающей. Нельзя остаться равнодушным к верной, но драматической любви писателя Алексея Константиновича Толстого к Софье Андреевне Миллер, его будущей жене.

          13 лет Алексей Константинович не мог соединить свою жизнь с любимой женщиной, так как против этого брака возражала его мать, которую он горячо любил и уважал и против воли которой не хотел идти наперекор.

         Впервые свою будущую жену писатель встретил случайно на балу. Его стихотворение «Средь шумного бала…», посвященное Софье Андреевне, потом было положено на музыку Петром Ильичом Чайковским.

         Звучит романс «Средь шумного бала»

         Мы видим, что  прекрасные стихи сами ложатся на музыку. От чудесных произведений живописи так и веет поэзией. И самым притягательным, самым загадочным объектом искусства всегда была, есть и будет женщина. Произведения о женщине, о правде земной любви несут в себе высокую нравственность, пронизанную самоотвержением и духовностью.

         По словам М.Горького «…силою любви к женщине сотворена вся красота жизни »

  Звучит соната Бетховена №14.ч.1 («Лунная соната») показывается слайд с изображением  «Портрета Струйской» Ф. Рокотова и под музыку читается стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет Струйской»

Н. Заболоцкий

ПОРТРЕТ 

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

1953

Ученик: « Об Александре Петровне Струйской (урожденной Озеровой) известно немного. 18-ти лет от роду она была просватана за богатого помещика Николая Еремеевича  Струйского. Пережила мужа на сорок с лишним лет.

               Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его невесты.

             Была ли Александра Петровна счастлива в замужестве? Все обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. Николай Еремеевич пугал своими причудами (Ключевский назвал его «образованным варваром и одичалым вольнодумцем) А о ней князь Долгорукий в своих воспоминаниях писал: «Я признаюсь, что мало таких женщин знаю, о коих обязан был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней»

             Этот портрет выделяется своим покоряющим очарованием. Героиня портрета словно выплывает из глубины веков. Молодая женщина изображена на нейтральном фоне. Контуры её фигуры размыты, она словно появилась из сумрака и готова исчезнуть в нем.тени на лице, волосах, плече, платье усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Живопись Рокотова легкая, прозрачная, умеющая создать впечатление невесомости тканей и бесконечной глубины фона. Завораживает игра овалов – тающего лица, нежных, женственных линий декольте и высокой напудренной прически с вольно змеящейся по плечу прядью.

            Но самое притягательное в юной Струйской – её глаза.

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

       Характерные «рокотовские глаза». Эти глаза живут. Художник как бы переселял на полотна самые души изображаемых им людей.

      Лицо Струйской освещено рассеянным светом, взгляд, смотрящий сквозь зрителя, лишен конкретности, кажется временным: глазами Струйской смотрит на нас само «былое»- 18 век.

      Пленительностью и эфемерностью образа рокотов подчеркнул красоту Струйской, которая несла в мир добро и любовь.»


Василий Жуковский


К НЕЙ 

Имя где для тебя?

Не сильно смертных искусство

Выразить прелесть твою!

Лиры нет для тебя!

Что песни? Отзыв неверный

Поздней молвы о тебе!

Если б сердце могло быть

Им слышно, каждое чувство

Было бы гимном тебе!

Прелесть жизни твоей,

Сей образ чистый, священный,-

В сердце - как тайну ношу.

Я могу лишь любить,

Сказать же, как ты любима,

Может лишь вечность одна!

<1810-1811>

Звучит музыка Свиридова «Пастораль» из «Метели». Показывается слайд с картиной «Портрет Лопухиной» В.Боровиковского.

Фет А. А. - «Только встречу улыбку твою»


Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный, -
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленною трелью
Восхвалять неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.

Ученик:      Портрет М.И.Лопухиной, написанный в 1797 г., одно из самых известных произведений Владимира Лукича Боровиковского.

Строго говоря, это портрет 18-летней Марии Ивановны Толстой, дочери отставного генерала Ивана Толстого и сестры известного в свое время дуэлянта Федора Ивановича Толстого, «Американца», как его называли, прославившегося своими авантюрными историями.

Мария Ивановна вышла замуж за егермейстера С.А.Лопухина лишь через несколько лет после создания картины, около 1801 г. В замужестве она была несчастлива. Прожила короткую жизнь: в 24 года умерла от чахотки. На портрете Лопухина полна легкой грусти и поэтической мечтательности. Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной легкостью и внутренней гармонией. В ней чувствуется способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям.

Поэт Яков Полонский, увидев в 1885 г. эту картину и вдохновленный ею, написал проникновенный экспромт:

«К портрету М.И.Лопухиной»

Яков Полонский

«К портрету М.И.Лопухиной»

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать

Лопухина изображена на фоне меланхолического пейзажа, где «томное сердце» может отдохнуть от бурных жизни непогод, созвучного чувствительному настроению ее души. Полноту очарования образа рождает согласие, которое царит в картине между героиней и средой.

Рядом с Лопухиной находятся лилии – символ душевной чистоты. Красоту и юность модели олицетворяют розы – символ недолговечной земной красоты (XVIII веку был близок образный и поэтический язык метафоры).

Природа в картине не просто пейзажный фон. Она создает драгоценную оправу фигуры и лица, оттененного пепельными локонами и белизной легкой ткани платья, перехваченного голубым шарфом.

На полотне живет мир красоты и поэзии. Возникает прекрасный, но эфемерный образ, подобный тем, которые создавались в поэзии того времени:

Приятна сердцу сна мечта,

Луч солнечный в росе блестящий,

Мгновенье и краса увяла.

(В.В.Капнист)

Звучит музыка (Л.Бетховен «Элизе»). На фоне музыки слайд И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

Гаврила Романович Державин.  

   Русские девушки


Зрел ли ты, певец Тииский!
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат?
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь?
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка - души львины
И орлов сердца разят?
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.

Николай Заболоцкий

СЕНТЯБРЬ 

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Н.И.Аргунов «Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой»

Стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Она».

ОНА 

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,

Что говорит не с чувствами - с душой;

Есть что-то в ней над сердцем самовластней

Земной любви и прелести земной.

Как сладкое душе воспоминанье,

Как милый свет родной звезды твоей,

Какое-то влечет очарованье

К ее ногам и под защиту к ней.

Когда ты с ней, мечты твоей неясной

Неясною владычицей она:

Не мыслишь ты - и только лишь прекрасной

Присутствием душа твоя полна.

Бредешь ли ты дорогою возвратной,

С ней разлучась, в пустынный угол твой -

Ты полон весь мечтою необъятной,

Ты полон весь таинственной тоской.

<1826>

Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова была прекрасной оперной певицей шереметевского театра. Ею исполнено более 50 партий разнообразного репертуара. Обаяние и красота этой женщины открылись и восхищенному взгляду Аргунова и вдохновенному перу Баратынского. Портрет написан уже с графини Шереметевой – певица получила вольную в 1798 г. и через три года вышла замуж за графа Николая Петровича. Но портрет и стихотворение не стали предвестниками или знамением земного счастья: у нее была трудная и интересная судьба – портрет был создан накануне ее смерти (на 35-м году жизни).

Звучит музыка (П.И.Чайковский «Сентиментальный вальс»). Репродукция портретов женщин А.С.Пушкина.

Портрет Н.Н.Гончаровой-Пушкиной Брюллова.

Многие поэты – особенно в прошлые десятилетия – скрывали имя своей возлюбленной за собирательными именами Прекрасной Дамы, Незнакомки, Маски, а то и просто «Ее» (прекрасное стихотворение А.С.Пушкина «К ней»).

Пушкин в своей поэзии ненароком создал большой автобиографический роман.

Наталья Гончарова, Анна Керн, Елизавета Воронцова, Амалия Ризнич, Аннет Оленина и еще сотня женщин – прообразы любовной лирики Пушкина, эти женщины вошли в русскую историю благодаря большому сердцу Пушкина и гению его таланта.

А.С.Пушкина «Мадонна»

МАДОННА 

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

1830

27 января 1837 г. смертельно раненого Пушкина привезли домой. Он мучился от боли, от страшной предсмертной тоски, беспокоился о жене, все время спрашивал о ней. «Она бедная, – говорил он тревожно, – безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском».

Эти слова умирающего Пушкина были как бы завещанием нам, его потомкам.

Ю.Друнина «Наталья Пушкина»

Наталья Пушкина

И просто ли испить
Такую чашу -
Подругой гения
Вдруг стать в осьмнадцать лет?
Наталья Николаевна, Наташа!
И после смерти
Вам покоя нет!

Была прекрасна -
Виновата значит,
Такое ясно каждому,
Как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят
Все, кому не лень.

А просто ли испить
Такую чашу,
И так ли весело
И гладко шли
Дела у той,
Что сестры звали
«Таша»,
А мы - великосветски! -
«Натали»...

Поэта носит
По степям и хатам,
Он у «Емельки Пугача»
«В плену».
Лишь спрашивает в письмах
Грубовато,
По-русски, по-расейски:
- Ты брюхата? -
Свою великосветскую жену.

И на дворе на постоялом
Где-то
Строчит ей снова:
- Не зови, постой! -
И тянутся прелестницы
К поэту,
И сам он, как известно,
Не святой.

Да, торопила -
Скоро роды снова,
Да, ревновала
И звала домой.
Что этой девочке
До Пугачева,
Когда самой
Хоть в петлю лезть порой?

Тонка, бледна, застенчива -
Мадонна,
Как будто бы сошедшая
С холста.
А сплетни, анонимки -
Все законно:
Всегда их привлекала
Красота.

Но повторять наветы
Нам негоже.
Забыли мы,
Что, уходя с земли,
Поэт просил
Наташу не тревожить,-
Оставим же в покое
Натали...

Внимательно и непредубежденно всмотритесь в облик этой женщины. Не правда ли, трудно отыскать в ней черты роковой красавицы или пустенькой кокетки, которые ей нередко приписывались.

Духовный облик Натальи Николаевны можно воссоздать по письмам Пушкина к ней.

…Свою будущую жену Пушкин увидел впервые зимой в конце 1828 г. на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля. Ей было в ту пору 16 лет. В свете о ней уже говорили как об одной из первых московских красавиц.

Очарован был ее «романтической» прелестью и Пушкин, вскоре сделавший ей предложение. В ответ – полуотказ, полусогласие. Но Пушкин не отступил: мечта о счастье с этой робкой девочкой, такой спокойной, нежной, умиротворенной, кружила ему голову.

Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. И вот наконец 18 февраля 1831 года они обвенчались. На какое-то время вся жизнь поэта озарилась счастьем.

«Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось, лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», – пишет поэт своему другу П.А.Плетневу через пять дней после свадьбы. Это – очень редкое для Пушкина признание. У него, неустроенного, кочевого, появился вдруг дом, семья, берег и рядом человек, которого он любит. Исполнилось то, о чем он мечтал: «Мадонна», «чистейшей прелести образец» вошла в его дом.

Теперь Наталья Николаевна перестала быть отдаленной прекрасной мечтой. Теперь она свой, домашний человек, жена. Он стал относиться к ней, может быть, менее возвышенно, но полюбил еще больше. Полюбил уже не только за прелестное, грустное лицо, но и за душу ее.

И мы должны быть благодарны ей за то, что Пушкин узнал, что такое семейное счастье.

Он был счастлив своей любовью и, когда приходилось уезжать, тосковал в разлуке с женой, писал ей почти каждый день. У него, взрослого человека, часто в письмах вырываются признания: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, – а душу твою люблю я еще более твоего лица». «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу»; «с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе, жёнка моя». «Не можешь вообразить, какая тоска без тебя!» «Кроме тебя в жизни моей утешения нет».

Николай Доризо

Наталья Пушкина


Как девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
Что сохранится на века
Там, за супружеским порогом,
Все то, к чему ее рука
В быту коснётся ненароком.
И даже строки письмеца,
Что он писал, о ней вздыхая,
Похитит из ее ларца
Его вдова.
Вдова другая,
Непогрешимая вдова –
Святая пушкинская слава,
Одна на все его слова
Теперь имеющая право.
И перед этою вдовой
Ей, Натали, Наташе, Таше,
Нет оправдания живой,
Нет оправданья мёртвой даже.
За то, что рок смертельный был,
Был рок родиться ей красивой…
А он такой ее любил –
Домашней, доброй, нешумливой.
Поэзия и красота –
Единственней союза нету.
Но как ты ненавистна свету,
Гармония живая та!
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил:
«Она ни в чём не виновата!»

Последние годы жизни Пушкина его окружала страшная удушающая атмосфера. Поэт, хотя и был откровенен с женой, не раскрывал всей безвыходности своего положения. А сама она, юная, привыкшая к поклонению и счастью, не предвидела того ужаса, который надвигался на нее. Поэтому гибель поэта ошеломила ее своей полной неожиданностью. Через 10 дней после похорон Наталья Николаевна с четырьмя детьми уехала из Петербурга в свое родовое имение Полотняный Завод, где прожила почти безвыездно около семи лет. И только после этого вторично вышла замуж за кавалергарда П.П.Ланского, прекрасной души человека.

Андрей Дементьев «У могилы Н.Н.Пушкиной»

У МОГИЛЫ Н. Н. ПУШКИНОЙ

"Здесь похоронена Ланская..."

Снега некрополь замели.

А слух по-прежнему ласкает

Святое имя - Натали.

Как странно, что она - Ланская.

Я не Ланской цветы принёс,

А той, чей образ возникает

Из давней памяти и слёз.

Нам каждый день её был дорог

До той трагической черты,

До Чёрной речки, за которой

Настало бремя суеты.

Как странно, что она - Ланская.

Ведь вслед за выстрелом сама

Оборвалась ее мирская,

Её великая судьба.

И хорошо, что он не знает,

Как шли потом её года.

Она фамилию сменяет,

Другому в церкви скажет "да".

Но мы её не осуждаем.

         

К чему былое ворошить.

Одна осталась - молодая.

С детьми, а надо было жить.

И всё же как-то горько это. -

Не знаю, чья уж тут вина, -

Что для живых любовь поэта

Так от него отдалена.

Портрет Натальи Николаевны принадлежит кисти Александра Брюллова, акварелиста и архитектора, брата гениального живописца Карла Брюллова. Эта работа, единственная из всех известных, изображает молодую женщину в тот короткий период, когда она была женой А.С.Пушкина. Акварель, по-видимому, сделана в конце 1831 или в начале 1832 года, в первый год замужества, когда Наталье Николаевне было 19 лет.

Существует предание, что Пушкин просил художника изобразить жену в том наряде, в котором он впервые увидел ее шестнадцатилетней девочкой на московском балу.

А.С.Пушкин «Красавица»

КРАСАВИЦА 

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье,-

Но встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

1832

«Прекрасная Дама», Муза, Жена, Возлюбленная, Невеста, Подруга. Сколько стихов в русской поэзии связано с Ней! Здесь нашли воплощение и дух времени, и душа поэта, и сердце женщины. Быть музой поэта – это особый талант!

Мария Протасова – у Жуковского; Нина Чавчавадзе – у Грибоедова; Наталья Иванова, Варвара Лопухина, Мария Щербатова у Лермонтова; Елена Денисьева – у Тютчева; Любовь Менделеева и Любовь Дельмас – у Блока; Анна Ахматова – у Гумилева…

Слайд Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»

Блок.

             АННЕ АХМАТОВОЙ

«Красота страшна» — Вам скажут, —
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах.

«Красота проста» — Вам скажут, —
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан — на полу.

Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:

«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна».

                                             16 декабря 1913 г.

Портрет Анны Ахматовой 1922 г. – одна из вершин портретного искусства художника Петрова-Водкина.

Но рассеянно внимая

Всем словам кругом звучащим,

Вы задумаетесь грустно…

Как близко восприятие Анны Ахматовой Блоком и Петровым-Водкиным! В синеве умных, влекущих к себе глаз, в таинственном, задумчиво-печальном, утонченном облике поэтессы раскрыта ее духовная красота. Изысканность подчеркнута фоном холодных сине-голубых тонов, на котором справа мягко, ненавязчиво «звучит мотив поэтического вдохновения … изваяние склонившейся грустной музы».

Романс на стихи А.Ахматовой «Все обещало мне тебя»

В 1911 г. в Париже художник Натан Альтман познакомился с Анной Ахматовой; сраженный обликом этой загадочной женщины, он в Петербурге в своей мастерской, пишет ее портрет.

В синем платье и желтой шали, откинувшись, сидит молодая женщина, тонкая, угловатая. Образ Ахматовой, созданы Альтманом, перекликается с образом поэтессы, созданным в том же 1914 г. О.Мандельштамом:   Ахматова
Вполоборота, о печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос - горький хмель -
Души расковывает недра:
Так - негодующая Федра -
Стояла некогда Рашель.

Художник создал портрет Ахматовой большой психологической точности. В нем соединились женская хрупкость и сила ее характера, страдальческий излом, душевная смятенность и высокая умиротворенность. Но это и образ поэзии Анны Ахматовой, ее поэтической биографии. Это и образ времени, состояние интеллигенции, в котором соединилось ощущение трагизма эпохи и судьбы и в то же время мечтательное раздумье о будущей гармонии, т.е. это образ Ахматовой, это Муза многих поэтов, знающих и любящих эту удивительную женщину.

Я - Женщина, и, значит, я - Актриса,

во мне сто лиц и тысяча ролей.

Я - Женщина, и, значит, я - Царица,

возлюбленная всех земных царей.

Я - Женщина, и, значит, я - Рабыня,

познавшая солёный вкус обид.

Я - Женщина, и, значит, я - пустыня,

которая тебя испепелит.

Я - Женщина. Cильна я поневоле,

но, знаешь, даже, если жизнь - борьба,

Я - Женщина, я слабая до боли,

Я - Женщина, и, значит, я - Судьба.

Я - Женщина. Я просто вспышка страсти,

но мой удел - терпение и труд,

Я - Женщина. Я - то большое счастье,

которое совсем не берегут.

Я - Женщина, и этим я опасна,

огонь и лёд навек во мне одной.

Я - Женщина, и, значит, я - прекрасна

с младенчества до старости седой.

Я - Женщина, и в мире все дороги

ведут ко мне, а не в какой-то Рим.

Я - Женщина, я избранная Богом,

хотя уже наказанная им!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царица Муз и красоты.Презентация.

Литературно-музыкальная гостиная о женских образах в искусстве.Презентация к разрабтке гостиной.К сожалению, пришлось половину слайдов удалить,т.к. допустимый размер только 3мг....

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)

Актуальность проблемы Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когд...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

"Целый мир от красоты". Любовь и красота в лирике А.Фета

Урок посвящен теме красоты в творчестве Фета. Сторонник "чистого искусства", Фет никогда не писал стихи на злобу дня, вся его поэзия о вечном.....

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...