Рабочая программа по литературе 5 класс 68 ч
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 5 класс 68 ч (по учебнику ВЯ Коровиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass_68_ch.docx | 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя школа №4»
«ПРИНЯТО» на ШМО Преседатель ШМО _________________ «____»_______2012 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________(М.В.Петракова) «____»________ 2012 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ________ (Н.Э. Зуева) «____»________2012 г. |
Рабочая программа по литературе
5 класс
(2 часа в неделю)
учителя высшей категории
Рогуновой
Тамары Николаевны
Кимры
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089
от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).
На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю,
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | |||||
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Всего часов | Дата план | Дата факт | Корре-кти-ровка |
1 | Введение Писатели о роли книг в жизни человека и общества. | 1 | |||
2 | Устное народное творчество Малые жанры фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки). | 1 | |||
3 | Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло. Сказки как вид народной прозы. Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль бабы Яги в сказке. | 1 | |||
4 | Герои сказки « Иван- крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа. Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания. | 1 | |||
5 | Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». | 1 | |||
6 | Р.р. Рассказ - характеристика сказочного героя. «Иван - крестьянский сын - защитник родной земли». | 1 | |||
7 | Вн./чт. Народные представления о справедливости, добре зле в сказках о животных и бытовых сказках.
| 1 | |||
8 | Древнерусская литература Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». | 1 | |||
9 | Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | |||
10 | Из литературы 18 века Научные истины в поэтической форме в стихотворении М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...». | 1 | |||
11 | Из литературы 19 века Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | 1 | |||
12 | Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Чтение и анализ басен. | 1 | |||
13 | Вн./чт. Баснописцы 18 века. | 1 | |||
14 | Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной сказки. | 1 | |||
15 | Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок». | 1 | |||
16 | А. С. Пушкин. Сюжеты и образы народных сказок в Прологе. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов. | 1 | |||
17 | Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко. | 1 | |||
18 | Р/р. Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты. | 1 | |||
19 | Р/р. СОЧИНЕНИЕ №1. Отзыв на самостоятельно прочитанную литературную сказку. | 1 | |||
20 | Вн./чт. А. Погорельский «Чёрная курица». Нравоучительное содержание сказки. | 1 | |||
21 22 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика - солдата в поэтическом повествовании. | 2 | |||
23 | Н. В. Гоголь. Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». Сюжет и герои повести. | 1
| |||
24 | Р/р. Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». Особенности языка повести. | 1 | |||
25 | Н.А. Некрасов. Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Особенности композиции. Авторские рассуждения о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке. | 1 | |||
26 | Вн./чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении. | 1 | |||
27 | И. С. Тургенев. « Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению людей. | 1 | |||
28 | Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | |||
29 | Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян. | 1 | |||
30 | Р/р. СОЧИНЕНИЕ №2. По повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | |||
31 | Л. Н. Толстой. « Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Мысль писателя о дружбе народов. Жилин и горцы. | 1 | |||
32 | Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | 1 | |||
33 | А. П. Чехов «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | 1 | |||
34 | Вн./чт. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | |||
35 | Р/р. Речь персонажей как средство их характеристики в рассказах А.П. Чехова. | 1 | |||
36 | А.А. Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни. | 1 | |||
37 | Ф.И. Тютчев. Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…». | 1 | |||
38 | Вн./чт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | 1 |
| ||
39 | Р/р. СОЧИНЕНИЕ №3. Обучение анализу лирического произведения ( на материале стихотворений русских поэтов 19 века). | 1 |
| ||
40 | И. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | |||
41 | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | |||
42 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1 | |||
43 | Вн./чт. Труд и талант в рассказе А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр».Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом. | 1 | |||
44 | С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом». | 1 | |||
45 | П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое. Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы. | 1 | |||
46 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке. | 1 | |||
47 | Вн./чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | |||
48 | С.Я. Маршак Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки. | 1 | |||
49 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | 1 | |||
50 | А.П. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | 1 | |||
51 | В.П. Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | |||
52 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | |||
53 | К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А. Твардовский « Рассказ танкиста». Война и дети. | 1 | |||
54 | Вн./чт. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
| ||
55 | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Н.М. Рубцов, Дон-Аминадо). | 1 | |||
56 | Р/р. Сопоставительный анализ стихотворений. Д. Кедрин «Алёнушка» и А. А. Прокофьева «Алёнушка». | 1 |
| ||
57 | Вн./чт. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в стихотворениях русских поэтов 20 века. | 1 | |||
58 | Р/р. СОЧИНЕНИЕ №4. Обучение анализу лирического произведения ( на материале стихотворений русских поэтов 20 века). | 1 | |||
59 | С. Черный. «Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа. | 1 | |||
60 | Из зарубежной литературы Р. Стивенсон « Вересковый мед». Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в поэзии писателя. | 1 | |||
61 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Тема путешествия в литературе. | 1 | |||
62 | Г. X. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда. Мастер слов и сказок. | 1 | |||
63 | М. Твен. « Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Система воспитания и обучения. Гимн детству. | 1 | |||
64 | Д. Лондон. «Сказания о Кише». Повествование о мужестве, смелости, благородстве. | 1 | |||
65 | Подведение итогов года. Задание для летнего чтения. | 1 | |||
66- 68 | Резервные уроки. | 3 |
Содержание тем учебного курса ( 5 кл.)
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Требования к уровню подготовки
Учащихся за курс литературы
- класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Использованная литература
- Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П. Читаем, думаем спорим…: 5 кл. М.: Просвещение, 2009.
- Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009.
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2008.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. литература: 5 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2003.
- Русская литературная классика. Книга для чтения в 5-м классе в 2-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
- Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная: Сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды. М.: «АРКТИ», 2002.
- Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 5 кл.: Учеб.-метод. пособие \ Д.Г.Чижов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
- Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе 5-11 классы. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004.
- Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.
- Всероссийская олимпиада по литературе: Задания. Работы учащихся. М.: АРКТИ, 2000.
ХРЕСТОМАТИИ
- Древнерусская литература: Хрестоматия для 5—9 классов /
Сост. О. В. Творогов. — М.: Просвещение, 1998.
- Российская школьная хрестоматия (5—11 классы) / Сост. ;.В. И. Коровин, В. Я. Коровина. — М.: Интербук, 1995—1996.
- Русская литература XIX века: Первая половина: В 2 ч. / Сост. Л. Г. Ленюшкина, Д. Г. Терентьева. — М.: Просвещение, 1996.
- Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, П. Г. Пу-стовойт. — М.: Просвещение, 1998.
- Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 2001.
- Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия [Историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, М. Т. Пи-наев. — М.: Просвещение, 1998.
- Русская литература XX века: Хрестоматия для 11 класса: В 2 ч. / Сост. А. В. Баранников, Т. А. Калганова, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2000.
- Наш XIX век/ Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
- Мифы народов мира / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
- Волшебный ларец: Русская литературная сказка XX века / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1998.
СЛОВАРИ
- Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. — М.: Просвещение, 1996.
- Русские писатели XIX — начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1995.
- Русские писатели XIX века: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1996.
- Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. — М.: Просвещение, 1996.
5. Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1998.
6. А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред.
В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....