Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Ачох Ксения Александровна

Данная рабочая программа поможет учителям, работающим в 5 классе по учебнику Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_kl_70_ch.doc493 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

учителей русского языка и литературы

Протокол №______

от ____ _________________2012г.

Согласовано

зам.директора по ОП

_____________  Л.Р.Грудцына

_____  ________________2012г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей

______________________ Г.А.Литвишко

_____ ___________ 2012 г.

Приказ № ___ от ___ ___________ 2012 г.






  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1. ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА



Программа составлена на основе примерной программы основного общего  образования по литературе

Учебник: Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2010.








учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» п.Ханымей

Ветошкина Ксения Александровна


2012/2013 учебный год

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка.
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.
  2. Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание тем учебного курса (основное содержание).
  5. Перечень литературы и средств обучения.
  6. Календарно-тематическое планирование.
  7. Контроль уровня обученности учащихся.

Содержание рабочей программы

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны уметь:

  1. работать с книгой
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  1. выражать свое отношение к прочитанному;
  2. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  3. владеть различными видами пересказа;
  4. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  5. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учащиеся должны знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия;

Требования к уровню подготовки учащихся  5 класса

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

         «2»- менее 59 %. 

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

Учебно-тематическое планирование

Предмет –  литература, класс – 5

( 2 час в неделю, всего 70 часа)

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

В том числе

Внеклассное чтение

Развитие речи

Раздел 1. Введение. ( 1 ч)

1

Роль книги в жизни человека и общества.

1

Раздел 2. Устное народное творчество. (6 ч)

2

Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

3

Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы.

1

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

1

5

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера.

1

6

Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.

1

7

Итоговый урок по фольклору

1

Раздел 3. Древнерусская литература. (1 ч)

8

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Раздел 4. Русская литература XVIII века. (1 ч)

9

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

1

Раздел 5. Русская литература XIX века. (31 ч)

10

 Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельнос-ти.

1

11

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

1

12

«Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.

1

1

13

Басенный мир И.А.Крылова.

1

1

14

В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна».

1

15

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев.

1

16

Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

1

17

Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

18

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

1

19

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

1

20

 Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна»

1

21

«Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина».

1

22

 Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».

1

23

 М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино».

1

24

 «Бородино»: художественный анализ текста.

1

25

Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место».

1

26

Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место»

1

27

 Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге».

1

28

 Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос».

1

29

 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

1

1

30

 И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями.

1

31

 История отношений Герасима и Татьяны.

1

32

 Герасим и Муму.

1

33

 Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства.

1

1

34

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1

35

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы

1

36

Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толстого.

1

37

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».

1

38

Юмористические рассказы А.П.Чехова.

1

1

39

 Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века.

1

40

Итоговый урок по литературе XIX века.

1

Раздел 6. Русская литература ХХ века. (20 ч.)

41

 И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе

1

42

В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

1

43

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

2

44

Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.

1

1

45

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

46

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

1

47

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе.

1

48

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

1

49

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1

50

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.

1

51

 Художественные особенности драматической сказки Маршака. Юмор в сказке.

1

52

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

1

53

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

1

54

 Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

1

55

 Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева)

1

1

56

 «Ради жизни на Земле…»

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

1

57

 Произведения о Родине и родной природе.

Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо.  

1

58

 Писатели улыбаются. Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

1

59

 Итоговый урок по русской литературе

1

Раздел 7. Зарубежная литература (10 ч)

60

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

1

61

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1

62

 Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1

63

 «В поисках Кая».

1

64

Наши любимые сказки Андерсена.

1

1

65

 Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте.

1

66

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

1

67

 Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя.

2

68

Итоговый урок.

1

ИТОГО

70

5

6

Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс – 5  (2 часа в неделю)

Содержание тем учебного курса (основное содержание)

Введение (1ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (6 ч)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

 Древнерусская литература (1 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Русская литература XVIII века (1 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Русская литература XIX века (31 ч)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Содержание тем учебного курса

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Содержание тем учебного курса

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Русская литература XX века (20 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Содержание тем учебного курса

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Содержание тем учебного курса

Зарубежная литература (10 ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Содержание тем учебного курса

Перечень литературы и средств обучения

  1. Закон «Об образовании».
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
  3. Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Программы основного общего образования по литературе.
  8. Основная учебная литература для учащихся

      1. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2010.

Литература для учителя

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004
  2. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008
  3. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008
  4. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002

Multimedia-поддержка предмета

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2010.

Образовательные электронные ресурсы

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Перечень литературы и средств обучения

Календарно-тематическое планирование по литературе

5 класс

кол-во часов в год - 70, кол-во часов в неделю - 2

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные термины, понятия

Знания, умения и компетентности

Оборудование

Дата по плану

Дата фактическая

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I триместр

 Введение. (1 ч.)

1

Роль книги в жизни человека и общества.

1

Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка, нахзац,

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение Книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок;

 уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план.

Тетрадь, учебник, презентация

04.09

Устное народное творчество

(6 ч)

2

Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

Фольклор, фольклористика, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка, Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы

Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку.

Тетрадь, учебник, презентация

05.09

3

Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы.

1

Сказка, старины

Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки  -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике

Тетрадь, учебник, презентация

11.09

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

1

Постоянные эпитеты, сказочные формулы.

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки

Тетрадь, учебник, презентация

12.09

5

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера.

1

Гипербола.

Героическая

сказка.

Герой.

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты.

Тетрадь, учебник, презентация

18.09

6

Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.

1

Понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной

Тетрадь, учебник, презентация

19.09

7

Итоговый урок по фольклору

1

25.09

 Древнерусская литература

 (1 ч)

8

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина

Знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

Тетрадь, учебник, презентация

26.09

Русская литература XVIII века

(1 ч)

9

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

Астроном, весьма, слыл, очаг; Коперник, Птолемей

Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно.

Тетрадь, учебник, презентация

02.10

Русская литература

XIX века

(31 ч)

10

 Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности.

1

Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басни, Эзопов язык

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

Тетрадь, учебник, презентация

03.10

11

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

1

Басня, аллегория, мораль  басни.

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Тетрадь, учебник, презентация

09.10

12

Р.р. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.

1

Басня, аллегория, мораль  басни.

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Тетрадь, учебник, презентация

10.10

13

Вн. чт. Басенный мир И.А.Крылова.

1

Знать основные мотивы творчества Крылова; понимать близость басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи

Тетрадь, учебник, презентация

16.10

14

В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна».

1

Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки

Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки.

Тетрадь, учебник, презентация

17.10

15

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев.

1

Баллада, ратник, латник

Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу

Тетрадь, учебник, презентация

23.10

16

Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

1

Эпитет, сравнение, метафора

Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

Тетрадь, учебник, презентация

24.10

17

Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

Пролог

Знать: поэтические средства художественной выразительности

Уметь: определять роль Пролога в поэме,  работать с художественным текстом

Тетрадь, учебник, презентация

30.10

18

Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении

Тетрадь, учебник, презентация

31.10

19

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

1

Инда, сочельник, ломлива, перст, полати

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев

Тетрадь, учебник, презентация

06.11

20

 Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна»

1

Знать: сюжеты сказок, их отличительные Уметь: проводить сравнительный анализ по задан-ным параметрам особенности

Тетрадь, учебник, презентация

07.11

22

«Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина».

1

Знать: содержание изученных произведений

Тетрадь, учебник, презентация

13.11

22

 Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».

1

Псевдоним, «Attalea Prinseps»; самолюбие, самонадеянность

Знать сведения о жизни писателя, что такое псевдоним; уметь разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки

Тетрадь, учебник, презентация

14.11

23

 М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино».

1

Редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою

Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

Тетрадь, учебник, презентация

20.11

Всего за I триместр

23

II триместр

24

 «Бородино»: художественный анализ текста.

1

Монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись

Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения, при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблююдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями Бородинского сражения

Тетрадь, учебник, презентация

25

Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место».

1

Юмор, сатира, лирика

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения

Тетрадь, учебник, презентация

26

Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место»

1

Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное

Тетрадь, учебник, презентация

27

 Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге».

1

Поэзия. Композиция. Бурлаки

Чувствительный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание

Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге

Тетрадь, учебник, презентация

28

 Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос».

1

Рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма

Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм

Тетрадь, учебник, презентация

29

Вн.чт.  Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

1

Вирши, чухна, мякина, лава, пожня, содом, обаянье

Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

Тетрадь, учебник, презентация

30

 И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями.

1

Челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гипербола, Аннибалова клятва, крепостничество

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников

Тетрадь, учебник, презентация

31

 История отношений Герасима и Татьяны.

1

Нравственное превосходство, независимость, бескомпромиссность, человеческое достоинство

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

Тетрадь, учебник, презентация

32

 Герасим и Муму.

1

Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму

Тетрадь, учебник, презентация

33

Р.р.  Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства.

1

Портрет, пейзаж, литературный герой, тема, идея сочинения, план, тип речи: рассуждение, повествование

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

Тетрадь, учебник, презентация

34

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1

Идея, сюжет, рассказ

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого

Тетрадь, учебник, презентация

35

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы

1

План (простой, сложный), говорящая фамилия, «жила», «костыль»

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя

Тетрадь, учебник, презентация

36

Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толстого.

1

Сюжет, композиция, рассказ, идея

Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы.

Тетрадь, учебник, презентация

37

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».

1

Идея, сюжет, рассказ

Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации

Тетрадь, учебник, презентация

38

Вн.чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова.

1

Подтекст, художественная деталь

Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи

39

 Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века.

1

Олицетворение, эпитет

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать

Тетрадь, учебник, презентация

40

Итоговый урок по литературе XIX века.

1

Русская литература

XX века

(20 ч)

41

 И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе

1

Рассказ, рассказчик

Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым событиям; уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне

Тетрадь, учебник, презентация

42

В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

1

Повесть

Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества

Тетрадь, учебник, презентация

43-44

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

2

Деталь, контраст, авторское отношение, символ

Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения

Тетрадь, учебник, презентация

45

Р.р. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.

1

Тема, заглавие, редактирование, композиция, логическая связь

Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение

Всего за II триместр

22

III триместр

46

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

Лал, эпитет, мужские рифмы, перекрестная рифмовка, метафора

Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения

Тетрадь, учебник, презентация

47

Р.р. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

Метафора, эпитет, аллитерации, олицетворение

Уметь подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе)

48

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе.

1

Сказка, сказ

Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

Тетрадь, учебник, презентация

49

Вн.чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

Знать произведения П.П.Бажова; уметь работать в группе; развивать творческие способности учащихся

Тетрадь, учебник, презентация

50

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1

Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка

Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; уметь объяснять смысл названия сказки

Тетрадь, учебник, презентация

51

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.

1

Драма, драматический сюжет, действующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург, пьеса

Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

Тетрадь, учебник, презентация

52

 Художественные особенности драматической сказки Маршака. Юмор в сказке.

1

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками

Тетрадь, учебник, презентация

53

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

1

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души

Тетрадь, учебник, презентация

54

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

1

Слова и выражения, характерные для стиля В.П.Астафьева

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

Тетрадь, учебник, презентация

55

 Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

1

Тема, проблема произведения, авторская позиция

Понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки)

Тетрадь, учебник, презентация

56

Р.р.  Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева)

1

Знать общий принцип составления сложного плана; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию; понимать, что надо надеяться на собственные силы

57

 «Ради жизни на Земле…»

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

1

Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

Знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать

Тетрадь, учебник, презентация

58

 Произведения о Родине и родной природе.

Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо.  

1

Метафора, эпитет, инверсия

Знать авторов стихотворений и картины; уметь сопоставлять произведения: каждого стихотворения с картиной В.М.Васнецова и двух стихотворений друг с другом; понимать, что один и тот же факт жизни по-разному воплощается и переосмысливается в творчестве различных героев

Тетрадь, учебник, презентация

59

 Писатели улыбаются. Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

1

Интерьер, юмор, юмористический

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; уметь сжато пересказывать, инсценировать

Тетрадь, учебник, презентация

60

 Итоговый урок по русской литературе

1

 Зарубежная литература

(10 ч)

61

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

1

Вереск, пикты, скотты

Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона

Тетрадь, учебник, презентация

62

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1

Робинзон, робинзонада

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни

Тетрадь, учебник, презентация

63

 Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1

Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Тетрадь, учебник, презентация

64

 «В поисках Кая».

1

65

Вн.чт. Наши любимые сказки Андерсена.

1

66

 Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте.

1

Знать, как реализуется в худож. произведении тема красоты

Тетрадь, учебник, презентация

67

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

1

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника

Тетрадь, учебник, презентация

68-69

 Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя.

2

Знать: биографию Дж.Лондона, особенность его произведений

Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», характеризовать образ героя

Тетрадь, учебник, презентация

70

Итоговый урок.

1

Всего за III триместр

25

Всего за учебный год

70

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса

Контроль уровня обученности учащихся

Контроль уровня обученности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...