Открытый урок по литературе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Степанян Анжелла Петросовна

Открытый урок в 7 классе "В ней есть душа..." (Человек и природа в искусстве). На уроке использовалась музыка Стравинского, Чайковского. Были показаны репродукции картин Рериха, Левитана, Шишкина. Читались отрывки о природе и её влиянии на человека из произведений Паустовского, Тургенева, Андреева, стихи Рубцова, Заболоцкого, Батюшкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_ney_est_dusha.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Открытый урок литературы в 7 классе        

                                «В ней есть душа, в ней есть свобода…»

                              ( Человек и природа в русском искусстве)

  Цель:  - развить эстетический вкус и творческие способности учащихся;

             - вовлечь учащихся в мир искусства слова.

  Задачи: - показать равновесие и разумность устройства окружающего мира,

                  целесообразность и гармоничность явлений природы;

               -  развить мысль о том, что человек – часть целого и мудрость его в том,

                  чтобы ощущать себя одной из частей вселенской гармонии.

  Тип урока: обобщение и закрепление пройденного (внеклассное чтение)

 Оборудование урока: репродукции картин Левитана, Шишкина, Грабаря;

                                      муз. сопровождение – цикл пьес Чайковского «Времена года»,

                                      «Вальс цветов», произведения Стравинского, Рахманинова.

                                                                               Когда  напевают закаты в реке,

                                                                               И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

                                                                               Кто землю поймёт на родном языке?

                                                                               Кто, если не я?

                                                                               Кто, если не ты?

                                                                                                                       Л. Щипахина

                                                              Ход урока:

  1. Орг. момент .
  2. Повторение пройденного. Фронтальный опрос.
  3. Сообщение новой темы.

А) Вступительное слово учителя:

«Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Явления природы, даже самые простые и обыденные, в искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными.Это стихи Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева, Бунина, Пастернака, рассказы Тургенева, Чехова, Паустовского и Пришвина, полотна Левитана, Шишкина, музыка Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Свиридова.

                           Не то, что мните вы, природа

                           Не слепок, не бездушный лик –

                           В ней есть душа, в ней есть свобода,

                           В ней есть любовь, в ней есть язык.

В ней неиссякаемый источник вдохновения поэтов и художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться.

            Б)  Увертюрой сегодняшнего урока будут стихи, подготовленные вами дома.

        (Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»

         Заболоцкий «Суровая природа».

         И. Бунин «Распахнись…»)

В этих стихах величие природы, её душевность, её открытость, её готовность к диалогу, её желание помочь человеку. Всегда ли это было?

Бытует мнение, что в Древней Руси плохо понимали красоту природы. Основывалось это мнение на том, что в древнерусских произведениях редки подробные описания природы. Но вот запись ХV века: «И аща хотеши прохладитися, изыди на преддверие храмина твоея и виждь небо, солнце, луну, звёзды, облака, и в сих прохлажайся». Мы с вами знаем немало примеров, когда природа приходит на помощь человеку.                                                                        

             Сейчас послушаем музыку и представим себе жизнь древних славян.(Слушаем        

             Стравинского «Земля священная»).

Либретто было написано Рерихом вместе со Стравинским. Художник и композитор ставили перед собой задачу воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь древних славян.

    (Рассматриваем картину из жизни древних славян, комментируют учащиеся)

Приведите пример прозаического произведения, где природа помогает человеку.

                     (Ребята приводят примеры из художественной литературы)

    ( «Кладовая солнца» Пришвина, где ощущается одушевлённость природы, её готовность к диалогу и неумение по-другому общаться с человеком.)

    ( «Петька на даче» Л.Андреева).

          В)   Музыка врывается в природу и вдохновляет человека на творчество.

          В 1875 году в журнале «Нувеллист» появилось сообщение о том, что

          знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал поместить в журнале целую серию

          фортепианных композиций,  связанных с временами года. Обещание было

          выполнено. Так рождается цикл «Времена года». 12 пьес – 12 месяцев. Эпиграфы

          подбирал сам композитор из стихотворений русских поэтов.

          Сейчас мы с вами послушаем одну пьесу, вы определите время года эпиграфом.

          (Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь». Учащиеся стихами подтверждают).

          А вот мой эпиграф:  «Октябрь серебристо-ореховый,

                                                Блеск заморозков оловянный.

                                                Осенние сумерки Чехова,

                                                Чайковского и Левитана».

           Г)  А сейчас мы поговорим о том, как природа вдохновляла на творчество

           А.С.Пушкина. Достаточно вспомнить Болдинскую осень. Всё сошлось здесь:                                                                                                                                    

           деревня, осень, тишина. Время как бы нарочно остановилось. Осень в Болдино –

           пик его творчества: изобилие мотивов в стихотворениях, это проза – «Повести      

           Белкина», «Маленькие трагедии», заканчивает роман «Евгений Онегин».

                Так же как Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени

           года и  И.Левитан. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Он  оставил    

          около ста «осенних картин», самая знаменитая из которых – «Золотая осень».

          Осень снимает густые цвета, смывает дождями зелень. Рощи сквозные. Тёмные

           краски лета сменяются золотом, пурпуром и серебром. Воздух прозрачнее,

           холоднее, и дали гораздо чище, глубже, чем летом.( Возможен Шишкин)

                (Под музыку Свиридова проводится физкультминутка)

               А теперь посмотрим, как творчески действует природа на вас.

         Д) (Проводится групповая творческая работа. Учитель читает начало текста, а

                учащиеся продолжают).

          Отрывок из произведения К.Паустовского «Прощание с летом».

            « Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я

            оглох во сне… За стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую

            тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый,

            беспокойный сад. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату.

            Я встал и подошёл к окну…  )(Читают полученный текст)

          Е)  Природа влияет на душевное состояние человека. Мы радуемся, когда солнце,

          грустим, когда дождь. Природа вызывает у нас тоску по родине, когда мы

          далеко от неё. Давайте посмотрим, какие чувства появляются у героев из

          произведений, отрывки которых вы подготовили.

                    (Читаются отрывки с объяснением).(Читают стихотворение Батюшкова)

               Но есть картины природы, описание которых в нас отзывается тоской,

               грустью и даже печалью.

                     (Учитель читает отрывок из рассказа И.Бунина «Новая дорога»)

             Ж)    Мы должны жить в гармонии с природой, а иначе…(высказывания учеников)

                          (Ученик читает стихотворение С.Острового «Сказание о Земле).

                      Под «Вальс цветов» учитель читает стихи «Не рви цветов, не надо».

              4.  Закрепление пройденного на уроке. Учащиеся говорят о том, что

                      а) природа помогает человеку;

                      б) природа вдохновляет на творчество;

                      в) природа отражает душевное состояние человека;

                      г)  природу надо любить и беречь.

                 А завершить сегодняшний урок хочу словами великого русского поэта    

                 С.А.Есенина  

                                                                   Я думаю:

                                                                   Как прекрасна

                                                                   Земля

                                                                   И на ней человек.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...