Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)
рабочая программа на тему
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае,
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Авторской программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», (автор Н.Ф. Виноградова) М.: Издательский центр: Вентана-Граф.
Цель курса: формирование у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Основные задачи учебного курса:
- познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
- развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты изучения курса
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (и результаты по каждому учебному модулю.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Планируемые результаты учебного модуля «Основы православной культуры»
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание курса
Общая часть курса
(первое полугодие, 17 ч)
Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.
Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что
относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие
нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в
реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Расширение кругозора школьника
Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление). Славянские
и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.
Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона и ее роль в православии. Значение «красного угла» в русском доме. Культовые здания для верующих
разных вероисповеданий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим. Стена плача. Пагоды. Предания о Будде; о пророке Мухаммаде. Полумесяц –
один из символов ислама. Первые печатные издания, раскрывающие нормы и правила поведения в обществе. «Юности честное зерцало…».
Модульная (вариативная) часть курса
Основы православной культуры (второе полугодие, 17 ч)
Православное христианство. Православие — традиционная религия России. Три главные ветви христианства. Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная Церковь.
Вклад православия в развитие русской культуры. Крещение Руси — приобщение к европейской культуре. Монастыри — центры культуры. Церковно-приходские школы.
Бог — создатель мира. Десять заповедей, данных Богом Моисею, — древнейший слой библейских религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм.
Сын Божий Иисус Христос. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь.
Апостолы — ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность.
Священная книга христиан. Состав Библии — Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.
Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи.
Богослужение в православной церкви. Крест — символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва. Храм — дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме.
Православный календарь. Великие православные праздники. История православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные (христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Соотнесённость праздника с конкретным событием в истории христианства. Обрядовая сторона праздников.
Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя). Экскурсии. Православный храм.
Тематическое планирование курса
№ урока | Тема | Количество часов |
Россия – страна, объединившая народы – 6 часов | ||
1 | Россия – многонациональная держава | 1 |
2 | Народы Поволжья | 1 |
3 | Народы Северного Кавказа | 1 |
4 | Народы Сибири | 1 |
5 | Русский язык – государственный язык России | 1 |
6 | Когда люди объединяются. Защита Отечества | 1 |
Многообразие культур народов России – 10 часов | ||
7 | Жилища народов России | 1 |
8 | Одежда народов России | 1 |
9 | Кухня народов России | 1 |
10 | Традиционные религии народов России | 1 |
11 | Православный храм | 1 |
12 | Буддийский храм | 1 |
13 | Мечеть | 1 |
14 | Синагога | 1 |
15 | Народные и религиозные праздники | 1 |
16 | Что помогает людям жить в мире и согласии | 1 |
17 | Защита проектов по первому модулю | |
Православие в России – 4 часа | ||
18 | Православие – традиционная религия России. Крещение Руси. | 1 |
19 | Русская православная церковь | 1 |
20 | Монастыри России | 1 |
21 | Вклад православия в развитие русской культуры | 1 |
Чему учит православное христианство – 6 часов | ||
22 | Бог – создатель мира | 1 |
23 | Десять заповедей Божиих | 1 |
24 | Сын Божий – Иисус Христос | 1 |
25 | Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа | 1 |
26 | Апостолы – ученики Иисуса Христа | 1 |
27 | Библия – Священная книга Христиан | 1 |
Традиции православного христианства – 6 часов | ||
28 | Ценности православной семьи | 1 |
29 | Богослужения в русской православной церкви | 1 |
30 | Молитва в православии | 1 |
31 | Храм – дом Божий. Правила поведения в православном храме | 1 |
32 | Иконы и фрески. Церковное пение и колокольный звон | 1 |
33 | Православный календарь | 1 |
34 | Защита проектов по второму модулю |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Учебная программа | Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: рабочая программа. Н.Ф. Виноградова. М. : ВентанаГраф, 2017. |
Учебники, учебные пособия | «Основы религиозных культур и светской этики Ч.1 авторы Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2018. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры Ч.2 авторы Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2018 |
Методические материалы | - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. - Основы религиозных культур и светской этики : 4 класс методические рекомендации. Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2017. |
Дидактические материалы | - Основы православной культуры. Рабочая тетрадь. Ч. 1,2. / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014 |
Материалы для контроля | Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».
Тема разработанного мною урока есть в программе А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: «Основ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") для 4 класса составлена по учебнику А. Кураева...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (Светская этика) учебник Шемшурина А. И.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (Светская этика) учебник Шемшурина А. И....