Кому и зачем нужна поэзия
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Колесникова Татьяна Георгиевна

Урок по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komu_i_zachem_nuzhna_poeziya.rar11.7 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 11

Урок – сказка

«Кому и зачем нужна поэзия?»

(литература, 5 класс)

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

КОЛЕСНИКОВА Т. Г.

пос.  Южный

Цель: работа над произведениями пейзажной лирики, составляющей гордость отечественной поэзии: формирование культуры восприятия поэтического слова; помочь понять, зачем поэзия нужна людям.

Оборудование: выставка книг о природе; портреты Ф. Тютчева, И. Бунина, В. Луговского; рисунки учеников; грамзапись П.Чайковский «Времена года».  

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Беседа  с классом.

  - Вы уже читали и учили наизусть много стихотворений о природе и, конечно, представляете себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего и для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни нам не приходит в голову говорить в рифму, когда мы  общаемся между собой? Зачем же нужна поэзия?

  - Вы  всё правильно сказали, а теперь давайте попытаемся найти более точный ответ на вопрос: кому и зачем нужна поэзия. Чтобы лучше это понять, послушайте сказку.

3.Слово учителя

(Звучит грамзапись Чайковского).

     «Жил-был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие. светлые, но какие-то все одинаковые. Так что даже самые давние жители могли легко заблудиться. Город был большой, люди в нём жили разные, но каждый, кто приезжал и видел их, утверждал, что все они очень похожи и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому.

      Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но никому не было грустно, когда солнце закрывалось тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Если они видели поскользнувшегося  и упавшего человека, могли засмеяться. Но никто не улыбнулся от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.

   Но ведь все люди не могут быть одинаковыми! Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек, такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком (музыка  громче), потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чём шепчут деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, например:

                          Не то, что мните вы, природа:

                          Не  слепок, не бездушный лик –

                          В ней есть душа, в ней есть свобода,

                          В ней есть любовь, в ней есть язык…    

(Музыка -)

     И был в этом городе большой старый сад. В нём росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно- полезно двигаться, дышать кислородом. И только чудак приходил сюда зимой и осенью, летом и весной, чтобы полюбоваться красотой сада (музыка +).  Стоило ему появиться, как к нему протягивали свои ветки деревья, к нему тянулись головки цветов, только для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом сказать. И благодарный сад становился ещё красивее, охотнее открывал человеку свои тайны.

     Представьте себе…Сентябрь. Облетают листья. Ночью был первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины. А сегодня? Что случилось с ними? Как сказали бы об этом жители города? (Музыка -) Они подумали бы и сказали: «Цветы завяли. Надо их вытащить и вскопать  клумбу». А наш чудак посмотрел на цветы и произнёс (музыка +):

                              Осыпал лес свои вершины,

                            Сад обнажил своё чело.

                             Дохнул сентябрь. И георгины

                             Дыханьем ночи обожгло.

Беседа.

-    Какие слова в этих строчках вам кажутся необычными, неожиданными?

-  Заморозок – «и георгины  дыханьем ночи обожгло». Как вы думаете, почему именно это слово выбрал наш герой?

Продолжение сказки.

  «Пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое. И читает стихи».

Ученик читает отрывок из поэмы И.Бунина «Листопад» (с начала до слов « И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»)

   Беседа.

-  Какое настроение вызывает у поэта осень?

-  Перечитаем описание леса. Какие краски увидел поэт? Кажется ли вам лес прекрасным, сказочным?

-  Как вы думаете, почему поэт назвал осень «тихой вдовой»?

  Слово учителя: Вдова – женщина, потерявшая мужа. Она чаще всего немолода. Возраст сделал её движения спокойными, неторопливыми. Когда вокруг праздник, она тиха, задумчива. Вот и осень – пора увядания – напомнила поэту такую женщину. Но, несмотря на лёгкую грусть, осень в этом стихотворении яркая, праздничная. Чтобы убедиться в этом, послушаем ещё раз стихотворение

Чтение стихотворения.

Продолжение сказки. (музыка +)

  «Проходят дни, месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю, закрывает её белым пологом. Деревья в лесу стоят по колено в снегу. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, ещё более холодит её, и снег ярко блестит под его лучами».

Ученик читает стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою-зимою».

Беседа.

-  Как поэт называет зиму?

-  Какие слова усиливают ощущение колдовского покоя?

-  Почему автор говорит о лесе «не мертвец и не живой»? Какие слова помогают ответить на этот вопрос?

-  Послушаем ещё раз стихотворение, представим  себе сказочно прекрасный зимний лес.

Чтение стихотворения.

Продолжение сказки.

«Наш чудак тоже любовался красотой зимней природы. Но ждал самого лучшего времени, когда она проснётся под лучами солнца, и видел то, чего не видели другие люди. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения  в природе, раньше других чувствовал приближение весны».

   Ученик читает стихотворение Ф.Тютчева «Ещё земли печален вид».

 Беседа.

-  Как вы думаете, о каком времени года идёт речь?

-  Какие приметы  скорого прихода весны называет поэт?

-  Как вы понимаете строку «А воздух весною дышит»?

-  Воздух нагревается под тёплым солнышком, налетает лёгкий ветерок, в котором чувствуются влажные запахи весны. Помните, в стихотворении «Чародейкою зимою» лес был неподвижен, «окован лёгкой цепью пуховой»? А сейчас? Найдите строку «И елей ветви шевелит» - лес оживает, освобождается от ледяного плена. Перечитайте последние строки стихотворения:

                         Ещё природа не проснулась,

                         Но сквозь редеющего сна.

                         Весну прослышала она.

                         И ей невольно улыбнулась…

-  Как вы понимаете последнюю строку? Что представляете, когда слышите её?

Повторное чтение стихотворения учителем.

- Возникает картина весеннего солнца на ярко-голубом небе. Природа прекрасна в любое время года. И человеку, который умел видеть её красоту, природа каждый день открывала новое. ОН хорошо знал жизнь птицы и зверя , понимал их душ и умел по следам в лесу представит и рассказать целую историю.

   Ученик  читает стихотворение И.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»

Беседа.

-  Что более всего вас взволновало при чтении ?

-  Представьте себе оленя. Какие слова помогают его описать?

-  Люди, хорошо знающие и любящие природу, могут по следам понять, что произошло в лесу. Вот и автор «прочитал» историю оленя. А сумеем ли это сделать мы?

-  Как сначала ведёт себя олень? Какие слова подсказывают, что олень пока спокоен?

-  В какой момент меняется настрой оленя? Прочтите эту строку. Почему «и вдруг прыжок!»? Что-то случилось! Мы тревожимся, уйдёт ли олень от погони, не разорвут ли его собаки? Но какие слова подсказывают, что олень уйдёт от погони? Какое настроение звучит в этой строфе?

-  Какое настроение вызывает у вас строка «Он красоту от смерти уносил»?

Слово учителя: Прекрасен и олень, и природа, и сама жизнь. Поэт радуется, что красота спаслась, ушла от смерти. Но он и тревожится: ведь не всегда красоте удаётся спастись! Злой выстрел, сбивающий на лету птицу, сорванный цветок, загубленное дерево – разве это не уничтожение красоты? Значит, природа нуждается в защите? Вот какие мысли вызывает это маленькое стихотворение.

Повторное чтение стихотворения.

«Наш чудак любовался красотой оленя, радовался его спасению, умел понять горе и радость любого живого существа, потому что чувствовал горе и радость как свои . И даже игрушку он мог представить живой и рассказать о ней удивительную историю

Ученик читает стихотворение В. Луговского «Медведь».

  Беседа.

-  Понравилось ли вам это стихотворение?

Слово учителя: Маленькая героиня любит свою игрушку. Ведь она одинока! Представьте, как тяжело маленькой девочке остаться одной дома, да ещё ночью, да ещё в праздник:

                          Кто твою хозяйку приголубит?

                          Мать с отцом встречают Новый год,

                          Домработница танцует в клубе,

                          К девочке мохнатый сон идёт.

 И единственный друг, единственная радость – плюшевый мишка. Девочка засыпает и ей то ли чудится, то ли снится, будто её любимый медведь уходит. Куда? Неужели он уйдёт. Нет, сон добрый, новогодний, медведю скажут, что нельзя бросать девочку.

Чтение двух последних строф.

Вот какой вывод делает автор: ни людям, ни зверям нет жизни без фантазии, без сказки, а значит без поэзии.

Повторное чтение стихотворения.

(Музыка +)

« Вот какие стихи звучали, пока наш чудак бродил по саду. Стихи слушали деревья, звери, птицы. А люди не хотели слышать и понимать их. Но человеку трудно жить, если он одинок, если его не понимают. И чудак ушёл из города. Он ушёл искать людей, близких ему, которые бы видели и понимали прекрасное. Ему было больно покидать сад, и он ушёл, даже не попрощавшись с ним. А сад ждал своего друга. Без него увяли цветы  деревья, перестали петь птицы. Сад умирал.

   Жители города не могли понять, что с ним происходит. Но один вспомнил, что сад начал погибать, когда из города ушёл чудак. И тогда люди кинулись разыскивать его и сказали: «Погибает наш сад. Верни его». Чудаку стало жаль своего друга, ион вернулся. Он вошёл в умирающий сад, и… случилось чудо Он шёл, а на глазах у изумлённых жителей города начали оживать цветы и деревья, начали петь птицы И тогда люди увидели, как прекрасен сад. Поняли они и того, кто вернул им красоту и радость. Он больше не будут называть его чудаком. А будут называть Поэтом. Ведь поэзия учит видеть красоту, делает человека добрее, открывает души и сердца. И когда люди поняли, зачем нужна поэзия, они полюбили стихи.

   И когда жители города гуляли по саду, который стал ещё гуще и прекраснее в любое время года, они часто вспоминали стихи.» Давайте и мы с вами вспомним и почитаем ваши любимые стихи о природе.

    Представьте, что вы идёте по прекрасному весеннему саду. Какие стихи вам вспоминаются?

Чтение стихотворений.

Итог урока.

                               

   

 

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Презентация "Зачем нужно тире?"

подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах....

Электронный учебник: кому и зачем он нужен?

В данной презентации говорится о создании электронного учебника,его преимуществе перед бумажным!...

Математический кружок в основной школе. Кому и зачем он нужен?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Березовка Петровского района Саратовской области"         ДОКЛАД   " Ма...

Кому и зачем нужен наставник

Материал содержит информацию о том, какими качествами должен обладать наставник, какие существуют модели наставничества...

Зачем школьнику нужна поэзия, и как привить любовь к лирике на уроках литературы

Давно замечено, что маленькие дети любят стихи. Малыши радостно притоптывают в такт считалочке «Мой веселый звонкий мяч». Став постарше, ребята с удовольствием слушают и повторяют пушкинск...