Семейные и нравственные ценности в древнерусской литературе на примере "Повести о Петре и Февронии"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы в 7 классе об осмыслении необходимости семейных ценностей и бережного отношения к ним , осознания значимости семьи как основы общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Тема: Семейные и нравственные ценности в древнерусской литературе на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Цель: осмысление необходимости семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознания значимости семьи как основы общества.
Доска:
Цитаты о семье:
«Семейная любовь – наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человек а» ( Н. Чернышевский )
«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.» (А. Макаренко)
«Главный смысл и цель семейной жизни –воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» . (В Сухомлинский)
Ход урока:
1. Звучит Гимн семье. Видеоролик «Гимн семье» (Приложение 1).
2.Вступительное слово учителя.
Чтение цитат о семье. Скажите, ребята, правда ли что все люди хотят быть счастливыми? ( да)
Какие области жизни человека могут ассоциироваться со счастьем? (семья, карьера, дети, отдых)
Почему же семья ассоциируется со счастьем? Почему для человека так важна семья?
В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали, совершаем первые самостоятельные поступки, учимся оценивать поступки других и свои собственные. Продолжите этот список (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся о нас).
Да, ребята, семья очень важна для каждого человека. И если нравственные ориентиры будут сбиты, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет.
А что такое семья? Это сегодняшние мальчишки и девчонки , которые еще ходят в детский сад и учатся в школе, а в будущем – любящие супруги, ответственные родители. В основном. в нашем обществе эту ответственность возлагают на себя бабушки, сохраняют и передают своим внукам семейные традиции и годами накопленный опыт.
Семейное воспитание – это педагогика каждого дня, труд. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери , их взаимное уважение, любовь, помощь и забота.
А какая же семья была в Древней Руси? Об этом мы можем узнать, познакомившись с « Домостроем» - памятником древнерусской литературы 16 века, являющимся сборником советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Вряд ли он написан одним человеком, хотя его часто называют «Домостроем Сильвестра». Скорее он был его редактором, а несомненно, им самим написана 64 глава «Послание от отца к сыну» и заключает практические советы земной жизни. Смысл «Домостроя» в ответственности мужа и жены друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за ее благополучие.
3. Опережающее задание. Подготовленный ученик представляет презентацию «Домостроя» (Приложение 2).
4. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Сегодня нам предстоит обзорно познакомиться еще с одним произведением древнерусской литературы-«Повесть о Петре и Февронии» была создана известным древнерусским писателем Ермолаем- Еразмом, который был священником в Пскове. В повести прославляются красота и сила женской любви, способной на подлинные чудеса. Повесть необычная, так как в ней переплетаются элементы житийной литературы и фольклора. Главные герои повести- исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд, составивших основу сюжета повести.
5. Опережающее задание. Пересказ содержания повести учащимся (Приложение 3).
6. Работа с текстом.
Беседа:
1.Какой вы представляете Февронию? На героиню каких произведений она похожа?
(Феврония совершает чудеса, исцеляет больного Петра, оживляет срубленные ветки. Она напоминает героиню сказки «Василися Премудрая»).
2. Как вы поняли ее образ?
(Феврония исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости , необычной силы ума и воли. Она обладает нежным, чутким сердцем , способностью любить и бороться за свою любовь)
3.Какие качества присущи Петру ?
(Петр выступает в роли борца за поруганную честь брата Павла. С помощью Агрикова мяча он одерживает победу над змеем, посещавшим жену )
Исследовательская работа (Класс делится на две группы).
1 группа: найти в «Повести» черты сказки (« Есть в русской земле город… Правил в нем когда-то князь по имени Павел…». Феврония излечивает Петра, разгадывает княжеские загадки, Феврония оживляет сломанные деревца)
2 группа: найти черты жития. (автор прославляет святых, создавая идеальные образы, любовь героев к богу. чудеса, которые сворят герои, необычная смерть и посмертные чудеса).
Выразительное чтение эпизода от слов «Когда же подошел конец их жизни…» до конца повести.
7. Подведение итогов работы с « Повестью»
Что для автора главное? (не монашеская жизнь героев а любовь и верность друг другу )
8. Заключительное слово учителя.
В « Повести» рассказывается , что в конце жизни Петр и Феврония решили посвятить свои жизни Богу и ушли в монастырь. После смерти Петр и Феврония были причислены к лику святых. С тех пор Петр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья , образцами семейной верности. В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня хранятся мощи святых Петра и Февронии. В этом же храме есть икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий , является покровительницей любви и брака и почитается как символ супружеской любви и верности.
Икона (Приложение 4).
В Российской империи до 1917 года 8 июля отмечался праздник семьи , любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии. В этот день принято было посещать храмы , где молодые люди в своих молитвах просили о ниспослании им любви и семейного согласия. Также день Петра и Февронии считается счастливым для заключения брака.
Праздник семьи , любви и верности в 2008 году получил официальный государственный статус. Символом его является ромашка. Для возрождения праздника во многих городах России были поставлены памятники святым супругам ( Сочи , Архангельск , Муром , Екатеринбург , Смоленск и др.)
И в Великом Новгороде 10 сентября 2012 года в сквере напротив Покровского Собора ( улица Бредова – Звериная ) состоялось открытие памятника святым Петру и Февронии. С проектом памятника в Администрацию Великого Новгорода обратилась Новгородская Епархия Русской Православной Церкви. Внешний вид памятника был согласован на градостроительном совете в апреле 2012 года. Авторами памятника стали заслуженный художник РФ Петр Панченко и скульптор Алексей Крайнов.
Фото памятника (Приложение 5).
Домашнее задание: составить план повести.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Клип Владислава Косарева «Петр и Феврония» (Приложение 6).
Литература:
1.Крупин В. «Мы строим дом».Издательство « Молодая гвардия» , 1981 год. ,стр 27-33
2.Соловьева Ф.И. « Уроки литературы. 7 класс.Методическое пособие.» Под редакцией Г.С.Меркина. Москва. «Русское слово» 2012 год. , стр.28-33.
3.Творогов О.В. « Литература Древней Руси». Москва . Просвещение.1981 г.,стр.103-106.
4.Хрестоматия по литературе. 5-9 классы. « Пластик –информ».1994 г.,стр 230-240.
Предварительный просмотр:
Повесть о Петре и Февронии Муромских
В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием ИКТ
Цели, задачи, практические советы, тематика пректов, творческих работ (Из опыта работы)...
«Семейные ценности в древнерусской литературе»
Интеллектуальная игра по литературе «Семейные ценности в древнерусской литературе» предназначена для учащихся 8-х классов Цель игры - развитие познавательного интереса у об...
Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы
На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...
Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"
Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"...
Выступление «Формирование у обучающихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»
Выступление...
Духовно-нравственные ценности на уроках литературы
Проблема духовно-нравственного воспитания должна быть ключевой на всех уроках, но, я считаю, что именно на уроках литературы воспитать нравственные и духовные качества личности легче. Потому что...