Духовно-нравственные ценности на уроках литературы
материал по литературе
Проблема духовно-нравственного воспитания должна быть ключевой на всех уроках, но, я считаю, что именно на уроках литературы воспитать нравственные и духовные качества личности легче. Потому что, анализируя произведение, читатель невольно соотносит свою точку зрения с точкой зрения героев, анализируя поступки героя, делает выводы и о собственном поведении. Огромную роль в формировании духовности ученика играют не только сами уроки, но и внеурочная деятельность по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_publikatsii_duhovno-_nravstvennoe_vospitanie_koshovets_kamyshin.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Кошовец С.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 8
городского округа Г. Камышин.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.
Проблема духовно-нравственного воспитания должна быть ключевой на всех уроках, но, я считаю, что именно на уроках литературы воспитать нравственные и духовные качества личности легче. Потому что, анализируя произведение, читатель невольно соотносит свою точку зрения с точкой зрения героев, анализируя поступки героя, делает выводы и о собственном поведении. Огромную роль в формировании духовности ученика играют не только сами уроки, но и внеурочная деятельность по предмету.
Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе – одно из приоритетных направлений моей педагогической деятельности.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это и значит уберечь ребенка от многих и многих ошибок на его жизненном пути.
В своей деятельности я стараюсь использовать нестандартные формы уроков. Уроки-диалоги, уроки-размышления. Они хороши тем, что расширяют кругозор учеников, развивают их речь, логическое мышление, ассоциативную память, создают наиболее оптимальные условия для развития творческих и исследовательских возможностей подростков. Правильно выбранное произведение и тема разговора, грамотно составленные вопросы способствуют формированию морально-нравственного сознания учеников.
- На таких уроках невозможно заранее предугадать, как пойдет мой разговор с ребятами. Поэтому при проведении подобных уроков необходимо использовать технологию импровизации. Иногда импровизация, с ее неожиданностью и внезапностью, дает возможность получать действительно высокие результаты. Она обладает поразительной способностью втягивать в разговор всех присутствующих, даже казалось бы безразличных. Так на уроке по раннему творчеству Горького, одной из главных задач стало воспитание в учащихся уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям через анализ «Легенды о Данко». Каждый из ребят выказывал восхищение поступком Данко и возмущался безразличием людей. Многие пытались провести параллели с современной действительностью.
Уроки с элементами педагогической мастерской также помогают формировать нравственные чувства : совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм в зависимости от темы урока. На неделе русского языка и литературы в нашей школе я провела для ребят 5 классов мероприятие с элементами творческой мастерской «Тайны славянской азбуки»
Важной составляющей любой мастерской является т.н. индуктор, когда учитель обращается к внутреннему миру ученика, от правильного настроя зависит и результат. На уроке «Тайны славянской азбуки» эмоциональный настрой создала славянская музыка, ребята услышали игру на гуслях, многие были поражены красотой этой музыки. На её фоне подготовленные ученики читали отрывки из былин, а затем перед учениками был поставлен проблемный вопрос: «А умели ли читать русские богатыри?» Урок прошел в доброй атмосфере заинтересованности историей своих предков. Ребята и через несколько дней подходили и рассказывали о том, что они самостоятельно находили материалы о разных буквах и их истории, славянской азбуке и письменности.
Немаловажно использовать литературные произведения и их анализ на внеклассных мероприятиях и классных часах. Сейчас очень много говорят про инклюзивное образование и спорят о готовности принять рядом с собой человека непохожего на тебя. Литература дает нам богатую возможность научиться толерантному отношению. Знакомясь на классных часах, посвященных толерантному отношению с произведениями А. Лиханова и Е. Мурашовой, ребята узнают много нового о жизни людей с ограниченными возможностями, проявляют неподдельный интерес и понимание к их судьбе.
Так классный час «О толерантности» начинаю стихотворением «Людей неинтересных в мире нет…»Е.Евтушенко. И каждый ученик понимает, что он важен в этом мире независимо от внешней красоты, легкости в общении и умственных способностей. А учитель направляет в обсуждении, что важен не только ты сам, но и тот, кто рядом. Можно продолжать разговор о толерантности.
Очень популярен в современной педагогике метод проектов. Этот метод также может способствовать формированию нравственной позиции ученика, в зависимости от темы исследования. Изучение на уроке литературы творчества любого писателя, как правило, начинается со знакомства с интересными фактами его биографии. Я всегда замечала, что детям особенно интересно слушать истории детства писателей. Что происходило с будущим писателем или поэтом, когда тот находился в возрасте равном возрасту моих учеников. С неподдельным интересом сравнивают пятиклашки свой распорядок дня с расписанием занятий в лицее Александра Сергеевича Пушкина. Жалеют маленького Ваню Крылова. И многие задают все больше и больше вопросов: а как жил в детстве Некрасов? Тургенев?
Не всегда материал в учебнике позволяет ученикам утолить их интерес. ( проблема) Вот мы с ребятами и решили обратиться к другим источникам.
«Детство великих писателей» - проект групповой, долгосрочный.
Перед ребятами стояла задача: изучить биографии писателей в период детства, т. е. до 16-17 лет.
Ребята договорились искать информацию в соответствии с планом.
1 Фамилия, происхождение фамилии, фамильные легенды.
2 Отношение к матери.
3 Роль природы в формировании ценностного ориентира.
4 Какую роль играет быт простого народа в формировании личности писателя.
5 Важные события, потрясения, пережитые в детстве.
Наблюдения над биографией писателей наводит учеников на мысли и предположения, касающиеся содержания произведений этих авторов. Таким образом, ученики сами добывают информацию, которую ранее учитель выдавал им готовой. Но, главное, ученики и сами становятся наблюдательнее. Некоторые пытаются сделать свои первые писательские шаги.
Заключение.
Современный человек, в погоне за материальными благами забывает о самом главном, о добре и милосердии, о кротости и любви к ближнему. На уроках же литературы и внеклассных мероприятиях обсуждаются вечные ценности. В русской литературе мы находим немало примеров людей, похожих на современного человека. Русская же литература, которая составляет большую часть школьной программы, прославляет человека не просто доброго, но чуткого, высоконравственного, искренне верящего в силу добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)
Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....
статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"
Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....
Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.
В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....
статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы
статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.
В данной статье представлен опыт работы по формированию у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...
Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы
Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.
Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...