Урок литературы в 7 классе "Шарлотта Бронте "Джейн Эйр". Сохраним совесть и достоинство (по учебнику Р.Н.Бунеева).
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klasse_sharlotta_bronte_dzheyn_eyr.doc | 71.5 КБ |
sharlotta_bronte.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 42»
Тема: Шарлотта Бронте «Джейн Эйр».
Сохраним совесть и достоинство
Пятникова Марина Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
г. Братск
2012 год
Тема: Шарлотта Бронте «Джейн Эйр». Сохраним совесть и достоинство
«Угощение из зелени, но при любви лучше,
нежели откормленный бык, но при нём ненависть»
Соломон
Цели:
1) предметные:
продолжить знакомство с произведениями, посвящёнными теме детства;
познакомить с краткой историей жизни английской писательницы Шарлотты Бронте;
формировать навыки анализа художественного текста, работы с художественной деталью;
научить видеть проявление характеров героев через их речь и поступки;
2) метапредметные:
корректировать и развивать
познавательные способности и логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
умение связно и грамотно излагать свои мысли;
развивать внимание, память эмоциональную сферу учащихся;
развивать коммуникативные качества и умение работать в группах.
3) личностнные:
формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению литературы;
воспитывать культуру труда.
воспитывать доброе, позитивное отношение к людям, окружающему миру.
Методы обучения: проблемный (изучающая беседа, работа в группах)
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оснащение: мультимедийное оборудование (отрывок из фильма «Джейн Эйр», презентация), карточки с заданиями.
Предварительная работа: чтение текста произведения (в учебнике), выполнение индивидуальных заданий (вопросы на восприятие текста художественного произведения).
Ход урока:
Организационный момент (1 мин).
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Изучение нового материала.
1). Вступительное слово учителя (1 мин.).
Сегодня мы познакомимся с произведением зарубежного писателя, классика английской литературы Шарлотты Бронте (1816 – 1855). Её главное произведение – роман «Джейн Эйр» тоже представляет собой мемуары (вопрос учащимся: что такое мемуары?) Но, в отличие от ранее изученных произведений повествование ведётся от имени вымышленной героини. В образе Джейн Эйр нашли своё отражение и автобиографические черты самой писательницы.
2) Сообщение учащегося о биографии Шарлотты Бронте ( 7 мин.). Презентация.
3) Просмотр отрывка из кинофильма «Джейн Эйр» (5 мин.) (жизнь в Ловуде)
4) Работа в группах с последующим обсуждением (10 мин. + 15 мин.) (после обсуждения и работы с текстом один учащийся из каждой группы представляет связный рассказ; зачитывает отрывки из художественного произведения. Ответ может быть дополнен другими учащимися):
группа
Задание: расскажите о жизни Джейн в Ловуде.
Какие испытания выпали на долю Джейн Эйр в Ловуде до приезда мистера Брокльхерста.
Можно ли сказать, что они сломили дух Джейн?
Чего сумела она добиться до той минуты, как мистер Брокльхерст объявил её лгуньей?
группа
Задание: каким человеком вам представляется мистер Брокльхерст?
Найдите в тексте описание тех принципов, на каких построена его система воспитания?
Почему он не разрешает девочкам часто менять рюшки на воротничках, считает, что им нужно остричь волосы, а кудрявую Джулию Северн необходимо обрить наголо?
Согласны ли вы, что физические лишения способны «укрепить дух» ребёнка?
Мистер Брокльхерст очень много говорит о Боге, о первых христианах-мучениках, о страданиях и заповедях Иисуса Христа, о смирении, терпении, бессмертности души, призывая задуматься над всем этим воспитанниц Ловуда.
Какую роль играет сцена появления в самый разгар душеспасиетльной беседы его собственной жены и дочерей, разодетых в бархат и меха?
См. иллюстрацию на с.94 – «Молодые дамы начала 19 в.)
Каково значение слов «лицемерие», «ханжество»?
Словарик:
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
ЛИЦЕМЕ́РИЕ. Поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
ХА́НЖЕСТВО. Поведение, свойственное ханже.
ХАНЖА́. Лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью.
3 группа.
Задание: расскажите о наказании Джейн мистером Брокльхерстом.
Какому наказанию подверг мистер Брокльхерст саму Джейн?
Почему он избрал именно такую форму наказания?
Какое чувство пробудилось в душе Джейн в ответ на слова и поступки мистера Брокльхерста? («моё сердце забилось от приступа страшного гнева против таких людей»)
Почему Джейн хотела умереть после такого публичного позора, которому подверг её мистер Брокльхерст?
4 группа.
Задание: расскажите об Элен Бернс.
Как удалось Элен поддержать и утешить Джейн?
Нужно ли стремиться любой ценой завоевать любовь окружающих?
Что означают слова Элен Бернс: «Если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдёшь друзей»?
5 группа.
Задание: расскажите о мисс Темпль.
Какой пример подаёт Темпль воспитанницам Ловуда?
Согласна ли она с наставлениями мистера Брокльхерста?
Докажите, что мисс Темпль сочетает в себе твёрдость характера и нежность, способность к практическому действию и чувствительность.
5) Подведение итогов обсуждения.
Что привело к духовному расцвету Джейн Эйр?
Объясните значение изречения царя Соломона «Угощение из зелени, но при любви лучше,
нежели откормленный бык, но при нём ненависть», которое мы взяли в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.
Почему эта мудрость в устах Джейн не звучит так лицемерно и неестественно, как звучат подобные фразы в устах мистера Брокльхерста?
Как вы думаете, по какому пути пойдёт дальше Джейн Эйр? Какие жизненные уроки она вынесет из жизни в Ловуде? Не ожесточат ли её перенесённые в детстве испытания?
Обоснуйте свою точку зрения.
Какие идеи сближают роман английской писательниц 19 века Ш.Бронте и книги русских писателей 19 – 20 веков, с которыми вы познакомились в первом разделе учебника?
6) Рефлексия (1 мин.).
Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
Что особенно вам понравилось?
Как оцениваете свою работу и работу вашей группы?
7). Домашнее задание (1 мин.).
Произведение «Джейн Эйр» является последним произведением раздела «Я и моё детство».
Прочитать статью на с. 101.
2 группа: Ответить на вопросы (с. 100)
1 группа: написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (с.101)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЕМЬЯ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ Родилась в семье сельского священника. Мать умерла рано и шестеро детей остались на попечении отца, сурового и честного человека. Он сумел внушить своим детям понятие о справедливости и порядочности. Сестры Бронте : Шарлотта, Эмили и Энн
Местечко Хауорд Родное местечко Бронте — Хауорт , находится в Йоркшире, там и располагается тот самый домик приходского священника, где жила и творила писательница большую часть своей жизни.
Дом , в котором жила семья священника.
Природа тех мест не отличалась особым многообразием и красотой, была сурова.
Школа в Кован-Бридж Патрик Бронте решил отправить своих дочерей в эту недавно открывшуюся школу, в которой готовили гувернанток. Мария Бронте , в возрасте десяти лет, Элизабет в возрасте девяти поступили туда в июле 1824 года. Восьмилетняя Шарлотта была зачислена в августе, а шестилетняя Эмили в ноябре.
НАДПИСЬ НА СТЕНЕ ШКОЛЫ Мария, Элизабет, Шарлотта и Эмили Бронте Находились здесь в качестве учениц школы в 1824-25 годах, 1833
КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «ДЖЕН ЭЙР» Порядки в школе были суровыми, в ней практиковалось публичное битье и ношение таблички с надписью « неряха ». Пища зачастую была несвежая и зараженная, и однажды это привело к вспышке эпидемии тифа.
РОМАН «ДЖЕН ЭЙР» Потеря сестер сильно повлияла на Шарлотту. Ловудская школа в ее романе «Джейн Эйр» — это отражение того, что ей и ее сестрам пришлось испытать в школе Кован-Бридж .
Роман " Джен Эйр" привлек и поразил читателей образом главной герои несмелой и чистой девушки, одиноко ведущей тяжкую борьбу за существование и за свое человеческое достоинство.
Какие жизненные уроки вынесла Джен Эйр из своего детства? Как события детства повлияли на формирование качеств её характера? ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Что привело к духовному расцвету Джейн Эйр? Объясните значение изречения царя Соломона, которое мы взяли в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Почему эта мудрость в устах Джейн не звучит так лицемерно и неестественно, как звучат подобные фразы в устах мистера Брокльхерста ? ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Как вы думаете, по какому пути пойдёт дальше Джейн Эйр? Не ожесточат ли её перенесённые в детстве испытания? Какие жизненные уроки она вынесет из жизни в Ловуде ? обоснуйте свою точку зрения. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Какие идеи сближают роман английской писательниц 19 века Ш.Бронте и книги русских писателей 19 – 20 веков, с которыми вы познакомились в первом разделе учебника? ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО
1) Прочитать статью на с. 101. 2) 2 группа: Ответить на вопросы (с. 100) 1 группа: написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (с.101) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).
Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....
Урок литературы в 7 классе М.И.Цветаева "Воспоминания". Отец и его музей (по учебнику Р.Н.Бунеева).
Методическая разработка урока литературы в 7 классе с использование структурно-логических схем (литература Р.Н. Бунеев)...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой .
Рабочая программа по литературе для шестого класса к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой .
Рабочая программа по литературе для шестого класса к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова), 3 часа в неделю. ФГОС
Планирование содержит названия разделов (с количеством часов), темы уроков, типы уроков, виды деятельности и элементы содержания, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....
Конспект урока "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой...
Конспект урока "Употребление и разграничение на письме частиц не и ни", 7 класс, к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
"Употребление и разграничение на письме частиц не и ни", 7 класс, к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой...