Урок литературы в 7 классе М.И.Цветаева "Воспоминания". Отец и его музей (по учебнику Р.Н.Бунеева).
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Методическая разработка урока литературы в 7 классе с использование структурно-логических схем  (литература Р.Н. Бунеев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11_m_i_cvetaeva_otec_i_ego_muzey.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 42»  

Тема: М.И. Цветаева «Воспоминания» Отец и его музей

Пятникова Марина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

г. Братск

2012 год

Тема: М.И. Цветаева «Воспоминания». Отец и его музей

«Я всё помню эмоционально…»

М.И.Цветаева)

Цели:

1) предметные:  

продолжить знакомство с автобиографическими произведениями;

познакомить с краткой историей жизни М.И.Цветаевой;

формировать навыки анализа художественного текста, работы с художественной деталью;

научить видеть проявление характера героя через его поступки;

2) метапредметные:  

корректировать и развивать

познавательные способности и логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);

умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память эмоциональную сферу учащихся

3) личностнные:  

формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению литературы;

воспитывать культуру труда.

воспитывать доброе, позитивное отношение к людям, окружающему миру.

Методы обучения: проблемный (изучающая беседа, структурно-логические схемы)

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оснащение: раздаточный материал (СЛС – таблицы для заполнения)

Ход урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1). Вступительное слово учителя.

Продолжаем знакомство с автобиографической прозой. Продолжаем размышлять о том, что детство, отрочество определяет во многом жизненный путь человека. Сегодня увидим это на примере творчества яркого и значительного поэта первой половины 20 века Марины Цветаевой.

Родилась Марина Ивановна Цветаева в 1892 году. Жизнь её пришлась на череду тяжелейших событий, выпавших на долю России:  первая мировая война, революция, гражданская война, эмиграция, возращение на Родину и годы репрессий, Великая отечественная война. Много испытаний выпало на долю того поколения.

2). Прослушивание сообщения учащегося о Марине Ивановне Цветаевой (краткая биография

Много потерь, испытаний пережила М.Цветаева.

Какой главный жизненный принцип выбрала для себя поэтесса и следовала ему всю жизнь? (быть только самой собой, ни в чём не зависеть ни от времени, ни от среды).

Читая главы из воспоминаний М.Цветаевой мы вновь увидим, как и под влиянием чего формируется характер человека в детском и отроческом возрасте.

М.И.Цветаева – поэтесса, поэтому её воспоминания о детстве отличаются от тех, с которыми мы познакомились. (Учащиеся вспоминают стихотворения И.Бунина «Детство» и А.Тарковского «Белый день»: приходят к выводу: поэт мыслит образами, эмоциями (эпиграф); приводят примеры из текстов стихотворений).

Готовясь к работе над очерками, 26 августа 1933 года Цветаева писала приятельнице:

«Большая просьба: у кого и где бы можно было узнать ТОЧНУЮ ДАТУ открытия музея… Я, как дочь, не вправе  не знать, а я НЕ ЗНАЮ, только помню чудную погоду, лето и слово (и чувство) МАЙ… Я всё помню эмоционально, и почти ничего не помню достоверного: ни числа, ни часа…»

Наш урок будет посвящен именно этой особенности творческой манеры Цветаевой – умению создать эмоциональный образ на основе жизненного факта. В этом её индивидуальность, её неповторимость, тот принцип «быть самим собой», который провозглашён ею ещё в юности.

3) Изучающее чтение глав из «Воспоминания»  с использованием приёма составления структурной логической схемы.

Переходим к знакомству с фрагментами из произведения поэтессы. Мы выделим четыре основных образа-картины.

Какими предстают перед нами герои воспоминаний М.И. Цветаевой? (Главные герои воспоминаний - отец и его дочери, главным образом сама Марина Цветаева.)

В  процессе изучающего чтения (глава «Шарлоттенбург»)  учащиеся заполняют таблицу № 1.

Героиня

Сестра

Отец

1. Ей 16 лет

1. Ей 14 лет

Воспитываются отцом

2. Самоирония (замечания о моде)

2. Нытье младшей («Папа, скоро?»)

1. Хороший, выносливый ходок

3 . Молчит из гордости (идет и молчит, терпит)

2. Воспитывает дочерей поощрением

4. Богатое воображение

5. Скрытое соперничество (страх выбрать одинаковые статуэтки)

6. Ощущая собственную самобытность, гордится этим: «Нравится: для тебя - да, для себя - нет»

7. Культ Наполеона, то есть героя. Он ее кумир.

8. Предпочитает жизнь, страдания окаменелой красоте (выбор статуэтки)

3. Банальность выбора: фигурки красивых мальчиков

9. Преувеличенность чувств, страстность (мое - о статуэтке, кроме нее - ничего не надо)

Озорство обеих (в хранилище склепов)

10. Выбор статуэток - выбор судьбы

 «Шарлоттенбург»

1 картина: две дочери в жаркий день идут со своим отцом в скульптурную мастерскую немецкого города Шарлоттенбург.

Какие нравственные уроки заключает в себе эта короткая зарисовка?

Выделите опорные слова и выражения. Какие образы возникают? (страшная жара, два цвета: черный и белый, другие как будто исчезают, мир как бы теряет всю живую прелесть для героини. Отец не замечает (или не хочет замечать) жары, самим своим видом отвергает возможность нытья и жалоб.

Гордое молчание Марины – нытье младшей Анастасии.

ВЫВОД: уже тогда Марина – характер: не хочет жаловаться, находит возможность убедить себя, что вовсе не позволяет им себя сломить, уничтожить свою волю.

2 картина: девочки выбирают для себя слепки в мастерской.

Какие эмоциональные образы рождает эта картина? В чём видит Цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков? Что говорит о характере Марины её выбор?

Рождается образ героини с её любовью к книгам, с желанием найти во всём что-то своё, никогда не повторять чьего-то пути, чего-то выбора, пусть даже выбора любимой сестры, со страстью к живому, оригинальному, наделенному тем же внутренним пылом, тем же трагизмом, что ощущала и сама Марина. Пусть лучше не будет ничего, чем не будет «своего», близкого только ей и никому другому.

Не повторяйся! Не подражай! Ищи своё! Таковы жизненные принципы Цветаевой. И образ Амазонки как будто собственный облик поэтессы, спустя много лет: «отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик»

3 картина: шитьё отцу (организатору музея живописи, за что ему присудили звание Почетного опекуна музея) нового мундира, соответствующего его новому званию.

В результате работы над главой «Мундир» заполняем таблицу № 2.

Героиня

Отец

1. Проявление заботы об отце.

Скупость отца – это:

скупость - верность бедной юности (лишения научили быть экономным);

скупость – духовность, аскетизм – выбор в пользу духовного, (знаний, добра, гуманизма), а не материальных ценностей;

скупость дающего: быть скупым для себя, чтобы мочь раздавать другим.

Скупость в «превосходной степени» означает у Цветаевой  не «во много раз увеличенной», а «великолепной, прекрасной, которой можно гордиться»!

Ещё один эмоциональный образ – образ отца «скупого в превосходной степенью» но не той скупостью, которая сродни жадности, а другой: скупость отца, направленная на самого себя, а не на окружающих: он предпочтёт отправить студента на учёбу в Рим, чем сошьёт на эти деньги себе новый мундир.

Скупость – отрицательное качество человеческого характера, почему же Цветаева с благоговением вспоминает это свойство характера отца?

4 картина: (гл. «Лавровый венок») друг семьи Цветаевых Лидия Александровна привозит Ивану Владимировичу подарок ко дню открытия музея ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК, сплетенный ею лично из веток римского лавра (венки давались победителям, выдающимся людям).

Чтение по ролям.

Какие качества отца показывает поэтесса в этом эпизоде? (скромность, духовность)

ВЫВОД: венок символизирует победу этого человека в борьбе за создание одного из величайших музеев мира. Это и символ благодарности, которую испытывали и испытывают к нему современники и потомки. Общественное признание заслуг учёного.

Но в последней фразе – свойственный Цветаевой трагизм: дело завершено, но отца не стало.

 

4) Чтение стихотворения «В субботу»

Какое настроение создаёт стихотворение?

Какие новые черты придаёт уже сложившемуся представлению о семье Цветаевой, о самой Марине? (от стихотворения веет домашним уютом и присущим самой поэтессе трагизмом, тяге к чему-то страшному, грозному) Повторы мрачных строк усиливают образ (трагическое мироощущение в произведения (и стихи, и проза) Марины Ивановны Цветаевой).

На следующем уроке мы познакомимся со стихотворениями Сергея Александровича Есенина, темой которых является воспоминание о родном доме и самых дорогих людях в жизни – родителях.

5). Домашнее задание.

1.Индивидуальное задание (2 учащихся): подготовить сообщение о биографии С.А.Есенина.

2. Выучить наизусть стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери».

3. Чтение вступительной статьи о поэте с.63-64.

6) Рефлексия.

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Что особенно вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....