урок литературы "Тихая моя Родина"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Тема Родины в лирике Н.Рубцова. Урок литературы в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tihaya_moya_rodina.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тихая моя родина.

(Тема Родины в творчестве Николая Рубцова)

Цель: Познакомить с творчеством Н.Рубцова. Проанализировать стихи о родной природе, о Родине.

Оборудование: Портрет Рубцова, репродукции картин Левитана, магнитофон, фонограмма песни «Букет», песня «В горнице…».

Ход урока.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н.Рубцов

Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью    и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям.

Вас. Оботуров

Слово учителя.

Как строит душу ребенка добрая народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше страшное время бездуховности, ожесточения и цинизма способна пробудить в нас и очистить, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного светлая поэзия Н.Рубцова. (Чтение эпиграфа урока)

Послушайте песню Н.Рубцова «В горнице…», в исполнении самого автора. (Звучит песня)

-  Какое настроение передается в этой песне? Почему? (Настроение грусти, это воспоминание о детстве, матери, родном доме)

-  Родился Николай Михайлович в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Отец был военным, поэтому вскоре они переехали в Вологодскую область. Мать умерла рано. Вот как он сам об этом вспоминает в своих мемуарах: «Золотой ключик» (читает подготовленный ученик)

--- «Шел первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра, поднимаясь задолго до рассвета, целыми днями стояла в очереди за хлебом, а я после бомбежек с большим увлечением искал во дворе осколки и, если находил, то гордился ими и хвастался. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним всячески, как только умел. Об этом моем занятии знал только мой брат, который был на несколько лет старше меня. Однажды он пришел ко мне в сад и сказал: «Пойдем в кино». «Какое кино?» - спросил я. « Золотой ключик», - ответил он. «Пойдем», - сказал я.

Мы посмотрели кино «Золотой ключик», в котором было так много интересного, и счастливые возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У нее на глазах показались слезы. Брат мой заплакал тоже и сказал мне, чтоб я шел домой. Я ничего не понял тогда, что такое случилось, но сердце мое содрогнулось и теперь часто вспоминаю я то кино «Золотой ключик», тот аленький цветочек и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла»…

- История с аленьким цветочком воплотилась у поэта в прекрасное стихотворение.

Домик моих родителей

Часто лишал я сна.

- где он опять не видели?

Мать без того больна.-

В зарослях сада нашего

Прятался я как мог.

Там я тайком выращивал

Аленький свой цветок.

Этот цветочек аленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, - вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его некстати ли,

Вырастить все же смог…

Нес я за гробом матери

Аленький свой цветок.

Учитель: Колю забрала сначала соседка. А с 1942 года началась детдомовская жизнь ( сначала Красновидовский, а потом Никольский детдом). Никольское, где он закончил семилетку и оттуда отправился в г. Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной.

«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться. Но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно.

Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной»

Это Василий Белов. Но как перекликаются строки этого очерка со стихотворением Рубцова «Тихая моя родина»

( Ученица читает стихотворение. В это время  проецируются слайды с видами русской природы)

- Какие картины детства встают перед глазами поэта?

- Почему так важны слова «Я ничего не забыл»?

- О какой поре жизни вспоминает лирический герой? (О детстве)

-   Какие художественно-выразительные средства  используются Н.Рубцовым в стихотворении? ( Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

(Ученица читает  стихотворение «Левитан»)

Выставка репродукций с картин Левитана.

- Что общего между стихами Рубцова и картинами Левитана?

- В «Николе» были написаны лучшие его стихи.

Поэт любил возвращаться в дорогие с детства места. Он знал, что здесь для его мятежной души будет покой и отдых. Из письма Н. Рубцова: «Здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле». Здесь все пленяло его красотой, волновало близостью встреч с друзьями, родными полями, мостиком через речку, двухэтажным старым домом.

«Ночь на Родине»

Высокий дуб. Глубокая вода,

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

И тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сел не слыхивали грома!

Не встрепенется ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

И редок сонный коростеля крик…

Вернулся я, - былое не вернется!

Ну что же? Пусть хоть это  остается, продлится пусть хотя бы этот миг,

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени,

 И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в мире потрясений,

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром

- Поэт ощущает себя частицей природы, ему «Легче там, где поле и цветы».

- Доволен я буквально всем!

На животе лежу и ем.

Бруснику, спелую бруснику!

Пугаю ящериц на пне,

Потом валяюсь на спине, внимая жалобному крику

Болотной птицы…

Надо мной между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака,

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной…

Я так люблю осенний лес,

Над ним сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой веселый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом!

Сказать: - я был в лесу дождем!

Поверьте мне: я чист душою…

Учитель: До 14 лет поэт жил в деревне, которую не миновали беды военного времени. Приходили похоронки, с фронта возвращались раненые.

 У Рубцова о войне написано немного, но тема эта очень волновала. В «Русском огоньке» путник пережидает непогоду в избе солдатской вдовы.

«Русский огонек»

- Что видится читателю?

- что открывается каждому из нас в словах «за все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью…»? (В них идейный смысл стихотворения: в них нравственные ценности, свойственные русскому народу)

- О чем это стихотворение? Один из критиков отнес его к лучшим антивоенным стихам. А вы как думаете? ( Об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной беззвездной ночи)

- Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой были скитания, Николай Рубцов самые задумчивые строки посвятил Родине.

Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам и жнивьям,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю,

Свой низкий дом с крапивой под оконцем…

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославный веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!..

(«Привет, Россия…»)

- Россия, Русь! Храни себя, храни», - это своеобразное завещание поэта Родине.

Эти строки из стихотворения Рубцова высечены на его могиле на кладбище в Вологде. Он прожил недолго – тридцать пять лет – (5.01.1936 – 19.01.1971) и подтвердил ту печальную истину, что судьба многих поэтов России была трагичной.

Изморозь дрожит над перевозами,

К вечеру погасла бирюза…

На скамье сидит он под березами –

Горестный и чистый, как слеза.

Что ему приснилось – дом у пристани

Иль погост заросший у реки?

Он всегда тревожился так искренне:

- Ты  себя, Россия, береги!

Катит воды медленная Сухона.

Там, где пристань, - пожелтела мгла.

Исповедь поэта недослушана.

Родина его не сберегла.

( В.Скорынкин)

- При жизни Рубцова вышли три тоненькие книжечки его стихотворений общим тиражом 40 тысяч экземпляров, а после смерти тираж его книг превысил 5 миллионов. Поэзия Рубцова звучит на многих языках мира. Его стихи – песни еще до публикации доходили до всех уголков России – через души людей, через память. Существует более 130 песен на его стихи.

( Звучит песня «Букет» в исполнении вокальной группы)

Подведение итогов.

- Поэзия Рубцова – это живой родник старинного русского слова, настоящих , а не поддельных переживаний, высшей человеческой мудрости, трепетной любви к жизни к родине.

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение  Рубцова; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКСЭ...

урок-проект "Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского

Технологическая карта урока   Учитель: Ерахтина Альбина Львовна. Предмет: литература. Класс: 11. Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского»  ( «Вот она, Россия, моя любимая ...

Единый всекубанский урок : «Судьба и Родина едины!».

Единый всекубанский урок : «Судьба и Родина едины!»....

Методическая разработка урока по теме «Родина» с презентацией.

Урок по теме «Что мы называем Родиной» в 7 классе является частью проекта «Родина». Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингви...

Урок английского языка в 7 классе. Раздел 6. Что наилучшего в твоей стране? Урок 6. Моя Родина-Россия. Ростовская область.

. Закрепление лексики по теме Что наилучшего в твоей стране? Урок 6. Моя Родина-Россия. Ростовская область. Город Гуково .2. Развитие умений и навыков устной диалогической речи (вопрос-ответ)3. Развит...