урок литературы "Тихая моя Родина"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Тема Родины в лирике Н.Рубцова. Урок литературы в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihaya_moya_rodina.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихая моя родина.
(Тема Родины в творчестве Николая Рубцова)
Цель: Познакомить с творчеством Н.Рубцова. Проанализировать стихи о родной природе, о Родине.
Оборудование: Портрет Рубцова, репродукции картин Левитана, магнитофон, фонограмма песни «Букет», песня «В горнице…».
Ход урока.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н.Рубцов
Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям.
Вас. Оботуров
Слово учителя.
Как строит душу ребенка добрая народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше страшное время бездуховности, ожесточения и цинизма способна пробудить в нас и очистить, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного светлая поэзия Н.Рубцова. (Чтение эпиграфа урока)
Послушайте песню Н.Рубцова «В горнице…», в исполнении самого автора. (Звучит песня)
- Какое настроение передается в этой песне? Почему? (Настроение грусти, это воспоминание о детстве, матери, родном доме)
- Родился Николай Михайлович в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Отец был военным, поэтому вскоре они переехали в Вологодскую область. Мать умерла рано. Вот как он сам об этом вспоминает в своих мемуарах: «Золотой ключик» (читает подготовленный ученик)
--- «Шел первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра, поднимаясь задолго до рассвета, целыми днями стояла в очереди за хлебом, а я после бомбежек с большим увлечением искал во дворе осколки и, если находил, то гордился ими и хвастался. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним всячески, как только умел. Об этом моем занятии знал только мой брат, который был на несколько лет старше меня. Однажды он пришел ко мне в сад и сказал: «Пойдем в кино». «Какое кино?» - спросил я. « Золотой ключик», - ответил он. «Пойдем», - сказал я.
Мы посмотрели кино «Золотой ключик», в котором было так много интересного, и счастливые возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У нее на глазах показались слезы. Брат мой заплакал тоже и сказал мне, чтоб я шел домой. Я ничего не понял тогда, что такое случилось, но сердце мое содрогнулось и теперь часто вспоминаю я то кино «Золотой ключик», тот аленький цветочек и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла»…
- История с аленьким цветочком воплотилась у поэта в прекрасное стихотворение.
Домик моих родителей
Часто лишал я сна.
- где он опять не видели?
Мать без того больна.-
В зарослях сада нашего
Прятался я как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.
Этот цветочек аленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его некстати ли,
Вырастить все же смог…
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.
Учитель: Колю забрала сначала соседка. А с 1942 года началась детдомовская жизнь ( сначала Красновидовский, а потом Никольский детдом). Никольское, где он закончил семилетку и оттуда отправился в г. Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной.
«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться. Но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно.
Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной»
Это Василий Белов. Но как перекликаются строки этого очерка со стихотворением Рубцова «Тихая моя родина»
( Ученица читает стихотворение. В это время проецируются слайды с видами русской природы)
- Какие картины детства встают перед глазами поэта?
- Почему так важны слова «Я ничего не забыл»?
- О какой поре жизни вспоминает лирический герой? (О детстве)
- Какие художественно-выразительные средства используются Н.Рубцовым в стихотворении? ( Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.
(Ученица читает стихотворение «Левитан»)
Выставка репродукций с картин Левитана.
- Что общего между стихами Рубцова и картинами Левитана?
- В «Николе» были написаны лучшие его стихи.
Поэт любил возвращаться в дорогие с детства места. Он знал, что здесь для его мятежной души будет покой и отдых. Из письма Н. Рубцова: «Здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле». Здесь все пленяло его красотой, волновало близостью встреч с друзьями, родными полями, мостиком через речку, двухэтажным старым домом.
«Ночь на Родине»
Высокий дуб. Глубокая вода,
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сел не слыхивали грома!
Не встрепенется ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик…
Вернулся я, - былое не вернется!
Ну что же? Пусть хоть это остается, продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в мире потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром…
- Поэт ощущает себя частицей природы, ему «Легче там, где поле и цветы».
- Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем.
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине, внимая жалобному крику
Болотной птицы…
Надо мной между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной…
Я так люблю осенний лес,
Над ним сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - я был в лесу дождем!
Поверьте мне: я чист душою…
Учитель: До 14 лет поэт жил в деревне, которую не миновали беды военного времени. Приходили похоронки, с фронта возвращались раненые.
У Рубцова о войне написано немного, но тема эта очень волновала. В «Русском огоньке» путник пережидает непогоду в избе солдатской вдовы.
«Русский огонек»
- Что видится читателю?
- что открывается каждому из нас в словах «за все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью…»? (В них идейный смысл стихотворения: в них нравственные ценности, свойственные русскому народу)
- О чем это стихотворение? Один из критиков отнес его к лучшим антивоенным стихам. А вы как думаете? ( Об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной беззвездной ночи)
- Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой были скитания, Николай Рубцов самые задумчивые строки посвятил Родине.
Привет, Россия – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам и жнивьям,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю,
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославный веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
(«Привет, Россия…»)
- Россия, Русь! Храни себя, храни», - это своеобразное завещание поэта Родине.
Эти строки из стихотворения Рубцова высечены на его могиле на кладбище в Вологде. Он прожил недолго – тридцать пять лет – (5.01.1936 – 19.01.1971) и подтвердил ту печальную истину, что судьба многих поэтов России была трагичной.
Изморозь дрожит над перевозами,
К вечеру погасла бирюза…
На скамье сидит он под березами –
Горестный и чистый, как слеза.
Что ему приснилось – дом у пристани
Иль погост заросший у реки?
Он всегда тревожился так искренне:
- Ты себя, Россия, береги!
Катит воды медленная Сухона.
Там, где пристань, - пожелтела мгла.
Исповедь поэта недослушана.
Родина его не сберегла.
( В.Скорынкин)
- При жизни Рубцова вышли три тоненькие книжечки его стихотворений общим тиражом 40 тысяч экземпляров, а после смерти тираж его книг превысил 5 миллионов. Поэзия Рубцова звучит на многих языках мира. Его стихи – песни еще до публикации доходили до всех уголков России – через души людей, через память. Существует более 130 песен на его стихи.
( Звучит песня «Букет» в исполнении вокальной группы)
Подведение итогов.
- Поэзия Рубцова – это живой родник старинного русского слова, настоящих , а не поддельных переживаний, высшей человеческой мудрости, трепетной любви к жизни к родине.
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Рубцова; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКСЭ...
урок-проект "Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского
Технологическая карта урока Учитель: Ерахтина Альбина Львовна. Предмет: литература. Класс: 11. Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского» ( «Вот она, Россия, моя любимая ...
Единый всекубанский урок : «Судьба и Родина едины!».
Единый всекубанский урок : «Судьба и Родина едины!»....
Методическая разработка урока по теме «Родина» с презентацией.
Урок по теме «Что мы называем Родиной» в 7 классе является частью проекта «Родина». Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингви...
урок. Россия-наша Родина
урок...
Урок музыки Образ Родины в произведениях С. Рахманинова
Урок музыки для учащихся 7 классов...
Урок английского языка в 7 классе. Раздел 6. Что наилучшего в твоей стране? Урок 6. Моя Родина-Россия. Ростовская область.
. Закрепление лексики по теме Что наилучшего в твоей стране? Урок 6. Моя Родина-Россия. Ростовская область. Город Гуково .2. Развитие умений и навыков устной диалогической речи (вопрос-ответ)3. Развит...