урок-проект "Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Технологическая карта урока
Учитель: Ерахтина Альбина Львовна.
Предмет: литература.
Класс: 11.
Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского» ( «Вот она, Россия, моя любимая страна»).
Цели урока: формирование представления об образе России в творчестве В. Маяковского;
исследовав тему, привести аргументированные доказательства для подтверждения (или отрицания)
гипотезы.
Задачи образовательные: формировать представление о значимости, актуальности и современности содержания
классических произведений Маяковского;
развивающие: развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, обобщать,
систематизировать, делать выводы;
воспитательные: воспитывать патриотические чувства.
Форма организации УД: групповая, коллективная, индивидуальная.
Используемые ПТ: технология проектно- исследовательской деятельности, проблемного обучения, интерактивные
технологии.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет, раздаточный материал, книги, фломастеры, бумага
А4, файловая папка.
Методические приёмы: беседа, работа в парах, анализ стихотворений, исследование, интерактивный метод.
№п/п |
Этапы урока. |
Продолжительность. |
Деятельность учеников. |
Деятельность учителя. |
Планируемый образовательный результат. |
1. |
Организационный. |
1 |
Проверка рабочего места. |
Приветствие. |
Настрой на «рабочий лад». |
2. |
Мотивация. Сообщение темы, целеполагание; определение форм деятельности |
4 |
Определение собственного отношения к теме. |
Вступительное слово учителя. Беседа. |
Вспомнить и повторить этапы работы над проектом. |
3. |
Работа над проектом 1-4 этапы. Д/з. |
25 |
Прослушивание стихотворений, частичный анализ. |
Наводящие вопросы. |
Выделить особенности, используемые поэтом в создании образа Родины. |
4. |
Работа в парах:1- определение выразительных средств, художественных приёмов; 2- составить литературный герб. |
5 |
Запись и оформление, изображение герба. |
Индивидуальная помощь. |
Нахождение тропов; обобщение. |
5. |
Презентация, подведение итога. |
5 |
Выступление учащихся. |
Подведение итога. |
Определение секретов популярности, современности, актуальности. |
6. |
Рефлексия. |
5 |
Составление синквейна. |
Индивидуальная помощь. |
Мини- проект. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_mayakovskiy.docx | 156.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Ерахтина Альбина Львовна.
Предмет: литература.
Класс: 11.
Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского» ( «Вот она, Россия, моя любимая страна»).
Цели урока: формирование представления об образе России в творчестве В. Маяковского;
исследовав тему, привести аргументированные доказательства для подтверждения (или отрицания)
гипотезы.
Задачи образовательные: формировать представление о значимости, актуальности и современности содержания
классических произведений Маяковского;
развивающие: развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, обобщать,
систематизировать, делать выводы;
воспитательные: воспитывать патриотические чувства.
Форма организации УД: групповая, коллективная, индивидуальная.
Используемые ПТ: технология проектно- исследовательской деятельности, проблемного обучения, интерактивные
технологии.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет, раздаточный материал, книги, фломастеры, бумага
А4, файловая папка.
Методические приёмы: беседа, работа в парах, анализ стихотворений, исследование, интерактивный метод.
№п/п | Этапы урока. | Продолжительность. | Деятельность учеников. | Деятельность учителя. | Планируемый образовательный результат. |
1. | Организационный. | 1 | Проверка рабочего места. | Приветствие. | Настрой на «рабочий лад». |
2. | Мотивация. Сообщение темы, целеполагание; определение форм деятельности | 4 | Определение собственного отношения к теме. | Вступительное слово учителя. Беседа. | Вспомнить и повторить этапы работы над проектом. |
3. | Работа над проектом 1-4 этапы. Д/з. | 25 | Прослушивание стихотворений, частичный анализ. | Наводящие вопросы. | Выделить особенности, используемые поэтом в создании образа Родины. |
4. | Работа в парах:1- определение выразительных средств, художественных приёмов; 2- составить литературный герб. | 5 | Запись и оформление, изображение герба. | Индивидуальная помощь. | Нахождение тропов; обобщение. |
5. | Презентация, подведение итога. | 5 | Выступление учащихся. | Подведение итога. | Определение секретов популярности, современности, актуальности. |
6. | Рефлексия. | 5 | Составление синквейна. | Индивидуальная помощь. | Мини- проект. |
Конспект урока.
Орг. момент
Вступительное слово учителя.
Легенды о Маяковском ходят по сей день. Будто жил в России, когда грянула революция, поэт совершенно необыкновенный… Он был ростом, талантом и голосом исполин. Рассказывают, что в эпоху гражданской войны он часто выезжал на фронт и в окопах читал свои стихи. полки, вдохновлённые его стихами, неодержимо бросались в бой. Он делал подписи к плакатам, буквами вышиной в фут. Его плакаты на гражданской войне были смертельными для врага, как штыки. Громким, как аэропланный мотор, голосом, читал он по радио стихи, и советский народ жадно слушал его во всех концах земли. Бас поэта был так могуч, что, когда он, стоя на командирском мостике броненосца, декламировал свой знаменитый «Левый марш». Громкий голос его, окрывавший орудийные залпы, слышен был на всех кораблях Кронштата………Так писал о Маяковском Лев Кассиль. Что это, действительно легенда? Нет, говорят нам современники поэта…….
А каково ваше отношение к Маяковскому? ( В детстве мы любили, когда нам читали стихи Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Кем быть?»)
Работа по теме. Проблемный вопрос. Почему Маяковский так неодолимо вторгается в наш день, такой, казалось бы во времени от него далёкий, вторгается в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь.
Вот сегодня мы с вами и попытаемся через исследование « Темы Родины в творчестве Маяковского» ответить на эти проблемные вопросы.
Урок предлагаю построить в форме проектной деятельности. Конечным результатом нашей деятельности станет мини- проект, оформленный в папку.
На доске этапы работы над проектом.
Подготовительный. Тема, выбор проблемы, определение цели, рабочие группы.
2.) Планирование. Задачи, источники информации, обязанности в группах.
3.) Осуществление проекта. Сбор и уточнение информации, анализ и синтез собранного материала.
4.) Презентация.
В добрый путь! Открываем тетради, записываем дату, тему урока.
1 этап проекта
Я вам предлагаю ещё одно творческое название проекта: «Вот она, Россия, моя любимая страна».
Обсудите темы, выберите одну, аргументируйте, почему именно эту тему выбрали или предложите свою.
Самостоятельная работа.
– Чем можно объяснить актуальность этой темы?
Актуальность. В 21 веке сочиняются песни на стихи Маяковского, исполняются рок– музыкантами. Значит, знакомство со стихами поэта– очень актуальная задача.
Проблема. Предлагаю сформулировать проблемный вопрос, над которым вам будет интересно работать. (В чём секрет популярности стихов Маяковского? Современны ли стихи Маяковского?)
Гипотеза. Если стихи Маяковского вызывают у нас чувства патриотизма, гордости, любви к Родине, то они актуальны, современны.
Цель. Формирование представления об образе России в творчестве В,В,Маяковского;
исследовав тему, провести аргументированные доказательства для подтверждения или отрицания гипотезы.
2 этап проекта
Задачи. 1.) Формировать представление об актуальности и современности содержания классических произведений Маяковского.
2.)Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы.
3.) воспитывать патриотические чувства.
Предмет изучения. Стихи Маяковского на тему Родины.
Планируемый результат. Создание творческих работ, мини– проект.
этап проекта
1.)Прослушайте « Стихотворение о советском паспорте». (Произведения читаются детьми наизусть).
– Какие чувства вызывает у Маяковского « краснокожая паспортина»?
– Вспомните, как встретил поэт революцию? Почему? ( Встретил восторженно : теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему чувство собственного достоинства, демонстрируемое этой« краснокожей паспортиной»).
– Найдите ключевые слова ( Читайте, Завидуйте. Я– гражданин Советского Союза.)
– Чем гордится лирический герой?
Вывод: Горячей любовью к своему Отечеству полны слова лирического героя. Он гордился своей принадлежностью к коллективу новых людей планеты.
(Все выводы фиксируются в тетрадь.)
2. ) Предлагаю прослушать отрывок из поэмы «Хорошо».
– Каково содержание отрывка?
– Выделите ключевые моменты. ( Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет.)
– Чему радуется автор?
Вывод: поэма «Хорошо» представляет собой гимн Отечеству. Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства, промышленности, культуры, быта. Счастлив, что с народом: «Я с теми, кто вышел строить………». Преобладает высокая, эмоционально–окрашенная лексика , глаголы: хвалю. Славлю, люблю ,радуюсь.
3.)«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
– Каким чувством пронизано данное произведение? ( Чувством веры, надежды, уверенности в будущем. Отражён тот охвативший миллионы людей трудовой энтузиазм.)
– Выделите ключевые слова.
Вывод. В стихах возникает образ новой Советской страны, охваченной творческим созидательным трудом. Автор выразительно передаёт счастье, радость жизни, любовь советского народа к Родине. Поэт верит в новый строй .
4.)«Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Теодор Иванович Нетте (1895 или 1896 – 5 февраля 1926)–дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР. Теодор Нетте геройски погиб в Латвии (в поезде Москва–Рига), защищая дипломатическую почту от вооруженных револьверами бандитов. Его именем назван корабль Черноморского флота.
– Что хотел сказать автор стихотворением? (О патриотизме человека, преданного своему делу, долгу.)
Работа в парах. 1 группа– найти выразительные средства, тропы, художественные приёмы. (Метафоричность, гиперболизация, сравнения, экспрессивность цветовая лексика, эпатажность, необычные образы, блеск каламбурности, лесенка).
2 группа– составить литературный герб по теме урока.
3 группа– составить кластер.
Самостоятельная работа.
Вернёмся к проблеме.
–Как вы думаете, все открытия, которые мы сегодня сделали, не являются ли секретом популярности, современности, актуальности темы.( Обращение к записям.)
4 этап
Презентация.
Сбор мини–проекта.
Итог. Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться. Всё , что мы выделили в стихотворениях поэта: чувство патриотизма, чувство единства народа, вера в будущее для нас, живущих в XXI веке особенно важно и ценно.
6.Рефлексия. Сочинить синквейн.
7.Самооценка–––––– оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по литературе по творчеству В.В. Маяковского
разработка внеклассного мероприятия по литературе для страших классов по творчеству В.В. Маяковского....
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Жизнь и творчество В.В.Маяковского
Данный материал о биографии и творчестве писателя поможет учащимся 11 класса понимать поэтический текст, мировосприятие Маяковского, грамотно анализировать , вырабатывать эстетический вкус к сло...
Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»
Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...
Сочинение - тест по творчеству В.В.Маяковского, 12 класс вечерней школы
Сочинение-тест по творчеству В.В.Маяковского поможет быстро проверить уровень знаний обучающихся. Рассчитано на обучающихся вечерней школы, может быть использовано в 11 классе дневной школы....
Система уроков по творчеству В.В. Маяковского с использованием технологии критического мышления
Данная работы содержит коспекты трех уроков по творчеству В.В. Маяковского. Уроки разработаны с использованием технологии развития критического мышления, предназначены для учащихся шеостого клас...