урок. Россия-наша Родина
план-конспект урока по теме

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rossiya-_nasha_rodina_2.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6  Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.

модуль «Основы православной культуры».        

Тема: « Россия - наша Родина»

Цель урока:  

 •         формирование чувства гордости за свою Родину

 •         формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

 •         формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

 Задачи урока:

 •          воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)

 •         воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.

 •         развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

 •         способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Используемые учебники и учебные пособия:  

 Используемая методическая литература:  

 методические рекомендации к курсу ОРКСЭ.

 Используемое оборудование:  

 презентация, мультимедийное сопровождение к уроку

                        Ход урока:

1.    Организационный момент.

 Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

 Чем отличается учебник от других учебников?

2. Запись в тетради темы урока. Россия - наша Родина.

 Как вы понимаете тему урока?

 3.Чтение учителем стихотворения.

 Что Родиной моей зовётся?

 Себе я задаю вопрос.

 Река, что за домами вьётся,

 Иль куст кудрявых красных роз?

 Вон  та осенняя берёзка?

 Или весенняя капель?

 А может радуги полоска?

 Или морозный зимний день?

 Всё то, что с детства рядом было?

 Но это станет всё пустяк

 Без маминой заботы милой,

 И без друзей мне все не так.

 Та вот что Родиной зовётся!

 Чтоб были рядышком всегда

 Всё, кто поддержит, улыбнётся,

 Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

 - О чём спрашивает себя герой стихотворения?

 - К какому ответу приходит герой?

 - А вы согласны с его мнением? Почему?

 -Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

 -А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

 -Что для нас является Родиной?

4.Толкование (слайд 7)

•    1.  РОДИНА. Отечество, родная страна.

•    2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь.

Этимология:  Общеславянское  слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

 •         Родственные слова: Родной,  родимая (сторона), родители.

 •         Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

 •         Фразеологизм: Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)

5. Работа над темой урока.

1) Беседа с учащимися.

 Как называется страна в которой мы живём? ( слайды 8-14)

 Кто является главой нашего государства?

 Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?

Покажите на карте Россию. Назовите столицу России.                                        Покажите. Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

Очень много книг о России ( Слайды 15-16)

Каких великих людей России вы знаете? ( слайд 17)

2) Работа с пословицами. ( слайд18)

 1.     Одна у человека мать, одна у него и Родина.

 2.     Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 3.     Всякому мила своя сторона.

 4.     Где родился, там и пригодился.

 5.     Москва – царство, а наша деревня – рай.

 6.     С родной земли умри – не сходи.

 7.     Чужая сторона – дремучий бор.

 8.     Кто Родине изменяет, того народ презирает.

 9.     Кто за Родину горой – тот истинный герой.

 3)     Комментированное чтение статьи из учебника.

 Страна – Российская Федерация, Россия.

 Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.

 Родина – родились и живём в ней.

 Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку.) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.

 Внутренний мир – душа человека.

 Традиции – дороги духовного мира.

 Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.

6. Закрепление основных понятий урока.

 Запись в тетрадь терминов и понятии:  

 •    Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции. ( слайд 19-20).

 •   Ответы на вопросы и выполнение заданий из электронного пособия для учащихся. ( видеокантроль-4 тестовых вопроса, тренажёр- 4 вопроса)

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

 Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент.

 Чтение предложений.

8. Подготовка творческой беседы с членами семьи и друзьями.

 ·  Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

 ·  Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

 ·  О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

9.  Задание на дом.

 Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

 Или: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ  о нём.  Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

10.     Итог урока.

 Что нового узнали сегодня на уроке?

Стихотворение С.Орлова «Родное».

 Я узнал, что у меня есть огромная страна.

 И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

 Речка, небо голубое  - это всё моё родное!

 Это Родина моя, всех люблю на свете я!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Государственный флаг Российской Федерации

 Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

  Государственный герб Российской Федерации

  Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

  Государственный гимн Российской Федерации

  Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКСЭ...

Сценарий урока -презентации "Россия - наша Родина"

Урок- презентация "Россия - наша Родина" создан для преподавания курса ОРКСЭ в 4-5 классах.  Цель занятия: создать у учащихся образ России как единой многонациональной страны с богатым культ...

Россия - наша Родина. Урок ОРКСЭ.

Цели и задачи: Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Расширять кр...

конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"

конспект урока "Россия  - наша Родина" с презентацией.  Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов ...

урок ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

первый урок в данном предмете для 4 класса...

Конспект урока «Россия - наша Родина».

Дать представления о Родине. Расширять кругозор школьников.Формировать чувство любви к Родине, составить композицию на тему Родина, выполнить в цвете. Ты сегодня узнаешь:что такое Россия, Родина,...