Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы литературного образования под редакцией А. Г. Кутузова. В состав рабочей программы входят пояснительная записка, собственно план, список произведений для заучивания наизусть, текущие проверочные и контрольные работы по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_kutuzov.rar | 170.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I раздел
Количество часов в году: 102
Количество часов в неделю: 3
Количество плановых уроков: 90
по развитию речи: 5 сочинений: 9
контрольных работ: 2 проверочных работ: 11
уроков внеклассного чтения: 5
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе к учебному комплексу для 5-11 классов /Авторы программы А. Г. Кутузова и др. // Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. / Сост.А. Г. Кутузов. – М.: Дрофа, 2010.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа обеспечена одноименными учебниками для 5 (Ч. 1, 2; 2011), 6 (Ч. 1, 2; 2011), 7 (2011), 8 (2011), 9 (Ч.1, 2; 2011) классов, вышедшими в издательстве “Дрофа”.
На базовом и профильном уровнях программа обеспечивается дифференцированными учебниками “В мире литературы” для 10 и 11 классов, вышедшими в издательстве “Дрофа” (базовый уровень – 2010, профильный уровень – 2010 (10 класс), 2010 (11 класс)).
Учебники для 5 – 6 классов дополнены рабочими тетрадями.
К учебникам прилагаются методические рекомендации для учителя:
Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010;
Моисеев М.В. Путеводитель в мире литературы. 5 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010;
Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 6 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010;
Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 7 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010;
Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010;
Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2011;
Кутузов А.Г. Методические рекомендации по использованию учебников под ред. А.Г. Кутузова “В мире литературы” для 10 и 11 классов при изучении литературы на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2010.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ.
II раздел
Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.
Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной (V—IX классы) школы.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
освоение текстов художественных произведений;
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:
V класс — жанры;
VI класс — роды и жанры;
VII класс — характер — герой — образ;
VIII класс — литература и традиция;
IX класс — автор — образ — читатель;
X—XI классы — художественный мир писателя.
Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-литературных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.
Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;
VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;
X—XI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:
V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;
IX класс — интерпретация текстов;
X—XI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.
Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.
В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся IX класса. В данном классе ведущей теоретико-литературной проблемой является интерпретация текстов.
Понятие «интерпретация» пронизывает все разделы курса литературы на данном этапе обучения:
русская литература XVIII века;
русская литература XIX века;
русская литература XX века.
Кроме данного понятия вводятся новые эстетические и теоретико-литературные понятия: «вечная тема», «просветительская литература», «классицизм», «сентиментализм», «романтизм», «реализм», образ «маленького человека» и т.д.
Методический смысл расположения материала заключается в том, чтобы литературоведческие понятия осознанно входили в читательский опыт.
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Задачи обучения:
1) формирование представления о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
2) осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
3) формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
4) формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
5) формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру искусства;
6) формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
7) формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.
Формы контроля
Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года.
I полугодие
1. Стартовая проверочная работа.
2. Сочинение-рассуждение «Что такое донкихотство?»
3. Проверочная работа по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
4. Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума».
5. Проверочная работа по лирике А. С. Пушкина.
6. Проверочная работа по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
7. Сочинение – рассуждение «Как я понимаю смысл строк...» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
8. Проверочная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
9. Сочинение «Как я понимаю смысл слов «Береги честь смолоду» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
II полугодие
1. Проверочная работа по лирике М. Ю. Лермонтова.
2. Тест по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
3. Сочинение по творчеству Лермонтова.
4. Сочинение «Как я понимаю смысл эпиграфа комедии «Ревизор»
5. Проверочная работа по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
7. Тест по лирике Серебряного века.
8. Сочинение «Как вы понимаете смысл фразы «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» (по новелле Бунина).
9. Тест по рассказу «Судьба человека».
10. Сочинение по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».
11. Итоговая проверочная работа.
12. Читательская конференция на тему «Художественное произведение и его читатели. Хочу рассказать о прочитанной книге».
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
владение умениями выразительного чтения;
восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;
умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).
Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения)
III раздел
Учебно-тематическое планирование
Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | |||
Плановых уроков | Контрольных уроков | По развитию речи | Внеклассное чтение | ||
1 | Повторение (3ч) | 3 | - | - | - |
2 | Автор – образ – читатель (1ч) | 1 | - | - | - |
3 | Литература эпохи средних веков и Ренессанса (4ч) | 3 | - | 1 | - |
4 | Александр Сергеевич Грибоедов (10ч) | 8 | - | 2 | - |
5 | Александр Сергеевич Пушкин (27ч) | 26 | - | - | 1 |
6 | Михаил Юрьевич Лермонтов (14ч) | 12 | - | 1 | 1 |
7 | Николай Васильевич Гоголь (15ч) | 14 | 1 | - | - |
8 | Иван Сергеевич Тургенев (3ч) | 3 | - | - | - |
9 | Фёдор Михайлович Достоевский (2ч) | 2 | - | - | - |
10 | Антон Павлович Чехов (2ч) | 2 | - | - | - |
11 | Оскар Уайльд (1ч) | 1 | - | - | - |
12 | Русская поэзия Серебряного века (1ч) | 1 | - | - | - |
13 | Сергей Александрович Есенин (2ч) | 2 | - | - | - |
14 | Владимир Владимирович Маяковский (1ч) | 1 | - | - | - |
15 | Марина Ивановна Цветаева (2ч) | 2 | - | - | - |
16 | Анна Андреевна Ахматова (2ч) | 2 | - | - | - |
17 | Михаил Афанасьевич Булгаков (3ч) | 3 | - | - | - |
18 | Иван Алексеевич Бунин (2ч) | 2 | - | - | - |
19 | Михаил Александрович Шолохов (4ч) | 2 | 1 | 1 | - |
20 | Александр Исаевич Солженицын (2ч) | - | - | - | 2 |
21 | Валентин Григорьевич Распутин (1ч) | - | - | - | 1 |
22 | Итоговый урок (1ч) | 1 | - | - | - |
Всего (102ч) | 90 | 2 | 5 | 5 |
IV раздел
Содержание тем учебного курса для 9 класса
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
АВТОР – ОБРАЗ – ЧИТАТЕЛЬ
Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация. Роды и жанры литературы. Тропы и фигуры речи.
Проверочная работа – 1
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И РЕНЕССАНСА
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации.
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору). Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.
Сочинение – 1
XIX ВЕК. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественный мир А. С. Грибоедова
«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл названия. Проблема ума как центральная проблема комедии.
Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.
Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второстепенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.
Новаторский характер стиха и языка комедии.
Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й»).
Проверочная работа – 1
Сочинение – 1
Художественный мир А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.
Лирика: «К Чаадаев у», «К мор ю», «Н я н е», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «П р о р о к», «А н ч а р», «Н а холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...» (для обязательного изучения).
«Деревня», «Вольность», «Ар и он», «Вакхическая песня», «Мадонн а», «Чаадаеву»и др. (два-три стихотворения по выбору).
Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Дружеская и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения.
«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность».
Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы.
Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений. Онегинская строфа.
«М аленькие трагедии» как опыты «драматических изучений» человека. «Моцарт и Сальери». Основные образы, тематика и проблематика.
Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
«Капитанская дочка». Творческая история написания повести, изучение архивных документов. Путешествие по местам восстания Пугачёва (Казань, Оренбург). Создание "Истории Пугачёва" и "Капитанской дочки". Определение жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва. Образ Пугачёва.
«Медный всадник». Ознакомление с творчеством поэта в 30-ые годы и показать интерес А. С. Пушкина к историческому прошлому России – преобразованиям Петра I. Образ Медного всадника – смысл и символика, развитие образа «маленького человека». Человек и стихия. Художественное исполнение образа природной стихии. Понятие о «русском бунте».
Проверочная работа – 3
Сочинение - 2
Художественный мир М. Ю. Лермонтова
Лирика: «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «П р о р о к», «Смерт ь поэта» (для обязательного изучения).
«Нет, я не Байрон, я другой...», «К и н ж а л», «Ж а л о б а т у р к а», «Т у ч и» (три стихотворения по выбору).
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.
«Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.
Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие ее решения. Глубина нравственной проблематики.
Проверочная работа – 1
Сочинение – 1
Художественный мир Н. В. Гоголя
«Петербургские повести». Обзор цикла, именуемого «Петербургские повести». История создания цикла. Обзор повестей «Невский проспект», «Нос», «Портрет». Проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе. Донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает.
«Р е в и з о р». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города.
«Мертвые душ и». История создания и публикации. Эволюция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы».
Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова.
Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.
Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начал в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема Родины и народа, ее неоднозначная трактовка.
Проверочная работа – 1
Сочинение – 2
Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писателей (Ф. Достоевский, И. Тургенев, А. Чехов, О. Уайльд). «Сквозные образы и мотивы».
XX ВЕК. ЭПОХА ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
«Поэтическая революция»
А. А. Блок, «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и сомненьи...», «Рожденные в годы глухие...»; В.В.Маяковский. «Ода революции», «Хорошее отношение клошадям», «Нате!»; Б. Л. Пастернак. «М е т е л ь», «С в е т а е т», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.
А.А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «Ошибка», «Идешь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов.
С. А. Есенин. Тема Родины в лирике Есенина. Очерк жизни и творчества С. А. Есенина. Первый поэтический сборник "Радуница". Есенин – поэт крестьянской культуры. Особенности стиля: образность, метафоричность, пристрастие к диалектизмам. Поэтизация крестьянской Руси.
Человек в эпоху войн и революций
М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.
И. А. Бунин. «Роза Иерихона» как лирико-философское эссе. Тема памяти.
«Темные аллеи». Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный прием. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и ее художественная функция.
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.
А. И. Солженицын. «М а т р е н и н двор». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и повествователь. Смысл названия произведения.
В. Г. Распутин. «Не мог у-у» и др. Традиции и новаторство прозы 70—80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.
Проверочная работа – 3
Сочинение-2
Итоговая читательская конференция.
Художественное произведение и его читатели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....