Литература 5 класс
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме
|
Тема урока |
Основные понятия темы |
Требования к уровню подготовки |
Сопутствующее повторение |
Развитие речи
| Межпредметные связи | Контроль за ЗУНами учащихся | Применяемые технологии
|
Дата |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Введение ( 2 ч.) Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. | Роль книги в жизни человека. Обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги. | Знать структурные элементы книги, ее роль в жизни человека. | Учебник литературы, стили речи. | Работа с текстом: тема, идея. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Устное народное творчество (13 ч.-) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Т.Л. Фольклор. Устное народное творчество. | Фольклор. Устное народное творчество. | Знать определение фольклора, называть малые жанры фольклора. | Сказка , колыбельные песни. | Выразительное чтение, работа с текстом.
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Русские народные сказки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Т.Л. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод.
Животные-помощники. Фантастика в волшебной сказке. | Сказка, виды сказок. Особенности сказочного построения. Волшебная сказка. | Знать виды сказок, Уметь определять признаки волшебной сказки, особенности сказочного повествования, народную мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.
| Определения, их роль. Реальность и фантастика. | Выразительно чтение, пересказ эпизода, устный ответ на вопрос. Особенности сказки: зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты, присказка. | Живопись | Пересказ |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора. Особенности сюжета. Т.Л. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
| Волшебная богатырская сказка. Сюжет. Сказочные формулы. Сравнение. Гипербола. | Определять героический характер сказки, находить оценку автора-народа к героям сказки. | Особенность сказочного повествования, виды сказок. | Художественный пересказ эпизодов, работа по содержанию сказки. |
| Пересказ |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Сказители. Собиратели сказок. | Виды сказок. Сказители. Собиратели сказок. | Определять виды сказок, выражение основной мысли сказки. | Тема и идея. | Выразительно чтение, устный ответ по содержанию сказки. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт. В мире народных сказок (сказки народов мира) . Вариативность сказок.
| Виды сказок. Вариативность сказок.
| Определять выражение основной мысли сказки, оценку автора-народа к героям. | Особенность сказочного повествования. Тема и идея. | Художественный пересказ, устный ответ по содержанию. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Обучение домашнему сочинению по теме «Русские народные сказки».
| Сочинение на литературную тему. | Уметь создавать сочинение на литературную тему на основе прочитанного. | Тема и идея. | Создание плана будущего сочинения, отбор рабочих материалов. |
| Сочинение |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Древнерусская литература (2 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои и их подвиги во имя мира на родной земле. Т.Л. Летопись. Вн. Чтение . | Древнерусская литература. Летопись. | Знать о начале возникновения письменности у восточных славян и возникновении древнерусской литературы, особенность летописи (начальные представления). | Фольклор. Алфавит. Постоянные эпитеты, Сравнения. | Выразительное чтение, устный ответ по тексту. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Из литературы XVIII века (2 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» Юмор стихотворения. Т.Л. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | Роды и жанры литературы. | Формирование представления о родах и жанрах литературы. Уметь определять авторскую оценку к изображаемому (юмор). | Стихотворная речь: рифма. | Выразительное чтение. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Из литературы века XIX века (45 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Русские басни (6 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт.Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. Басни Эзопа, Лафонтена, русские баснописцы XVIII века. Т.Л. Эзопов язык | Басня. Эзопов язык. Олицетворение.. | .Знать о родо-жанровой принадлежности басни, истоки и особенности басенного жанра. | Роды и жанры литературы. | Выразительное чтение, лексическое значение слова (сноски, работа с толковым словарем). |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| И.А. Крылов. Рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»., «Свинья под дубом».Осмеяние хитрости, жадности, неблагодарности. Т.Л. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. | Аллегория. Мораль. | Определять мораль в басне, ее аллегорический рассказ о событии; формировать навык выразительного чтения. | Сравнение. Идея текста. | Чтение наизусть. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. | Рассказ и мораль в басне. Позиция автора. | Уметь определять авторское отношение к изображаемому событию, героям; Формировать навык выразительного чтения. | Басня как литературный жанр. | Чтение наизусть. | История | Чтение наизусть |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт.Басни И.А. Крылова. Техника чтения. | Рассказ и мораль в басне. Аллегория. | Уметь определять авторское отношение к изображаемому событию, героям, формировать навык выразительного чтения. | Басня как литературный жанр. Мораль. Аллегория. | Выразительно чтение, ответ-рассуждение по содержанию. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Урок-концерт. Инсценирование басен И.А. Крылова. | Чтение по ролям. Инсценирование. | Навык выразительного чтения, умение инсценировать. | Мораль. Аллегория. | Выразительное чтение (по ролям, инсценирование). |
| Чтение наизусть |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В.А. Жуковский (2 ч.) Рассказ о поэте. Жуковский-сказочник. «Спящая красавица». Сходство и различие сказки Жуковского и народной сказки. Техника чтения. | Народная и авторская сказка. Сюжет. | Уметь определять сходные и различные черты авторской сказки и народной. | Фольклор. Народная сказка. Виды сказок. | Устный ответ , выразительное чтение. | Живопись |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Герои сказки, особенность сюжета. Герои баллады «Кубок». Благородство и жестокость. Т.Л. Баллада. | Баллада (начальные представления). | Знать о родо-жанровом своеобразии баллады (начальные представления), уметь оценивать героев баллады. | Роды и жанры литературы. Сюжет. | Устный ответ о событиях баллады ( развитие сюжета), героях баллады. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Из зарубежной литературы (1 ч.) Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг во имя сохранения традиций предков. Т.Л. Баллада. |
Баллада. Авторская оценка к событиям и героям. |
Уметь определять идейно-нравственное содержание баллады, определять авторскую оценку. |
Сюжет. Баллада и сказка. |
Выразительное чтение, устный ответ по содержанию. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| А.С. Пушкин ( 10 ч.). Рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни. Т.Л. Стихотворная речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. | Стихотворная речь. | Знать особенности стихотворной речи (ритм, рифма), уметь определять способы рифмовки. |
Роды и жанры литературы. Рифма. | Выразительное чтение. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | Сказка. Баллада. Поэма. | Формирование представления о поэме, Определение сказочных мотивов в народной сказке. | Роды и жанры литературы. Фольклор. Сказка. | Устный ответ по содержанию. | Музыка Живопись
| Чтение наизусть |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| «Сказка о мертвой царевне …» ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Герои сказки. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя. Поэтичность, музыкальность сказки. | Литературная и авторская сказки. Тема и идея. | Определять сходство и различие литературной и авторской сказки; Идейно-нравственное содержание; Авторское отношение к героям. | Ритм и рифма. Народная сказка. Постоянные эпитеты. | Выразительное чтение, чтение наизусть, устный ответ о герое с примерами-цитатами. |
| Чтение наизусть |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р..«Бродячие сюжеты». Сопоставление сказки А.С. Пушкина с русскими народными сказками. Сказкой В.А. Жуковского, сказками братьев Гримм. | «Бродячие сюжеты». | Уметь сопоставлять сказки: находить сходство и различие. | Сюжет. Народная и авторская сказки. | Сравнительная работа по тексту. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт.Художественный мир сказок А.С. Пушкина. Т.Л. Ритм, рифма. Способы рифмовки. | Авторская сказка. | Уметь определять идейно-нравственное содержание сказок, авторскую оценку. | Сюжет. Рифма. Способы рифмовки. | Устный ответ о героях сказки. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Подготовка к сочинению по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» Сочинение. Т.Л. Стихотворная речь. | Уметь создавать сочинение на литературную тему. Цитирование в сочинении. | Уметь создавать сочинение на литературную тему (характеристика героя). | Тема и идея сочинения. | План. Подбор цитат по плану. |
| Сочинение |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Русская литературная сказка. А. Погорельский (2 ч.) «Черная курица, или подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | Народная сказка и авторская. Фантастика. | Уметь определять идейно-нравственное содержание сказки, основные этапы развития сюжета. | Фантастика в волшебной сказке. Особенности сказочного повествования. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Пересказ |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В.М. Гаршин ( 2 ч.) «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Т.Л. Прозаическая речь. | Авторская сказка. Тема и идея. | Уметь определять героическое и обыденное в сказке, идейное содержание(трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения). | Сюжет. Тема и идея. Сравнение. Аллегория. | Устный пересказ эпизода. |
| Пересказ |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| М.Ю. Лермонтов (3 ч.) Рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Т.Л.Эпитет, метафора, звуковпись. | История и литература. Стихотворная речь (развитие понятия). Гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). | Уметь определять идейно-нравственное содержание произведения,
| Тема и идея. Диалог и монолог. Сравнение. | Выразительное чтение, устный ответ по прочитанному. | История |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р.Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Т.Л. Сравнение, гипербола.
| Уметь находить и определять роль художественно-изобразительных средств. | Эпитет. Сравнение. Звуки речи. | Чтение наизусть. Словарная работа (устаревшие слова). |
| Наизусть |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Н.В. Гоголь (4 ч.)Рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | Фольклор и литература. Рассказ и повесть. | Уметь определять авторскую оценку к изображаемым событиям. | Эпитет, сравнение. Сказка. | Словарная работа (диалектные слова). |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Т.Л. Фантастика. Юмор. Техника чтения. | Реальное и фантастическое. Комическое и лирическое. Юмор. | Уметь высказать свое суждение о прочитанном, определять роль эпизода (фантастического, комического). | Фантастическое в сказке. | Пересказ, работа по тексту. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт. Сочетание реального и фантастического в книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Техника чтения. | Реальность и фантастика. | Уметь определять художественное своеобразие книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» (стиль писателя). | Тема и идея. Реальное и фантастическое. Юмор. | Пересказ эпизодов, высказывание своих суждений в процессе анализа. | Живопись |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Н.А. Некрасов (4 ч.) Рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Т.Л. Эпитет. | Стихотворная речь. | Уметь определять авторскую оценку к изображаемому, роль изобразительных средств. | Эпитет. Сравнение, Метафора. Гипербола. | Выразительное чтение. .
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины. | Тема и идея. Образ (начальное представление). | Определение темы и идеи стихотворения, создание образа героини. | Художественно-изобразительные средства. | Выразительное чтение. Ответ по прочитанному. |
| Пересказ |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, Речевая характеристика персонажей.
Р. Р. Выразительное чтение строк стихотворения. | Авторская оценка. Речевая характеристика. | Находить и анализировать роль речевой характеристики персонажей, передача авторской оценки к ним. | Разговорный стиль. | Чтение наизусть. Ответ по прочитанному. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| И.С. Тургенев (7 ч.) Рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Т.Л. Портрет. | Рассказ и повесть. Портрет. | Родо-жанровые особенности. Начальное понятие о портрете литературного героя. | Типы речи. | Высказывание суждения по прочитанному. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство. Сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Обучающее сочинение , по рассказу. | Авторская позиция к героям произведения. | Идейно-нравственное содержание произведения, авторская оценка к героям. | Лексическое значение слова. Толковые словари. | Лексическая работа: достоинство, сострадание, великодушие, гуманизм. |
| Пересказ |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Литературный портрет. Т.Л. Пейзаж. Фет “Весенний дождь”
| Портрет. Пейзаж. | Находить принципы создания портрета литературного героя, Роль пейзажа в произведении. | Изобразительные средства. План ответа. | Развернутый ответ на основе прочитанного. Отбор рабочих материалов. | Живопись |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Л.Н. Толстой (5 ч. ) Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» . Жилин и Костылин – два разных характера. Две разные судьбы.
| Сюжет. Сравнит.характеристика героев. | Уметь анализировать развитие сюжета, определять оценку в изображении двух героев. | Сравнение. Портрет. | Анализ прочитанного, устный ответ на основе текста. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Утверждение гуманистических идеалов. | Литературный портрет. Идея. | Определение идейного содержания произведения, создание портрета героя. | Диалог. Роль эпизода. | Устный ответ о роли эпизода в развитии представления о герое произведения. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Сравнение. Жилин и Костылин Т.Л. Сравнение. Сюжет. Подготовка к сочинению) | Сравнительная характеристика. | Составление сравнительной характеристики героев. | Авторская оценка героев. План. | Устный ответ. Отбор материалов к сочинению. |
| Сочинение |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| А.П. Чехов (3 ч.) Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Т.Л. Юмор. | Рассказ. Юмор. Роль детали. Речь персонажей как средство характеристики. | Развитие представления о юморе. Определение идеи рассказа. | Сюжет. | Выразительное чтение. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. Речь персонажей как средство характеристики . | Анализ роли детали в рассказе, речи персонажей как средство характеристики. | Сюжет. Разговорный стиль. | Выразительное чтение. Художественный пересказ. |
| Пересказ |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поэты XIX века о Родине и родной природе (7 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт.Картины природы в стихотворениях А.С. Пушкина. | Роды и жанры. Стихотворная речь. Рифма. Ритм. Размер стиха. | Уметь осмысливать содержание стихотворного текста, Находить художественно-изобразительные средства языка и определять их роль. | Пейзаж. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Метафора. | Выразительное чтение. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков, А.В. Кольцов. Т.Л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Чтение наизусть. Устный ответ-суждение. | Живопись. Музыка. | Наизусть |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Обучение анализу лирического текста. Сочинение-анализ стихотворения. | Сочинение-анализ лирического текста. | Уметь создавать анализ лирического текста. | Тема и идея. Изобразительные средства. | План. Отбор материала.
|
| Анализ. стих.обуч |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт. Литературное краеведение. Времена года в стихотворениях С.А. Зайцевой.. | Стихотворная речь. | Определение авторской позиции, роль изобразит. средств. | Изобразительные средства языка. | Создание собственных поэтических зарисовок. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Из литературы XX века (28 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| И.А. Бунин (1 ч.) Рассказ о жизни писателя. Рассказ«Косцы». Восприятие прекрасного. | Рассказ. Эстетическое и этическое. | Уметь определять идейное содержание (родство героев с просторами Русской земли, народными песнями и сказками). | Толковый словарь. Сказка.
| Лексическая работа. Работа над понятием: поэтическое воспоминание о Родине. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В.Г. Короленко (4 ч.) Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Техника чтения. Т.Л. Композиция. | Сюжет и композиция. | Развитие понятия о сюжете и композиции. Определение роли образа серого, сонного города и равнодушного отношения окружающих людей к беднякам.
| Рассказ и повесть. | Выразительное чтение. Работа по прочитанному. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Доброта и сострадание героев повести. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Техника чтения.
| Портрет. Композиция. | Идейно-нравственное содержание произведения, роль композиционных элементов в создании образа. | Портрет. Пейзаж. Речь героев. | Устный ответ по прочитанному, анализ эпизодов. |
| Пересказ |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Герои повести: Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Т.Л. Портрет. Обучающее сочинение по повести. | Литературный портрет.
| Создание портрета литературного героя, роль композиции. | Характеристика героев. | План ответа. Отбор материала. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| С.А. Есенин (2 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рассказ о поэте. Стих. «Я покинул родимы дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины. | Лирика. Особенности стихотворной речи. | Определение идейного содержания стихотворения. |
Художественно-изобразительные средства языка. | Выразительное чтение, анализ прочитанного. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Мое прочтение стихотворений С.А. Есенина. Своеобразие есенинской лирики. | Своеобразие лирики С.А. Есенина. | Выявление своеобразия есенинской лирики (стиль поэта).
| Чтение наизусть. |
| Наизусть |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт. (1 ч.) Литературное краеведение. Изображение малой Родины в творчестве поэтов Шатурского края. | Авторское отношение. Тема и идея. | Определение темы и идеи, авторская индивидуальность. | Художественно-изобразительные средства языка. | Выразительное чтение, анализ прочитанного. |
| Анализ стих (обуч.. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
П.П. Бажов (5 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рассказ о писателе. «Медной горы Хоязяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность. Добросовестность, трудолюбие и талан главного героя. Т.Л. Сказ как жанр литературы. | Сказ как жанр литературы. | Знать особенность сказа как жанра литературы; уметь характеризовать главного героя. | Сказка. Реальность и фантастика. | Устный ответ по прочитанному. Словарная работа. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка. Интонация. Техника чтения. Т.Л. Сказ и сказка. | Своеобразие языка. | Определять своеобразие языка; уметь определять авторское отношение к герою и событиям сказа. | Сказ и сказка. | Выборочный пересказ. |
| Пересказ |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт. В мире сказов П.П. Бажова («Синюшкин колодец», «Каменный цветок» и др. 3-5 сказов по выбору). Техника чтения. | Сказ как жанр литературы. Герои сказа. | Уметь характеризовать героев сказа, определять авторскую оценку . | Своеобразие языка. | Выборочный, сжатый пересказ. |
| Пересказ |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| К.Г. Паустовский (4 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рассказ о писателе. Рассказ «Заячьи лапы». | Рассказ. Сюжет. | Уметь проследить развитие сюжета, определить идею рассказа. | Сюжет. | Выразительное чтение. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. . Природа и человек в рассказах К.Г. Паустовского и других писателей (по выбору учащихся). Подготовка к отзыву о прочитанном. | Тема природы и человека. | Уметь определять идейно-нравственное содержание произведения. | Авторское отношение. | Подробный пересказ. |
| Отзыв (обуч.) |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке «Теплый хлеб». | Реальное и фантастическое. | Уметь характеризовать и оценивать героев произведения, роль пейзажа. | Авторская сказка. Особенность сказочного повествования. | Устный ответ по прочитанному, анализ эпизодов. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| С.Я. Маршак (4 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев». Т.Л. Драма как род литературы. Пьеса-сказка. | Роды и жанры литер.Афиша. Ремарка.Реплика. | Уметь определять родо-жанровые особенности драматич.произведения. | Эпические и лирические жанры. Сказка. | Выразительное чтение. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Художественные особенности пьесы-сказки. | Характеристика героев. Авторские ремарки. | Уметь характеризовать героев пьесы-сказки, определять идейное содержание произведения. | Идея. Характер герой произведения. | Выразительное чтение по ролям. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Р.Р. Выразительное чтение по ролям (инсценирование).. Характер и интонация. | Характер и интонация. | Уметь выразительно читать определенную роль пьесы-сказки. | Характер героя. | Выразительное чтение (инсценирование). |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Из зарубежной литературы. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»(4 ч.)
В . Н. Наши любимые сказки Андерсена. Р. Р. Комплексная работа с текстом
| Сказка. Сюжет. Портрет. | Анализировать важнейшие эпизоды в раскрытии идейно-нравственного содержания произведения, характеризовать и оценивать героев. | Особенность сказочного повествования. Виды сказок. | Выразительное чтение, выборочный пересказ. |
| Пересказ |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вн. чт. И. Шварц «Два брата» (1 ч.) Уроки сказки. | Характеристика героя. Пейзаж. | Уметь определять идейно-нравственное содержание сказки, роль пейзажа в произведении. | Народная и авторская сказка. | Выразительное чтение, работа по тексту, составление собственного суждения «Уроки сказки». |
| Ответ-рассуждение «Уроки сказки» |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| А.А. Платонов ( 2 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Т.Л. Фантастика в литературе. | Быль и фантастика. | Уметь определять особенное отношение героя к окружающему миру. | Реальное и фантастическое. | Выразительное чтение, анализ отдельных с эпизодов. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы. | Герой рассказа. | Роль пейзажа в рассказе, особенность создание образа главного героя. | Портрет. Пейзаж. Речь героя. | Выразительное чтение. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В.П. Астафьев (3 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. | Сюжет рассказа. | Уметь давать оценку герою произведения, знать средства создания портрета героя. | Взаимосвязь событий. | Выразительное чтение. Анализ эпизодов. Устный ответ по тексту рассказа. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основные черты характера героя. Становление характера через испытания. Т.Л. автобиографичность литерат. произв. | Автобиографичность произведения. | Характеристика и оценка героя рассказа. | Портрет. Поступки. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт. С любовью к «братьям нашим меньшим». В.П. Астафьев «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?» | Тема и идея. Повеств. «от противного». Тема природы. | Определение идейно-нравств.содержания произв.; изображения «от противного | Сюжет. Монолог. | Выразительное чтение. Аналитическая работа с текстом. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт.Литературное краеведение (2 ч.) О. Трушин «Оживший вальдшнеп», «Вороное чаепитие», В.В. Большаков «Быль и боль», «Сглазила». Отзыв о рассказе. | Тема природы. Авторская позиция в рассказе. | Уметь определять авторское отношение, идейное содержание рассказов. | Юмор. Типы речи. | Выборочный пересказ. План написания отзыва. |
| Отзыв. |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| «Ради жизни на Земле…»(4 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Война и дети в стихотворениях К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | Тема войны. Дети и война. Чувство сострадания, гуманизм.
|
Уметь определять трагическое и героическое в произведениях о Великой Отечественной войне.
| Стихотворная речь.
|
Выразительное чтение, устный ответ на основе прочитанного лирического произведения. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн. чт.Стихотворные произведения о войне. Выразительное чтение. | Стихотворная речь. Тема и идея. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн.чт.Литературное краеведение. Тема войны в творчестве Шатурских поэтов. | Стихотворная речь. Тема и идея. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Произведения о Родине и родной природе (4 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. (Н. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы») | Конкретное и обобщенное. |
Уметь анализировать лирическое произведение. | Художественно-изобразительные средства. | Выразительное чтение. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. И. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…», А. Прокофьев «Аленушка», Д Кедрин «Аленушка».
Комплексная работа с текстом | Волшебная сказка. Пейзаж. | Роды и жанры литературы. | Мое прочтение стихотв. (наизусть) Анализ. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Наизусть |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Писатели улыбаются (2 ч.)Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Т.Л. Юмор. | Юмор. Образы и сюжет русской классики как темы произведений для детей. | Уметь анализировать лирическое произведение.
| Стихотворная речь. | Выразительное чтение, устный ответ. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Из зарубежной литературы (7 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» (обзор романа). Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Техника чтения. | Тема путешествия в литературе. Рассказ, повесть, роман. | Использовать знания для определения родо-жанровых особенностей произведения; - сжатый аналитический пересказ текста, - создание характеристики героя. | Роды и жанры литературы. | Выборочный пересказ. Сжатый пересказ.
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
| Речевая характеристика персонажей. | Определение темы и идеи произведения, раскрытие персонажей через речевую характеристику. | Монолог. Диалог. | Выразительное чтение. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Марк Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Черты характера Тома. Том и Бекки. Внутренний мир героев. Сочетание реальных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Техника чтения. | Литературный портрет. Фантазия, юмор. | Создавать на основе прочитанного литературный портрет героя. | Принципы создания портрета литературного героя. | Выборочный пересказ, устный ответ. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Джек Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Взросление подростка. Уважение взрослых. Характер мальчика. Мастерство писателя в изображении жизни северного народа. Техника чтения. | Сказание. Характер героя. Авторское отношение к изображаемому. | Умение обобщать прочитанное, определять авторское отношение к изображаемому.
| Сказка, сказ. Сюжет. Композиция. | Выразительное чтение. Словарная работа. Аналитическое чтение. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вн.чт. Литературное краеведение (1 ч.) Мир детства. И. Леонтьева «Маме», С.А. Зайцева, Г. Закиева, Л. П. Жарова и их «Детские странички». | Стихотворная речь. | Уметь определять авторское отношение к изображаемому. | Художественно-изобразительные средства. | Выразительное чтение. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Р.Р.Круг чтения (2 ч.) Путешествие по стране Литературии 5 класса
Резервные уроки-4 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...