"Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Анализ главы «Княжна Мери». Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.
Цели: продолжить работу над романом, дополняющую знания учащихся о его идейном содержании, составить характеристику главного героя в ходе анализа его поступков, «чтения» страниц печоринского дневника; обратить внимание учащихся на особенности композиции романа; развивать умения учащихся в постижении скрытого смысла литературного произведения, создать условия для выражения учениками собственной точки зрения.
Оборудование: запись на доске, листы с заданиями для работы в группах.
Ход урока
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
В главе «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с людьми своего круга. Система образов выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя.
- В отношениях с кем раскрывается его внутренняя жизнь? (Вернер, Вера) В этой части мы узнаём о лучшей части его души.
- Какие герои помогают раскрыть внешнюю сторону его жизни? (Грушницкий, Мери)
В привычном окружении Печорин демонстрирует всю силу своих способностей. Здесь ему понятно и доступно любое желание, он легко предсказывает события и осуществляет свои планы. Каждого человека Печорин заставляет задуматься, открыть своё истинное лицо, сбросить маску. НО! и сам он вынужден, проводя нравственные эксперименты, испытывать новые нравственные нормы.
- В каких строчках Печорин признаётся в бесконечных противоречиях?
Уже первые воспоминания о нём других героев фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит.
Постановка проблемного вопроса урока.
Какой он, Печорин? Что мешает этому человеку жить счастливо?
Постановка темы и цели урока.
На сегодняшнем уроке мы должны определить, в чем противоречия натуры главного героя, что раскрывается перед читателем в ходе самоанализа Печорина?
Работа над темой урока.
Фронтальная беседа
1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой?
2. Как герой воспринимает «общество на водах»?
3. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нём иронию?
( главное для них не внутренняя жизнь, а внешний лоск)
Учитель: Для Печорина важно заглянуть человеку в глаза, у остальных же - в руках лорнет, исключающий духовный контакт. Но ведь и сам Печорин наводит лорнет на Мери, скажете вы и будете правы. В этом парадоксальность нашего героя: критично относиться к людям и жить по их законам- в отсутствие настоящего дела это хоть какая-то способность действовать. Игра – это суть Печорина, его маска. Тем интереснее нам будет сегодня разобраться в правилах его игры.
Работа в группах
Печорин и Грушницкий
Почему Печорин столь непримирим в отношении Грушницкого?
Верно ли, что есть моменты, когда и Печорин ведёт себя подобно Грушницкому?
Печорин во многом виноват, но симпатии читателя часто на его стороне. Почему?
Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?
Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?
Микроитог: Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности, Грушницкий стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным.
Печорин и Вернер
В чем сходство этих героев? (большие интеллектуальные запросы)
В чем отличия? (Вернер – эгоист сознательный, принципиальный, он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит реальной возможности её осуществить, он лишён внутренней активности Печорина)
Как объясните фразу: «Вот люди, все они таковы…» (эгоистическая подоплёка ещё больше упорядочилась в сознании Печорина)
Вера
Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее?
Чем она не похожа на Мери?
Почему и для Веры он ничем не жертвует?
Проанализируйте сцену погони: представьте, что Печорин догнал Веру, стал бы он счастливым? Сделал бы её счастливее?
Микроитог: Нет! Печорин не может быть счастливым и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. «…и если бы…кто-нибудь меня увидел. Он бы с презрением отвернулся…» - вот почему Печорин не может быть счастливым.едва проснётся в нём подлинное, настоящее, он оглядывается: не видел ли кто? Сам герой отворачивается от лучшего в себе.
Обобщение.
Каким мы увидели Печорина? Каково ваше отношение к герою?
Почему читателю жаль Печорина? ( при всём знании людей для него закрыто главное: он лишён счастья жалеть и любить безрассудно)
Как сам Печорин объясняет невозможность ступить на путь, где «тихие радости»? ( «тихие радости» нужны тому, у кого есть и бури, и страсти, а он обременён своей ненужностью, ему некуда приложить свои силы, спокойствие не осчастливит, а ещё более отяготит)
Композиция романа .
Что даёт читателю необычное построение романа? (заинтересованность читателя судьбой героя, мы можем проследить историю его внутренней жизни, можем увидеть героя сразу в двух планах)
Домашнее задание.
Подготовиться к комментированному чтению главы «Фаталист»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе 9 кл по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" "Портрет Печорина"
Разработка урока "Портрет Печорина"...
"Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе
На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...
Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера
Разработка урока по литературе - возможность поделиться отпытом методики преподавания при работе над романом М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...
Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей...
Печорин и его "двойники" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Презентация к уроку по анализу образов Печорина, Грушницкого и Вернера....
Проект по литературе на тему «Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Паспорт проектаАвтор проекта: Ротарь Ирина Александровна, ученица 9 « Д» класса.По количеству участников: личностный проект.Руководитель проекта: Цимерман Анастасия ВасильевнаДолжность рук...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...