"Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Рыжкова Лилия Викторовна
Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Законченное воплощение пообразный анализ получает в 8-9 классах, когда ученикам становится доступным рассмотрение системы образов. Анализ при этом не ограничивается нравственным содержанием произведения, постепенно в него включаются и эстетические, и социальные мотивы. Стремление учащихся к нравственной оценке героев произведения, к рассмотрению их характера делает рассмотрение системы образов плодотворным. Используя этот вид анализа. я построила один из уроков по роману "Герой нашего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Анализ главы «Княжна Мери». Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.

Цели: продолжить работу над романом, дополняющую знания учащихся о его идейном содержании, составить характеристику главного героя в ходе анализа его поступков, «чтения» страниц печоринского дневника; обратить внимание учащихся на особенности композиции романа;  развивать умения учащихся в постижении скрытого смысла литературного произведения, создать условия для выражения учениками собственной точки зрения.

Оборудование: запись на доске,  листы с заданиями для работы в группах.

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

В главе «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с людьми своего круга. Система образов выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя.

- В отношениях с кем раскрывается его внутренняя жизнь? (Вернер, Вера)  В этой части мы узнаём о лучшей части его души.

- Какие герои помогают раскрыть внешнюю сторону его жизни? (Грушницкий, Мери)

В привычном окружении Печорин демонстрирует всю силу  своих способностей. Здесь ему понятно и доступно любое желание, он легко предсказывает события и осуществляет свои планы. Каждого человека Печорин заставляет задуматься, открыть своё истинное лицо, сбросить маску. НО! и сам он  вынужден, проводя нравственные эксперименты, испытывать новые нравственные нормы.

- В каких строчках Печорин признаётся в бесконечных противоречиях?

Уже первые воспоминания о нём других героев фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит.

Постановка проблемного вопроса урока.

Какой он, Печорин? Что мешает этому человеку жить счастливо?

  Постановка темы и цели урока.  

На сегодняшнем уроке мы должны определить, в чем противоречия натуры главного героя, что раскрывается  перед читателем в ходе самоанализа Печорина?

Работа над темой урока.

Фронтальная беседа

1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой?

2. Как герой воспринимает «общество на водах»?

3. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нём иронию?

 ( главное для них не внутренняя жизнь, а внешний лоск)

Учитель: Для Печорина важно заглянуть человеку в глаза, у остальных же  - в руках лорнет, исключающий духовный контакт. Но ведь и сам Печорин наводит лорнет на Мери, скажете вы и будете правы. В этом парадоксальность нашего героя: критично относиться к людям и жить по их законам- в отсутствие настоящего дела это хоть какая-то способность действовать. Игра – это суть Печорина, его маска. Тем интереснее нам будет сегодня разобраться в правилах его игры.

Работа в группах

       Печорин и Грушницкий

Почему Печорин столь непримирим в отношении Грушницкого?

Верно ли, что есть моменты, когда и Печорин ведёт себя подобно Грушницкому?

Печорин во многом виноват, но  симпатии читателя часто на его стороне. Почему?

Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Микроитог: Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности,  Грушницкий  стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы  и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным.      

Печорин и Вернер

В чем сходство этих героев? (большие интеллектуальные запросы)

В чем отличия? (Вернер – эгоист сознательный, принципиальный, он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит реальной возможности её осуществить, он лишён внутренней активности Печорина)

Как объясните фразу: «Вот люди, все они таковы…»  (эгоистическая подоплёка ещё больше упорядочилась в сознании Печорина)

Вера

Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее?

Чем она не похожа на Мери?

Почему и для Веры он ничем не жертвует?

Проанализируйте сцену погони: представьте, что Печорин догнал Веру, стал бы он счастливым? Сделал бы её счастливее?

Микроитог: Нет! Печорин не может быть счастливым и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. «…и если бы…кто-нибудь меня увидел. Он бы с презрением отвернулся…» - вот почему Печорин не может быть счастливым.едва проснётся в нём подлинное, настоящее, он оглядывается: не видел ли кто? Сам герой отворачивается от лучшего в себе.

Обобщение.

Каким мы увидели Печорина? Каково ваше отношение к герою?

Почему читателю жаль Печорина? ( при всём знании людей для него закрыто главное: он лишён счастья жалеть и любить безрассудно)

Как сам Печорин объясняет невозможность ступить на путь, где «тихие радости»? ( «тихие радости» нужны тому, у кого есть и бури, и страсти, а он обременён своей ненужностью, ему некуда приложить свои силы, спокойствие не осчастливит, а ещё более отяготит)

Композиция романа .

Что даёт читателю необычное построение романа? (заинтересованность читателя судьбой героя, мы можем проследить историю его внутренней жизни, можем увидеть героя сразу в двух планах)

Домашнее задание.

Подготовиться к комментированному чтению главы «Фаталист»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе

На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и  "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...

Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера

Разработка урока по литературе - возможность поделиться отпытом методики преподавания при работе над романом М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...

Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей...

Печорин и его "двойники" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Презентация к уроку по анализу образов Печорина, Грушницкого и Вернера....

Проект по литературе на тему «Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Паспорт проектаАвтор проекта: Ротарь Ирина Александровна, ученица 9 « Д» класса.По количеству участников: личностный проект.Руководитель проекта: Цимерман Анастасия ВасильевнаДолжность рук...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...