Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Туманова Надежда Ивановна
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин и др.). Программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, рассчитана на 70 учебных часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Рабочая программа составлена на основе программы по литературе к учебному комплексу для 5-9 классов  (Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин и др.). Программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, рассчитана на 70 учебных часов.

   Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора,; предания; былины (развитие представлений) ; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись(развитие представлений);роды литературы(развитие представлений); эпос(развитие представлений); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальное представление); герой-повествователь (развитие понятия); ода (начальные представления);баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия);  трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие нравственных идеалов а произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- осмысливать роль художественной детали;

- сопоставлять произведения различных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Перечень учебно-методического обеспечение

Для учащихся:

Коровина В.Я. Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие ./ сост.В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. –М.: Просвещение, 2000

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 8  классе: Практическая методика.- М.: Просвещение, 2008.

Миронова Н.А., Самойлова Е.А.. анализ стихотворения. – М.: Экзамен, 2007.

Открытый урок по литературе. 6-11 класс: Пособие для учителя: в 2 кн. / Ред. –сост. И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. – М.: Московский лицей, 2003

Программа по литературе. 5-9 классы. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др. – М.: Просвещение, 2006

Уроки литературы с применением информационных технологий. :-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением. / Н.П. Архипова и др. – М.: Глобус, 2009

ур

Содержание

(тема урока)

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

 урока

Требования

к уровню

подготовленности

учащихся

Виды

 контроля

Элементы

дополнительного

содержания

Использование ИКТ

Домашнее

задание

Дата

проведения

Введение (1 ч)

1

Русская литература и история

1

Лекция. Беседа

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

Знать: понятие «художественная литература и история»;

понимать: характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества

Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений.

Русский язык: словарная работа (народность, гражданственность, историзм)

Групповые задания: повторить материал о жанрах устного народного творчества: сказках, былинах, пословицах и поговорках.

Устное народное творчество (3 ч.)

2

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен"

1

Лекция. Беседа

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Художественное своеобразие песен

Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен;

Уметь  определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств.

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях.

Литература: жанры устного народного творчества: в чем сходство и различие народной исторической песни и былины.

ИКТ: презентация

Групповые задания: прочитать  рассказ Горького о создателях песен. Подготовить пересказ статей.

3

Лирические песни «»В темном лесе», «Уж ты, ночка, ноченька, темная…», «Породила меня матушка…», «Вдоль по улице метелица метет»

1

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Знать: виды народных песен, их тематику; уметь объяснять особенности лирических песен, роль народных песен в художественной литературе.

Проследить роль народной песни в художественном тексте (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Дубровский»)

Музыка: народная песня в творчестве русских композиторов.

Выучить любую песню наизусть. Подготовить собственный текст частушки на школьную тему.

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

Практикум

Предания «О Пугачеве», «О покорении  Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений)

Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности; уметь раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказаниями.

Выразительное чтение.

История: эпоха царствования Ивана Грозного (события 16 века) Емельян Пугачев и восстание под его предводительством.

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику.

Из  Древнерусской литературы (2 ч.)

5

«Житие Александра Невского»

1

Лекция. Беседа

История написания «Жития…» Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литературы (начальные представления)

Знать: определения понятий: «летопись», «житие»; уметь объяснять смысл понятия «духовная литература, раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя.

Найти в тексте традиционные житийные мотивы (явления святых, чудеса) и эпизоды, характерные для воинской повести (описание удали Александра, подвигов дружинников).

История: исторический комментарий: связь древнерусской литературы с фольклором и литературой.

Русский язык: словарная работа (песнотворец, насад, схима, сродник).

Подготовить письменную характеристику князя Александра невского, используя художественные средства повести.

6    

Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

1

Урок внеклассного чтения.

Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.

Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности;

Уметь: находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести.

Выразительное чтение. Ответить на вопросы.

ИЗО: иллюстрации к повести «Шемякин суд»: выбрать несколько эпизодов, изображенных на них, пересказать близко к тексту.

Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Инд задание: подготовить сообщение о Д.И. Фонвизине. Групповые задания: подготовить инсценирование (явл.1, 2 действия; явл. 8 действия 4), чтение по ролям (явл. 8 действия 3)

Из русской литературы 18 века (4 ч)

7

Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии.

1

Лекция. Беседа

Слово о писателе. Создание «Недоросля». «Говорящие имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в  развитии драматургии, определение понятия «классицизм»; действующих лиц, сюжет комедии.

Ответ на вопросы.

Исторический комментарий (указ Петра 1 о дворянских детях, период реакции, наступившей после смерти Петра 1, становление классицизма)

Икт: презентация.

Подготовить рассказ о судьбе Стародума, его взглядах на государственное  устройство и обязанности истинного дворянина.

8

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.

1

Практикум

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего.

Уметь анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку.

Ответ на вопросы.

Русский язык: (добродетель, благочестие, добронравие).

ИКТ: презентация

Подобрать высказывание положительных персонажей о воспитании, перечитать сцены (урок, экзамен, драка со Скотининым, отвержение Митрофанушкой матери) Инд. Задания: подготовить инсценирование  последнего явления 5 действия: монолог от лица Простаковой  «Я ли не радела о Митрофанушке?...»

9

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1

Практикум

Проблемы воспитания в комедии.  Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Бессмертие комедии Фонвизина.

Уметь: объяснять новаторство Д.И. Фонвизина-драматурга, выражающееся многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении.

Доказать, что Митрофан  – лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям.

История: исторический комментарий: отражение в комедии Просвещения (борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой «благородного сословия» за истребление рабств а, диких форм крепостничества).

Подобрать цитатный материал к темам сочинения (на выбор): «Вот злонравия достойные плоды», «Смысл названия комедии», «Положительный идеал Д.И. Фонвизина», "Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Инд. Задание: подготовить сообщение «Сценическая история комедии «Недоросль».

10

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Урок развития речи

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме.

Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, использование антитезы, словесной детали).

Работа с черновым вариантом сочинения. Редактирование написанного.

Икт: презентация.

Дописать сочинение, оформить афишу к комедии «Недоросль, опираясь на слова П.А.Вяземского: «Сама афиша объясняет характер».

Из русской литературы 19 века  (30 часов).

11

Любовная лирика А.С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

1

Лекция. Беседа

История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Знать: историю создания стихотворения; Уметь определять тему стихотворения, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор строк, повтор строк, сквозные рифмы), роль художественно-выразительных средств, выразительно читать.

Доказать, что стихотворение сюжетно: в нем отражается жизнь поэта, его судьба.

Русский язык: словарная работа: какое значение вкладывает Пушкин в слово «гений»? Сделать вывод о необходимости знания словаря эпохи.

ИКТ: презентация

Выучить стихотворения наизусть.

Инд. задания: подготовить сообщения о друзьях Пушкина, лицеистах.

12

Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

1

Практикум

Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Знать: факты жизни поэта (лицейские годы, михайловская ссылка), понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству». Уметь: наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения. Определять основные мотивы каждой строфы, выразительно читать.

Ответ на вопросы.

Русский язык: подобрать синонимы к словам и словосочетаниям: вотще, докучный, пленительная привычка, затворник, опальный.

Икт: презентация.

Выразительно читать стихотворение. Написать миниатюру «Дружба в жизни Пушкина».

13

Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «туча».

1

Практикум

Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы.

Уметь: объяснять причину появления стихотворения «Туча» в трагические годы жизни поэта (1834 – 18356), объяснять его скрытый символический смысл, композицию, послеживать смену интонаций; уметь выразительно читать.

Ответ на вопросы.

История: историко-биографический комментарий : отклик на 10-летие восстания декабристов

Выучить стихотворение наизусть. Прочитать роман «Капитанская дочка». Инд задание: подготовить сообщение о творческой истории романа «Капитанская дочка».

14

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина.  Замысел создания романа «Капитанская дочка».

1

Практикум

Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского  восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Вымышленные герои и их подлинные прототипы.

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; уметь определять  тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим  трудом писателя.

Ответить на вопросы: какие проблемы  истории интересовали Пушкина? В чем значение «Истории пугачевского бунта»?

История: исторический комментарий  (причины и ход восстания под предводительством Пугачева)

Икт: презентация.

Перечитать главы 1, 2. Подготовить их сжатый Пересказ

15

Формирование характера Петра Гринева.

1

Практикум

Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов.

Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям.

Ответ на вопросы.

История: ист. Комментарий (быт и нравы дворянского общества 18 века)

Перечитать главы 3-5. Подготовить краткий рассказ о жизни Гринева до восстания (рассказ о жизни дворянского недоросля), сравнительную характеристику Гринева и Швабрина.

16

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Практикум

Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин.

Уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа (сатисфакция, вестовщица, позитура, епитимия).

Подготовить сообщение «История отношений Гринева и Маши Мироновой»; перечитать главы 6-7, ответить на вопрос: как эпиграф к главе 5 соотносится с характером Маши Мироновой?

17

Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина.

1

Практикум

Семья  капитана Миронова – милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа.

Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине; уметь анализировать текст художественного произведения, оценивая высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять смысл названия романа.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа  душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа).

Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить о ней  сообщение. Подготовить цитатный материал к теме «Пугачев в романе».

18

Тема «русского бунта» т образ Пугачева.

1

Практикум

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ.

Уметь: объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева.

Характеристика главных героев романа.

Русский язык:  словарная работа  (обреченность, противоречивость, непредсказуемость)

Составить план-характеристику к теме «Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовить сообщение «Бунтовщики-пугачевцы в изображении рассказчика».

19

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая  и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

1

Практикум

Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора.

Знать: почему роман «Капитанская  дочка» называют поэтическим  завещанием Пушкина; как соотносится в произведении историческая  правда и художественный вымысел.

Составить таблицу – сравнение описание внешности Пугачева в материалах Военной коллегии,  «Истории Пугачева в материалах Военной коллегии, «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки».

Жанровый принцип: повесть, роман, исторический роман, семейные записки, хроники, мемуары.

Икт: презентация.

Подготовить цитатный материал к образу Гринева.

20-21

Уроки развития речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2

Уроки развития речи

Тема, идея, план. Гринев в жизненных испытаниях.

Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения

Редактирование написанного. Создание сочинения  "Береги честь смолоду» (Гринев в жизненных испытаниях).

Прочитать повесть «Пиковая дама»

22

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы.

1

Практикум

Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Герман как художественное открытие Пушкина. Композиция повести.

Знать: историю создания повести, понимать: ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя.

Ответы на вопросы.

Русский язык: словарная работа (мирандоль, понтировать, фижмы, дворецкий, кабалистика и др.)

Написать сочинение «Жанр и смысл заглавия повести Пушкина «Пиковая дама». Прочитать «Мцыри». Инд. задание: подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове.

23

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

1

Лекция. Беседа

Слово о поэте. История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Философский смысл эпиграфа. Композиция поэмы.

Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова – человека, Лермонтова – поэта, Лермонтова –  офицера. Уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей.

Составить план поэмы. Ответить на вопросы.

Рус. яз.: словарная работа (алтарь, прах, чадра и др.).

Икт: презентация.

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре», «Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопрос: какова цель побега Мцыри? Выписать цитаты в качестве аргументов.

24

Судьба свободолюбивой личности в поэме

1

Практикум

Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме.

Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами; уметь давать характеристику литературному герою.

Составить план характеристики главного героя. Ответить на вопросы.

Русский язык: словарная работа (образ в литературе, романтический герой)

Подготовить рассказ о Мцыри по плану. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

25

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы.

Практикум

Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри».

Знать: черты романтизма как литературного направления, определения понятия.

Тезисы лекции учителя, статьи учебника. Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа (антагонизм, пассивный, патетика, пафос, ямб).

Написать о каком-либо событии своей жизни (или жизни вымышленного героя) от 1 лица. Попытаться проанализировать, объяснить и передать читателю свои (или героя) мысли и чувства.

26

Урок развития речи. Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Урок развития речи

Эпизод «Исповеди Мцыри».

Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.

Анализ эпизода.

Икт: презентация.

Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».  Инд. задания: подготовить сообщение о постановке «Ревизора» в Москве, заочную экскурсию «19 апреля 1836 года – первое представление «Ревизора» в Александринском театре»

27

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки.

1

Лекция. Беседа

Н.В. Гоголь – писатель – сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре.

Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую историю пьесы.

Ответ на вопросы.

История: историко-бытовой комментарий: Россия 19 века, российская государственность Николая 1 (бытовая жизнь провинциальной России).

Прочитать первое действие комедии, определить, что является завязкой. Составить таблицу о чиновниках города (имя, сфера городской жизни, которой он руководит, информация о положении дел в этой сфере (характеристика героя). Инд. задание: подготовить краткое сообщение «Николаевская Россия во времена Гоголя», «Постановка Ревизора» в Ленинградском Большом драматическом театре имени Горького» на основе ( Золоторусский И. Очная ставка  с памятью. -М.: Современник, 1983)

28

«Ревизор» как социальная комедия.

1

Лекция. Беседа

Разоблачение нравственных социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор в современных постановках.

Знать содержание комедии, понимать ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века, обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой  ошибке.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа  (оригинал, инкогнито, министерия,  предуведомить, взяточничество, подобострастие, фантасмагония).

Перечитать действие 2, 3 комедии. Сравнить 2 сцены первого действия (3и 5 явления). Ответить на вопросы: в чем заключается проявление комического в этих сценах? Чем различается в них смех? Инд. задание: подготовить рассказ об исполнителях роли Хлестакова (по книге «Читаем, думаем, спорим…»)

29

Хлестаков и хлестаковщина.

1

Практикум

Мастерство Гоголя – драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление.

Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуация; оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаимоотношения с другими персонажами; объяснять роль пятого действия в раскрытии истинного лица Хлестакова.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа (пассаж, назидательность, в эмпиреях, партикулярный, нотация, подорожная и др.)

Подготовить характеристику Хлестакова. Инд. задание: подготовить цитатный материал о Городничем.

30

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения.

1

Практикум

Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа.

Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга («страхоточивого города»)

Ответ на вопросы.

ИКТ (презентация).

Озаглавить каждое действие комедии цитатами. Инд. задания:  рецензия на самый комичный эпизод в «Ревизоре». Подготовить сообщение «О чем говорят «говорящие» фамилии в комедии?»

31

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии.

1

Практикум

Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе.

Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять конфликт  и сюжет художественного произведения, как в действии драматического произведения обнаруживаются особенности характеров героев, отношение драматурга к изображаемой им жизни.

Анализ эпизодов.

Икт: презентация.

Подготовиться к зачету. Перечитать изученные произведения («Капитанская дочка», «Мцыри», «Ревизор»)

32

Урок контроля по произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

Урок контроля

Содержание изученных произведений. Проблемы произведений А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Теоретико-литературные понятия, изученные в первом полугодии.

Знать: содержание изученных произведений, теоретико-литературные понятия. Уметь: узнавать героя по портрету, интерьеру, детали, характеристике, реплике.

Творческий зачет по станциям: «Текстовая», «Теоретическая», « Проблемная», «Творческая».

Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Шинель»

33

«Шинель» - одна из петербургских повестей.

1

Практикум

Н.В.Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям.

Знать обстоятельства жизни Н.В. Гоголя в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, ее сюжет.

Сопоставить канцелярский анекдот о бедном чиновнике с повестью: каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести?

Русский язык: словарная работа (капитан-исправник, серпянка, коленкор, тавлинка).

Составить план повести. Проанализировать поведение героя, изменения в характере Башмачкина после его решения сшить шинель, обладанию ею и потери обновы. Инд. задание: сопоставить «Пиковую даму» А.С. Пушкина и «Шинель» Н. В. Гоголя (мотив мщения призрака), «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя (тема «маленького человека»)

34

Гуманистический смысл повести «Шинель»

1

Практикум

Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.

Уметь: анализировать текст повести, делать выводы об изменениях  в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкина с появлением шинели

Ответ на вопросы.

Литература «Станционный смотритель» А.С. Пушкина (Самсон Вырин), «Шинель» Н.В. Гоголя ( Акакий Акакиевич Башмачкин): что за душой каждого из героев?

Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Старый гений».

35

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Лекция. Беседа

Слово о писателе. Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие  понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Знать: автора, содержание рассказа; уметь выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа.

Составить вопросы по каждой главе. Выписать из текста крылатые выражения, поговорки.

Русский язык: словарная работа (уряд, праведник, прификс)

Подготовить пересказ рассказа «Старый гений». Прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала»

36

Л.Н, Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

1

Лекция. Беседа

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа (даггеротипный, камергер, пюсовый, фероньерка, опойковые сапоги, шпицрутены).

Составить письменно композиционный план рассказа. Подготовить подробный пересказ двух центральных частей.

37

Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении.

1

Практикум

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала» Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.

Знать: тему и идею рассказа.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная  работа (совесть, честь, долг, гуманность, достоинство).

Подготовить характеристику Ивана Васильевича или написать сочинение (на выбор): «Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее».

38

Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

Урок внеклассного чтения.

Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев в повести.

Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять художественные средства изображения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя.

Ответ на вопросы.

Русский язык : словарная работа (тщеславие, самонадеянность, самолюбие, сладострастие, скептицизм, сумасбродство, моральная деятельность, моральный труд).

Ответить на вопросы: почему пора детства названа «счастливой» а пора отрочества – «пустыней»; чем обогатили душу Николеньки отроческие годы? Подготовить выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева «Осенний вечер», А.А. Фета «Последний ландыш»

39

Урок развития речи. Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

1

Урок развития речи.

Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А. Фета («Последний ландыш»)

Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

Выразительное чтение стихотворений.

Выучить наизусть одно из стихотворений. Инд. задание: подготовить сообщение об А. П. Чехове.

40

А.П. Чехов. Рассказ «о любви» как история об упущенном счастье.

1

Лекция. Беседа

Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений)

Знать:  автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему.

Ответ на вопросы.

ИЗО: иллюстрация худ. В. Панова. А какими представляете героев вы?

Ответить на вопрос (на выбор): 1. кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации; 2) правильно ли поступил герой? Инд. задание:  подготовить сообщение об И.А. Бунине.

Из русской литературы 20 века (18 часов)

41

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ»

1

Практикум

И.А. Бунин «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа.

Ответить на вопрос: кто виноват  в трагедии, которой завершается текст рассказа?

Литература: определить общее и отличительное в рассказе А. Чехова «О любви» и рассказе И. Бунина «Кавказ».

Написать мини-сочинение на тему: «над чем заставляет задуматься рассказ И.А. Бунина «Кавказ»? Прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени».

42

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст.

1

Лекция. Беседа

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа.

Ответ на вопросы.

Написать мини-сочинение на тему: «Над чем заставляет задуматься рассказ И.А. Бунина «Кавказ»? Прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени».

43

Урок внеклассного чтения. Певец света – М. Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш».  Герои и их судьбы.

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе.

Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать  тему, идею рассказа, смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой; каким представляется автору счастье.

Ответ на вопросы.

История: исторический комментарий из жизни России 80-90-х годов 19 века. Русский язык: словарная работа (фелюга, пакгауз, пестрядь, такелаж).

Письменно ответить на вопрос: «Что роднит Челкаша и Гаврилу?» Прочитать поэму С.Есенина «Пугачев».

44

С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тем у.

1

Практикум

Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность

Знать:  автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания.

Анализ текста.

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы  «Пугачев» (монолог Пугачева или Хлопуши). Прочитать рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем».

45

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

1

Практикум

Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление с историческими преданиями и романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы  к изображению вождя восстания.

Составить небольшой рассказ  о том, как проявляется в произведении характер самого автора. Почему главный герой почувствовал, что он «другой»?

Литература: мемуары, дневники, воспоминания.

Написать рассказ на тему: «Как я готовился к сочинению» или «Отзыв на рассказ И. Шмелева». Прочитать рассказ М. Осоргина «Пенсне».

46

Урок внеклассного чтения. М.А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Реальное и фантастическое  в рассказе «пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа.

Выборочный пересказ текста.

Русский язык: словарная работа (наблюдение над языком рассказа): как автор говорит о «жизни»  вещей (метафора, олицетворение).

Придумать историю какого-либо предмета, отталкиваясь от тех действий, которые определил ему писатель.

47

Урок внеклассного чтения. Писатели улыбаются.

1

Урок внеклассного чтения

Журнал «Сатирикон».  Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современном.

Знать: историю журнала «Сатирикон»; как строится юмористическое произведение.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа (юмор, сатира, гипербола, гротеск).

Подготовить сообщения о Н. Тэффи и М. Зощенко. Прочитать рассказы Н. Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни». Подготовить их художественный пересказ.

48

Художественное своеобразие рассказа Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни».

1

Лекция. Беседа

Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах.

Уметь: отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе.

Художественный пересказ текста

Литература: гоголевский «смех сквозь слезы».

Икт: презентация.

Групповые задания: подготовить сообщения о Твардовском (детство, начало творческой деятельности; Твардовский на войне; творческий путь; история создания поэмы «Василий Теркин»)

49

А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

1

Лекция. Беседа

Слово о поэте. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя.

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы.

Составить цитатный план статьи «как было написан «Василий Теркин».

Ответить на вопрос: каковы особенности изображения военных событий в поэме? Как в ней раскрывается народный взгляд на войну? Прочитать главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял». Инд. задание: подобрать материал к сообщению о военной биографии Василия Теркина. Написать сочинение о  характерах старого и молодого солдата  (по главе два солдата»)

50

Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов.

1

Практикум

Человек на войне. Василий Теркин – защитник родной страны. Обобщающий смысл образа главного героя.

Знать содержание глав. Уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень в образе героя.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа (героический, рефрен, контраст, антитеза, антитеза, обыкновенный, заурядный).

Икт: презентация.

Подготовить рассказ-характеристику Василия Теркина. Прочитать главы «От автора», найти лирические отступления в тексте глав, помещенных в учебнике. Инд. задания: прочитать главы «Поединок», «Смерть и воин», найти в тексте образы, близкие фольклору, и былинному эпосу.

51

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме.

1

Практикум

Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Ответ на вопросы.

Литература: лироэпический жанр, лирические отступления.

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из глав поэмы «Василий Теркин». Прочитать рассказ А.П. Платонова «Возвращение». Подготовить его пересказ.

52

Урок внеклассного чтения. А Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Знать содержание рассказа

Ответ на вопросы.

Икт: презентация.

Подготовить устное сообщение о героях рассказа. Инд. задания: сообщение «История создания песни «Катюша». Прочитать стихотворение послевоенного периода и проанализировать их (В.С. Высоцкий «Штрафные батальоны»,    Б. Окуджава  «До свидания, мальчики»,  Е. Винокуров «В полях за Вислой сонной…»).

53

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

Практикум.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи…»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку. Уметь объяснять  тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни.

Выразительное чтение стихотворений, их анализ.

Музык.

Подготовить оглавление к сборнику стихов «Поэты о Великой Отечественной войне» и написать к нему предисловии е. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

54

В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Лекция. Беседа

Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Знать сюжет рассказа, его героев. Уметь определять основную мысль рассказа, отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи.

Ответ на вопросы.

Русский язык: словарная работа (талина, увал, катанки, туес, сарана, сокровенный, хронология, ассоциации).

Из приведенных высказываний В.П. Астафьева и его рассказа взять одно, которое станетэпиграфом сообщения. Тему сообщения сформулировать самостоятельно: «…Если в жизни будет трудно, если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям», «Нет-нет, счастье не бывает горьким, неправда это!  Горьким бывает только несчастье». Прочитать рассказ «Экспонат №» Б. Васильева. Инд. задание: подготовить сообщение о Б. Васильеве.

55

Урок внеклассного чтения. Б.Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №» Проблема истинного и ложного в рассказе.

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия в рассказе. Рассказчик и его роль в повествовании.

Уметь определять тему и основные мотивы произведения, анализировать характеры героев, роль художественно-выразительных средств.

Воссоздать характер и образ Игоря. Ответить на вопросы.

Русский язык: подобрать синонимичный ряд слов, передающий ваше отношение УК поступку детей.

Дать развернутый ответ на вопрос: «Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление?»

56

Урок развития речи. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне.

1

Урок развития речи

Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому.

Уметь написать  отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, обосновать свой выбор , определить тему, идею произведения.

Отзыв.

Икт: презентация.

Прочитать рассказ КУ.Г. Паустовского «Телеграмма».

57

Урок внеклассного чтения. Испытание на истинную человечность в рассказе Г. К .Паустовского «Телеграмма»

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. История создания рассказа и полноценное его восприятие.

Понимать трагизм положения Насти; уметь выделять и формулировать идею, тему рассказа.

Ответ на вопросы.

Икт: презентация.

Прочитать стихотворения Н. Рубцова. Инд. задание: подготовить устное сообщение о поэте, материалы о стихотворениях Рубцова, ставших песнями («В горнице моей светло…»; «Под звуки музыки», «Букет» др.)

58

Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова («По вечерам», «Встреча», «привет, Россия…»)

1

Практикум

Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине.

Знать автора, факты его  жизни и творческой деятельности» «видеть» творческий почерк поэта.

Выразительное чтение и исполнение песен на стихи Н. Рубцова.

Музыка: песни на стихи Н. Рубцова: композиторы и исполнители А. Морозов, А. Барыкин.

Прочитать трагедию «Ромео Джульетта». Инд. задание: подготовить сообщение о Шекспире на основе дополнительных источников.

Из зарубежной литературы (7 часов).

59

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды.

1

Лекция. Практикум

Слово о драматурге. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символы любви  и жертвенности.

Понимать обстановку, в которой разыгрывается действие пьесы (экзотика средневековой Италии, родовая вражда).

Ответы на вопросы.

Русский язык: конфликт, трагический герой, ненависть, вражда, любовь.

Прочитать сонеты Шекспира №66,76, 90, 91, 130, 147.

60

У. Шекспир. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница

1

Ответ на вопросы, анализ текста.

Воспевание поэтом любви и дружбы.

Знать: основные факты жизни
и творчества

В. Шекспира;

Ответ на вопросы

Выучить один из сонетов наизусть

61

Ж.Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

1

Лекция. Практикум

Ж.Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать особенности драматического произведения.

Ответ на вопросы

Икт: презентация.

Прочитать 3-5 действия пьесы.

62

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения.

1

Практикум

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения.

Понимать смысл сюжетной линии Клеонт-Люсиль в композиции комедии.

Ответ на вопросы

Подготовить художественный пересказ трех частей книги «Путешествие Гулливера»

63-64

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»

2

Практикум

Слово о писателе. Гротесковый характер изображения.

Объяснять отношение автора к изображенному, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей.

Ответ на вопросы, анализ текста.

Икт: презентация.

Прочитать роман В. Скотта «Айвенго»

65-66

Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

2

Лекция. Практикум

Слово о писателе. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

Знать: об основных этапах жизни и творчества
В. Скотта.

иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».

Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного

Ответ на вопросы, анализ текста.

Доказать, что роман «Айвенго» - исторический роман.

67-68

Уроки контроля.

Защита проектов.

1

Уроки контроля

Темы проектов: 1.История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: правда и вымысел.

2. «Ревизор» на русской сцене: история сценических вариантов.

3. Тема «маленького человека» в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя.

Уметь сотрудничать в процессе выполнения творческого задания, отбирать необходимый информационный материал из разных источников, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать и делать выводы.

Защита проектов

69-70

Резервные уроки.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...