Финский нож и персидская сирень
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А. В. Вампилова "Финский нож и персидская сирень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Урок внеклассного чтения в 8 классе
по рассказу А. В. Вампилова
«Финский нож и персидская сирень»
(Нравственные проблемы рассказа)
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Ситянина Людмила Аркадьевна
г. Бирюсинск
2011 год
Цели урока:
1. Помочь учащимся понять содержание рассказа, смысл его названия, авторское отношение к героям.
2. Развитие навыков анализа художественного текста, навыков выразительного чтения.
3. Воспитание культуры чтения художественного текста, воспитание интереса к жизни и творчеству А. В. Вампилова, воспитание нравственных качеств личности (внимательного и бережного отношения друг к другу).
План урока
Организационный момент.
Слово учителя о целях урока.
История написания рассказа.
Беседа о названии рассказа.
Чтение рассказа.
Анализ рассказа.
Заключительное слово учителя.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Оборудование урока:
фотографии А. Вампилова разных лет, иллюстрации к произведениям А.Вампилова, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Методические приёмы:
беседа, анализ текста, работа в группах, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, самостоятельная работа, составление таблицы, индивидуальное задание.
Оформление доски
Александр Валентинович Вампилов
(19 августа 1937 – 17 августа 1972)
Рассказ «Финский нож и персидская сирень» (1958)
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь…»
В. Г. Распутин
«Вампилов верил… в человека, в разум, в доброту, в движение к свободе и чистоте. Он был против насилия».
Геннадий Николаев
«…Обращая внимание на дурное, автор надеется, что его труд не пропадёт даром, и хотя бы в небольшой мере будет способствовать изменениям к лучшему».
Елена Якушкина
«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека».
А. В. Вампилов
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя о целях урока
- Перечитайте эпиграфы к уроку. Подумайте и скажите, о чём состоится разговор сегодня на уроке?
Сообщение ученика об истории написания рассказа «Финский нож и персидская сирень».
Рассказ «Финский нож и персидская сирень» был написан
А. В. Вампиловым в годы его учёбы в Иркутском государственном университете (1955 – 1960), напечатан 1 октября 1958 года. Впервые был опубликован в газете «Иркутский университет» под названием «Персидская сирень». Входит в цикл ранних рассказов под названием «Стечение обстоятельств».
Первые опыты А. Вампилова были встречены благожелательно. В статье «Когда спорят друзья» (14 мая 1959) газета «Советская молодёжь» писала: «Среди творческой молодёжи немало способных прозаиков, рукописи которых после некоторой доработки можно рекомендовать к опубликованию. Это юмористические рассказы студента университета А. Санина…».
А. Санин – литературный псевдоним писателя, которым он часто пользовался в начале своей работы. Под этим псевдонимом вышел и его первый небольшой сборник «Стечение обстоятельств».
Из воспоминаний Елены Якушкиной, заведующей литературной частью театра Ермоловой: «Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьёзно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев…»
Беседа
Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Финский нож и персидская сирень»?
Ответы учащихся:
Финский нож - «острый, с узорами, красивый», «красивая рукоятка», «красивый узор на ноже с позолотой», «финским ножом можно срубить персидскую сирень».
Персидская сирень - «приятный запах, фиолетовый цвет, пышные гроздья сирени», «цветущая сирень радует людей».
Как вы думаете, о чём должна пойти речь в рассказе с таким названием?
Ответы учащихся:
«Я думаю, в рассказе говорится о персидской сирени необычного происхождения, с ней связана какая-то интересная история».
«Наверное, речь пойдёт о парне и девушке. У парня есть финский нож. Девушка нежная, красивая, как персидская сирень. Возможно, между ними завязалась какая-то история».
Чтение рассказа А.Вампилова «Финский нож и персидская сирень»
Анализ рассказа
Беседа:
Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
Какое отношение к героям рассказа имеет его название?
Сочетание слов «финский нож» имеет отношение к главному герою.
В рассказе говорится: «Ему было 19 лет, а его жизненная перспектива тянулась длинной вереницей бутылок и упиралась во что-то тёмное и безнадёжное…» «Воровать он не любил – ему больше нравилось грабить…»
Из текста видно, что герой представляет опасность для людей. В самом тексте нож не упоминается, но мы понимаем, что от этого предмета также могут пострадать люди.
«Персидская сирень» связана с образом Оленьки Беляниной, которая любила проводить время в заброшенном саду: он «привлекал её всем…». В саду рос пышный куст персидской сирени. Герой же «равнодушно» взглянул «на пышный куст персидской сирени».
Слово учителя:
Обратите внимание на союз «и» в названии рассказа. Это соединительный союз. Так случилось, таково стечение жизненных обстоятельств, что жизненные пути героев рассказа пересеклись. По словам А.Вампилова, «случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека».
Перечитаем внимательно текст. Постараемся понять: стечение обстоятельств – это драматический момент для героев рассказа?
Всмотримся в словесные портреты главного героя и Оленьки Беляниной.
Работа с текстом. Составление таблицы.
Герой рассказа | Оленька Белянина |
«Гражданин лет девятнадцати». «Никто не мог отказать ему в красоте», «лицо мужественное, но со следами каких-то происшествий и слишком дерзким взглядом». «Одет с неподдельной небрежностью, что полностью гармонирует с его свободными манерами и развязной походкой». «Вид самый независимый; но в то же время заметно, что этот человек постоянно ждёт чего-то нехорошего». «Тело у него было исписано эпитафиями и лирическими откровениями…» | На ней было «белое платье», «часики» на руке. «В ней самой было очарование Лизы Калитиной». «Это была нежная, чуткая, отлично воспитанная девушка, и труднее всего воспринимала какие-либо отклонения от нормального». «Была та наружность, мимо которой нельзя пройти без зависти или без любопытства». У неё голубые глаза («голубоглазый враг»). |
- Что помогают понять о героях их словесные портреты?
- Почувствовали ли вы отношение автора к героям?
Автор неоднозначно относится к своему герою, рисует привлекательную внешность («лицо мужественное», «никто не мог отказать ему в красоте»).
Можно сказать, что Александр Вампилов даже сочувствует герою, потому что замечает на его лице «следы каких-то происшествий». Он пытается понять своего героя, почему девятнадцатилетний человек от жизни постоянно «ждёт чего-то нехорошего».
Оленька Белянина красива, но в её красоте нет теплоты, её облик вызывает «зависть или любопытство».
Работа в группах
- Что было в жизни героев до их неожиданной встречи в заброшенном саду?
1 группа – Рассказать о жизни главного героя до встречи с Оленькой Беляниной в заброшенном саду.
2 группа - Рассказать о жизни Оленьки Беляниной до встречи с героем в саду?
Герой в возрасте пяти лет лишился родителей, был усыновлён дядей, «который вёл пьяное существование, и уважать его можно было только за преклонный возраст».
Александр Вампилов открыто пишет о том, что «личным примером и непосредственными поучениями он воспитывал племянника по своему подобию». В жизни героя уже была детская трудовая колония, тюрьма. Неудивительно, что он стал «опытным и энергичным нарушителем законности».
«Своей профессией он обязан исключительным стечениям жизненных обстоятельств и редкому воспитанию». Ирония Вампилова по поводу «редкого воспитания» главного героя помогает понять, насколько важен личный пример взрослого в формировании жизненной позиции человека. Вспоминается эпизод из недавно прочитанного произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», когда отец, отправляя сына на службу, обращается к нему с напутствием: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Оленька Белянина, в отличие от героя, «читала писателей-романтиков», «любила Тургенева», «прошла тихим ровным путём через школьные классы в студенческую аудиторию». «Юность её светла и спокойна».
- Какие выводы на основе проделанной работы можно сделать?
Писатель подробно останавливается на описании истории жизни героя, а о жизни Оленьки Беляниной пишет в общих чертах. Как будто бы автору всё понятно и ясно в Оленьке. Читая же историю жизни героя, мы вновь чувствуем авторское сочувствие своему герою.
Беседа
1) Как вы понимаете следующие строки: «Разумеется, он не был счастливым. У этого человека могли быть удачи, но не могло быть счастья»?
2) Что же такое счастье и что значило для героя быть счастливым?
«Быть счастливым значило быть честным».
3) Что говорит нам о герое такое понимание счастья?
4) Почему герой к честным людям стал относиться с завистью и раздражением?
5) Почему его раздражали именно студенты?
Самостоятельная работа в тетрадях.
- Как автор относится к занятиям главного героя, к образу его жизни?
Как характеризует эти занятия?
«Нервная профессия», «своя профессия», «ворует и грабит безо всякого увлечения, без любви к делу», «воровать не любил», «больше нравилось грабить», «каторжная профессия».
- К каким размышлениям это приводит?
Главный герой занимается воровством и грабежом, но для него это не только «своя профессия», но и «каторжная». Кажется, что его это тяготит.
- Но почему он продолжает этим заниматься?
«Ограбив кого-нибудь, он получал сознание того, что он сильнее ограбленного, каким бы честным и умным ни был последний». Он грабил для самоутверждения. Как самоутвердиться по-другому он не знал.
- При каких обстоятельствах произошла встреча главного героя и Оленьки Беляниной?
Чтение по ролям разговора молодых людей
- Как вели себя молодые люди при встрече? Какими они изображены
А. Вампиловым?
Мы видим, что герои проявили интерес друг к другу, прониклись симпатией.
Наверное, со стороны их встреча выглядела трогательной. Автор подчёркивает, что у «грабителя оказалась детская улыбка». Впервые, может быть, у молодого человека появилось к кому-то доверие и желание рассказать о себе. « В горле пересохло, а ему захотелось вдруг говорить и говорить…»
- Чем же заканчивается рассказ? Почему такой неожиданный финал?
Ответы учащихся. Слово учителя.
- По словам Елены Якушкиной, уже в то время Александр Вампилов «был прирождённым драматургом, что означает особый и редкий дар драматического видения мира, острого и точного восприятия явлений, людей, событий в их сочетании, развитии, конфликтности, доходящей до кульминации, и неизбежной, иногда совершенно неожиданной развязки. Даже рассказывая о чём-нибудь, о каком-нибудь событии, происшествии или факте, он строил свой рассказ драматургически: активная экспозиция, точность развития описываемого события, кульминация и финальная точка, вызывающая у слушателей бурную реакцию своей неожиданностью, юмором, а иногда и драматизмом».
- Согласны ли вы с мнением Елены Якушкиной?
Реализация индивидуального задания на тему «Элементы композиции рассказа».
- Можно ли сказать, что стечение обстоятельств – драматический момент в жизни героев рассказа А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?
Итоги урока.
Домашнее задание
Письменная работа (по выбору учащихся)
В чём заключается смысл названия рассказа А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?
О чём думали Оленька Белянина и герой рассказа после случайной встречи в саду?
О чём заставил меня задуматься рассказ А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?
Нарисовать иллюстрацию к прочитанному рассказу (по желанию).
Литература
1. Библиографический указатель. Александр Валентинович Вампилов. – Иркутск, 1989 г.
2. Вампилов А. В. «Дом окнами в поле». – Иркутск, 1982 г.
3. Дубровина Л. П. Рассказ А.Вампилова «Финский нож и персидская сирень». – «Литература в школе», №3, 2005 г.
4. Сушков Б.Ф. Александр Вампилов. – Москва «Советская Россия», 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советско-финская война 1939-1940г.г.
Открытый урок с презентацией....
Сценарий интерактивной игровой программы, посвящённой финскому национальному празднику – День Святой Люсии.
Знакомство с историей, культурой, национальными традициями Финляндии продолжается в нашей школе и во внеурочной деятельности. Эта работа помогает увидеть особенности развитой европейской страны ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»
О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...
Методическая разработка урока на финском языке по теме "Внешность и одежда".
Методическая разработка комбинированного урока с целью формирования навыка монологического высказывания на данную тему....
Презентация советско-финская война 1939-1940 Паперис А.В.
Советско-финские отношения 1918-1939 г.г.Причины войны и намерения сторон.Вооружённые силы СССР и Финляндии.Оборонительная система линии Маннергейма.Причины неудач Красной Армии в начале войны.Мирный ...
Презентация "Счастье в сирени живёт...", о композиторе С.В. Рахманинове и его романсе "Сирень"
Уровень образования: начальное образованиеЦелевая аудитория: Учитель (преподаватель)Класс(ы): 4 классПредмет(ы): МузыкаЦель урока: Знакомст...
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...