Лирика военных лет. «Поэзия подвига».
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Лирика военных лет.
«Поэзия подвига».
Цель урока: дать обзор поэзии времени ВОВ, показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; выявить значение поэзии в годы ВОВ, познакомиться с творчеством молодых поэтов – фронтовиков; выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям ВОВ; развивать умения и навыки выразительного чтения, самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать речь учащихся; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поэзия Великой Отечественной войны. | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Лирика военных лет.
«Поэзия подвига».
Цель: дать обзор поэзии времени ВОВ, показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; выявить значение поэзии в годы ВОВ, познакомиться с творчеством молодых поэтов – фронтовиков; выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям ВОВ; развивать умения и навыки выразительного чтения, самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать речь учащихся; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А.Т.Твардовский
Ход урока: 1. Орг. момент.
Слайд 1 (кинохроника «Если завтра война», диск «Битва за Москву»)
2. Слово учителя
Рано утром (4часа) 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вторглась на территорию России. Минувшая война унесла 27 млн. жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась тяжесть смертельной борьбы с гитлеровцами. Они разрушили 1710 городов и посёлков, превратили в пепелище 70 тыс. сёл и деревень, оставив без жилья 25 тыс. человек. 22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей. Навечно вошли в историю нашей страны. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВОВ, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа». Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11600 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Память о тех, кто пал в боях, о тех солдатах минувшей войны никогда не умрёт! Им всенародная благодарность.
Наш урок посвящён стихам и песням военных лет. (сообщ. темы урока, цели)
Слайд 2 чтение эпиграфа, запись в тетрадь
Уже на 3-й день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Вас. Лебедева-Кумача.
Звучит песня «Священная война»
Песни – как люди, у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся.
- Почему эта песня стала легендарной?
Эта песня пробудила дух патриотизма, её торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны. Эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юр. Крымов, Иос. Уткин, Пав. Коган, Мих. Кульчицкий, Ник. Майоров, Сем. Гудзенко и мн. др. В 1941 г. многие из них были чуть старше вас, и не все они вернулись с войны.
- Почему же поэзия была самым популярным жанром? Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла надежду и веру. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой, звала русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляла мужество защитников. Поэзия заставляла задуматься о себе, о Родине, о прошлом, о настоящем, о будущем Родины.
Начинающие поэты – студенты литературного института имени Горького, Московского университета – добровольно ушли на фронт.
Слайд 3 (дневник студента)
Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи. Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, у которых всё ещё было впереди.
Слайд 4 (Н.Майоров)
Н. Майоров писал о своём героическом поколении:
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
(Сообщение о Майорове. Стих. «Нам не дано спокойно сгнить в могиле…»)
Слайд 5 (М. Кульчицкий)
В боях под Сталинградом в январе 1943 г. Погиб М.Кульчицкий, автор известных строк: Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота- вверх
Скользит по пахоте пехота.
(сообщение о М.Кульчицком. стих «Мечтатель…»)
Слайд 6 (П.Коган)
П.Коган, молодой талантливый поэт, был убит под Новороссийском. В 1942 г. Он писал: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь…Я верю в историю, верю в наши силы…я знаю, что мы победим!» Он писал:
Я патриот, я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
(сообщение о П.Когане. стих. «Звезда»)
Слайд 7 (Иос. Уткин)
Погиб в 1944 г.
( Стих. «Из письма»)
Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине. Его поэзия – поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли.
Слайд 8 (М.Джалиль)
(Сообщение о М.Джалиле)
У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках. Это 115 стих., написанных в заточении.
(стих. «Пташка», «Палачу» М. Джалиль)
Стихи Джалиля принадлежат к тем творениям лит-ры, которые с годами волнуют всё сильнее.
…Сталинград был центром ожесточённых боёв. В Сталинградском сражении приняло участие примерно 200 писателей и поэтов. Они создали свыше 5000 произведений. В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:
( стих. «Ты не знаешь, мой сын, что такое война!»)
Чем дальше уходит о нас та военная пора, тем больше волнуют и трогают до слёз лирич. песни, согревавшие души наших солдат 62 года назад. Это «Катюша», «Тёмная ночь», «Огонёк», «Синий платочек», «Землянка».
Слайд 9 (А Сурков)
Сообщение о песне «Землянка»
Звучит песня «Землянка»
Поэзия связывала воюющих и тех, кто остался в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стих.К.Симонова «Жди меня».
Слайд 10 (К.Симонов стих. «Жди меня»)
Это стих. переписывали, учили наизусть.
- В чём сила этого стиха?
Оно звучит как молитва, как заклинание. Повтор слов создаёт такое ощущение. Это гимн любви, настоящей любви и преданности.
(Сообщение о Симонове)
Перед смертью в 1779 г. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалёку от Бобруйска. Сильное впечатление произвело на читателей стих. 1941 г., посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову – «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Стихотворение «Ты помнишь…»
- Почему это стих. так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?
Стих. предаёт боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождём.» И хотя стих. об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна: невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.
На защиту отечества встал весь народ: и стар, и млад, 17-летние юноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защищать Родину. Говорят, что у войны «не женское лицо», но 17-летняя выпускница одной из московских школ Юл. Друнина, как и многие её сверстницы, в 1941 г. Добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.
Слайд 11 (Ю. Друнина)
Это автор известного четверостишия: «Я только раз видала рукопашный…»
Она на своих хрупких плечах вытаскивала раненых бойцов с поля боя.
(стр.333 из воспоминаний Н. Старшинова о Ю. Друниной кн. «Литературные вечера»)
17-летняя девушка окунулась в кровавый ужас войны. Об этом её стих. «Я ушла из детства…».
Стихотв.
Эти строки Друнина написала в 1942 г. И а протяжении всего её творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия.
(стр. 334 кн. «Литературные вечерв»)
Стих. «Зинка»
Поэт передавал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, своё гнездо. Это чувство понятное всем и близкое каждому. Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главное было стремление сохранить Родину. Вспомним стих. А.Ахматовой «Мужество», в котором символом родины выступает «Русская речь, великое русское слово»
Стихотв. А.Ахматовой «Мужество»
Слайд 12 (О. Берггольц)
У О. Берггольц, так же, как у Ахматовой, был счёт к советской власти, принёсшей ей много горя: тюрьму, «проработки». Подверглась репрессиям в 1937 г., её 3-й ребёнок так и не родился: его убила тюрьма. Во время ВОВ О. Берггольц жила в своём любимом городе, в Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Ленинград – её город, её любовь. Она – его муза, его поэтесса. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 г. Писала свой «Февральский дневник». Её стихи – настоящий блокадный дневник.
Стих. «Я говорю с тобой под свист …»
Сообщение об О.Берггольц
Слайд 13 (Блокадный Ленинград – видео)
Стих. О. Берггольц «А город был…», «Был день как день…»
- Какие чувства выражены в этих стихах?
И закономерно то, что после войны именно к ней обратились ленинградцы с просьбой создать «Реквием».
Слайд 14 (Пискарёвское кладбище)
Похоронено 470 000 человек. (неск. Слов о кладб.)
( Стр. 68 кн. «Литературные вечера» воспом. О. Берггольц)
Её голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться.
С июля 1941 г. В осаждённом городе писал свою «Седьмую симфонию» композитор Дм. Шостакович. Он посвятил её Ленинграду.
Слайд 15 ( Шостакович за работой – видео)
Слайд 16 (7-симфония)
Ольга Берггольц пишет: ( кн. «Литературные вечера» с. 67 о симфонии)
- Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии?
(запись в тетрадь)
Центральной темой поэзии ВОВ стала тема любви к родине, призыв к её защите; герои поэзии – русские воины – освободители, простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашистами. Люди разных национальностей и возрастов, выдержавшие и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.
Прошло много лет после окончания войны. Но ВОВ продолжает владеть сердцами людей. У В. Высоцкого очень много стихов и песен о ВОВ.
(Песня «Он не вернулся из боя»)
А в стихотворении Эд. Асадова «Реликвии страны» слышится щемящая боль за Россию сегодняшнюю.
(стихотворение Эд. Асадова)
- Почему ВОВ продолжает владеть сердцами людей?
Выводы
Тема ВОВ останется одной из ведущих тем в литературе на совр. Этапе. Но литература возвращается к событиям ВОВ не только для того, чтоб вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтоб опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.
Прошло несколько долгих кровавых лет, пока люди услышали долгожданное сообщение о победе.
Слайд 17 (голос Левитана)
Итог:
Мы познакомились с некоторыми песнями и стихами военного лихолетья. Надеюсь, что они останутся в вашей памяти.
- Что нового вы узнали?
Закончить урок эпиграфом.
Д/З наизусть стих. о ВОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе по теме" Поэзия подвига"
Урок предназначен для 11 классаи сопровождается мультимедиа - презентацией. Урок обеспечивает разнообразные формы работы, знакомит с героями -фронтовиками, особенно молодых писателей -фронтовико...
Лирика чисел. Цифровая поэзия как средство изучения поэтического стиля представителей разных эпох и направлений.
Цифровой век принес с собой цифровую поэзию — стихи, записанные цифрами. Если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутств...
Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова.
Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова....
К 100-летию К.М. Симонова. Урок по внеклассному чтению "Поэзия подвига"
Тема войны всегда была значимой для писателей и поэтов ХХ века. Особенно она волновала современником, живших и творивших в нелегкие военные годы. К. Симонов, был именно таким поэтом и в его судьбе про...
Конспект урока «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».
Конспект урока по литературе...
"Поэзия подвига - голос блокады, Ольга Берггольц": презентация
Не дам забыть, как падал ленинградец,На желтый снег пустынных площадей...
Внеклассное мероприятие, посвященное празднику Победы в Великой Отечественной войне. "Поэзия подвига"
Мероприятие проводится в форме литературно-музыкальной композиции.Учащиеся - активные участники, которые знакомятся с поэтами-фронтовиками через прочтение стихотворений. Чтению стихов сопутствует...