Пространство и время в творчестве композиторов XX века.
учебно-методический материал по музыке по теме
Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов XX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пространство и время в творчестве композиторов XX века | 20.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ирина Костенич
Пространство и время в творчестве композиторов ХХ века.
Ушедший ХХ век оставил нам в области искусства огромное количество замечательных открытий, многие из которых до сих пор до конца не осознаны нами.
Интересно проследить, как два великих сына армянского народа Павел Флоренский и Авет Тертерян реализуют свои представления о том новом, что принесла в искусство сама реальность ХХ века, предчувствуя новое мировосприятие первооснов художественного произведения. Мы имеем право сказать, что если для Авета Тертеряна музыка была самой жизнью, то для Павла Флоренского она была источником всего сущего и, в первую очередь, источником вдохновения. Недаром он утверждал, что мир музыки для него стал символом из символов. "Я музыку любил неистово, ...она слишком потрясала меня и слишком многого от меня требовала, чтобы можно было относиться к ней как к удовольствию" (1, сс. 78 — 79), — писал он в письмах из Соловецкого лагеря. О своем призвании музыканта Флоренский говорил так: "Мне думается, что мое настоящее призвание не наука, не философия, а музыка. Я много раз думал, что музыка, и именно композиция. Может быть, деятельность дирижера была моим истинным призванием и что все остальные мои занятия были для меня лишь суррогатами этого, музыкального". (Там же). В своей книге "Монографические очерки по философии музыки" Сергей Сигитов выделяет особую роль музыки во всех философских трудах Флоренского и отмечает, что о. Павел выдвигает на первый план музыкально-художественной выразительности ритм и тембр. По словам Сигитова, "...таково, вероятно, было веяние времени, как предвестие основ музыки ХХ века". (2, с. 16).
Для изучения, наследие Павла Флоренского, как и наследие Авета Тертеряна, по объему и глубине представляется необъятным. Позволю себе в данном контексте остановиться на двух категориях музыки ХХ века: "пространство" и "время".
В творчестве Авета Тертеряна и учении Павла Флоренского категории "пространство" и "время" занимают важное место.
Пространство — антиномично, и Флоренский считал, что истина — есть "наивысшая точка противоречивости мира". (3, сс. 142 — 165). Главный тезис Флоренского, развитый им в труде "Столп и утверждение Истины": "Истина есть антиномия". Именно с этой точки зрения Флоренский рассматривает пространство и время в искусстве ХХ века. Ключ к диалектике о. Павла — преодоление тождества. Вот очень важный для него вывод: победа над законом тождества, вот что поднимает творческую личность "...над безжизненной вещью и что делает ее живым центром деятельности, ибо деятельность есть творчество, то есть прибавление к данности того, что еще не есть данность и, следовательно, преодоление закона тождества..." (4, с. 301). По мысли Флоренского, "Везде и всегда — противоречие, но тождество — нигде и никогда" (3, с. 27).
Обобщая свои наблюдения о произведениях искусства о. Павел выводит формулу возникновения высокого духовного пространства, противопоставляя его обыденному восприятию.
Он подчеркивает, что свойство того духовного пространства в том, что чем дальше в нем нечто возвышающее, тем больше воздействие и "...чем ближе, — тем меньше" (5, с. 225). Этот свой вывод Флоренский называет "обратной перспективой". Эта идея оригинально и убедительно развита Светланой Саркисян в произведении "Футуристический взгляд Павла Флоренского на пространство звука" (6).
Расшифровывая более доступно свою мысль, Флоренский утверждал, что при прослушивании музыкального произведения у слушателя "...возбуждаются соответствующие вибрации. Эти вибрации и составляют цель художественного произведения" (5, с. 225). С .этим высказыванием перекликается философская мысль Тертеряна о том, что человек, умеющий слушать, начинает воспринимать "Вибрацию Земли и Космоса" (7).
С точки зрения философских воззрений Флоренского на произведение искусства, творения А. Тертеряна находятся на вершине творческой мысли, так как они принципиально сотканы из противоречий, вступающих в спор со сложившимися традициями. До Четвертой симфонии Авет Тертерян прошел сложный путь от классико-романтических форм до решительного поворота к "новому искусству". Четвертая симфония несет в себе звуковую систему, в которой сопрягаются полутоновые звукоряды, открывающие путь к четверть-тоновости и свободной "колокольности". Безусловно, права Маргарита Рухкян, считающая, что Четвертая симфония — это "...симфония новых параметров времени и пространства" (7, с.122). Именно в ней Авет Тертерян "перешагивает черту" Густава Малера и его последователей.
В следующих симфониях, от Пятой до Восьмой, слушателям открываются другое время и другое пространство.
Новаторское мышление Тертеряна позволило ему соединить, казалось бы, несоединимые и абсолютно противоречивые вещи: инструменты традиционного европейского симфонического оркестра и раритетные инструменты и приемы древнейших восточных культур. Он реализовал идею, исходящую из армянского фольклора. Используя инструменты симфонического оркестра, Тертерян концентрирует их возможности на создании удивительно эффектной музыкальной структуры — "темброзвука" или "тембропространства". Приведу классический пример Четвертой симфонии. В группе оркестра возникает тихий многоголосный аккорд, состоящий из 57 звуков. "Тембропространство" время от времени меняет свою окраску, постепенно сокращаясь, он превращается в До мажорное трезвучие, а затем, постепенно расширяясь, возвращается в основной "аккорд-пространство". Этот прием заложен в глубинах древнейших национальных восточных культур. Мелодии превращаются в последования тембровых пятен или тембровых комплексов. Необычайная роль тембральности позволяет для выражения самого сокровенного выделиться отдельным инструментам, часто ошеломляюще уникальным по своеобразию звучания (к примеру, два дудука и зурны в Третьей симфонии, каманча в Пятой симфонии, дап в Седьмой симфонии). Подобные тембры расширяют и поднимают на удивительную "высоту" то, что о. Павел Флоренский называл "пространством духовной реальности", которое, по его представлению, не смешивается с пространством реальности чувственной" (8, сс. 232 233). Это и придает, по мнению Флоренского, произведению искусства "особую убедительность". (Там же).
Удивительное сочетание земного, основанного на использовании национальных традиций и возвышенного, поднимающего до возрастания "из мира дольнего в мир горний" (9, с. 187), по выражению Павла Флоренского, создает еще одно качество пространства в музыке Авета Тертеряна — яркой Космичности. Особенно впечатляет это в поздних сочинениях мастера. Сочетание магнитофонной фонограммы (начиная с Пятой симфонии) и звучания старинных народных инструментов, если так можно выразиться, "техносферы" и глубинного, архаичного фольклора часто порождает ощущение и Вечности времени, и его мгновенности. Особенно убедительно своеобразное противостояние реального звучания и воспроизводимого магнитофонами в Шестой симфонии.
О. Павел Флоренский спорил в своих трудах с представлениями науки XVIII и XIX веков о необратимости времени. Он не отрывает художественную категорию "времени" от категории "пространства".
Для Флоренского ученого-энергетика, поклонника Эйнштейна, чрезвычайно привлекательным является представление об относительности "времени" в художественном произведении, о его зависимости от "самого пространства произведения. Эти предвидения Флоренского через десятилетия с блеском осуществились в симфониях Тертеряна. Уже Четвертая симфония открыла совершенно новые каноны существования музыки во времени. Эти законы проистекали от свободы существования "тембра-пространства", породившего еще одну совершенно новую категорию "тембр-время". Время могло "раздвигаться" и сужаться в зависимости от воли и творца, и исполнителя. Тертерян отдает дирижеру нетактированный музыкальный поток, полностью доверяясь его дару и умению, как писал Флоренский, синтезировать временное последование. В поздних симфониях Тертеряна свобода пространства музыки влечет за собой временную свободу.
В книге "Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях" Флоренский пишет о том, что "синтез времени требует ...особенно активного восприятия"..., ведь противоположность пассивного и активного отношения ко времени особенно "... наглядно может быть подмечена в музыкальных впечатлениях, ибо в этом искусстве координата времени господственна и, следовательно, синтез времени при восприятии есть все" (8, с. 219). Он утверждает: "Активностью внимания время музыкального произведения преодолевается, ...оно преодолено уже в самом творчестве, и произведение стоит в нашей душе, как нечто единое, мгновенное и вместе с тем вечное, как вечное мгновение, хотя организованное, и даже именно потому, что организованное". (Там же). Безусловно, "...музыка перестает быть только во времени, но и поднимается над временем". (Там же). По известному мнению французского этнолога Леви-Стросса, "... музыка есть инструмент по уничтожению времени".
Уже в Четвертой симфонии сконцентрированная фантастическая творческая энергия Авета Тертеряна позволяет говорить о том, что музыка симфонии устремляется к "...прорыву в безвременье, к постижению таинства времени...", как образно определяет это Маргарита Рухкян (7, сс. 117 — 118). В Восьмой симфонии пространство времени "раздвинуто" еще шире, позволяя подозревать в одном музыкальном произведении существование времени обыденного и Времени высших сфер. Такова сила воздействия сопряжения центра симфонии и "ангельского", если так можно сказать, финала. И тут хочется вспомнить слова Павла Флоренского о том, что "... в художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и восходит в мир горний" (4, с. 18).
Безусловно, Тертерян позволяет слушателям заглянуть в мир горний, ведь, по словам Флоренского, "...духовное стяжание облекается в символические образы — те самые, которые, будучи закреплены, дают художественное произведение". (Там же). В каждой из поздних симфоний Авета Тертеряна незаметно происходит переход из сферы в сферу, то, что Флоренский назвал переходом через границу миров, "... соответствующих восхождению или вхождению в горнее и переход нисхождения долу. Образы первого — это отброшенные одежды дневной суеты, накипь души... духовно настроенные, элементы нашего существа, тогда как образы нисхождения — это выкристаллизовавшийся на границе миров опыт мистической жизни" (4, с. 19).
1. Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Из соловецких писем.- М., 1992.
2. Сигитов С. Монографические очерки по философии музыки...- СПб., 2001.
3. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Т. 1 (I) Письмо шестое: Противоречие. М., 1990.
4. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - СПб., 1993.
5. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. Обратная перспектива. СПб., 1993.
6. Саркисян С. Футуристический взгляд Павла Флоренского на пространство звука.
Памяти Флоренского // Сборник статей.- СПб., 2002.
7. Рухкян М. Авет Тертерян. Творчество и жизнь.- Ереван, 2002.
8. Флоренский П.. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях.- М., 1993.
9. Флоренский П. Оправдание Космоса.- СПб., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Французский поэт и композитор XII века Жоффруа Рюдель".
Приглашаю на просмотр фильма!гиперссылка - http://www.youtube.com/watch?v=gnD7fUTS9AI ЖОФФРУА РЮДЕЛЬ JAUFRE RUDEL (1125-1148, другие варианты 1100-1147 или 1113-1170) ...
Учебный мульфильм "Сент-Коломб. Сочинения и биография композитора XVII века".
Жан (?) де (?) Сент-Коломб - герой знаменитого романа П. Киньяра и фильма А. Корно "Все утра мира". Но весь сюжет их выдуман, к этому моменту о композиторе было известно только четыре случайные упомин...
"Песенное творчество композиторов XX века:Э.Колмановского, Т.Хренникова,В.Соловьёва-Седого,М.Блантера"
13 декабря 2012 года на народном отделении состоялась лекция-концерт "Я люблю тебя,жизнь" на тему "Песенное творчество композиторов XX века: Э.Колмановского, Т.Хренникова, В.Соловьёва-Седого, М.Бланте...
Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"
Данная методическая разработка ( конспект) имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать музыку дождя, пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...
Внеклассное мероприятие "Времена года.Осень в творчестве композиторов, поэтов и художников"
Вступительное слово учителя:«Природа – это универсальный и прекрасный мир, который всегда вдохновлял поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они ...
Краткосрочная образовательная программа «Творчество великих русских композиторов 19 века»
программа...
Оперный жанр в творчестве композиторов ХХ века.
знакомство с композитором Дж. Верди и его произведениями....