М.Цветаева. Поэтический салон.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Литературно-музыкальная комопзиция помогает учащимся окунуться в мир поэзии поэтессы Марины Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marina_cvetaeva.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтический салон.
«Закон протянутой руки-души распахнутой»
Жизнь и творчество Марины Цветаевой
11 КЛАСС
Цель: Приблизить учащихся к трепетному миру поэзии, к душевному строю Поэта, чтобы постичь тайну поэтического слова, понять трагическую сущность М.Цветаевой.
Задачи: Воспитание эстетических и этических канонов души, развивать чувство прекрасного и возвышенного, умение почувствовать живое слово поэта и его творческую судьбу, мировоззрение и творческие муки.
Наглядные пособия: Портреты М.Цветаевой и ее окружение. Иллюстрации художников-передвижников. Выставка книг М.Цветаевой. Выставка творческих работ учащихся: «Я слышу голос из серебряного века».
ТСО: мультимедийный проектор, гитара.
Методы: Беседа, рассказ, перекличка, чтение стихов.
Столы как в кафе, на столах свечи и веточки красной рябины.
На доске написана тема урока
Технологии: игровая, модульная, проектная.
Эпиграфы:
Бог меня одну поставил
Посреди большого света.
-Ты не женщина, а птица
Посему: летай и пой!
М.Цветаева
Душевный строй поэта
располагает к катастрофе…
О.Мандельштам.
Красною кистью рябина зажглась
Падали листья. Я родилась
М.Цветаева
Звучит музыка Свиридова к повести А.С Пушкина «Метель»
Учитель: «Поэт-донор»- так писал Гонсано. Нельзя судить и измерять Поэта по наши общепринятым меркам .Поэт не вписывается в обычные , житейские каноны. Он идет своим тернистым путем, всегда мечтая о Красоте и Гармонии мира, часто не понятый, осуждаемый, приговоренный к трагическому одиночеству, непониманию и недоверию, так мечтающий о слиянии с жизнью Вселенной.
Если душа родилась крылатой.
Что ей хоромы и что ей хаты.
Что Чингисхан ей и что орда…
Два на миру у нее врага.
Два близнеца неразрывно слитых:
Голод голодных и сытость сытых…
Так писала Марина Цветаева.
Актер-чтец
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Поэзовед-1
Домоненавистница? Храмоненавистница? Марина Цветаева? Уж она ли не любила отеческого дома, где помнила до самой смерти каждую шероховатость на стене, каждую трещинку на потолке. Потом на чужбине ,корчась от тоски по родине, она прохрипит , как «раненое животное кем-то раненное в живот».
Чтец-актер 1
Чтение стихотворения «Тоска по родине!»
Чтец-актер 2
«Пригвождена к позорному столбу»
Музыкальное иллюстрирование. Гитара.
Поэзовед-2
И все-таки любовь к дому,- но через подвиг бездомности. Таким подвигом была жизнь Марины Цветаевой. Высокая бездомность духа, восстающая против красиво меблированной бездуховности- не это ли отеческий дом искусства? Поэзия М.Цветаевой как вихрь. Впоследствии она скажет: "Всему под небом есть место — и предателю, и насильнику, и убийце, а вот эстету — нет! Он не считается, он выключен из стихии, он — нуль» Своей независимостью и оригинальностью в творчестве, своим жизненным поведением поэтесса боролась за право женщин иметь сильный характер . Она не только умела быть счастливой, но умела и страдать как самая обыкновенная женщина.
На экране фрагмент из кинофильма «Ирония судьбы» «Мне нравится. что вы больны не мной…»
Поэзовед-3 Марина была равнодушна к славе, она не любила читать свои стихи перед большой аудиторией. Это было крайне редко. И все-таки однажды за границей она вышла на большую сцену. Перед ее выступлением читали свои стихи модные выскочки «поэтессы-кокетки,жеманные с «тонкими и томными манерами.. И вдруг- Цветаева! Она вышла в черном поношенном платье и в валенках (другого ничего не было).В зале шепот, насмешки… Но сильно, уверенно зазвучали стихи русской поэтессы . Вряд ли кто-нибудь тогда усомнился в том, что это Большой Поэт.
Чтец-актер 3
«Вчера еще в глаза глядел…»
Музыкальная вставка. Гитара.
Чтец-актер 4
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты –
О проклятие! – у тебя остаешься – ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,-
Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!
Чтец-актер 1
«Я Вас люблю всю жизнь и каждый день...»
Я Вас люблю всю жизнь и каждый день,
Вы надо мною, как большая тень,
Как древний дым полярных деревень.
Я Вас люблю всю жизнь и каждый час.
Но мне не надо Ваших губ и глаз.
Всe началось -- и кончилось -- без Вас.
Я что -- то помню: звонкая дуга,
Огромный ворот, чистые снега,
Унизанные звездами рога...
И от рогов -- в полнебосвода -- тень...
И древний дым полярных деревень...
-- Я поняла: Вы северный олень.
Музыкальная вставка Ф.Шуберт
Поэзовед.
И все-таки счастью подчиненности любви она предпочитала несчастье свободы.
Чтец.
Не визьмешь моего румянца
Сильного-как разлива рек!
Ты- охотник, но я не дамся,
Ты –погоня, но я есмь бег.
Не возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь-
Пригибающийся- и жилу
Перекусывающия конь.
Муз вставка. ГИТАРА
Чтец .
Безумье - и благоразумье,
Позор - и честь,
Все, что наводит на раздумье,
Все слишком есть -
Во мне. - Все каторжные страсти
Свились в одну! -
Так в волосах моих - все масти
Ведут войну!
Чтец.
Каждый парус вдалеке
Жив- на муку.
Каждую в своей руке
Помню руку…….
Чтец.
Дружить со мной нельзя, люить
Меня- не можно!
Поэзовед-4
Что было вихрем в поэзии Цветаевой? Она сама? Что было этим вихрем? Она сама. То, что блюстители морали называют "вероломством", она называла верностью себе, ибо эта верность — не в подчинении, а в свободе.
Она скажет потом:
«Нет низких истин и высоких обманов,
Есть только низкие обманы и высокие истины».
Цветаева никогда не впадала в политическую злобу- она была слишком великим поэтом для этого. Ее восприятие революции было сложным. Это была не злоба, это был плач.
Чтец.
Белым был- красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был –белым стал
Смерть побелила.
Поэзовед.
Не случайно Цветаевой так трудно оказалось в эмиграции, потому что она никогда не участвовала в политическом злобстве и стояла выше всех групп и группочек, за что ее и клевали тогдашние законодатели мод. Их раздражала ее независимость, не только политическая, но и художественная. Они цеплялись за прошлое, ее стих рвался в будущее.
Чтец.
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!
С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Учитель.
Приехав на Родину, после страшной ностальгии, моральных пыток , голода и нищеты, Марина и здесь обречена на одиночество, «незамечание» со стороны властей , только потому, что на из дворянской семьи, только потому, что ее муж Сергей Эфрон, был белым офицером, только потому, что она скажет: «Нету лиц у них и песен нету».
Марина не могла вернуться в Россию. Возвращение ее было поступком матери стихов. Цветаева вернулась в Москву 18 июня 1939 года и узнала об аресте сестры Анастасии , затем последовал арест мужа и дочери Ариадны. Сергей Эфрон был смертельно болен. Цветаеву не расстреляли, не арестовали- ее «казнили» незамечанием, непечатанием, безработицей, тайной слежкой, нищетой. Цветаеву отправили в эвакуацию в Елабугу. Б.Пастернак пришел один из немногих ей помочь , принес веревку, чтобы перевязать вещи Марины, и пошутил, что веревка очень крепкая, все выдержит, хоть вешайся. Ему впоследствии передали, что Марина повесилась на этой веревке, и он долго не мог простить себе эту роковую шутку.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА-НАША ВИНА! ПОЭТ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗДОМНЫМ, НО СТИХИ ЕГО –НИКОГДА!
П.И Чайковский. Времена года. (Портрет М.Цветаевой на фоне красной рябины).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложная судьба Марины Ивановны Цветаевой. Трагичность поэтического мира.
Тема: Сложная судьба Марины Ивановны Цветаевой. Трагичность поэтического мира.Цели урока:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта...
"Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля".
Открытый урок литературы в 11-ом классе на тему: "Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля"....
Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой (к 115-летию со дня рождения). «Если душа родилась крылатой …»
Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой(к 115-летию со дня рождения).«Если душа родилась крылатой …»Цели: Обучающие:Раскрыть удивительный мир непростой поэзии М. Цв...
"Моя лирика жива одной большой любовью..." (поэтический салон к 120-летию со дня рождения С.А.Есенина)
С.А.Есенин - один из любимых и читаемых поэтов XX века. Основное направление его творчества - тема родины, жизнь деревни....
статья "Школьный музей истории русской поэзии. (Поэтический салон)"
Статья о создании и работе школьного музея....
В литературном салоне Встречи с Мариной Цветаевой
Стихи Марины Цветаевой звучат в исполнени учителя, учеников как от лица поэта, и гости салона переживают трагическую судьбу русской поэтессы как свою собственную...
Литературный салон по творчеству «МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»
Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из котор...