А.С.Пушкин "Пиковая дама". Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок в 8 классе направлен на знакомство с произведением, на выявление философско - нравственной проблематики повести, атакже на совершенствование навыков анализа произведения.
Оборудование: текст повести, музыкальная запись фрагментов оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», аудиозапись повести в актёрском исполнении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pikovaya_dama_8_klass.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.С.Пушкин «Пиковая дама»
Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.
Цель урока: 1) знакомство с произведением;
2) выявить философско - нравственную проблематику произведения,
3)формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения,
4)совершенствовать навыки анализа произведения
Оборудование: текст повести, музыкальная запись фрагментов оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», аудиозапись повести в актёрском исполнении.
Ход урока
I. Оргмомент.
(запись на доске)
Проблема – сложный вопрос, требующий решения.
Судьба – несколько значений:
- стечение обстоятельств, не зависящих от человека, ход жизненных событий;
- доля, участь;
- будущее, то, что случится, произойдёт.
Сложная проблема, требующая разрешения в выборе своей судьбы.
II. Беседа с классом по произведению:
Слово учителя:
Слово учителя:
- Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную те годы карточную игру «штосс». Правила игры предельно просты.
Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.
Повесть Пушкина была опубликована в 1834 г.
художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.
в авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».
Повесть «Пиковая дама» была написана в 1833г., в болдинскую осень, она давно признана шедевром пушкинского творчества.
Как говорил сам Пушкин, «завязка повести основана на реальных событиях». Это типичная петербургская повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры.
По мотивам повести композитор Пётр Иванович Чайковский написал оперу того же названия, лучшее своё произведение в оперном жанре.
Опера была создана и поставлена на сцене в 1890г.
Свою работу над произведением начнём с названия повести.
Беседа с классом по вопросам:
- Ребята, повесть была написана около 200 лет тому назад, но до сих пор вызывает интерес у читателей. А вам интересно было читать или нет?
- В чём секрет этой притягательности? (Дети говорят, что есть таинственность, необычность, фантастика и мистика.
- Пиковая дама – что это или кто это? (Ответ Пушкин даёт в самом эпиграфе. Пиковая дама – тайная недоброжелательность).
Что же это за тайная недоброжелательность и кого к кому - выясним позже.
4.Кто является главным героем повести?
(Главные действующие лица – Германн, Лизавета Ивановна, старуха. Центральный персонаж – Германн).
Учитель: Обратимся к теме нашего урока: проблема человека и судьбы.
-Что такое проблема?
-Что такое судьба? Ответ записан на доске зачитать
В повести много интересного, загадочного, даже мистического, но мы рассмотрим это произведение именно с этой точки зрения: человек и его судьба.
Учитель
«Я думаю, что на его совести по крайней мере 3 злодейства», - небрежно роняет Томский о Германе, на балу с Лизаветой Ивановной.
5. Какие же 3 злодейства совершил Германн?
(Дети - первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна – вызывает откровенное сочувствие.)
6. Кто такая Лизавета Ивановна? (работает группа учащихся, получившая индивидуальное домашнее задание заранее)
Дети рассказывают о Лизавете Ивановне, затем работа по тексту 2 главы: Чтение от слов «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…и далее.
Учитель: Зачитайте самое главное, на ваш взгляд, в пушкинской характеристике Лизаветы Ивановны, которое отражало бы её положение в доме старухи.
– её никто не замечал
– с нетерпением ожидала избавителя. (записать в тетрадь)
7. Что её толкнуло откликнуться на ухаживания Германа?
(Мечта избавиться от старухи).
- Каким предстаёт Герман перед Лизаветой Ивановной в первую встречу?
Глава 2 Зачитать о т слов
«Однажды – это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести…
до слов «Через неделю она ему улыбнулась».
- Какая художественная деталь особенно чётко характеризует Германа? Каким его увидела Лизавета Ивановна?
(Чёрные глаза, устремив глаза, взоры встречались).
- Каким образом Герман сумел добиться всего за 3 недели тайного свидания?
(немыслимого поступка в 19 веке, дерзкого, смелого)
(Писал письма).
9. В чём притягательность его писем? Почему Лизавета Ивановна «упивалась ими» и стала на них отвечать?
Зачитать. (Герман писал, вдохновлённый страстью, чувством; и непреклонность, и необузданное воображение.)
10. Зачем он писал эти письма?
(Проникновение в дом ради заветной тайны – тайны 3 карт).
11. Успел ли Герман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, что писал ей письма?
(Несомненно, он целует её в голову, он честно признается, ради чего пришёл, не хочет обманывать).
Учитель
12 .Найдите главу 3 , когда Герман пришёл и ожидает старуху перед словами «Время шло». – предложение: «Герман её отворил… - зачем многоточие?
(Он хотел пойти к Лизавете Ивановне, но не пошёл)
Прослушивание аудиозаписи. Размышления Лизаветы Ивановны.
13. Рассказать Сцена объяснения Лизаветы Ивановны с Германном. До слов «Вы чудовище!»
14. Что же помешало Германну отдаться полностью своему чувству?
(Деньги – вот что алкала его душа).
15. С каким чувством простилась бедная девушка с Германном? (художественная деталь- холодная безответная рука)
II. 2 жертва Германна. Как вы думаете, кто является второй жертвой?
(Старуха-графиня).
16 .Может быть, пора познакомиться поближе с этим злодеем?
Кто же такой Германн? (работает 2 группа учащихся, получившая индивидуальное задание заранее)
Дети: пересказ II главы. (Жизнь, особенности, отношение автора к нему.).
17. Что он говорит сам о себе: каковы его жизненные ориентиры?
Расчёт, умеренность, аккуратность, скрытен и честолюбив, не позволял малейшей прихоти. (записать в тетрадь)
Учитель: Он приходит тайно в дом старухи, чтобы узнать тайну 3 карт, чтобы разбогатеть.
Учитель: Прослушаем Монолог Германна V глава
«Для кого вам беречь вашу тайну…» Слушать аудиозапись
Учитель: Обратите внимание на слова:
«Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну»…
18 Что происходит с графиней? (она умирает)
Итак, 2 жертва Германа - старуха-графиня.
Прежде чем мы выясним, кто же 3 жертва Германа,
вспомните, что двигало Германом в его поступках?(жажда денег)
19. Как сам автор говорит о нём:
из его характеристики глава 2 – Зачитать:
Он имел сильные страсти и огненное воображение.
Сильные страсти и огненное воображение сыграло с ним злую шутку.
20. Кто же 3 жертва Германа?
(Он сам). Это было домашнее задание, зачитайте, что вы подготовили дома.
(Дети зачитывают, что стало с Германом)
Учитель:
Давайте ещё раз посмотрим,
Какие качества были присущи Германну?
Жизненные ориентиры.
Расчёт, умеренность, аккуратность, сильные страсти, огненное воображение.
Именно огненное воображение заставило его перечеркнуть жизненные ориентиры, по которым он до этого жил.
Учитель: Решительность Германа, его суровость, алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства. Ни сомнений, ни угрызений совести, ни раскаяния.
Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Он вторгается в жизнь людей. Он оказался вероломным человеком.
Корыстолюбие и огненное воображение приводят к трагическому финалу.
Учитель Каков финал?.
Кому и кем выражена тайная недоброжелательность в повести?
(Если это пиковая дама в лице, образе старухи, то старуха простила его, правда, с условием).
Так кто же вызывает тайную недоброжелательность и к кому?
(Может быть, Герман выказывает тайную недоброжелательность ко всем и за это жестоко наказан).
Учитель:
А теперь вернёмся к теме нашего урока?
В чьих руках находится судьба человека?
Пушкинское произведение запечатлело беспощадность Судьбы к Герману, к человеку, который поступает безнравственно и жестоко по отношению к другим людям.
Человек и судьба — кажется, что эти две вещи совершенно несовместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности.
Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой — проиграл.
В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти.
Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели.
Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.
Домашнее задание: Подумайте,
Свободна ли 1 жертва Германа - Лизавета Ивановна - от расчёта? Или
Можно ли встретить и в наши дни таких Германнов, ищущих свою счастливую карту? Как вы относитесь к таким людям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет".
Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ ...
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
Урок предполагает осознание основных нравственных проблем в повести А. С. Пушкина "Пиковая дама", различение понятий чести и честолюбия. Ученики знакомятся с исторической эпохойНиколая I, а также осно...
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС: А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС: А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»...
А.С.Пушкин. “Пиковая дама”. Проблема человека и судьбы. (8 класс)
Конспекут урока "А.С.Пушкин. “Пиковая дама”. Проблема человека и судьбы. (8 класс)"...
Конспект урока литературы на тему "Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивление?" Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет". 9 класс
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием трагедии В.Шекспира «Гамлет», обозначить «вечные проблемы» в творчестве В.Шекспира, развить представление о драматиче...