«Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе по теме «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Готовясь к этому уроку, учащиеся не только прочтут повесть Толстого, но и обратятся к биографии писателя. Собирая материалы для ответа, подготовят нужные фотографии, репродукции картин, составив презентацию к уроку. Под руководством учителя они обратятся к разным образовательным информационным ресурсам. Рассуждая о поступках и поведении героя автобиографической повести великого писателя, учащиеся как бы примеривают на себя эти ситуации. Размышляя о судьбе Николеньки, ребята задумаются над своими взаимоотношениями со взрослыми. В результате коллективной работы учитель подведет своих воспитанников к выводу о необычной писательской манере Толстого: благодаря "диалектике души" показать ярко своего героя, не скрывая ни отрицательных, ни положительных черт характера. Ученики ощутят свою сопричастность к произведению, поймут важность бережного отношения к своим родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filisof_i_prosvetitel.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В оргкомитет регионального конкурса методических разработок педагогических работников ОУ самарской области «Лев Толстой – философ и просветитель»
Заявка.
Прошу принять на конкурс работу в номинации «Методические разработки учебных занятий». Тема работы: «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».
Информация об участнике – Кондрашова Татьяна Николаевна
Наименование субъекта РФ – Самарская область
Образовательный округ – Кинельский район
Муниципальный район – г.Кинель
Образовательное учреждение – МОУ СОШ № 9
Должность – учитель русского языка и литературы
Преподаваемый предмет – русский язык и литература
Контактный телефон – сот. 8 927 60 45 249
@mail - kschol9@mail.ru
КИНЕЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
КОНКУРС « Методические разработки учебных занятий»
Тема работы: «Л.Н.Толстой. «Детство».
Сложность взаимоотношений детей и взрослых»
Автор разработки – Кондрашова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории
г.Кинель
2010 год
ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».
Цель:
развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
развивать культуру устной речи, умение выразительного чтения;
расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого, познакомить с особенностями его творческого метода;
помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, выразительное чтение, проблемные задания, повторение изученного, словарная работа, демонстрация фотографий и репродукций.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, поисковая.
Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения
Учебно-познавательная компетенция
Базовый уровень: знать основные этапы жизни Толстого, особенности его творческого метода, уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему, уметь характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героя (продуктивный (коммуникативная функция) (личностное саморазвитие) и исследовательский (личностное саморазвитие).
Продвинутый уровень: уметь анализировать эпизод, уметь давать сравнительную характеристику писателя и его героя (исследовательский)
Информационная компетенция: поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации, свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики, владение навыками создания собственного текста
Оборудование урока: репродукции портретов и фотографии Л.Н.Толстого и его родных, фотографии усадьбы-музея «Ясная Поляна», различные издания книг Л.Толстого.
На доске эпиграфы урока:
Раннее детство – то период, в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят.
Л.Н.Толстой. «Детство»
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?
Л.Н.Толстой. «Детство»
Ход урока:
1. Беседа
- Какие произведения Л.Толстого вы читали?
- Какие герои этого писателя вам нравятся?
- Какие мысли героев Толстого вас затронули?
2. Вступительное слово учителя:
- Когда слышишь имя Льва Николаевича Толстого, вновь и вновь невольно повторяешь про себя слова великого писателя из его автобиографической повести «Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Мне, кажется, вы с завистью смотрите на беззаботных малышей и понимаете, что невозможно с ним не согласиться.
Как же тонко чувствовал классик русской литературы, глубоко проникаясь состоянием детской души! Детство – это замечательная пора для каждого человека, только не каждый может без стеснения об этом сказать. Понимание того, что переживает человек в детстве, заставило яснополянского графа подарить крестьянским ребятишкам возможность открыть для себя огромный мир, поэтому он создает в своем имении школу и учит детей по «Азбуке», написанной им самим.
3. Учащийся: «Детство» появилось в журнале «Современник» в сентябре 1852 года (автору было всего лишь 24 года, но многие увидели в нём «прекрасную надежду русской литературы) под изменённым заглавием «История моего детства» и за подписью инициалами: Л.Н. Заглавие, данное редакцией без ведома Толстого, ему не понравилось. Он посчитал его противоречащим «мысли сочинения». Автор настаивал на мысли о типичности изображённых им лиц, жизненно-бытовых обстоятельств и детской психологии. Несомненно, повесть основана на жизненном опыте самого Толстого, в ней постоянно присутствует сам писатель, его переживания, его мысли, его личность. И в то же время своё перемешано с материалом чужих жизней, в частности жизни знакомой ему семьи Исленьевых – сверстников его детства. Повзрослевший и возмужавший Николенька рассказывает о своём раннем детстве с тем чувством умиления, близкого к восторгу, которое постоянно присутствует также во всех воспоминаниях писателя о своих детских годах.
4. Учитель: Жизнь героя «Детства» изображена как история формирования сложного человеческого характера, становления и вызревания яркой индивидуальности, неповторимо самобытной личности. Николенька предстаёт в непрестанном внутреннем движении, развитии, росте. Это динамичный образ непрерывно растущего человека, «диалектика души», как называют творческий метод писателя.
Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности. Скажите, ребята, а свойственны ли вам подобные недостатки?
Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями.
Каким человеком ты станешь? Какие черты характера будут преобладающими у тебя? Ответы на эти вопросы, по мнению Толстого, закладываются в детстве каждого из нас. Для автора это самая важная пора, вот почему он обращается к теме детства. Каким же было детство самого будущего писателя? Какими были его родители?
5. Сообщения учащихся с показом слайдов – фото Ясной Поляны, самого писателя и родных Льва Толстого:
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье. По рождению Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провёл детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.
На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему было только два года отроду, и он никогда не мог её представить как реальное физическое существо. Но духовный её облик, поэтичный и явно идеализированный, ярко и живо сложился в представлении мальчика и на всю жизнь сохранился в его душе. В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых Лёва никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образована, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Возможно, пример матери подтолкнул Льва Николаевича Толстого писать собственный дневник.
Находясь на Кавказе, молодой офицер создает автобиографическую повесть «Детство», основой для которой стали многие записи дневника. Главный герой – Николенька Иртеньев – очень похож на Толстого.
6. Словарная работа:
В кратком словаре литературоведческих терминов своего учебника найдите определение данного жанра: Автобиография (от греч. autos – сам, bios - жизнь, grapho - пишу) – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни жизнь как единое целое.
7. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Maman»:
- В чём особенность повествования в произведении Л.Толстого «Детство»? Как вы думаете, зачем автор использует этот приём?
- Какой мы видим мать Николеньки в главе «Maman»?
- Когда её лицо становилось лучше? Замечали ли вы, как улыбка меняет лицо человека?
- Можно ли понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам? Почувствовал ли это Николенька?
- Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, заметив её печаль, мальчик не задумывается над этим?
8. Учащийся: «…Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», - вспоминал Лев Толстой много лет спустя о своей матери. Как позднее писатель скажет устами своего биографического героя, покойная мать рисовалась его воображению олицетворением «всякого совершенства», казалась не только идеалом заботливой и любящей матери, но и вообще «святым идеалом женщины». Даже в глубокой старости Толстой не мог без слёз умиления вспоминать о матери, а в дневнике за 1906 год записал: «Да, она высшее моё представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, тёплой, материнской».
- Что, на ваш взгляд, делает матушку Николеньки похожей на Марию Николаевну Толстую?
9.Учащийся: Лев Николаевич Толстой очень любил своего отца, который представлялся ему человеком добрым и мягкосердечным. Николай Ильич был со всеми учтив и ласков, но ни перед кем никогда не унижался, часто бывал насмешлив и всегда умел сохранять чувство собственного достоинства. В умственном, духовном развитии он стоял на «уровне образованья людей своего времени». Любил книги, имел довольно значительную библиотеку. Ещё юношей отец писателя вступил корнетом в казачий полк, участвовал в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе. После семи лет военной службы он вышел в отставку в чине подполковника. О минувшей войне Николай Ильич любил весело и живо рассказывать детям. Вероятно, именно отец был первым, кто пробудил в мальчике «воинственную поэзию», заронил в его душу мечты о воинских подвигах и боевой славе.
В январе 1837 года семейство Толстых отправилось в Москву: пришла пора готовить старшего сына к поступлению в университет. В сознании Льва Николаевича эти перемены совпали с трагическим событием: 21 июня 1832 года скоропостижно скончался в Туле уехавший туда по личным делам отец. Девятилетний Лёвушка впервые испытал чувство ужаса перед загадкою жизни и смерти. Мальчик не хоронил отца и долго не мог поверить, что его нет. Детское ощущение непоправимой утраты вскоре переросло в чувство надежды и неверия в смерть. Навсегда облик отца остался в сердце Льва Николаевича Толстого.
10. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Что за человек мой отец?»:
- Каким предстаёт отец Николеньки на страницах повести? Какие слова помогают нам определить отношение мальчика к отцу?
- Как вы считаете, от чьего лица мы узнаём о характере отца: от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство, или от лица Николеньки Иртеньева?
- На какие черты характера своего отца обращает наше внимание главный герой (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)? Какие из них вам кажутся определяющими?
- Какое значение имеет название главы?
- Что общего, по вашему мнению, между отцом Николеньки и Николаем Ильичом Толстым?
- Какова атмосфера в семье Николеньки? Как мы можем это понять? Благодаря кому, по-вашему, сложилась такая обстановка?
- Можете ли вы сказать, что у вас дома тоже такая атмосфера? Всегда ли вас понимают дома? Чувствуете ли вы изменения в настроении родителей? Как это проявляется?
- Как вы понимаете слова эпиграфов к уроку? Чем они близки вам? Возникает ли у вас когда-либо такое чувство?
11. Заключительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах в жизни человека. Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отрочество» и «Юность». Трилогия имела шумный успех. Тема детства, «диалектика души» ребёнка увлекла читателей, а другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», М.Горький «Детство», А.К.Толстой «Детство Никиты».
Многие современники говорили о том, что повесть Толстого психологическая. Для автора на первый план выходят не внешние события, а внутреннее состояние героя. Мы видим, как в мальчике борются противоречивые чувства. Наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учится понимать и других, вдумчиво познаёт окружающих. Автор не смог бы так ярко представить нам состояние ребёнка, не сохранив в душе «детскость». Способствовала этому и игра детства, придуманная старшим братом Николаем, в «муравейных братьев», ведь так хотелось разгадать «тайну о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Всю жизнь Лев Николаевич Толстой шёл очень трудным путём самосовершенствования, на котором «чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
12. Домашнее задание: прочитать статью о Толстом, оставшиеся главы в учебнике, приготовить рассказ об одном из героев.
Информационно-методическое обеспечение:
1) Л.Н.Толстой. Детство. – М.: Советская Россия, 1980.
2) Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч 1 /авт.-сост.В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2007.
3) Жизнь и творчество Л.Н.Толстого: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/ Сост.и вступ.ст. Н.И.Азаровой; Оформл.Г.Ордынского. – Переизд. – М.: Дет.лит., 1988.
4) Кулешов Ф.И. Л.Н.Толстой: (Из лекций по рус.литературе XIX в.). – Мн.: Изд-во БГУ, 1978.
5) Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого. – М.: Худож.лит., 1981.
6) Ясная Поляна. Составитель Т.Н.Архангельская. Вступител.статья В.А.Лебедевой. Художник А.Москаленко. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
классный час "Семья взаимоотношения детей и взрослых"
Содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения...
Презентация к электронному уроку по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых" по рассказу И. Бунина "Цифры".
В презентации представлены приёмы и виды деятельности на уроке, а также даны краткие рекомендации к проведению урока....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"
Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....
Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»
Цель: P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...
А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапёр». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых
А.И. Куприн...
«Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».
Цель:развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;развивать культуру устной речи, умение выразительного чтения;расширить знания учени...