Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику литературы под редакцией  Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter._7g_kl.docx73.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Гимназия №3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 7 «Г» класса

на 2012 - 2013 учебный год

Составитель:

В.В.Козлов,

учитель высшей категории  

Кудымкар

2012 год

Рассмотрена на заседании ШМО                                                Введена в действие

Протокол №___                                                                         Приказом   №____

от «___»__________2012 г.                                                        от «___»__________2012 г.

________________ Т.А.Шмакова                                                _______________   Н.В.Харина

Руководитель ШМО                                                                Директор гимназии

«___»__________2012 г.                                                                «___»__________2012 г.

Соответствует требованиям

Государственного образовательного

стандарта

________________ Н.И.Сторожева

Зам. директора по УР

«___»__________2012 г.


Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (7-е издание, - М.: Просвещение, 2006) и учебника: «Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой, а также с произведениями зарубежной литературы.


     Программа призвана обеспечить достижение следующих целей:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

     Эти цели достигаются через решение следующих задач:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.


          Литература для учителя

1.  «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений /Авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.

2.  Литература. 7 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. –Волгоград: Учитель,2007.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

4. Мультимедиа энциклопедия.  

5. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

6. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Для учащихся.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.


Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:

Текст художественного произведения.

Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

Особенности композиции изученного произведения.

Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Различать эпические и лирические произведения.

Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Содержание   программы

Введение. Литература как искусство слова.

Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент)

Древнерусская литература. Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха.

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана».

Творчество М.В.Ломоносова,  Г.Р. Державина.

А. С. Пушкин. Лирика. «Песнь о вещем Олеге». Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Поэма «Полтава» (отрывок). «Медный всадник» (отрывок). «Борис Годунов» (отрывок).

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Запорожская  Сечь  и  ее  нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ  Тараса  Бульбы.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Стихотворения в прозе.

А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» «Дикий помещик». . Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь.

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

А.М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,  «О дряни».

Л.Н. Андреев. «Кусака».

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади».

Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

«На дорогах войны…». Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).

«Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Зарубежная литература.

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку. Особенности жанра.

Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей

О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

Луиджи Пиранделло. «Черепаха». Чувство любви и преданности


Примерный тематический план

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Количество  часов

1.

Литература как искусство слова.

2.

Устное народное творчество

3.

Древнерусская литература.

4.

Литература  18  века.

5.

Литература  первой  половины  19  века.  Творчество А.С.Пушкина ,М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

6.

Литература  второй   половины  19  века.  

7.

Литература  20  века.

8.

Зарубежная литература.

9.

Современная литература Пармы

10

Итоговый  тест


План рассмотрен на заседании ШМО                                                        Соответствует требованиям

Протокол №__ от   «__»________2012 г.                                                         образовательного стандарта

Руководитель ШМО_______________                                                        Зам. директора _____________

Тематическое планирование по предмету «Литература»

для 7 «Г» класса

на 2012-2013 учебный год

Количество часов на учебный год         - 68

Количество часов в неделю - 2


Календарно-тематическое  планирование 

ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  7 КЛАСС

п/п

Система уроков

 (тема и цель урока)

Дидактическая модель обучения

Педагогиче-ские средства формы

Вид деятельности учащихся. Творческие и индивидуальные задания

Компетенции. Планируемый результат и уровень освоения.

ИКТ

Дата

Учебно-познавательная

Информац.

Базовая программа Базовая программа

Продвинутый уровень

1

Литература как искусство слова.

Введение.

Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова

Объяснительно-иллюстративная Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная.

Групповая.

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа 

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Владение монологиче-ской и диалогической речью

презентация

2-3.

Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест.

Коллективная.

Групповая.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. 

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

презентация

4.

Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой

Коллективная.

Групповая

Знать: своеобразие пословиц

Уметь: раскрывать  их  смысл

Уметь: самостоятельно делать выводы

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

презентация


5.

Героический эпос в мировой культуре.

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).Героический эпос в мировой

Объяснительно-иллюстративная ОбъяснительОбъяснитель-

Лекция, беседа Лекция, беседа

Групповая.

Знать: своеобра-

Уметь: само-

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

Карело-финский

но-иллюстра-иллюстра-

Коллективная.

зие карело-

стоятельно прово-

работа с поэтическими работа с по-

презентация

мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).мифологический эпос «Кале-

тивная с эле-

Индивидуальная

финского мифоло-

проводить исследование

этическими этическими

(фрагмент).

ментами бесе

гического эпоса.

художественного

фольклорфольклор-

Цели: показать, как в героическом эпосе народа изображается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и  праздники Цели: показать как в героиче-

ды

Уметь: воспри-

своеобразия ге-

ными тек-

эпосе народа изображается его жизнь, национальные ском эпосе народа изображается

нимать и анализи-

роического эпоса

стами 

национальные традиции, обычаи, трудовые будни и  праздники его жизнь, национальные тради-

ровать поэтику ровать поэтику

других народов.

трудовые будни и  праздники ции.обычаи, трудовые будни и

героического эпоса

героического эпоса

народа.

6

Древнерусская литература.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Объяснитель-

Лекция, беседа Лекция, бесе-

Знать: основы Знать: основы

Уметь: само-Уметь: само-

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью Свободная

Основы христианской морали в Основы христианской морали

но-иллюстра-

проблемные задания

Групповая.

христианской мо-христианской мо-

стоятельно делать стоятельно делать

работа с тек-

работа с тек-

презентация

«Поучении» Владимира Мономаха.

в «Поучении» Владимира Мо-

тивная с эле-

задания

Коллективная.

рали.

выводы, строить выводы, строить

стами; вла-

стами; вла-

ментами ис-

Индивидуальная

Уметь: восприУметь: воспривоспринимать и анализировать древнерус Уметь: воспри-Уметь: воспри-

рассуждения на

рассуждения на

дение моно-

ение моно-

Цели: раскрыть нравственную

Цели: раскрыть нравственную

следования

воспринимать и анализи-нимать и анализи-

нравственно-

нравственно-

логической и

логической и

основу «Поучения» Владимира

основу «Поучения» Владимира

анализировать древнерус-

этические темы.

этические темы.

диалогиче-

диалогиче-

Мономаха: утверждение необхо-

текст. 

ской речью.

ской речью

димости духовной преемствен -димости духовной преемствен-

ности поколений, высоких идеалов

ности поколений, высоких идеа-

7.

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием баллады

Частично-поисковый

Проблемные задания, индивидуаль-ные задания 

Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества В. А. Жуковского

Знать: сюжет и образную систему баллады. 

Уметь: давать оценку действиям героев.

Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского. Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты

Свободная работа с текстами,  владение   монологиче-ской   и   диалогической   речью

презентация

8-9

Творчество М.В.Ломоносова,  Г.Р. Державина.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством  поэтов.

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа

Групповая. Индивидуальная

Знать:  теорию   «трех  штилей», основные  факты  биографии  поэтов.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение наизусть.

презентации

10.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест

Групповая. Индивидуальная 

Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать   поэтический текст.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Свободная работа с текстом,  владение   монологич.  и   диалогической   речью, чтение  наизусть

презентация

11.

Лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворений.

 Цель: учить анализировать стихотворение.

Исследовательскаяи  частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Групповая. Индивидуальная 

Коллективная.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст 

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

 

Свободная работа с текстами,  владение   монологич. и   диалогической   речью.

12.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Исследовательскаяи частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Коллективная.

Групповая.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Уметь: самостоятель-но делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы .рассуждения на нравственно-этические темы

13.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.

Цель: раскрыть содержание образа повествователя

Исследовательскаяи частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Коллективная.

Групповая.

Знать: содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

Уметь: самостоятель-но делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Фонохресто-матия

14.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Цели: раскрыть художественное  своеобразие  повести, особенность  пушкинского  языка.

Исследовательскаяи частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест.

Коллективная.

Групповая. Индивидуальная 

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Уметь: характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Свободная работа с текстами, владение монологич. и  диалогической  речью

Видеофильм

15.

Урок  внеклассного  чтения  по   «Повестям  Белкина».

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная.

Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Уметь: характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Свободная работа с текстами, владение монологич. и  диалогической  речью.

презентации

16.

А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок). Интерес Пушкина к истории России.

Цели: показать мастерство поэта в изображении Полтавской битвы, прославлении мужества и отваги русских солдат. Сравнить образы Петра 1 и Карла ХII. Обучение выразительному чтению

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная.

Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Уметь: характеризовать роль изобразительно-выразительных средств, сопоставлять  героев.

Свободная работа с текстами, владение монологич. и  диалогической  речью.

Выразительное чтение наизусть.

презентация

17.

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра

Цели: раскрыть образы автора и главного героя в отрывке из поэмы.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная.

Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному, характеризовать  героя  по  поступкам.

Уметь: характеризовать роль изобразительно-выразительных средств 

Свободная работа с текстами, владение монологич. и  диалогической  речью. Выразительное чтение наизусть.

презентация

18.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»:

сцена в Чудовом монастыре.

Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Цели: познакомить с сюжетной основой произведения, раскрыть образы произведения

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная.

Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному, характеризовать  героя  по  поступкам.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

Свободная работа с текстами, владение монологич.и  диалогической  речью.

Видеоотрыв-ки из фильма

19-21.

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

 Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест

Коллективная. Групповая

Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы;

Уметь: пересказать, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу.

 Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь:

самостоятель-но делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Презентация, фонохресто-матия

22-24

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести.

Запорожская  Сечь  и  ее  нравы.

Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев.

Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. 

Владение монологической и диалогической речью

презентация

25-28

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.

Образ  Тараса  Бульбы.

Обучение  написанию  сочинения.

Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя

Исследовательская, частично-поисковая,

творческая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест, сочинение

Коллективная. Групповая. самостоятельная

Знать: содержание понятия «деталь» произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести. Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Фрагменты  фильма.

29-30

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь.

Цели: раскрять сюжет и нравственные проблемы произведений.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Коллективная. Групповая

Знать: содержание цикла; нравственную проблематику;

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Знать: особенности сюжета, его историческую основу. 

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

презентации

31

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Объяснительно-иллюстративная

беседа

Коллективная. Групповая

Знать:

содержание цикла; нравственную проблематику.

Знать:  об   образной  яркости  и  философской  глубине  произведений.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Фонохрес-томатия

32-33

А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого.

Цели: познакомить с содержанием романа; с нравственной проблематикой произведения

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение о А. К. Толстом

Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. 

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения.

Владение монологической и диалогической речью

Презентации о Толстом и о Козьме Пруткове

34-35

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

Цель: учить анализировать стихотворения

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. 

3 н а т ь: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характе-эах. Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть.

презентация

36-37

Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

Цель: раскрыть историческую основу и образную сторону произведений

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения, характеризовать  героев.

Уметь: выявлять авторские размышления о характерах  героинь.. 

Выразительное чтение и чтение наизусть.

Фонохрестоматия и презентации

38-40

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» «Дикий помещик». 
. Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь.

Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста»

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина

Знать: содержание сказок.

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

Знать:

определение понятий «аллегория», «фантастика». 

Владение монологической и диалогической речью

Презентация, мультфильмы

41-42.

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

Владение монологической и диалогической речью

презентация

43-44.

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

Цели:   раскрыть   особенности авторской позиции в рассказе, научить находить элементы юмористического в произведении

Частично-поисковый

проблемные задания, индивидуальные задания (театрализация

Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова

Знать: сюжет и образную систему рассказа.

Уметь: давать оценку действиям героев

Знать: сюжетное своеобразие рассказов А. П. Чехова 

Уметь: самостоятельно раскрывать сатирич. пафос рассказа, роль худож.детали в рассказах, ее связь с внутренним состоянием персонажа

Свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью

Фонохресто-матия

45.

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

Творческая (урок-концерт).

беседа, работа с книгой, декламация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. 

3 н а т ь: об образной яркости.

Уметь: находить  средства  речевой  выразительности.

Выразительное чтение наизусть.

презентация

46.

И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Цели:
раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика.

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. 

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы..

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

презентация

47-50.

А.М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.

«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

   

Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести.

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким»

Знать: содержание повести; нравствен-ную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Владение монологической и диалогической речью

презентация

51-52.

В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,  «О дряни».

Цели: раскрыть особенности поэтического языка Маяковского, представления поэта о сущности творчества

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность»

Знать: содержание понятия сатира. Уметь: выделять смысловые части художественного текста

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения, о  роли рифмы в творчестве Маяковского.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть.

Фонохресто-матия,

презентация

53.

Л.Н. Андреев. «Кусака».

Цель: раскрыть авторское отношение к событиям, показать гуманное отношение к животным и зависимость человека от обстоятельств

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. 

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Владение монологической и диалогической речью

презентация

54.

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Цели: научить видеть в отдельном человеке уникальную личность, воспитывать толерантность

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. 

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Владение монологической и диалогической речью

презентация

55.

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». 

Цель: научить находить нравственные проблемы рассказа.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание произведения, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге..

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Владение монологической и диалогической речью

презентация

56.

Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Цель: научить раскрывать нравственную проблему произведения

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Владение монологической и диалогической речью.

презентация

57.

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести;

 владеть различными видами пересказа

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Владение монологической и диалогической речью

презентация

58.

На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать   поэтический текст

 3 н а т ь: об образной яркости.

Уметь: находить  средства  речевой  выразительности

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

презентации

59.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. 

3 н а т ь: об образной яркости.

Уметь: находить  средства  речевой  выразительности.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

презентации

60.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Объяснительно-иллюстративная.

Частично-поисковая.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

презентация

61

62

63.

64.

65

66

Зарубежная литература. 

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку. Особенности жанра.

Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей

 О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

Луиджи Пиранделло. «Черепаха». Чувство любви и преданности.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

 

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

Презентации, отрывки из фильмов

67

Современная литература Пармы

68

Итоговый  тест.

Рекомендация  книг  на  лето.


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...