Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа по литеатуре для 11 класса (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературе 10 класс | 51.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 10 класса
на 2012- 2013 учебный год
Составитель:
В.В.Козлов,
учитель высшей категории
Кудымкар, 2012 год
Рассмотрена на заседании ШМО Введена в действие
Протокол №___ Приказом №____
от «___»__________2012 г. от «___»__________2012 г.
________________ _______________ Н.В.Харина,
руководитель ШМО директор гимназии
«___»__________2012 г. «___»__________2012 г.
Соответствует требованиям
Государственного образовательного
стандарта
________________ Н.И.Сторожева
Зам. директора по УР
«___»__________2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в 10 класс
Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.
Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы владеет следующими умениями:
- видит за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове);
- проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова);
- находит в произведении непонятные для себя, “тёмные”, места и задумывается над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения);
- ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир;
- умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора;
- формирует собственную точку зрения, высказывает ее и аргументирует.
Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.
Преподавание литературы становится более конкретным, филологическим по сути. А важнейшая задача преподавания курса литературы определяется как задача понимания. Таким образом, такая глобальная цель образования, как воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры школьника.
Развитие читательской культуры предполагает, что все эти навыки проявляются не только при чтении произведений, разбираемых на школьных уроках литературы, но и при чтении любой другой художественной литературы, как современной, так и классической, русской и зарубежной.
II. Дидактические и методологические основы программы
Дидактические и методологические основы программы определяются мировоззренческими приоритетами современной российской педагогики, а также целями и задачами преподавания литературы как школьного предмета.
Это следующие приоритеты:
1. Принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и способности к диалогу. Принцип “со-чувствия” как педагогический метод и результат деятельности.
Весь процесс обучения нацелен на воспитание широты взглядов личности, формирование её эмоциональной сферы, её умения почувствовать чужую боль, выслушать другую сторону, понять иную точку зрения, формулировать собственную позицию с учётом чужой; на воспитание толерантности, благожелательности, самокритичности.
2. Принцип самостоятельности мышления учеников.
В процессе обучения каждый ребёнок учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
3. Принцип “Учитель и ученик — единомышленники...”
Ученик — субъект познания, а не объект обучения. Процесс обучения рассматривается как диалог и совместный поиск учеников и учителя.
В основу данной программы положены следующие принципы дидактики и методики:
1. Принцип преемственности обучения с основной школой.
На последней ступени школьного литературного образования закрепляются и углубляются читательские навыки, во многом сложившиеся к старшей школе.
2. Принцип деятельностного обучения.
Деятельностный принцип обучения помогает формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что кроме работ аналитического характера школьники выполняют и творческие задания, в том числе учатся работать в жанре рецензии. Именно в этом направлении они могут в наибольшей мере проявить своё умение свободно оценивать литературное явление, не попадая под власть готовых схем и стереотипов.
При этом в обучении учитываются возрастные и психологические возможности учеников, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал.
Реализация деятельностного подхода в ходе школьного литературного образования (впрочем, как и школьного образования в целом) будет способствовать развитию сильных и выравниванию слабых сторон личности ребёнка; позволит уже на ранних этапах обучения выявить одарённых учеников, а также воспитывать одарённость.
3. Принцип “Обучение в школьном курсе идёт параллельно с исследованием”.
К научно-исследовательской деятельности привлекаются желающие учащиеся, к учебно-исследовательской работе реферативного характера привлекаются все учащиеся.
Внедрение этого принципа в школьную практику ставит перед учителем новые задачи. В качестве исследователя по отношению к каждому разбираемому произведению литературы выступает прежде всего преподаватель литературы; он должен уметь анализировать произведение в самых неожиданных для себя направлениях прямо в классе, всесторонне привлекая к этому процессу школьников и учитывая самые разнообразные (нередко противоречивые) суждения, вместе с учениками искать ответы на возникающие у них вопросы.
4. Принцип реальной индивидуализации образования. Основы вариативного преподавания литературы в современной школе.
Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с учениками разной степени мотивированности и “продвинутости” в предмете. Отсюда вытекает принцип необходимости реальной индивидуализации, которая может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы.
По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при преподавании литературы.
Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. Особенности такого восприятия были содержательно определены в работах Г.А. Гуковского: его отличает восприятие художественного произведения как реальной житейской истории; такое восприятие, будучи непосредственным и эмоциональным, создаёт основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но ещё не является достаточным.
Второй уровень характеризуется умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным.
Третий уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть в “сопряжении” художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел.
Четвёртый уровень восприятия литературного произведения характеризуется умением воспринимать это произведение в историко-литературном контексте — как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной и культурной традицией. Речь идёт о видении воплощённой в произведении традиции (выражающейся в общих темах, проблемах, художественных мотивах, типах художественных образов, реминисценциях, аллюзиях, ритмических и иных цитатах) и о трансформации этой традиции, а также о полемике с современниками и предшественниками. Кроме того, этот уровень восприятия произведения характеризуется умением критически оценивать художественно-концептуальные построения автора (то есть умением на основе анализа художественного произведения рецензировать этот текст).
Подобное видение художественного произведения следует расценивать как профессиональный взгляд на литературу. Однако элементы такого подхода можно и следует формировать у учеников с развитой читательской культурой.
Ни один из этих уровней художественного восприятия не реализуется в чистом виде. Тем не менее современное преподавание литературы учитывает все названные его типы, что позволяет реально осуществлять в школе разноуровневый подход к учащимся.
Проблемное восприятие произведения, анализ его художественного своеобразия будут способствовать формированию мотивации к чтению и расширению читательского опыта ученика, его продвижению на новый уровень восприятия произведения.
Настоящая программа литературного образования может быть адаптирована к каждому уровню восприятия; вместе с тем, определив “зону ближайшего развития” ученика (принцип Л.С. Выготского), учитель может адаптировать её и к каждому старшекласснику.
III. Содержание программы
1. Содержание программы историко-литературного курса в 10 классе определяется принципом научности. Программа представляет целостную и объективную картину мира русской литературы XIX века в контексте истории и истории культуры. Вопросы периодизации решаются в программе на современном уровне.
Отбор художественного материала, рассматриваемого в программе, осуществляется с учётом следующих идей:
- литература в старших классах школы изучается интенсивно, а не экстенсивно;
- курс литературы для 10 класса строится на относительно углублённом изучении небольшого числа произведений.
Такое изучение предполагает всестороннее рассмотрение языка произведения (от звука и стиля до своеобразия собственно художественного языка и стиля), содержательности его художественных форм и, наконец, своеобразия мировоззрения писателя, воплотившегося в художественном мире изучаемого произведения, в традиционности и художественном новаторстве этого произведения.
Вместе с тем курс литературы строится на разумном сочетании анализа отдельных, наиболее сложных художественных произведений и материала, знакомящего учеников с историко-литературным, историко-культурным и историко-социальным контекстом (для такого знакомства используются биографический очерк, историко-литературные очерки, очерки литературных нравов, знакомство с литературной критикой, фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов).
2. Перегрузка программы переводными произведениями рассматривается как нерациональная.
Историко-литературные принципы организации содержания программы
1. Содержание программы — отбор, последовательность и глубина изучения литературного материала — определяется современным состоянием историко-литературных представлений о значимости тех или иных произведений в общей картине культуры рассматриваемой эпохи.
В настоящей программе историко-литературный материал используется для комментирования различных аспектов изучаемых произведений и некоторых вопросов биографии автора, а не для создания полной историко-литературной картины. Таким образом, историко-литературные сведения служат задаче глубокого понимания отдельного художественного произведения.
Сама по себе достаточно полная картина истории литературы требует привлечения существенно большего объёма сведений, чем обычно самостоятельно располагает школьник.
При ином подходе к изучению истории литературы школьный курс литературы превратится в лекционный курс, а ученики — в слушателей.
2. Любая научная периодизация историко-литературного процесса является достаточно условной и схематичной: очевидна искусственность определения границ между романтизмом и реализмом (это касается как творчества отдельных писателей, так и литературного процесса в целом).
В связи с этим приоритеты настоящей программы распределяются следующим образом:
- на первом плане оказываются важнейшие литературные произведения и главные литературные фигуры, определяющие своеобразие историко-литературного процесса;
- представления школьников о литературном процессе в целом складываются не благодаря построению жёсткой историко-литературной периодизации, а на материале анализа литературного материала, который рассматривается в его связях с современностью и литературной традицией;
- одновременно школьники знакомятся с представлениями о характере историко-литературного процесса, сложившимися в литературоведческой науке.
Принципы подачи теоретико-литературного материала в программе
Во всех действующих программах и учебниках теоретико-литературным понятиям уделяется серьёзное внимание. Это связано с тем, что в последние десятилетия преподавание литературы в школе базируется на анализе литературного произведения, и содержательность художественных форм перестаёт игнорироваться школьным литературоведением.
В настоящей программе изучению теоретико-литературных понятий также уделяется существенное место.
В процессе изучения курса активно используются те теоретико-литературные понятия, с которыми школьники познакомились уже в основной школе.
На этапе обучения в средней школе старшеклассники знакомятся и с новыми теоретико-литературными понятиями. Так, вводятся понятия “реминисценция” и “аллюзия”, необходимые при изучении связей литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом и литературной традицией.
Вместе с тем в настоящей программе теоретико-литературный материал рассматривается не как специальный предмет изучения, а как инструмент для понимания литературно-художественного произведения. Таким образом, характер знаний по теории литературы оказывается операционным.
Содержание программы
Общая характеристика периода. Общественно-политическая, философская проблематика в литературе этого времени (художественное воплощение жизненной, религиозной и исторической философии в творчестве Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л.Толстого, Чехова). Споры о злободневном в поэзии. Развитие и становление русского романа. Поэзия как форма публицистики (Н.А. Некрасов и его школа). Становление театра как полноценного поля для обсуждения больных вопросов современности и глобальных вопросов мироустройства (А.Н. Островский и его школа).
И.А. Гончаров. «Обломов». История создания романа. Система персонажей в “романе одного героя”. Роман «Обломов» как социально-бытовой и психологический роман. Сон Обломова в композиции романа. Черты полемики с романтической литературой в изображении природы, любовных переживаний, народных поверий фольклора, отношений Востока и Запада (халат Обломова, Обломов и Штольц и другие). Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова. Проблема счастья в романе, проблема воспитания в романе («Обломов» как российский роман воспитания). Традиция “натуральной школы” в первой главе романа. Традиция Пушкина и Гоголя (прежде всего «Капитанской дочки» и «Мёртвых душ») в романе Гончарова. Значение детали и своеобразие художественного пространства (сон, сказка, Петербург) в романе.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Раскол в «Современнике» как одна из причин формирования особенностей героя романа. Проблема временного и вечного в романе. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным поколениям). Место природы, искусства (в особенности музыки и поэзии), семейных связей, стремления к взаимопониманию в гармоническом устройстве мира. Система персонажей в романе. Мастерство Тургенева в смысловой нагруженности деталей внешности, речи, одежды, интерьера. Композиция романа и её художественная функция. Значение последней главы романа. Особенности выражения авторской позиции в романе.
Полемика в русской критике вокруг романа Тургенева (критики об авторской позиции).
Историко-литературные и теоретико-литературные понятия
Понятие “натуральной школы” («Физиология Петербурга»). Черты “натуральной школы” в «Записках охотника» Тургенева, «Бедных людях» Достоевского, в изображении сатирических персонажей романа Гончарова «Обломов». Углубление представлений о литературной полемике средствами художественной литературы. Социальная проблематика, выражаемая литературными средствами.
Ф.И. Тютчев. Человеческая и литературная судьба Тютчева: поэт пушкинского поколения в эпоху превращения литературы в поле выяснения, в том числе и публицистических вопросов, в эпоху становления русского психологического и философского романа; самоощущение поэта-“дилетанта” в эпоху профессионализации литературного труда. Натурфилософский характер лирики Тютчева («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Видение», «Певучесть есть в морских волнах...», «Не то, что мните вы, природа...», «Когда пробьёт последний час природы...», «День и ночь»). Единство личности и вселенной как одна из центральных тем Тютчева* («Фонтан», «Как океан объемлет шар земной...», «Тени сизые смесились...», «О чём ты воешь, ветр ночной?»). Поэт о человеческой истории и жизни вселенной («Цицерон», «От жизни той, что бушевала здесь...»). Тютчев о России («Эти бедные селенья...», «Слёзы людские, о слёзы людские...», «Умом Россию не понять...»). Соотношение мысли и драматизма переживания лирического героя Тютчева («Silentium!», «Душа моя — Элизиум теней...»). Любовная лирика поэта: любовь как трагический конфликт, изображение психологии женщины в любовной лирике Тютчева («Я помню время золотое...», «О, как убийственно мы любим...», «Не раз ты слушала признанье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Есть и в моём страдальческом застое...», «Чему молилась ты с любовью...», «Последняя любовь», «Любовь, любовь, — гласит преданье…»).
А.А. Фет*. Лирический герой поэзии А.Фета, его погружённость в природу. Чувственность, вещественность мира, изображённого в поэзии Фета. Образ одухотворённой природы, в том числе в безглагольных стихах поэта («Печальная берёза», «Я пришёл к тебе с приветом...» (повторение), «Ещё весна — как будто не земной...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Осень»). Представление Фета о творчестве («Одним толчком согнать ладью живую...»). Медитативная лирика* («На стоге сена ночью южной...», «Измучен я жизнью, коварством надежды...»). “Невыразимость” и “непостижимость” как темы поэзии Фета («Учись у них — у дуба, у берёзы...»).
Н.А. Некрасов. Журнал «Современник» в биографии Некрасова. Круг авторов журнала «Современник». Формирование общественного мнения вокруг журнала. Некрасов-журналист и поэт. Публицистичность, повествовательность, “сюжетность”, прозаизмы. “Непоэтические” темы и образы. “Антиэстетизм” как поэтическая программа Некрасова в сочетании с изысканностью и мастерством поэтической техники (перебои ритма, многообразие размеров, игра с фонетической благозвучностью и неблагозвучностью. Цикл «В дороге», «Еду ли ночью...». Некрасов о поэте и поэзии («Праздник жизни — молодости годы», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин»). Петербург Пушкина и Гоголя в цикле стихотворений «О погоде»; связь этого цикла с творчеством Достоевского (бедный Макар Некрасова и сон Раскольникова о лошади у Достоевского). Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни, Петербурга и человеческих, в том числе любовных, отношений («Секрет», «Мы с тобой бестолковые люди...»).
«Кому на Руси жить хорошо». Послереформенная Россия глазами крестьян — стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в поэме (песня, сказка, пословица, примета и другие).
Эмоциональный накал как характерная черта лирики и поэм Некрасова. Влияние поэзии Некрасова на русскую поэзию XX века.
Историко- и теоретико-литературные понятия
Противопоставление гражданской лирики и поэзии “чистого искусства”. Психологизм в лирике. Углубление представлений о философской лирике, о значении и характерности пейзажа в лирике. Понятие поэтического цикла. Дальнейшее формирование представлений о реалистическом стиле, народности, национальном своеобразии, значение традиции и новаторства в литературе.
Ф.М. Достоевский. Биография и литературный путь.
«Преступление и наказание». Связь понятий — “преступление”, “грех”, “наказание”, “искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как параллели к духовному пути и психологии главного героя. Сны Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Средства создания противоречивости внутреннего мира персонажа. Своеобразие образа и место Петербурга в романе. Психологические, социальные и идейные причины преступления Раскольникова.
Полемическое начало романа Достоевского. Высмеивание примитивных социалистических идей (Лебезятников). Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало). Категорическое отрицание принципа “цель оправдывает средства”. Идея всеобщего братства (“сестринства”): Алёна Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников. Символика романа, в том числе евангельские образы (воскрешение Лазаря). Полемика с романтическим представлением о противостоянии “толпы” и “нестандартной личности”.
Историко- и теоретико-литературные понятия
Углубление представлений о сказе. Понятие “двойник”. Психологизм Достоевского в сопоставлении с психологизмом в лирике Некрасова и Тютчева.
А.Н. Островский. Творческий путь Островского. Жанровое многообразие драматургического наследия Островского.
«Гроза». Художественное пространство, система персонажей, своеобразие конфликта драмы. Русская критика о пьесе Островского. Перспектива изображённого Островским мира русской провинции и купечества (от «Грозы» к «Бесприданнице»). Смена власти традиции властью денег.
«Бесприданница». Эволюция образа героини у Островского (от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой). Появление нового типа героя (Карандышев и герои Достоевского).
Историко- и теоретико-литературные понятия
Углубление представлений о драматическом роде литературы и драматургических жанрах. Психологизм и драматургия. Решение современной социальной проблематики.
Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы»* («Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855-го», «Севастополь в декабре»). Изображение войны в повестях. Неприятие официально-шаблонных или наивно-романтических представлений о героизме.
«Война и мир». История создания романа. Черты эпопеи в романе «Война и мир». Принципы композиции романа: противопоставление и сопоставление в романе противоположных начал: мира и войны, Москвы и Петербурга, отдельных персонажей и так далее. Принципы создания портретов персонажей (значение детали). Толстой-психолог. Различные приёмы изображения героев, любимых писателем и не принимаемых им. Принципы изображения истории в романе. История как “семейная хроника”. Принципы изображения семей Ростовых — Курагиных — Болконских в романе. Философская и историософская позиция автора. Средства полемики с романтическим представлением о роли личности в истории. Изображение Наполеона как полководца, человека и кумира России и Европы начала XIX века. Изображение Кутузова. Понятия музыкальности и гармонии у Толстого, воплощённых в отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства (сны Пети и Пьера), в национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у дядюшки). Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в военных сценах (батареи Тушина, Раевского и другие).
Историко- и теоретико-литературные понятия
Понятие о романе-эпопее. Законы соединения психологического романа и историософского сочинения. Решение исторических и философских проблем художественными средствами.
Н.С. Лесков. «Левша». Стилистические особенности сказа, стилизация под народную легенду. Близость повествователя и героев сказа. Авторское видение героя и событий повести. Пародийное осмысление исторических персонажей и реалий времени в сказе Лескова. Трагический пафос произведения. Проблема национального характера в повести: “маленькие великие люди” (Лесков) в изображении автора.
«Очарованный странник». Житийное начало повести. Проблема русского характера. Образ Ивана Флягина в художественной системе повести. Иван Флягин — герой и повествователь. Своеобразие стиля повести.
Проблема русского национального характера в творчестве Лескова. Развитие традиции сказа в русской литературе XX века*.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина (обзор). «История одного города»: фельетон, пародийное описание русской истории, использование гротеска. Совмещение исторических времён в «Истории одного города». Идея принципиальной невозможности перемен в России. Сравнение сатирического изображения истории Салтыковым-Щедриным и пародийной поэмы А.К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва».
Сказки Салтыкова-Щедрина: «Премудрый пискарь», «Как один мужик двух генералов прокормил» и другие. Социально-политическая проблематика произведений.
А.П. Чехов. Этапы творческого пути Чехова. Юмористические рассказы. Своеобразие темы “маленького человека” в рассказах раннего Чехова. Современный мир и его социальная иерархия; “маленький человек” как жертва несправедливости и как её носитель. Проза зрелого Чехова. Проблема отчуждения человека в творчестве Чехова. Разрыв человеческих связей как характерная примета времени в изображении Чехова. «Студент». Особенности категории времени и пространства в рассказе. Идея преемственности в человеческой истории и реальный жизненный опыт человека. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Композиционное единство цикла. Несводимость жизни к тем определениям, которые дают ей рассказчики. Живая жизнь и абсурдность попыток жёстко её регламентировать. «Ионыч». Идеалы русской интеллигенции конца XIX века в изображении Чехова. Характер чеховской детали, повторяемость её; “случайная” и мотивированная деталь.
Принципиальный отказ автора от морализирования в повествовании. Значение случайности в человеческой судьбе (например, «Дама с собачкой»).
Театр Чехова. «Вишнёвый сад». Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в основе чеховской драмы. Новаторская система персонажей. Значение эпизодических и внесценических персонажей. Своеобразие диалогов. Значение эмоциональной атмосферы в пьесах Чехова. Символическое значение образа вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и его роль в пьесе.
Историко- и теоретико-литературные понятия
Возникновение драматургии нового типа. Драматургия настроения. Понятие внутреннего и внешнего действия. Углубление представлений о системе персонажей драматургического произведения.
Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников
- Понятие о композиции пейзажа в лирическом стихотворении.
- Философские основы лирики Ф.Тютчева.
- Тютчев и Мандельштам.
- Героини любовной лирики Тютчева и Некрасова в сопоставлении с героинями Достоевского.
- Актуальность исторической проблематики (событий 1812 года) в 1860-е годы.
- Актуальность фигуры Наполеона в общественной жизни второй половины XIX века и в творчестве Достоевского и Толстого.
- Россия и Европа у Толстого и Достоевского.
- Христианские идеи Достоевского.
- Маленький человек у Чехова и его предшественников.
- Нетрадиционность соединения героев и философской проблематики у Чехова.
- Драматургия “без действия” или “бездействия” — Чехов и Ибсен, Чехов и Горький.
- Средства создания настроения в драматургии Чехова и Горького
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся:
Основные учебники
- Русская литература 19 века. 10 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч 2 / А.Н.Архангельский и др.; Под ред. А.Н.Архангельского. - М.: Дрофа. Издания 2007 - 2010 годов.
- Русская литература 19 века. 10 кл.: Учебная хрестоматия критических и литературоведческих материалов. / А.Н.Архангельский и др.; Под ред. А.Н.Архангельского. - М.: Дрофа. Издания 2006 - 2010 годов
Дополнительная литература
- Русская литература. 19 век. : Большой учебный справочник. - М.: Дрофа, 2005.
- Русские писатели. 19 век. Биографии. - М.: Дрофа, 2007.
- Лион, П.Э. Литература: пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. / П.Э.Лион, Н.М.Лохова. - М.: Дрофа, 2009.
- Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь. / А.П.Квятковский. - М.: Дрофа, 2004.
Литература для учителя:
- Русская литература. 19 век.: Методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002.
- Литература:Тесты. 9-11 кл.Уч.-метод.пособие / Авт.-сост. И.М.Михайлова. – М.: «Дрофа», 2000.
- Ерохина Е.Л. Литература. Ответы на экзаменационные билеты. – М.: «Экзамен», 2010.
Примерный тематический план на учебный год
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Русская литература и общественная мысль 2 пол. 19 в. | 2 |
2 | Творчество А.Н.Островского | 5 |
3 | Творчество А.И.Гончарова | 9 |
4 | Русская лирика второй половины 19 века. Творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 3 |
5 | Творчество И.С.Тургенева | 13 |
6 | Творчество Н.А.Некрасова | 11 |
7 | Творчество Н.С.Лескова | 3 |
8 | Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина | 7 |
9 | Творчество Ф.М.Достоевского | 14 |
10 | Творчество Л.Н.Толстого | 21 |
11 | Творчество А.П.Чехова | 12 |
12 | Конференция исследовательских работ | 2 |
Итого 102 часа
План рассмотрен на заседании Соответствует требованиям
Протокол №____ от «___»_________2012 г. Государственного образовательного
Руководитель ШМО ___________________ стандарта
Зам. директора __________________
Календарно-тематический план
по предмету «Литература» на 2012-2013 уч.год
для 10 Г класса
Количество часов – 102 (3 часа в неделю)
№ | Кален. сроки | Темы | Вид урока | Творческие работы | ИКТ | |
10 г | 10 е | |||||
1,2 | Беседа о летнем чтении. Русская литература и общественная мысль 2 пол. 19 века | Беседа, лекция | Читательский дневник | |||
3,4 | «Ночная душа русской поэзии». Поэтический мир Ф.И.Тютчева | Лекция с элем. беседы | Поэтический зачет | Записи стихов в исполнении артистов | ||
5 | «Колумб Замоскворечья». А.Н.Островский. история создания драмы «Гроза» | Лекция | Доклады | Презентация по творчеству и биографии драматурга | ||
6 | Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» | дискуссия | Рассуждение по проблеме |
7 | Образ Катерины. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» | Семинар с элементами дискуссии | Ролевое чтение | Презентация «Образ Катерины в исполнении на разных сценах» | ||
8 | Просмотр видеозаписи спектакля по драме «Гроза» | Видео-урок | Домашнее сочинение | Просмотр видеозаписи | ||
9 | Пьеса «Бесприданница» (обзор) | Аналитическая беседа | Просмотр отрывков из к/ф Э.Рязанова «Жестокий романс» | |||
10 | Поэт-импрессионист А.А.Фет | Лекция с элементами беседы | Поэтический зачет | Записи стихов в исполнении артистов | ||
11 | Духовный лидер времени. Слово об И.С.Тургеневе | Лекция с элементами беседы | Презентация | |||
12 | Гуманистический пафос «Записок охотника» | Семинар | Сжатый пересказ | |||
13 | Роман «Отцы и дети». Время действия в романе. Кризисная эпоха 1860-х гг | Лекция с элементами беседы | Доклады |
14 15 | Базаров и Кирсановы. . Спор Базарова и П.П.Кирсанова | Беседа с элементами дискуссии | Сравнительная характеристика героев. Словесная иллюстрация к эпизоду | |||
16 | Базаров и его «спутники» (Ситников, Кукшина) | беседа | Рассуждение по проблеме | |||
17 18 | Испытание любовью. Отношения с Одинцовой | дискуссия | Выборочный пересказ | |||
19 | Отношения Базарова с родителями | дискуссия | Рассуждение по проблеме | |||
20 | Развязка отношений Базарова с Кирсановыми | Аналитическая беседа | Развернутый ответ на вопрос | |||
21 | Болезнь и смерть Базарова. Временное и вечное в образе Базарова. и его герой | Обобщающий урок | Рассказ по иллюстрации, сочинение | Аудиозаписи, видеозаписи. Презентация | ||
22 23 | Проблема «отцов» и «детей» - вечная проблема | конференция | доклады | Презентации | ||
24 | Загадка русской души в повести Н.Лескова «Очарованный странник» | Лекция с элементами беседы | Устное сочинначало в повести | Презентация | ||
25 26 | Тема праведничества. Житийное и фольклорное начало в повести | семинар | Рассуждение по проблеме | Отрывки из фильма | ||
27 | Личность писателя И.А.Гончарова | Лекция с элементами беседы | Презентация |
28 | Роман «Обломов». Один день из жизни Обломова | Урок-исследование | Выборочный пересказ. Фантазии. | |||
29 30 | «Отчего я такой?». (Обломовка: истоки личности) | дискуссия | Интерпретация эпизода | Просмотр отрыв. из к/ф «Несколько дней из жизни Обломова» | ||
31 | Обломов и Штольц. Художественная деталь в романе | Диспут | Сравнительная характеристика | |||
32 33 | Ольга Ильинская. Любовь в жизни Обломова | Беседа с элементами дискуссии | Сжатый пересказ | |||
34 | Авторский приговор идеалам главного героя. Историко-философский смысл финала | Обобщающий урок | Устное сочинение | |||
35 | Споры вокруг Обломова. Что такое «обломовщина»? | Дискуссия | Сочинение по теме | |||
36 | «Я – дитя века, неверия и сомнения…». Ф.М.Достоевский | Лекция | Составление плана-конспекта | Презентация | ||
37 | История создания романа «Преступление и наказание». | Лекция с элемен. беседы | Сжатый пересказ | |||
38 39 | Образ Раскольникова. Художественная деталь в романе | Урок-исследование | Индивидуальная характеристика | |||
40 41 | Социально-философская теория Раскольникова | Аналитическая беседа | Выборочный пересказ | |||
42 43 | «Тварь ли я дрожащая или право имею?» | Дискуссия | Рассказ от лица героя | Отрывки из фильма |
44 | Образ Сони Мармеладовой | Аналитическая беседа | Индивидуальная характеристика | |||
45 | Двойники Раскольникова. Образы Лужина и Свидригайлова | Работа в группах | Сравнительная характеристика | |||
46 | Психологизм романа. Сны героя | Конференция | Рассуждение по проблеме. Доклады | |||
47 48 | Воскресение души. Христианская концепция писателя. Рассказ «Мальчик у Христа на елке» | Аналитическая беседа | ||||
49 | Подготовка к сочинению | Урок-консультация | Написать сочинение | |||
50 | Моление о милосердии. Неизвестный Некрасов | Лекция с элем. беседы | Презентация | |||
51 52 | Лирика Н.А.Некрасова | Урок-концерт | Поэтический зачет (выр.чтение) | |||
53 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Пролог, его значение для всей поэмы | Аналитическая беседа | Наизусть «Пролог» | Презентация | ||
54 | Образы крестьян | Беседа | Рассуждение по проблеме. | |||
55 | Образы власть имущих «счастливцев» | Урок-исследование | Рассуждение по проблеме. | Презентация | ||
56 | Образы крестьян-счастливцев | Беседа | Чтение текста | Презентация | ||
57 | Образы Савелия и Матрёны Тимофеевны | Семинар | Сопоставление образов | |||
58 | Идея народного заступника | Урок-беседа | Фантазирование | |||
59 60 | Уроки творчества по творчеству Некрасова | Урок-защита | Чтение стихов. Доклады. Защита рисунков | Презентации учащихся | ||
61 | Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова -Щедрина | Лекция | Конспектирование | Презентация | ||
62 63 | Сказки Салтыкова-Щедрина | Семинар | Ответы на проблемные вопросы. Доклады | Презентация | ||
64 65 | «История одного города». Проблема народа и власти (отдельные главы) | Лекция с элементами беседы | Словесная иллюстрация к эпизоду | |||
66 67 | Современная сатира – продолжение и развитие традиций Салтыкова-Щедрина | Конференция (работа творч. групп) | Творческие выступления | Презентации | ||
68 | Биография Л.Н.Толстого. Толстой – знаковая фигура в русской культуре | Лекция | Конспект | Презентация | ||
69 70 | Романы «Анна Каренина» и «Воскресение» (обзор). Просмотр и обсуждение отрывка из фильма «Анна Каренина» | Лекция с элементами беседы. Видео-урок | Выраз. чтение. Доклады | |||
71 | История создания романа-эпопеи «Война и мир». Смысл названия. Жанр | Лекция с элементами беседы | Индивидуальная характеристика героев | |||
72 | Пересказ-анализ 1 и 2 томов | Беседа | Выборочный пересказ | |||
73 | Образ Андрея Болконского | Урок-беседа | Чтение по ролям | |||
74 | Образ Пьера Безухова | Урок-исследование | Выр.чтение текста | |||
75 | Образ Наташи Ростовой | Урок-беседа | Чтение стихов | Презентация | ||
76 | Мысль семейная в романе | Семинар | Доклады | |||
77 78 | Образы Кутузова и Наполеона | Дискуссия | Сравнительная характеристика. Доклады | Презентации уч-ся | ||
79 | Истинное и ложное в романе | Беседа | ||||
80 | Изображение войны в романе | Исследование | Выр. чтение | Презентации | ||
81 | Судьба Пети Ростова. Партизанское движение | Урок-беседа | Выр. чтение | |||
82 | Образ Платона Каратаева. Художественная правда истории | Урок-беседа | Рассуждение по проблеме | |||
83 | Психологизм романа («диалектика души») | Лекция с элем. исследования | Рассуждение по проблеме | |||
84 | Роль портретных деталей и внутренних монологов в романе | Урок-исследование | ||||
85 | Фатальный закон, определяющий судьбу народов. Эпилог романа | Урок-беседа | ||||
86 | Критика о романе «Война и мир» | Семинар | Доклады | Презентации о критиках | ||
87 88 | Творческая работа по роману | Урок-консультация | Сочинение | |||
89 | Биография А.П.Чехова | Лекция | Презентация | |||
90 | «Его главным врагом была пошлость» | Беседа с элементами лекции | Выразит. чтение | |||
91 | Чехов – мастер короткого рассказа | Лекция | Выраз.чтение, чтение по ролям | |||
92 93 94 | Рассказы Чехова: «Ионыч», «Палата №6», «Черный монах», «Дама с собачкой», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» | Семинар | Сравнит.характ-ка Рассуждение по проблеме. Сообщения | Презентация | ||
95 | Чехов – драматург. Особенности чеховской драматургии | Лекция | Презентация |
96 97 98 | История создания пьесы «Вишневый сад». Жанр. Ключевые проблемы. Герои. Сцены | Урок-семинар с элементами исследования | Рассуждение по проблеме. Сообщения. Защита иллюстраций | Презентация | ||
99 | Прошлое, настоящее и будущее в пьесе | Семинар | Элементы прогнозирования | |||
100 | Образы-символы в пьесе | Беседа с исследованием | ||||
101 102 | Защита исследовательских работ по литературе | Урок-конференция | Доклады | Презентации | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...