Эволюция чувства в любовной лирике А. С. Пушкина
опыты и эксперименты по литературе (6 класс) по теме

Конкурс научно-исследовательских работ

Руководитель - Зализко Н.А.

                                                                                            ученица -  Рябова Юлия  6 Б  класс

                                                                                 Государственное образовательное учреждение школа № 639

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unio._ryabova_yulya_6_b.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение школа № 639

с углублённым изучением иностранных языков

Невского района города Санкт-Петербурга

Конкурс научно-исследовательских работ

                      Эволюция чувства в любовной лирике А. С. Пушкина

                                     

                                     Рябова Юлия Константиновна

6 Б  класс

Научный руководитель: Наталия Александровна Зализко,

учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург, 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Стр.

Введение

3

Основная часть.

Глава 1. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Уныние".

4

Глава 2. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…» .

5

Глава 3. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Мадонна».                  

8

Заключение. Вывод.

10

Список литературы

12

ВВЕДЕНИЕ

Александр Сергеевич Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, конечно, лирика

любви.

Возникшее в Древней Греции понятие “лирика’’служило для определения произведений, которые пелись под аккомпанемент лиры. Лирика сама по себе – вид поэзии, в котором с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир человека.

А.С.Пушкин – гений любовной лирики. Его строки грациозные, нежные, величественные, они -  отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом,  поскольку его жизнь была насыщена привязанностями, влюбленностями, романами.

Тема любви к женщине звучит во многих произведениях Пушкина и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления.

Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет в себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты. Николай Васильевич Гоголь писал: “Поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека. Сам Пушкин видел основное значение своей поэзии в том, что “ чувства добрые… лирой пробуждал.”

ЦЕЛИ

Цель моей работы - рассмотреть, как изменяются, эволюционируют чувства поэта и как меняется его отношение к любви.

Для исследования и анализа я выбрала три стихотворения: «Уныние» (1816), «Я помню чудное мгновенье…» (1824) и «Мадонна»(1830), написанные в разные периоды жизни и посвященные разным женщинам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Уныние».

Мой милый друг! расстался я с тобою.

Душой уснув безмолвно я грущу.

Блеснет ли день за синею горою,

Взойдет ли ночь с осеннею луною,

Я все тебя, далекий друг, ищу;

Одну тебя везде воспоминаю,

Одну тебя в неверном вижу сне;

Задумаюсь – невольно призываю,

Заслушаюсь – твой голос слышен мне.

И ты со мной, о лира, приуныла,

Наперсница души моей больной!

Твоей струны печален звон глухой,

И лишь тоски ты голос не забыла!..

О верная, грусти, грусти со мной!

Пускай твои небрежные напевы

Изобразят уныние любви,

И, слушая бряцания твои,

Пускай вздохнут задумчивые девы. (1816)

                                                               

Это стихотворение Пушкин написал в 17 лет. В Лицее Александр Сергеевич пережил свою первую, трепетную любовь, которая принесла ему много страданий. Екатерине Павловне Бакуниной Пушкин посвятил своё стихотворение “Уныние”. Оно передает только одну сторону любви — печаль, уныние, тоску первой любви и даже самолюбование. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее. Сама мечта о любви способна одухотворить жизнь человека. Эти чувства поэт передает с помощью специальной лексики: “безмолвно я грущу”, “в неверном вижу сне”, “наперсница души моей больной”, “задумчивые девы”.

Вывод: чувства, переживаемые поэтом, еще незрелые. Это пока не любовь, а её предчувствие. В стихотворении мы  не видим девичьего облика, ее характера, образ возлюбленной неясен. И это понятно, ведь поэт так молод.

Чувства лирического героя

Образ возлюбленной

Любовь – это…

«Уныние» (1816)

-душой уснув

-грущу

-тебя ищу

-воспоминаю

-вижу в сне

-призываю

-приуныла

-тоска

-уныние любви

-милый друг

-далёкий друг

-задумчивые девы

ПРЕДЧУВСТВИЕ

УНЫНИЕ

ЕЁ ОЖИДАНИЕ

Глава 2. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (1824)

Одно из самых известных стихотворения Пушкина о любви «Я помню чудное мгновенье…». Оно посвящено Анне Петровне Керн. В основу его положены реальные факты биографии Пушкина.

В 1819 году в Петербурге Пушкин на званом вечере встретился с молодой красавицей А. П. Керн. Юный поэт  очарован этой девушкой. “Позволительно ли быть до того прелестною?! ”- воскликнул Пушкин, увидев её. Весь вечер он старался привлечь её внимание. Но ему так и не удалось приблизиться к ней.

Затем начались годы ссылки, и Пушкин забыл об этой встрече. Через какое-то время, вновь встретив А. П. Керн, поэт вспомнил о старом мимолетном знакомстве. Когда 19 июля 1825 года Анна Петровна уезжала из Тригорского, Пушкин приехал и вручил ей на прощание эти стихи. "Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он длительно на меня смотрел, потом судорожно вырвал и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю", - вспоминала Керн. Замешательство поэта не было случайным. Вероятно, Пушкин не хотел, чтобы эти стихи воспринимались приземлённо, ведь обращены они к "гению чистой красоты" — образу высокому, небесному.

Всмотримся в композицию этого стихотворения: оно делится на три части, которые взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу.

Первая часть напоминает светлый, но печальный музыкальный аккорд. Это воспоминание о былом, чудном мгновении встречи с чистой женской красотой. Отзвуки этой встречи долго хранит поэт, наперекор приливам грусти, наперекор "тревогам шумной суеты". Память о ее нежном голосе, о милых чертах ее лица, подобно ангелу-хранителю. Но вот наступает мгновение, когда память о любимой исчезает, душа  поэта остается как будто в тишине, "без слез, без жизни, без любви".

Третья часть построена иначе. Здесь мы видим пробуждение и нарастание душевного подъема.

Вывод: в этом стихотворении любовь воспринята поэтом как светлая непередаваемая радость, возвышенное чувство. Мы видим только самые общие контуры пленительного женского облика. Их очень немного: “ голос нежный”, “милые черты’’, “небесные черты”. Дважды повторенные сравнения “ как мимолётное виденье, как гений чистой красоты ” также не придают женскому образу конкретного характера. Наоборот, они усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого осязаемости. Здесь любовь – уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу.

Чувства лирического героя

Образ возлюбленной

Любовь – это…

«Я помню чудное мгновенье…» (1824)

-томленье грусти

-снились черты

-мечты

-без вдохновенья

-сердце бьется

-воскресли и жизнь, и слёзы, и любовь

-мимолетное виденье

-гений чистой красоты

-голос нежный

-милые черты

-небесные черты

ВИДЕНЬЕ

Глава 3. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Мадонна.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец. (1830)

Сонет "Мадонна" посвящен Наталье Николаевне Гончаровой. Пушкин сравнивает свою невесту с Мадонной. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости, появилось желание семейного счастья.

Пушкин встретил Наталью Николаевну в декабре 1828 года. “Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась”. Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение. “Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, - она почти моя”. В то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение, чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу. В светлом, божественном лице, изображённом на картине, поэт узнаёт прекрасные черты любимой женщины; он полон благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

Вдохновленный этой картиной, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна». Ее чарующий облик – вершина совершенства и гармонии. Такой видит ее Пушкин, такой видим ее и мы. Именно эту божественную, небесную красоту поэт все время искал на земле. Лицезреть ее – вот высшее благо. Возможно, именно поэтому, последние строки наполнены радостью от сознания того, что самое заветное желание исполнено.

                 В первых же строчках автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия.

Вывод: в этом стихотворении идеал любви – любимая женщина, жена, любовь воспринимается  поэтом как семейное счастье, ниспосланное Богом. Мы видим  конкретный  женский облик, облик  Пречистой девы, Мадонны. «Чистейшей прелести чистейший образец»  - это образ женщины-матери, облик совсем не мимолетный, как предыдущем стихотворении. Здесь любовь – уже не источник страдания и не «мимолетного видения», а мудрость, которая заключается в семейном благе и детях.

Чувства лирического героя

Образ возлюбленной

Любовь – это…

«Мадонна»

 (1830)

-средь медленных трудов

-Творец тебя мне ниспослал

-Пречистая

-она с величием

-Мадонна

-чистейшей прелести чистейший образец

СЕМЬЯ

ПОНИМАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы.

              Итак, любовь является одним из самых светлых и прекрасных чувств, испытанных и пережитых поэтом. Оно дарило ему и  радость, и восторг, и печаль, и ревность, и грусть.

Характер любви и ее проявление с каждым периодом жизни и творчества поэта постепенно менялся. Его юность  пронизана влюбленностью и интересом к любовным переживаниям («Уныние»). Любовь была для поэта ветреным, пламенным порывом, кратковременной, молниеносной вспышкой, мукой.

Игривость и несерьезность первых произведений сменяется романтикой и радостью любви в последующих («Я помню чудное мгновенье...»).   Любимая женщина  – "гений чистой красоты", «но «мимолётное виденье». Поэт предается философским размышлениям о любви.

А в более позднем произведении «Мадонна», адресованном жене поэта, любовь становится искренним, возвышенным, благородным чувством. Женский образ  - это образ богини, мадонны, она почти святая, чуть ли не божество.

Лирика Пушкина невольно подтверждает мысль о том, что "любви все возрасты покорны". Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт развитие любовного чувства и его эволюцию.

Чувства лирического героя

Образ возлюбленной

Любовь – это…

«Уныние» (1816)

-душой уснув

-грущу

-тебя ищу

-воспоминаю

-вижу в сне

-призываю

-приуныла

-тоска

-уныние любви

-милый друг

-далёкий друг

-задумчивые девы

ПРЕДЧУВСТВИЕ

УНЫНИЕ

ЕЁ ОЖИДАНИЕ

«Я помню чудное мгновенье…» (1824)

-томленье грусти

-снились черты

-мечты

-без вдохновенья

-сердце бьется

-воскресли и жизнь, и слёзы, и любовь

-мимолетное виденье

-гений чистой красоты

-голос нежный

-милые черты

-небесные черты

ВИДЕНЬЕ

«Мадонна»

 (1830)

-средь медленных трудов

-Творец тебя мне ниспослал

-Пречистая

-она с величием

-Мадонна

-чистейшей прелести чистейший образец

СЕМЬЯ

ПОНИМАНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.С.Пушкин. Собрание. Том 1, 3. М., Художественная литература, 1970

Лирика лицеистов. Сост. А.Л.Утренев. М., Художественная литература, 1991

Русская поэзия 1813-1825. Составление и примечания А.Архангельского и А.Немзера. М., Художественная литература, 1990

Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Составление Л.Озерова. М., Художественная литература, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовная лирика А.С.Пушкина

Цели урока:познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу­чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чте...

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Сценарий поэтического вечера "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....