Гроза в Калинове
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
![]() | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Гроза в Калинове
(по драме А.Н.Островского «Гроза»).
Тип урока: Мастерская построения знаний и творческого письма.
Цель урока: 1. Показать «темное царство» Калинова.
2. Выявить причины, побудившие Добролюбова написать, что в пьесе есть «что-то ободряющее и освежающее».
3. Оттачивать аргументацию.
4. Воспитывать внимания к слову.
Оборудование урока:
- Текст драмы А.Н. Островского «Гроза»,
- Тетрадь.
- Листы А-4 на каждого учащегося.
- Проектор, презентация.
Ход мастерской.
Домашние задания перед проведением мастерской.
- Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия пьесы.
- Отметьте закладками те страницы, где появляются разные значения этого слова. Или разные понимания этого явления.
- Перечитайте несколько указанных фрагментов пьесы. Подумайте: хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните устно свой ответ.
I. Индуктор. (5 мин.)
1. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии…Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент. (2-3 мин.)
2. В своих группах прочитайте, что вы написали. (2 мин.)
Учитель пишет эпиграф: «Где ты, гроза – символ свободы?
Промчись поверх невольных вод».
А.С.Пушкин
II. Работа над словом. (6 мин.)
1. Обсудите в группе, какие значения слова и оттенки значений слова «Гроза» вам знакомы. Учтите и найденные примеры из текста пьесы (Д.З.).
2. Приготовьтесь выступать от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза». (2 мин.)
3. Выступления групп (Повторы возможны). (4 мин.)
III. Работа с текстом произведения. Осмысление понятий. (9 мин.)
1. Перечитайте предложенные группам фрагменты и обсудите, прав ли Н.А.Добролюбов, назвавший город Калинов « темным царством», и почему? Где признаки «темного царства»? Перечислите свои аргументы-«микроцитаты».
2. Запишите определение «темного царства». Это «темное царство», потому что…
3. Перечитайте это определение в группах. Составьте общее для группы определение.
4. Представьте группой свое определение, подкрепляя его кратким цитированием.
IV. Введение нового текста. (9 мин.)
1. В сюжете драмы «Гроза» - гибель главной героини, а Н.А.Добролюбов писал, что в пьесе есть нечто «освежающее и ободряющее». О чем бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказывание? Запишите несколько вопросов в группе. (2 мин.)
2. Ответьте на один из вопросов в группе. (3 мин.)
3. Выступите со своим ответом от группы. (4 мин.)
V. Творческий этап перенесения в другую эпоху. (12 мин.)
1. На отдельных листах – создание текста-миниатюры на одну из тем по выбору (10 мин.):
1. «Июль я провел(а) в городе Калинове…» (Продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859).
2. Почему они такие (Размышления о жителях города Калинова).
3. Гроза бы здесь не помешала (рассуждение о нравах жителей города Калинова)
4. Послание местно священника Савелу Прокофьичу Дикому.
5. Чтение 1-2 текстов. Остальные оставить на доске.
VI. Рефлексия. (9 мин.)
Напишите, в какие моменты мастерской вам было трудно, радостно, когда хотелось спорить
Приложение к мастерской.
Задания группам.
1 группа.
Кудряш и Шапкин (д.1 я.1)
Кулигин и Борис (д.1 я.3)
Кулигин и Дикой (д.4 я.2)
2 группа.
Дикой и его домашние, Дикой и гусар (д.1 я.1-в середине: Борис о нем)
Дикой и Борис (Д.1 я.2)
Кабаниха и Дикой (д.3 сцена 1я.2)
3 группа
Кабаниха и Катерина (д.1 я.5-вконце, д.2 я.7)
Кабаниха и Тихон (д.1 я.5)
4 группа
Феклуша и Глаша (д.2.я.1)
Феклуша и Кабаниха (д.3 я.1)
Жители Калинова на берегу Волги у галереи (д.4 я.1)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177503-1357999283.jpg)
А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")
Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-535401-1581160260.jpg)
А.Н.Островский «Гроза». Нравы города Калинова.(презентация)
Презентация к уроку по литературе для 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216280-1362488628.jpg)
Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза». (Занятие элективного курса)
Сравнительный анализ стихотворений основывается на композиционных и лингвистических особенностях текстов, системе художественных образов с опорой на фонетический и морфологический уровни; выявля...
урок литературы в 7 классе на тему: " Особенности образа грозы в повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Глава II – «Гроза»
Урок литературы в 7 классе по повести Толстого Л.Н. "Отрочество"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658318-1440680175.jpg)
Быт и нравы Калинова по драме А.Н. Островского "Гроза"
Быт и нравы Калинова по драме А.Н. Островского "Гроза" , краткий анализ...