Гроза в Калинове
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon groza_v_kalinove_.doc32.5 КБ
Office presentation icon groza_v_kalinove.ppt390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Гроза в Калинове

                (по драме А.Н.Островского «Гроза»).

Тип урока: Мастерская построения знаний и творческого письма.

Цель урока:  1. Показать «темное царство» Калинова.

                2. Выявить причины, побудившие Добролюбова написать, что в пьесе                     есть «что-то ободряющее и освежающее».

                    3. Оттачивать аргументацию.

                4. Воспитывать внимания к слову.

Оборудование урока:

  1. Текст драмы А.Н. Островского «Гроза»,
  2. Тетрадь.
  3. Листы А-4 на каждого учащегося.
  4.  Проектор, презентация.

Ход мастерской.

Домашние задания перед проведением мастерской.

  1. Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия пьесы.
  2. Отметьте закладками те страницы, где появляются разные значения этого слова. Или разные понимания этого явления.
  3. Перечитайте несколько указанных фрагментов пьесы. Подумайте: хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните устно свой ответ.

I. Индуктор. (5 мин.)

1. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии…Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент. (2-3 мин.)

2. В своих группах прочитайте, что вы написали. (2 мин.)

Учитель пишет эпиграф: «Где ты, гроза – символ свободы?

                                  Промчись поверх невольных вод».

                                                        А.С.Пушкин

II. Работа над словом. (6 мин.)

1. Обсудите в группе, какие значения слова и оттенки значений слова «Гроза» вам знакомы. Учтите и найденные примеры из текста пьесы (Д.З.).

2. Приготовьтесь выступать от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза». (2 мин.)

3. Выступления групп (Повторы возможны). (4 мин.)

III. Работа с текстом произведения. Осмысление понятий. (9 мин.)

1. Перечитайте предложенные группам фрагменты и обсудите, прав ли Н.А.Добролюбов, назвавший город Калинов « темным царством», и почему? Где признаки «темного царства»? Перечислите свои аргументы-«микроцитаты».

2. Запишите определение «темного царства». Это «темное царство», потому что…

3. Перечитайте это определение в группах. Составьте общее для группы определение.

4. Представьте группой свое определение, подкрепляя его кратким цитированием.

IV. Введение нового текста. (9 мин.)

1. В сюжете драмы «Гроза» - гибель главной героини, а Н.А.Добролюбов писал, что в пьесе есть нечто «освежающее и ободряющее». О чем бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказывание? Запишите несколько вопросов в группе. (2 мин.)

2. Ответьте на один из вопросов в группе. (3 мин.)

3. Выступите со своим ответом от группы. (4 мин.)

V. Творческий этап перенесения в другую эпоху. (12 мин.)

1. На отдельных листах – создание текста-миниатюры на одну из тем по выбору (10 мин.):

1. «Июль я провел(а) в городе Калинове…» (Продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859).

2. Почему они такие (Размышления о жителях города Калинова).

3. Гроза бы здесь не помешала (рассуждение о нравах жителей города Калинова)

4. Послание местно священника Савелу Прокофьичу Дикому.

5. Чтение 1-2 текстов. Остальные оставить на доске.

VI. Рефлексия. (9 мин.)

Напишите, в какие моменты мастерской вам было трудно, радостно, когда хотелось спорить

Приложение к мастерской.

Задания группам.

1 группа.

Кудряш и Шапкин (д.1 я.1)

Кулигин и Борис (д.1 я.3)

Кулигин и Дикой (д.4 я.2)

2 группа.

Дикой и его домашние, Дикой и гусар (д.1 я.1-в середине: Борис о нем)

Дикой и Борис (Д.1 я.2)

Кабаниха и Дикой (д.3 сцена 1я.2)

3 группа

Кабаниха и Катерина (д.1 я.5-вконце, д.2 я.7)

Кабаниха и Тихон (д.1 я.5)

4 группа

Феклуша и Глаша (д.2.я.1)

Феклуша и Кабаниха (д.3 я.1)

Жители Калинова на берегу Волги у галереи (д.4 я.1)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")

Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...

А.Н.Островский «Гроза». Нравы города Калинова.

Конспект урока для 10 класса по литературе...

А.Н.Островский «Гроза». Нравы города Калинова.(презентация)

Презентация к уроку по литературе для 10 класса...

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза». (Занятие элективного курса)

Сравнительный анализ стихотворений основывается на композиционных и лингвистических особенностях текстов, системе художественных образов с опорой на фонетический и морфологический уровни; выявля...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.

Презентация к уроку литературы в 10 классе по  драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова....

Быт и нравы Калинова по драме А.Н. Островского "Гроза"

Быт и нравы Калинова по драме А.Н. Островского "Гроза" , краткий анализ...