А.Н.Островский «Гроза». Нравы города Калинова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Зыбенкова Надежда Викторовна

Конспект урока для 10 класса по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravy_goroda_kalinova.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.        А.Н.Островский «Гроза». Нравы города Калинова.

Цель:         охарактеризовать нравы жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

План урока.

  1. «Прообраз» города Калинова.
  2. Поэзия города Калинова
  3. «Жестокие нравы города» Калинова.
  4. Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире.
  5. Заключение.        

                        Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

        1. «Прообраз» города Калинова       (слайд 3)

     Летом 1855 года Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. В экспедиции принимал участие т А.Н.Островский. Впечатления от поездки нашли отражение во многих произведениях драматурга. По мнению исследователей, «прообразом» города Калинова в пьесе «Гроза» могли быть Кострома, Торжок или Кинешма. С Костромой его связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщенный образ провинциальных городов России.

        2. Поэзия города Калинова         (слайд 4)

     «гроза» начинается с песни, которую исполняет механик-самоучка Кулигин «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» Интонационно она перекликается с пьесой:

                   «Где ж сердцем отдохнуть могу

                Когда гроза взойдет?»

Кулигин – один из немногих жителей города, кто чувствует и понимает красоту природы: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!... пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

     Поэтическое, образное восприятие действительности характерно и для главной героини пьесы Катерины Кабановой: «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?»

     Живописнейший пейзаж, песни, рассказы Катерины о детстве, ее сны – все это поэзия калиновского мира.

        3. «Жестокие нравы» города Калинова: Дикой       (слайд 5)

     Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

     Порой Дикой и сам не рад своему характеру: обругав однажды во время великого поста мужика, который пришел к нему за деньгами, он после на коленях просит у него прощения. Примечательно, что Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по натуре он малодушен и труслив. «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами», - справедливо говорит Кабаниха. Именно к Дикому из всех героев пьесы больше всего подходит определение «самодур».

        4. «Жестокие нравы» города Калинова: Кабаниха       (слайд 6)

     Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить», - говорит она своим детям.

    Кабаниха чувствует, что ее время уходит, и всеми силами старается отдалить конец, заставляя близких формально соблюдать «правила приличия». «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит о ней Кулигин Борису.

     Тем не менее в конце пьесы Кабаниха теряет свою власть: Варвара убегает из дома, Катерина кончает жизнь самоубийством , а Тихон прилюдно обвиняет ее в смерти жены.

5. Борьба «старого» и «нового»  в калиновском мире        (слайд 7)

     На первый взгляд, мир Калинова неподвижен и замкнут: его жители имеют смутные представления о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами города. О «другой» жизни им рассказывает странница Феклуша. От нее они узнают, что есть еще земля, где все люди с «песьими головами»,  что в Калинове – «рай и тишина», а в Москве – «гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит» и что «время-то стало в умаление приходить».

     Все попытки внести что-то новое в жизнь горожан, которые предпринимает механик-самоучка Кулигин (поставить солнечные часы, завести громоотводы), заканчивается ничем: мешают невежество и жадность влиятельных лиц.

     И все-таки в городе назревают перемены. Свидетельство тому – «вольное» поведение молодежи: Варвары, Кудряша, Катерины.

        6. Заключение          (слайд 8)

     Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся. Это чувствуют даже его «сторонники»:

Кабанова.  И хуже этого, милая будет.

Феклуша.  Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"

Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через  анализ речи героя и высказываний д...

А.Н.Островский «Гроза». Нравы города Калинова.(презентация)

Презентация к уроку по литературе для 10 класса...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.

Презентация к уроку литературы в 10 классе по  драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова....

Урок «Город Калинов и его обитатели» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Урок посвящен творчеству А.Н.Осторовского. его пьесе "Гроза". Занятие построено в рамках технологии контекстного обучения....

Урок литературы в 10 классе:"Нравы города Калинова".

Урок  «Нравы города Калинова»  -   третий-четвертый в изучении пьес А.Н.Островского. Первый урок посвящен жизни, творчеству и обзору некоторых произведений драматурга. Второй...

Быт и нравы Калинова по драме А.Н. Островского "Гроза"

Быт и нравы Калинова по драме А.Н. Островского "Гроза" , краткий анализ...

Конспект урока. "Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова"

Конспект урока. "Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова"...