Урок литературы по М.Ю.Лермонтову
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

 

Система уроков   по изучению поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lermontovu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание литературы в 7 классе ведётся по Программе А.Г.Кутузова. Основная тема, рассматриваемая в этом курсе,- «ОБРАЗ- ГЕРОЙ- ХАРАКТЕР». Следовательно, передо мной стояла задача: раскрыть образы, герои, характеры в произведении М.Ю.Лермонтова «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА».

При планировании уроков я учитываю психологические особенности и способности каждого ученика, поэтому не ставлю перед ними   невыполнимых задач. Нужно сделать так, чтобы произведение понравилось и стало понятным семиклассникам.

Проектирование системы уроков.

Во-первых, определяем род литературы, жанр произведения М.Ю. Лермонтова. Это поэма. Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется. Словарь литер. терминов).  Поэма М.Ю. Лермонтова рассказывает об историческом прошлом Руси Х VI в., царствовании Ивана Грозного, времени опричнины. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами (песня!). Близость к фольклору не только придаёт достоверность картинам и характерам, изображённым в поэме, но и позволяет автору показать народный идеал, выразить народное понимание правды, чести, героизма, справедливости.

Во-вторых, формулируем цели изучения «Песни про…».

Ученики познакомятся  с поэмой М.Ю.Лермонтова «Песня про…», историей создания произведения.

Узнают, какие события произошли в русской истории в Х VI в., о царе Иване Грозном  и опричнине.

На уроках будут рассматриваться и осваиваться следующие теоретические понятия: поэма, былина, баллада, песня, эпитеты, параллелизм (сопоставление мира природы и мира человека), пейзаж, образ, герой произведения, литературный конфликт.

Будут продолжать учиться анализировать произведение и образы персонажей на основе сравнения; рассматривать, с помощью каких художественных средств автор создаёт характеры героев.

В результате ученики сумеют ответить на следующие вопросы: «Почему в заглавии указаны два имени, а третьего нет?», «Какой конфликт главный в поэме?», написать сочинение-характеристику героя произведения (на выбор).

Далее формулируем учебную задачу. Построим систему на основе проблемной учебной задачи и в качестве проблемного вопроса выберем следующий:  «Кто – Кирибеевич или Калашников – победил в поединке? Почему?» Этот вопрос заставит учащихся задуматься над тем, кто прав, кто виноват в сложившейся ситуации. Для этого нужно обратиться к нравам того времени. Учащиеся проанализируют характеры героев,  выяснят, кто обманывал царя и почему, причины конфликта. Эти размышления приведут учеников к  понятиям чести и достоинства, а значит и к ответу на поставленный вопрос.

Система уроков 

по изучению поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок 1.   Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Жанр  и художественное своеобразие произведения.

Цель этого урока: познакомить учащихся с поэмой Лермонтова, выявить восприятие, показать  своеобразие произведения, истоки которого уходят к истокам народной поэзии.

Задачи: показать особенности поэмы как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором; показать мастерство Лермонтова-художника слова, особенности использования  тропов в поэме; обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного; взаимоотношение опричников и простого народа, воспитание.

На этом уроке запланировано  сообщение учащихся о царствовании Ивана Грозного, об опричнине; комментированное чтение художественного текста учителем, так как язык поэмы и другие особенности произведения не всегда понятны детям. Ученики смогут найти художественные средства и объяснить, с какой целью автор использует их. Получат задание выучить отрывок из поэмы наизусть. Попытаются объяснить название произведения.  

*Так как данный учебник не проиллюстрирован, учащиеся вначале устно рисовали то, что им представилось, а затем мы посмотрели и проанализировали иллюстрации к поэме из сети Интернет: 1. Купец Калашников перед казнью. Художник Б. Кустодиев. 2. В. М. Васнецов. Исход боя. 3. И. Билибин. Прощание Калашникова с братьями перед казнью. 4. И. Билибин. Сцена боя. 5. Иллюстрации В. Семенова к "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

 Урок 2. Конфликт в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цель урока: повторить понятие «литературный конфликт», выявить, в чём заключается основной конфликт в «Песне про…»; обсудить проблему чести и долга в поэме.

Учащиеся смогут сформулировать проблемы, поставленные автором  в поэме; смогут объяснить, в чём причины конфликта между Калашниковым и Кирибеевичем; определить авторское отношение к героям; найдут примеры пейзажа и определят его роль в произведении,

Прежде всего  мы должны выявить основной конфликт. По одну сторону конфликта молодой опричник Кирибеевич, а, следовательно,  царь Иван Грозный и его окружение. По другую – купец Калашников и его семья. Итак, основной конфликт в поэме– конфликт власти и личности, то есть между царём-тираном и свободным человеком – купцом Калашниковым. Уже в заглавии автор нацеливает проницательного читателя  на главную мысль, помогает понять произведение.

Большую роль в поэме играет пейзаж: это и пейзажные зарисовки («За Кремлём горит заря…», и приём параллелизма («Не сияет на небе солнце красное…»), где слово «не» - это ключ ко всей поэме, знак: всё будет не так, предчувствие беды. Пейзаж помогает автору донести до читателя замысел и идею произведения.

Урок 3. Нравственный идеал автора в поэме. Сравнительная характеристика купца Калашникова и Кирибеевича.

Цель: определить нравственный идеал в «Песне про купца Калашникова»; сравнить характеры Калашникова и Кирибеевича (выявить сходство и различие); проанализировать, какими художественными средствами пользуется автор при создании характеров героев.

На этом уроке учащиеся смогут выяснить отношение автора ко всем своим героям; выполнят письменную работу: сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича; сделают  вывод  о том, кто в поэме воплощает авторский нравственный идеал.

Проект Урока 2.

Конфликт в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Форма урока – эвристическая беседа; рассказ учащихся о героях; чтение по ролям.

Диагностические цели урока. Ученики смогут: 1) сформулировать проблемы, поставленные автором  в поэме; 2)  объяснить, в чём причины конфликта между Калашниковым и Кирибеевичем; 3)определить авторское отношение к героям; 4)найдут примеры пейзажа и определят его роль в произведении.

Переходим к учебным задачам. Предлагаю ребятам вопрос: «Как вы думаете, почему в заглавии два имени, а третьего нет?» Конечно, они предполагают, выдвигают различные версии, но чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать характеристику каждому герою, разобраться в их отношениях,  а значит поработать с текстом, доказать свою точку зрения. К этому мы ещё вернёмся. Ставлю перед детьми ещё одну проблему: «Кто и почему победил в поединке?» Это и будет переходом к конфликту произведения.

«Кто и почему победил в поединке?» Сразу ответить на этот вопрос и легко, и сложно. Всё же ясно: победил купец Калашников! Так почему же царь его казнил? Только ли потому, что Калашников одолел любимого опричника царя или по другой причине? Попробуем в этом разобраться.

Какие проблемы ставит М. Ю.Лермонтов в поэме? (Проблемы чести и достоинства человека, отношений власти и личности, ответственности человека за свои поступки, ответственности мужа за честь семьи)

Вспомните, что такое литературный конфликт.

Каков конфликт этого произведения? Кто с кем сталкивается? Через каких героев эти конфликты решаются? (Царь – Калашников и Кирибеевич. Калашников и Кирибеевич). Определите, какой конфликт автор считает главным. (Главный конфликт в поэме – между царём-тираном и свободным человеком – купцом Калашниковым. Это особенно волновало Лермонтова и было актуальным для него.)

Чем интересен каждый из героев поэмы? Кому и в какие моменты вы сочувствуете и есть ли что-нибудь непонятное для вас в их поступках и характерах?

Первая часть поэмы начинается пейзажем,  где слово «не» - это ключ ко всей поэме, знак: всё будет не так, предчувствие беды. Пейзаж помогает автору донести до читателя замысел и идею произведения.

Дайте характеристику герою произведения – царю Ивану Васильевичу. ( В заглавии автор нейтрален к герою, но выделяет главное – царь.) С помощью каких художественных средств создаётся портрет царя? (Это и приём параллелизма, эпитеты, гипербола, особенности речи).

Дайте характеристику Кирибеевичу. (в заглавии он – молодой опричник без имени; ключевое слово – опричник – вседозволенность, беззаконие, безнаказанность).

Первая часть «Песни» заканчивается признанием Кирибеевича, но не сказал он царю «правды истинной», утаил, что полюбил замужнюю женщину. Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю? Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова?

Что рассказывает о нём Алёна Дмитриевна мужу?

Каким предстаёт Кирибеевич в 3 части, в сцене кулачного боя?

Так почему же автор в заглавии произведения не указал имени этого героя? (Первая УЗ)

Вторая часть поэмы переносит нас в мир купеческой Москвы, мир, который живёт по суровым законам.

Что узнаёт читатель о быте и нравах Москвы 16 века из «Песни»?

Дайте характеристику купцу Калашникову. ( В заглавии автор подчёркивает особое отношение к этому герою: удалой купец Калашников).

Найдите примеры  пейзажа (2,5  абзацы) и объясните его роль. (комментированное чтение)

Почему так сурово встречает купец жену? Почему Алёна Дмитриевна «затряслась, как листочек осиновый», увидев мужа, ведь она ни в чём не виновата?

Почему купец Калашников решает идти биться с Кирибеевичем? (Чтение по ролям сцены разговора Степана Парамоновича с братьями). Почему он просит братьев «помолиться за его душу грешную»? В чём его грех?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы в таких условиях отважиться защищать  свою честь перед всем народом?

Третья часть.  Как начинается повествование? (С пейзажа).  Какую роль играет пейзаж?

Вот сошлись на кулачный бой два наших героя, встретились, наконец, в честном бою.

Найдите сцену, где герои кланяются перед боем. Кому и чему кланяется каждый из них? Почему?

На чьей стороне симпатии автора? Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок.

Кто вершит суд над Калашниковым? Справедливо ли поступил Иван Грозный, казнив Калашникова? Помиловал бы царь Степана Парамоновича, если бы тот сказал, за что он убил Кирибеевича? Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Подумайте, почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно.

Почему «песня» заканчивается описанием могилы Калашникова?

И вновь вопрос: «Кто и почему победил в поединке?» (Вторая УЗ)

Теперь возвращаемся к целям урока: ребята устно отвечают на диагностические вопросы.

Домашнее задание – подобрать материал к сочинению-характеристике героя (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова

"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

Урок литературы по поэме М.Лермонтова "Мцыри"

Урок литературы в 7 классе по поэме М.Лермонтова "Мцыри" по теме "Изображение свободолюбивой личности» разработан в форме педмастерской. В нём присутствуют все необходимые для этой технологии этапы: и...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова.  Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....