"Бородино" Лермонтова как национально-патриотическая баллада
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: “Бородино» Лермонтова как национально-патриотическая баллада.
Диагностические цели урока:
1. Ученики смогут рассказать, как понимает Лермонтов смелость, бесстрашие, подвиг, воинский долг защиты Отечества, связь поколений.
2. Что смогут узнать? Отечественная война было выиграна благодаря смелости, бесстрашию
русских воинов, благодаря патриотизму русских людей, пониманию каждым русским солдатом, что от его действий зависит исход сражения.
3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне? Будут практиковаться в определении экспозиции, завязки, кульминации и развязки; выявлять роль знаков препинания в смысловой организации текста; будут учиться внимательно относиться к слову.
4. Смогут проследить развитие творческой мысли автора и понимание роли народа в истории (в результате сравнения произведений на одну тему, но написанных в разные годы).
Ход урока:
1. Подготовка школьников к восприятию произведения.
Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- Своими делами, своими детьми.
А чем может гордиться целый народ?
- Своими научными открытиями, победами в освободительных войнах.
Чем памятен для нашей страны 1812 год?
Рассказ учителя о войне 1812 года и Бородинском сражении ( коротко).
Демонстрируются репродукции картин из виртуальной экскурсии «Поэтическая летопись Бородинского сражения. Выставка из фондов музея-панорамы «Бородинская битва» (195-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова посвящается)» - www.1812panorama.ru.
Наполеон в Фонтенбло (фрагмент). Неизвестный автор с живописного оригинала Деляроша. (4 строфа).
Вторжение наполеоновской армии в Россию. Неизвестный художник.(3 строфа).
«Мы долго молча отступали» В.Г.Шевченко. (3 строфа).
Портрет князя П.И.Багратиона. Неизвестный художник. (2 строфа).
Портрет генерал-фельдмаршала М.И.Голенищева-Кутузова. Р.М.Волков.(4 строфа)
Пожар Москвы. И.Клар. (1 строфа)
.
2. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.
3. Этап выявления восприятия.
Каковы ваши впечатления от услышанного?
Что вам особенно интересно в балладе?
Как вы встретили первые строки?
- Молодой солдат хочет из уст старого солдат, участника сражения, услышать о Бородинском сражении.
- Говорит о славе Бородинской битвы.
4. Рассказ учителя о том, откуда Лермонтов черпал сведения о войне 1812 года (От гувернера-француза Жана Капе, от дядюшки Афанасия Алексеевича Столыпина, командира батареи артиллеристов в Бородинском сражении, из множества документальных источников – См. Приложение №1.
5. Словесное рисование. Каким вы представляете себе рассказчика?
Потом показать портрет старого солдата. Репродукция картины А.Ю.Аверьянова «Ветеран»,1999.- Поэтическая летопись Бородинского сражения. Выставка из фондов музея-панорамы «Бородинская битва» (195-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова посвящается) - www.1812panorama.ru.
6. Анализ произведения.
Почему так интересно лермонтовское «Бородино»? Давайте посмотрим, как поэт выстроил сюжет. Может быть в этом разгадка?
О каких событиях рассказывается в балладе?
С чего начинается рассказ старого солдата? (назвать экспозицию)
Какова завязка события?
Как развиваются события?
Где наивысшая точка в описании битвы?
Какова развязка?
Почему первая и последняя строфы почти полностью повторяются?
Почему в пятой строке стоит многоточие, а в последней строке стихотворения – точка?
Как вы поняли противопоставление «нынешнее племя» - «могучее, лихое племя»? К какому поколению относится сам Лермонтов?
Почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой «Богатыри – не вы»?
7. Словесное рисование. Описать боевые схватки, включить в рассказ цитаты ( Демонстрируются репродукции картин из виртуальной экскурсии к строфе 10).
8. Рассказ учителя о правдивости описаний битвы и роли артиллерии (См.Приложение №2).
9. Работа над идейным содержанием произведения.
О ком рассказывает старый солдат?
Подвести к мысли о том, что рассказывает не о себе, а многих таких же, как он, из подвигов многих людей и сложился подвиг всего русского народа.
Сказать о том, что наряду с героем-офицером он показал другого подлинного героя – солдата.
10. Работа над языком произведения.
Словарная работа.
Всем ли понятны слова? ( Выписаны на доске: редут, мусью, картечь, сеча, булат, бусурманы).
Кто их произносит?
- От бывалых русских солдат усвоил Лермонтов простую русскую речь: «В каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии», - писал великий литературный критик В.Г.Белинский.
В чем особенность лермонтовской строфы, описывающей бой?
- Повтор звуков, позволяющий бой не только увидеть, но и услышать (прием звукописи).
Найдите звуковые повторы.
11. Домашнее задание. С какой интонацией нужно читать «Бородино»? Ваша партитура стихотворения.
Индивидуальное задание. Сравнить «Поле Бородина» и «Бородино».
12. Итог урока.
Что же открыл нам поэт в «Бородино»?
Почему нас и теперь волнуют чувства участников сражения?
Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата?
- Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.
Приложение №1.
«Вера Артамоновна, ну расскажите мне еще разок, как французы приходили в Москву»,- говаривал я, потягиваясь на своей кровати. Это строчки, которыми начинается роман «Былое и думы» А.И.Герцена. И для Герцена, и для Лермонтова, и для всего поколения, вышедшего из младенческих пелен уже после войны, Бородинское сражение, пожар Москвы, взятие Парижа были «колыбельной песнью, детскими сказками». Лермонтов родился уже в послепожарной Москве, когда русские войска возвращались из-за границы. Но и его воспитал 1812 год. Гувернер Лермонтова француз Жан Капе был сержантом наполеоновской армии. Он преклонялся перед своим императором. Лермонтов разделял увлечения Жана Капе гениальной личностью Наполеона. Для него Наполеон - «великий человек», яркий выразитель своего века, романтический герой.
Изгнанник мрачный, жертва вероломства
И рока прихоти слепой,
Погиб как жил – без предков и потомства-
Хоть побежденный, но герой!
Но восхищаясь личностью Наполеона, Лермонтов тут же слагает гимны во славу русского народа-победителя полумиллионной французской армии:
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
М.Ю.Лермонтов слышал рассказы о войне 1812 года с раннего детства, героями ее были многие его родственники: отец — Юрий Петрович Лермонтов — капитан в отставке, в 1812 году вступил в ополчение; четверо братьев любимой бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной) — заслуженные офицеры, прошли и Отечественную войну, и заграничные походы; родной брат деда — генерал Никита Арсеньев — прославился в кампанию 1812 года; еще один родственник деда — полковник Дмитрий Арсеньев — участвовал в Бородинском сражении, в котором отличились и многие другие офицеры, связанные с семьей Лермонтова родственными узами: А.В.Воейков, П.М.Мещеринов, Д.С.Дохтуров и многие, многие другие. Среди тех, чьи рассказы о битвах и походах мог слышать будущий великий поэт, были и рядовые солдаты. Например, в семье кормилицы Лермонтова Лукерьи Шубиной жил ее свойственник — отставной солдат Дмитрий Федоров, сражавшийся при Бородине. Кроме того, поэт был знаком и с большинством публиковавшихся в те годы мемуаров участников событий, с трудами историков и популярными у широкой публики романами.
Приложение №2.
Если мы возьмем воспоминания артиллеристов, участников Бородинского сражения, то поразимся обилию деталей, найдем и упоминания об уланах со знаменами, и о французских драгунах в касках с конскими хвостами. Мы узнаем, что слова: «Ребята, не Москва ль за нами! Умремте ж под Москвой!»- не выдуманы Лермонтовым. С такими словами обратился к армии генерал Д.С.Дохтуров, когда, после ранения Багратиона, получил командование левым флангом. «За нами Москва, - воскликнул Дохтуров, умирать всем, но ни шагу назад – ведь все равно умирать же под Москвою!»
В числе артиллеристов, командовавших в Бородинском бою батареями, современники называют Афанасия Алексеевича Столыпина. «Наш батарейный командир Столыпин, пишет Норов,- увидев движение кирасиров, взял на передки, рысью выехал несколько вперед и , переменив фронт, ожидал приближения неприятеля без выстрела. Орудия были заряжены картечью, цель Столыпина состояла в том, чтобы пропустить неприятеля на близкое расстояние, сильным огнем расстроить противника и тем подготовить верный успех нашим кирасирам…Под Столыпиным была убита его лихая горская лошадь».Брат бабушки Елены Алексеевны Арсеньевой Афанасий Алексеевич Столыпин был любимым «дядюшкой». Рассказы Афанасия Алексеевича о действиях гвардейской артиллерии при Бородино – вот один из источников, откуда Лермонтов почерпнул сведения о ходе Бородинского сражения. И на основе их создал свои стихотворения «Поле Бородина» о «Бородино».
Лермонтову была известна роль, которую сыграла русская артиллерия в общем ходе Бородинского сражения, поэтому героем своего стихотворения Лермонтов сделал простого солдата-артиллериста.
Приложение №3.
Стихотворение «Бородино»» Михаил Юрьевич Лермонтов написал, по-видимому, в конце 1836 или в самом начале 1837 г. и отнес его для публикации в литературный журнал «Современник», издателем которого был сам Александр Сергеевич Пушкин. Это было первое произведение, собственноручно отданное Лермонтовым на суд взыскательной публики.
Стихотворение, очевидно, явилось откликом на возросший в канун 25-летней годовщины Отечественной войны 1812 года интерес российской читающей публики к событиям той великой эпохи. «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось сердце при слове «отечество»!» — восклицал А.С.Пушкин. В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов дал свой ответ на вопрос, волновавший русское общество:
Гроз Гроза Двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог:
Остервенение народа, зима, Барклай
Иль русский Бог?
(А.С.Пушкин)
В то время на слуху были имена сотен героев-генералов и офицеров Отечественной войны. «Бородино» Лермонтова стало художественным открытием в истории русской поэзии: наряду с героем-офицером он показал другого подлинного героя – солдата.
В то
Использованная литература.
1. Ельцова О.В, Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 6 класс.- М.:ВАКО,2007.
2. Поэтическая летопись Бородинского сражения. Выставка из фондов музея-панорамы «Бородинская битва» (195-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова посвящается).- www.1812panorama.ru.
3. Тарханы. Виртуальная экскурсия. Мультимедийный диск. По заказу Министерства культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева - Марлинского "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс
Национально - патриотический пафос повести А.А.Бестужева - Марлинского "Мореход Никитин". "Сюжет как средство развития характера", 7 класс.помочь учащимся в постижении романтического мира ...
"Формирование национального патриотического мировоззрения через пропаганду традиционной культуры России."
За последнее время в мире значительно усилились националистические настроения, направленные против России, в некоторых странах возрождаются и набирают политический вес неонацистские орган...
Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»
Литература6 класс (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...
Визитная карточка урока литературы по теме "Баллада. Баллада В.А.Жуковского "Кубок" 5 класс
Визитная карточка урока литературы...
Конспект урока в 6 классе по теме «Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».
Много лет работала по учебнику и программе А.Г.Кутузова. Замечательные и учебник и программа. Исключение учебника из федерального перечня, по моему мнению, безобразие. В 6 классе мы изучали тему...
В.А. Жуковский: Жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок»
Разработка урока по литературе 5 класс, программа В.Я.Коровина...
Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады.
Занятие направлено на расширение лексики учащихся, совершенствование использования средств художественной выразительности в письменной речи учащихся....