"Формирование национального патриотического мировоззрения через пропаганду традиционной культуры России."
методическая разработка на тему
За последнее время в мире значительно усилились националистические настроения, направленные против России, в некоторых странах возрождаются и набирают политический вес неонацистские организации, призывы к насилию становятся лозунгом для сил, стремящихся к власти. Важно, чтобы молодёжь понимала всю значимость национальной политики, национального и культурного многообразия. От взглядов подрастающего поколения зависит судьба нашей страны, будущее России. Очевидно, что обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек, по сути, застрахован от вируса национализма и нетерпимости. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Благодаря своему воспитательному потенциалу школа способна эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на городской конференции | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование национального патриотического мировоззрения через пропаганду традиционной культуры России.
За последнее время в мире значительно усилились националистические настроения, направленные против России, в некоторых странах возрождаются и набирают политический вес неонацистские организации, призывы к насилию становятся лозунгом для сил, стремящихся к власти. Важно, чтобы молодёжь понимала всю значимость национальной политики, национального и культурного многообразия. От взглядов подрастающего поколения зависит судьба нашей страны, будущее России. Очевидно, что обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек, по сути, застрахован от вируса национализма и нетерпимости. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Благодаря своему воспитательному потенциалу школа способна эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
В ГБОУ школе-интернате №10 Колпинского района Санкт-Петербурга обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Несформированная школьная мотивация, дефекты речевого развития, плохо развитая мелкая моторика, низкий уровень знаний об окружающем мире, сниженный социальный интерес, низкий уровень культуры общения, неумение контролировать свои эмоции, организовывать свою деятельность и продуктивно действовать в группе сверстников, принимать правила и требования. Необходимо помочь школьникам преодолеть проблемы в развитии и социализации в обществе, помочь стать хорошими людьми, любящими свою Родину.
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства и стиль одежды, предметы быта.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к своей культуре, а потом и к культурным традициям других народов
Задачи духовно- нравственного направления: воспитывать уважение к российским традициям, любовь к Родине; воспитывать чувство прекрасного; формировать общечеловеческие ценности, гуманизм, милосердие
В данном направлении мы знакомим детей с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения, изучаем культуру, традиции, различные виды искусств.Например, в год Культуры проведено массовое мероприятие: «Человек ,творец прекрасного». Это итоговое мероприятие, направлено на развитие художественного вкуса, любознательности, самостоятельности, умения активно и творчески применять ранее усвоенные навыки и умение работать в группе.
У нас с Владой Фелексовной одинаковые взгляды на воспитание подрастающего поколения, мы творческие личности и не даём возможности нашим детям скучать. Мы уверены, что формирование национально- патриотического мировоззрения подрастающего поколения необходимо, через пропаганду традиционной культуры России, через народные традиции и обычаи.
Между нашими группами , сложилась традиция в проведении совместных мероприятий и творческих дел, прогулок и экскурсий, посещение театров и музеев.
Современный воспитательный идеал это духовно-нравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, с неприятием агрессии, жестокости, насилия над личностью. В основе данного идеала лежит национальное патриотическое мировоззрение. Формирование, которого мы осуществляем через знакомство с традиционной культурой России, через лучшие традиции и обычаи народов многонациональной страны.
Целью таких тематических занятий, как, День победы; День защитника отечества; Международный женский день, является осознание детьми значения памятных дней, приобщение к традициям государственных праздников. Мы стараемся помочь детям осознать связь поколений, помочь в формировании целостности мира, установить во всём связь между прошлым нашего народа, нашей культуры и современностью, понять возникновение тех или иных традиций, обычаев. Приведём примеры.
На занятии, посвящённому Международному женскому дню дети совершают небольшое путешествие в историю, в то время, где женщины не имели прав равных мужским. Для детей становится открытием, что 8 марта не просто праздник мам и бабушек, что этот праздник имеет для нашего народа глубинный смысл, это часть нашего национального мировоззрения. Даже подарки к женскому дню дети после осознания информации делают с большим воодушевлением и рвением.
Говоря о защитниках отечества, мы предлагаем детям вспомнить о трёх богатырях, помогаем осознать внешний и внутренний образ истинного защитника Отечества в понимании нашего народа.
На занятие «Что в имени моём?» дети знакомятся с традициями и обычаями выбора имени на Руси, узнают значения имён. И что очень важно, возвращаясь к русским богатырям, ребята довольные собой объясняют значение имени, например, нашего Добрыни.
Занятие «Мы – граждане Великой России. Посвящено Дню Конституции». Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине,
Мы поставили перед собой задачи:
1. Формировать у детей представление о России как о родной стране; формирование представления о Конституции, понятия «закон, порядок, право, обязанности».
2. Воспитывать уважительное отношение к государственной символики, к государственным праздникам, к гражданским правам и обязанностям. занятие на тему «Всемирный день ребёнка»; беседа о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; рисовали и раскрашивали с детьми карту России на ватмане.
Здесь мы проводим небольшой экскурс в историю: разговор о мужском и женском национальном костюме, о декоративно-прикладном искусстве. Наша цель научить детей любить и быть преданными Родине и своему народу, гордиться принадлежностью к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитать национальные святыни и символы, уважать историю страны и старшее поколение. Потому мы проводим тематические занятия, на которых дети знакомятся с народными праздниками, с народными традициями и обычаями, с народным промыслом, творчеством и фольклором.
Например, такие занятия, как «Масленица», «Что такое Рождество?», «В гостях у Матрёшки», «Праздник весны и Пасхи». Нашим детям очень нравятся такие занятия. Они с удовольствием рассказывают друг другу, какие народные традиции есть в их семьях. С удовольствием учим и исполняем народные песни, для наших детей это важно в целях развития речи и активации словаря. А изготовление тряпичных куколок, оформление матрёшки или весёлого пасхального яичка, праздничной открытки – это особый восторг. При этом развивается мелкая моторика, точность движений, художественный вкус, произвольность.
Для осознания и формирования общечеловеческих ценностей, которые лежат в основе формирования качеств настоящего гражданина, предлагаем использовать сказки, рассказы, мультфильмы, детские фильмы, проанализировав, которые можно определить главную мысль и мораль. Для этого хорошо использовать наследие советской мультипликации и детские фильмы того времени. В умелых руках они становятся отличным материалом, который способствует раскрытию потенциальных возможностей развивающейся личности. Работу с детьми мы планируем тематическими неделями, при этом очень удобно подбирать материал для просмотра или чтения. Перед Днём матери можно просмотреть музыкальный фильм «Мама». Перед Всемирным днём ребёнка – фильм «Приключение жёлтого чемоданчика». Конечно, мы используем и современные мультфильмы и фильмы. Например, в мультфильме «Князь Владимир» красочно показана традиция празднования Масленицы на Руси. Наши дети очень любят сказки, а сюжет сказки – это ненавязчивый воспитательный материал. Поэтому мы часто их смотрим и читаем. Читаем сказки и перед сном. Ребятам это очень нравиться, они всегда ждут продолжения сюжета, напоминают, на чём остановились.
Интерес к сказкам мы используем в разгадывании сказочных кроссвордов, загадок, ребусов. И конечно на занятиях. Например, занятие, посвящённое творчеству А.С. Пушкина «Мои любимые сказки». Цель: приобщение детей к культуре и традициям своего народа через усвоение художественного языка и художественных образов в сказках величайшего национального русского поэта А.С.Пушкина.
Традиционно мы посещаем Памятные места и возлагаем цветы. Данные мероприятия необходимы для формирования чувства уважения и благодарности к старшему поколению, чувства гордости за страну. На экскурсиях дети знакомятся с историческими и культурными памятниками, с историческими событиями своей страны, города, края.
Например, мы с детьми посетили Аврору; проехали по Дороге жизни; прогулялись по Петергофу. Значение этих мест и связанных с ними событий невозможно недооценивать. Они рождают в нас самые лучшие чувства: восхищение, гордость, благодарность, любовь к Родине, осознание своей принадлежности к России.
Наша школа-интернат расположена в п. Понтонный. Считаем, что для воспитания любви к Отчизне, к своему народу, очень важно знать как можно больше о своём крае, о людях проживающих здесь. Мы совершаем экскурсии-прогулки по Понтонному, знакомство с п. Понтонный происходит и по средством заочных экскурсий.
Мы посещаем интерактивные музеи «Лабиринтум», «Кинсбург», театральные представления.
Важным фактором развития ребёнка является игра. Мы стараемся использовать лучшие традиции в формировании детской субкультуры. Вспомните игры, в которые мы играли в детстве, которые мы получали в наследство от старших ребят во дворе. Эти игры развивали нашу фантазию, воображение, внимание, память, двигательную активность, умение играть в группе сверстников по правилам, уважать и ценить других. «Выше ноги от земли», «Съедобное – несъедобное», «Тише едешь - дальше будешь», «Море волнуется раз…», «Али Баба» и другие. В какой-то период прервалась связь между поколениями, из детской субкультуры ушли лучшие традиции. Мы стараемся их вернуть в детскую жизнь. Поэтому мы играем и учимся играть.
Как результат нашей работы в духовно-нравственном направлении – это творчество наших воспитанников и их участие в творческих конкурсах. Например, конкурс «Русь моя светлая», «Мир вокруг нас» к 300-летию Александро-Невской Лавры.
В завершение хотелось бы рассказать о том, что у нас сложились традиционные связи с другими учреждениями.
С детьми наших групп мы посещаем местный Дом культуры «Нева». Специально для наших детей проводятся культурно-развлекательные мероприятия, посвящённые праздникам. Приглашают нас на просмотры мультипликационных фильмов, на театральные представления. Дети ждут этих мероприятий, радуются им.
Также Дом культуры предоставляет возможность детям заниматься в кружке «Мягкая игрушка».
В Молодёжно-спортивном комплексе «Балтика» дети участвуют в спортивно-развлекательных мероприятиях.
Сложившаяся взаимосвязь между нашими учреждениями позволяет расшить социальные связи и интересы детей, способствует раскрытию их потенциальных возможностей.
О результате своей работы и правильности выбранного направления мы судим по вопросам, которые нам задают наши дети: Что мы будем сегодня делать? Где вы находите такие фильмы, мультфильмы? Вы будете нам сегодня читать? Когда мы пойдём в Дом Культуры? Давайте делать поделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная площадка "Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей через экологизацию образовательного процесса "МИР ВОКРУГ НАС"
СТАТУС: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ»
Данная работа описывает работу учителей иностранного языка школы по развитию личностных качеств школьников таких как, патриотизм, гражданская идентичность, толерантность, социокультурная грамотность, ...
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел...
Формирование гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся вечерней школы ( из опыта работы).
Патриотизм- это любовь к Отечеству! Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками....
Воспитание нравственно - патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа.
Основные направления работы.Создание атмосферы национального быта .Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувст...
Проектная деятельность Тема «Воспитание нравственно- патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа
Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры ...
Формирование патриотического воспитания через курс внеурочной деятельности «Военная история России»
Курс внеурочной деятельности «Военная история России» направлен на:всестороннее развитие личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нрав...