Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Шапкунова Елена Александровна

Урок формирования умений и навыков с использованием ИКТ на всех этапах урока

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


 Конспект открытого урока  в 5 классе «Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий»

Предмет, класс

Литература, 5 класс, 2018-2019 уч.год

Тема урока

Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий

Базовый учебник

Учебник литературы 5 класс (под ред. В.Я.Коровиной).

Ф.И.О. преподавателя

Шапкунова Елена Александровна

Актуальность использования средств ИКТ на уроке

Зрительное восприятие материала помогает лучше освоить тему урока, разнообразит его. Использование аудио записей позволяет на примере актерского чтения продуктивно обучать технике исполнительского амстерства.

Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.

Цели и задачи  урока

обучающие – расширение представлений учащихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму «Руслан и Людмила»; попутное повторение понятий «текст» и «тема текста»;

развивающие – развитие творческого воображения, умения делового общения в парах, в группах, развитие памяти, внимания, развитие речи учащихся; отработка навыка самостоятельного осознанного чтения;

познавательные – расширение эрудиции учащихся, их общего кругозора.

воспитательные   - привитие учащимся читательского, литературного вкуса, приобщение к национальным истокам русской литературы.

Планируемые результаты:

личностные УУД:  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации; осуществлять сравнение,  классификацию, устанавливать причинно-следственные связи; структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; составлять небольшое монологическое высказывание;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, оценка результатов работы, адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

коммуникативные УУД:  соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения, уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы,  

Методы и приемы: 

эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический, ИКТ.

моделирование, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM , ресурсы сети Интернет)

Универсальные (компьютер, проектор);

Презентация в POWERPOINT;

Материалы из единой коллекции ЦОР

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Интерактивный комплекс, выход в сеть Интернет

Программные средства: Microsoft Word, POWERPOINT.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
  1. Этапы урока
  1. Деятельность учителя
  1. Деятельность учащихся

Указывается название этапа, формулируется цель данного этапа урока, длительность, основной вид деятельности со средствами ИКТ

Формулируются основные виды деятельности учителя; его функции на данном этапе; методы, приемы, педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи данного этапа

Представлена деятельность учащихся, направленная не только на предметный результат в ходе урока, но и на процесс достижения результата

  1. Организационный.

Способствовать организации внимания учащихся.

Называется тема урока, его цель и задачи.

Работа в тетради.

Учащиеся записывают тему урока

  1. Актуализация полученных ранее знаний.
    (Выяснение у учащихся имеющихся знаний о поэте)
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Учитель проводит фронтальный опрос, работа с ресурсами единой коллекции ЦОР, видеорядом с изображением героев сказок А.С.Пушкина.

а) Литературная разминка.

Из какой литературной сказки А.С.Пушкина эти стихотворные отрывки и художественные иллюстрации.

б) Разминка по иллюстрациям «Угадайте героев сказок».

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

  1. Введение в тему урока Прослушивание фрагмента увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

 Какие ассоциации рождает у вас прослушанный музыкальный фрагмент?

 А познакомиться с этим неизведанным, волшебным нам и поможет вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Мы продолжим путешествие по загадочным уголкам пушкинских строк, где нас ждёт много волшебного, интересного и неизведанного.

Ученики, опираясь на свои знания, дают ответы на вопросы, определяют тему, ставят цели урока 

  1. Изучение нового материала. 
  1. Работа с текстом «Вступления к поэме «У Лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкина.

Введение понятий «поэма», «пролог».

Знакомство с текстом.

Аналитическая работа.

Первичное восприятие текста. Прослушивание текста «У Лукоморья дуб зеленый…», просмотр видеоряда к нему.

Проведение физкультминутки

  1. Закрепление полученных знаний.

Учитель предлагает выяснить значение устаревших слов

Чтение по цепочке стихотворения

Выразительное чтение отрывка, лексическая работа (составление толкового словарика к отрывку)

Рефлексия

Оценивание деятельности учащихся

Мнение об уроке. Самооценка.

Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть, по желанию нарисовать иллюстрации.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

Интерактивный кроссворд по поэме А.С.Пушкина"Руслан и Людмила"

Интерактивный кроссворд по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."

На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....

Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Пролог.

Цель урока: дать понятие "пролога", показать его связь с фольклором (сказкой), раскрыть мысль поэта об уважительном отношении ко всему русскому, России, её прошлому, русскому языку....

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...