Были люди в наше время...
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Сценарий литературно-музыкальной постановки, посвящённый героям Отечественной войны 1812 года и их героическим жёнам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byli_lyudi_v_nashe_vremya.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Виды и формы внеклассной работы по литературе многообразны. Литературные вечера занимают особое место.
Традиционно с каждой параллелью ставятся уроки-праздники и литературные вечера (басни И. А. Крылова с пятыми классами; сказки А. С. Пушкина, Ш. Перро с шестыми классами; о лицеистах «Святому братству верен я…», «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» с восьмыми-девятыми классами; «Если душа родилась крылатой…» (посвящ. творчеству Марины Цветаевой) с десятыми-одиннадцатыми классами).
Все эти формы работы интересны для учителя и учеников, но в то же время сложны. В ходе подготовки таких уроков-праздников и литературных вечеров возникает множество вопросов:
- Чему посвятить вечер?
- Какова его цель?
- Как увлечь ребят?
- Как творчески подготовить вечер?
Тему вечера в значительной мере должны определять сами ученики. В этом случае они становятся единомышленниками и им интересна подготовка такого урока-праздника.
Вечер – это яркое, красочное, театрализованное представление, стержнем которого является не развлечение, а серьёзная мысль или идея. Участниками вечера становятся все желающие.
Тема вечера определяется юбилейными календарными датами или, что бывает чаще, содержанием материала, изучаемого в текущем учебном году. Например, вечер «Да, были люди в наше время…» это как раз тема одного из уроков литературы в седьмом классе «Русские женщины» Некрасова и в пятом классе «Бородино» Лермонтова.
Более 30 лет моей работы, на протяжении которых в нашей гимназии регулярно проводятся литературные вечера, позволяют сделать следующие выводы. Эта форма работы с учащимися развивает их познавательную активность, повышает интерес к литературе, истории и искусству.
Урок-праздник и литературный вечер – это школа нравственного воспитания, позволяющая каждому проявить свои творческие способности. В совместной творческой работе рождаются дружба, инициатива, чувство ответственности, за общее дело, самостоятельность мышления, умение сотрудничать. Эта работа сплачивает детские коллективы. Литературно-музыкальные вечера для меня не самоцель, а средство воспитания, путь к сердцу ученика. Ведь знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце, если они не зовут к высоким идеалам, желанию служить общему благу. Хочется, чтобы наши ученики осознали себя как продолжение тех, кто был до них, пусть задумаются о своем продолжении, пусть ощутят самую жгучую связь с людьми, с миром, с историей.
Да, были люди в наше время...
Светлой памяти героев войны 1812 года
и их героическим женам посвящается...
ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЧЕРА
На экране портреты героев войны 1812 года (Кутузова, Багратиона, кн. Раевского, кн. Волконского, Д. Давыдова, М. Лунина, А. Тучкова и других). На стенах вдоль всего зала – портреты героев войны 1812 года, перед ними слова:
«Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри – не вы!»
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА
«Да, были люди в наше время...»
(диск прилагается)
Под марш Преображенского и Семеновского полков входят участники вечера.
Когда все рассядутся, выйдет на сцену ведущий.
1-ый ведущий. | Свой вечер мы посвящаем светлой памяти героев войны 1812 г. Их мужественным женам. | |
Звучит полонез, танцуют пары. | ||
2-ой ведущий. | Может быть, это в доме Леваля, может, Пущиных, может, других; бал. Мы в Х1Х веке. | |
1-ый ведущий. | Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! | |
2-ой ведущий. | Товарищ! Верь! Взойдет она, Звезда пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена. | |
Музыка торжественная, грозная. Выходит и садится на трон царь. | ||
Царь Александр. | Меня поставил бог над русскою землею Гордитесь, русские, быть царскими рабами. Закон ваш – мысль моя! Отечество вам – флаг над гордыми дворцами. Россия – это я. | |
1-ый ведущий. | ХIХ век. | |
2-ой ведущий. | Две музы будут присутствовать на нашем вечере. | |
Выходят музы (одна во всем черном, другая в белом или розовом). | ||
1-ый ведущий. | Муза Скорби и печали. | |
2-ой ведущий. | Муза Надежды. | |
Муза Надежды. | Но и в это правление история России оставалась героической. «Война и мир» Толстого, Наташа Ростова. Нежная, порывистая, грациозная. Ее первый бал. Вот к ней подходит Андрей Болконский. | |
Звучит вальс Прокофьева. Наташа и Андрей танцуют, к ним присоединяются и другие пары. | ||
Муза Надежды. | Юная графиня. Как она тонко чувствовала русскую природу, как она любила Россию. | |
Звучит грозная музыка. | ||
Муза Скорби. | Но, «началась война, т.е. свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». | |
1-ый ведущий. | Гроза двенадцатого года настала. Кто тут нам помог? Остервенение народа. Барклай, зима иль русский бог? | |
Муза Скорби. | Наполеон! Он принес миру горе, смерть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет? Небо ясно, Под небом места много всем. Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? | |
Выходит Наполеон. | ||
Наполеон. | В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству Осталась одна Россия. Я раздавлю её. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, Если возьму Петербург, то возьму Россию за голову, Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце. Итак – Москва. | |
Ведущий. | Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля, Немногие вернулись с поля, Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы. | |
Кутузов. | Господа! Думаю, что нам придется сдать столицу, Дабы сохранить армию. | |
Барклай. | Потеряв этот город, мы сохраним армию | |
Ермолов. | И вы говорите – этот город – Да, этот город – сердце России, Её священная столица. Умереть каждому, но отстоять столицу. | |
Кутузов. | Волею, данной мне государем и отечеством. Приказываю отступать. Потеря Москвы еще не есть потеря России. Сохраним армию, спасем и Россию. Приказываю отступать. | |
Муза Надежды. | Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля. Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою, Не праздник, не священный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. | |
Кутузов. | Будете вы у меня ворон жрать, будете. | |
Наполеон. | Граф Лористон! Вам поручаю предложить перемирие армии Кутузова. | |
Лористон. | Ваше превосходительство. Я уполномочен моим императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну. | |
Кутузов. | Пора кончать, говорите. А мы, граф, войну ведь только начали. Да, только начали. | |
Лористон. | Но война ведется варварскими способами со стороны русских. | |
Кутузов. | Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы Не имеет ли граф еще что предложить? | |
Наполеон. | А дальше была Березина, гибель армии. | |
Кутузов. | Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому воинству. Слава русскому солдату. | |
Звучит музыка «Славься» из оперы М.Глинки «Жизнь за царя». | ||
1-ый ведущий. | У русского царя в чертогах есть палата Она не бархатом, не золотом богата. Не в ней алмаз венца хранится под стеклом. Но сверху донизу, во всю длину кругом, Своею кистию свободной и широкой Её разрисовал художник быстроокий. | |
2-ой ведущий. | Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил. Покрытых славою чудесного похода И вечной славою 12 года. | |
1-ый ведущий. | Один из самых поэтических портретов героев войны – портрет генерала Александра Тучкова. | |
2-ой ведущий. | Александр Тучков! Маргарита Нарышкина! Еще не написаны романсы об этой трогательной и нежной любви. | |
Звучит вальс. Танцуют пары. В центр круга выходят Маргарита Тучкова-Нарышкина и Александр Тучков. | ||
Маргарита. | Я очень рано вышла замуж, но вскоре вынуждена была бежать от самодура-мужа. Решение семьи – уйти мне в монастырь. Мой брат ввел в наш дом Александра Тучкова. Мы встретились и полюбили друг друга. | |
Тучков. | Маргарита стала моей женой. Она сопровождала меня во всех походах, была моим верным адъютантом. | |
Маргарита. | В Бородинском бою у Курганной высоты погиб генерал Александр Тучков. В октябре я первой пришла на Бородинское поле, я искала тело Александра и не нашла. Я осталась навечно в этом поле, построила Спас-Бородинский монастырь и стала игуменьей этого монастыря – игуменья Мария. | |
Снова звучит вальс Г. Свиридова. | ||
Ведущий. | Герои войны 12 года. Денис Давыдов и его первый друг – солдат Терентий. | |
Терентий. | Я в ту пору, как мы партизанили, ни вам, ни кому другому не сказывал, а в голове у меня крепко думка сидела, как бы изловчиться – да самого Наполеона Бонапарта в полон захватить. | |
Давыдов. | Не один ты, Терентий, многие охотились. Фигнер даже в занятую неприятелем Москву с этой целью пробрался. Пустая, несбыточная затея! | |
Терентий. | Теперича и я понимаю, а тогда в горячке-то, о чем только не бродилось. И чудней всего, что о личности Бонапарта я совсем никакого понятия не имел. А виделся он мне почему-то мужчиной огромного росту, носатым, черным – вроде цыгана и в золотом кафтане. | |
Давыдов. | Ну, если так, то Наполеону тебя опасаться нужды не было. Я в Тильзите его видел и запомнил отлично. Ростом он разве на вершок какой выше меня. Волосы темно-русые, а не черные. Лицо чистое, смугловатое, с чертами весьма регулярными, нос небольшой, прямой, с легкой горбинкой. А мундир обычно носил темно-зеленый, конно-егерский, с красной опушкой и с отворотами, с эполетами полковничьими. В общем, на портрет, созданный твоим воображением, нимало не походил. | |
Терентий. | Вестимо, не походил. Я потому и толкую, что дескать время-то, хотя и грозное было, а для всяких, как вы сказали, несбыточных затей и для всяких геройств очень способное. | |
Давыдов. | Да, что верно, то верно, богатырская была эпоха. Невиданным мужеством россиян прославлен в веках 12-й год. | |
Звучит марш, а затем песня «Меня зовут гусар безусый…» | ||
Ведущий. | Девица – улан Надежда Дурова. | |
Надежда Дурова. | Как много пустого наговорили мне о первом сражении, о страхе, о робости и, наконец, отчаянном мужестве. Какой вздор. Я участвовала во многих сраженьях, была я и на Бородинском поле, вела в бой эскадрон. Однажды я отстала от своей команды и попала на прием к главнокомандующему. | |
Кланяется Кутузову. | ||
Кутузов. | Что тебе надобно, друг мой? | |
Дурова. | Я желал бы иметь счастье быть вашим ординарцем. | |
Кутузов. | Какая же причина такой необыкновенной просьбы? | |
Дурова. | Я люблю военную службу и служил в прусскую кампанию. | |
Кутузов. | В прусскую! Разве вы служили тогда? А сколько же вам лет, я полагаю, не более 16? Как ваша фамилия? | |
Дурова. | Александров. | |
Кутузов. | Александров! Как я раз, что имею, наконец, удовольствие узнать вас лично. А теперь, голубчик, идите к генералу Коновницыну и скажите ему, что вы у меня будете ординарцем. | |
Дурова уходит. | ||
Кутузов. | Вы хромаете? Отчего это? | |
Дурова. | Я получил в сражении под Бородином контузию от ядра. | |
Кутузов. | Контузию от ядра! И вы не лечитесь. Сейчас же скажите доктору, чтобы осмотрел вашу ногу. | |
Ведущий. | Через несколько дней Кутузов велел позвать Дурову. | |
Кутузов. | Ну, что покойнее ли у меня, нежели в полку? Отдохнул ли ты? Что твоя нога? | |
Дурова. | Болит. | |
Кутузов. | Поезжай домой. Ты в самом деле похудел и ужасно бледен. Поезжай, отдохни, вылечись и приезжай обратно. | |
Дурова. | Никто из товарищей не подозревал, что уланский офицер Александров с георгиевским крестом на груди – женщина. Смущало отсутствие усов, которые все должны были носить в армии. Но выглядел я молодо, и до поры до времени отсутствие усов не выдавало меня. | |
Звучит музыка «Давным-давно …» Мазурка. | ||
Ведущий. | Шестьдесят лет носила она мужское имя, ни разу не сделав попытки вернуться к своему полу и к своему настоящему имени. Она появлялась обычно в черном сюртуке и лосиных брюках, с георгиевским крестом в петлице. | |
Ведущий. | Пушкин смущался, беседуя с ней. Вспоминая свое прошлое, Дурова говорила: - «Я был, я пришел, увидел…» Когда же однажды, прощаясь, Пушкин поцеловал Дуровой руку, она поспешно выхватила ее, покраснела и сказала: «Ах, боже мой! Я так давно отвыкла от этого, Александр Сергеевич!» | |
Сцена 5 | ||
Ведущая | Особое восхищение вызывают у нас образы жен декабристов. | |
Звучит музыка Сибелиуса «Грустный вальс». | ||
Ведущий | Пленительные образы. Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь подобное встречали. Их имена забыться не должны… Слава и краса вашего пола. Слава страны, вас произрастившей. Слава мужей, удостоившихся такой безграничной Любви и такой преданности, таких чудных и идеальных жен. Да будут незабвенны имена ваши! | |
Ведущая | Екатерина Трубецкая, дочь графа Лаваля. Полы в особняке Лаваля были выстланы мрамором, по которому ступал император Нерон. Она, видевшая Рим и Грецию, первая поехала за мужем в Сибирь. | |
Николай I | Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльно-каторжного. | |
Графиня Трубецкая | Согласна. | |
Николай I | Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне. | |
Графиня Трубецкая | Согласна. | |
Николай I | Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено. | |
Графиня Трубецкая | Согласна. | |
Николай I | Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаги, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем. | |
Графиня Трубецкая | Согласна. | |
Николай I | Свидание с мужем лишь в арестантском платье. | |
Графиня Трубецкая | Согласна. | |
Николай I | Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай бог, убьют, власти ответственности не несут. | |
Графиня Трубецкая | Согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу — отправьте меня сегодня же. | |
Трубецкая на приеме у генерал-губернатора Цейдлера. | ||
Цейдлер | Позвольте-с. Я согласен сам, Что дорог каждый час, Но хорошо ль известно вам, Что ожидает вас? Бесплодна наша сторона, А та еще бедней. Короче нашей там всена, Зима – еще длинней. В казарме общей надо жить. А пища: хлеб да квас. Пять тысяч каторжников там, Озлоблены судьбой. Заводят драки по ночам, Убийства и разбой. Поверьте, вас не пощадят, Не сжалится никто! | |
Графиня Трубецкая | Ужасна будет, знаю я Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его! | |
Цейдлер | Но вы не будете там жить, Тот климат вас убьет! Я вас обязан убедить, Не ездите вперед! | |
Графиня Трубецкая | Живут же люди в том краю. Привыкну я шутя. | |
Цейдлер | Живут? Но молодость свою Припомните… дитя. | |
Графиня Трубецкая | Пусть смерть мне суждена – Мне нечего жалеть. Я еду! Еду! Я должна Близ мужа умереть. | |
Цейдлер | Да, вы умрете, но сперва Измучите того, Чья безвозвратно голова Погибла для него. Прошу: не ездите туда. | |
Графиня Трубецкая | Покинув родину, друзей, Любимого отца, Приняв обет в душе моей Исполнить до конца Мой долг, я слез не принесу В проклятую тюрьму, – Я гордость, гордость в нем спасу И силы дам ему. | |
Цейдлер | Да, откровенно говорю, Вернитесь лучше в свет! | |
Графиня Трубецкая | Благодарю, благодарю За добрый ваш совет! | |
Цейдлер | Но муж же вас не пощадил? Подумайте, дитя. О ком тоска? К кому любовь? Увлекся призраком пустым, И вот – его судьба… И что ж?.. бежите вы за ним, Как жалкая раба. | |
Графиня Трубецкая | Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба – Я буду ей верна! О, если б он меня забыл Для женщины другой, В моей душе хватило б сил Не быть его рабой! Но знаю: к родине любовь Соперница моя. И если б нужно было вновь, Ему простила б я!.. | |
Ведущий | Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено наконец вернуться в Россию. | |
Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского | ||
Сцена 6 | ||
Ведущая | Вслед за Трубецкой поехала в Сибирь дочь героя войны 1812 года генерала Раевского Мария Волконская. | |
Генерал Раевский | Мари! Позволь представить тебе князя Сергея Григорьевича Волконского. Князь – прекрасный человек, из хорошей семьи. И я уверен, что ты будешь счастлива. Через месяц свадьба. | |
Волконская | Сергею было 36 лет, мне не было и 19. Я вышла за него замуж, достойнейшего и благороднейшего из людей. Мои родители думали, что обеспечили мне блестящую, по светским воззрениям, будущность. Мне было грустно с ними расставаться, словно сквозь подвенечную вуаль мне смутно виделась ожидающая нас судьба. | |
Звучит «Венчание» Г.Свиридова. | ||
Николай I | Сергея Волконского, государственного преступника, на каторгу, в Сибирь – навечно. | |
Волконская | Дорогая, обожаемая матушка, я отправляюсь сию минуту, ночь превосходная, дорога чудесная. Сестры! Мои нежные, хорошие, чудесные и совершенные сестры. Я счастлива, потому что я довольна собой. | |
Генерал Раевский | Путь тебе добрый, Машенька, снег идет. Молю бога за тебя, жертву невинную, да утешит он твою душу, да укрепит сердце. | |
Волконская | В Нерчинском заводе, я догнала Трубецкую. Комендант Бурнашов разрешил мне посетить тюрьму. Было темно, я ничего не могла разглядеть. Сергей бросился ко мне, лязг его цепей поразил меня. Вид его кандалов так растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом его самого. | |
Ведущая | 30 лет прожила на каторге и в ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1863 году, ей было 58 лет. | |
Ведущий | В 1865 году скончался Сергей Волконский. И только 38 лет спустя его портрет, портрет героя войны 1812 года, вернулся в галерею Эрмитажа. | |
Звучит отрывок из Концерта для голоса с оркестром Р.Глиэра. | ||
Ведущая | Пленительные образы. Едва ли, В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь подобное встречали. Их имена забыться не должны. | |
Ведущий | Декабристы в Сибири. Вы помните, какими юными они уезжали в Сибирь. Те немногие, кому суждено было вернуться, возвращались седыми стариками. | |
Волконский | Мои убеждения привели меня на каторгу, к 30-летнему изгнанию. И тем не менее ни от одного слова я сейчас не откажусь. | |
Анненков | Моя старая ненависть к самодержавию, рабству пробудилась с тех пор, как я вернулся из Сибири. | |
Якушкин | О нас в истории страницы напишут. Из искры возгорится пламя. | |
Ведущий | Веруйте в земное воскресенье, В потомках ваше племя оживет, И чад моих святое поколенье Покроет Русь и процветет. | |
Звучит « Первый концерт для фортепиано с оркестром «П.И.Чайковского. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У П.П. Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии». Как порой не хватает нам этого на уроках…
Литература – проявление души народа, она золотой запас наш. Одна из главных задач на уроках – воспитать историческую память. Историческая память содействует накоплению положительного народного опыта. Знать историю своего народа – это и осмысливать прошедшее, и всем поступательное движение общества, стремление человечества в лице его лучших представителей – к поиску новых благородных форм жизни, счастья для всех людей земли.
Мы – носители Прометеева огня, нам нужно идти по следам людей прежних эпох, но идти не слепо, а творчески, искать то лучшее, что искали они и создавать принципиально новое. На наше общество сейчас обрушены великие испытания, хочется верить, что историческая память и литература может выполнить роль врачевательной науки.
Важно каждому из нас ощущать себя частицей живущего во времени человечества, знать кто «я» и как мое «я» связано с окружающим миром. Но, наверное, самое главное и самое трудное: участвовать в развитии общества с учетом дыхания прошлого и настоящего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Да, были люди в наше время..."
Обобщающий урок-телемост по творчеству М.Ю.Лермонтова....
Да, были люди в наше время...
Презентация к уроку истории России....
Интеллектуальная литературная игра "Были люди в наше время"
Интеллектуальная литературная игра "Были люди в наше время" посвящена 200-летию Бородинского сражения. Рассчитана на базовый уровень освоения курса литературы 5-7 классов....
Да, были люди в наше время
Задачи:- расширять и углублять знания об Отечественной войне 1812 года-развивать навыки монологической речи и аудирования на английском языке;- повышать мотивацию обучающихся к изучению пр...
Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия«Да, были люди в наше время»
Мероприятие приурочено к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г. Материал дает информацию об основных событиях войны. Закрепление материала проходит в форме викторины...
Брейн-игра на тему "Повседневная жизнь людей в Новое время"
Интеллектуальная игра для проверки знаний по теме Повседневная жизнь людей в Новое время, 7 класс...
Урок литературы в 5 классе "Да, были люди в наше время!"
Урок по литературе в 5 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова...