Урок литературы в 5 классе "Да, были люди в наше время!"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок по литературе в 5 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodino.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по литературе
Тема учебного занятия: «Да, были люди в наше время»
Учитель: Коренюгина Елена Ивановна,
УМК: «Литература»5 класс, автор В.Я.Коровина, 2015г
Цель учебного занятия: содействовать формированию осознанного интереса к изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
Задачи:
- - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст
- - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;
- - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать информацию и делать выводы;
- - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
Тип: урок «открытия» новых знаний;
Метапредметные связи: музыка, история, ИЗО, культуроведение
Ресурсы урока:
Информационно-методические:
- учебник литературы, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику
- портрет автора,
- аудиохрестоматия по литературе 5 класса.
- карточки со словами, таблица (раздаточный материал),
Материально-технические:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- мультимедийная презентация.
- Видеофильм
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, взаимопроверка, самоконтроль.
Приёмы: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель:
| 1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. 2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся 3. Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока | Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО Выдвигают предположения о теме урока | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. | 3 минуты |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель:
| Активизирует знания учащихся. Организовывает работу в парах по составлению бортового журнала урока. Создает проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва | Учащиеся слушают учителя и составляют бортовой журнал "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?" Подготовленный учащийся рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях. Все остальные учащиеся слушают и дополняют свои бортовые журналы "Что нового они узнали о М.Ю.Лермонтове?" Слушают сообщение учащегося об исторических событиях, лежащих в основе стихотворения "Бородино". Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве, по ходу просмотра выписывают основные этапы битвы. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. | 10-12 минут |
3 | Постановка учебной задачи (проблемы) Цель:
| Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана". Организовывает обсуждение степени выразительности чтения и содержания стихотворения "Два великана". Организует чтение стихотворения "Бородино" с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на развитии сюжета. Организовывает работу по осмыслению содержания текста. | Слушают учителя. Слушают выразительное чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения ""Два великана". Озвучивают анализ степени выразительности чтения, участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме. Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом стихотворения "Бородино". Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение. Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста | Организовывает работу с устаревшей лексикой: просит любого учащегося соотнести картинку и название. Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения. Организовывает прослушивание отрывка песни "Бородино" на слова Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки организовывает обсуждение рисунков по произведению Лермонтова "Бородино". | Осуществляется взаимопроверка подготовленными учащимися-языковедами, проводится лексическая работа. Анализируют поэтическое произведение с целью определения:
Участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино". Слушают фрагмент песни, участвуют в обсуждении рисунков | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
5 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель:
| Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка | 5 минут |
6 | Рефлексия деятельности Цель:
| Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино" или "Мои впечатления от урока". Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание | Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. Учащийся читает стихотворение об Отечественной войне "Размышления потомков". | Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство | 5 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Да, были люди в наше время..."
Обобщающий урок-телемост по творчеству М.Ю.Лермонтова....
Да, были люди в наше время...
Презентация к уроку истории России....
Были люди в наше время...
Сценарий литературно-музыкальной постановки, посвящённый героям Отечественной войны 1812 года и их героическим жёнам....
Интеллектуальная литературная игра "Были люди в наше время"
Интеллектуальная литературная игра "Были люди в наше время" посвящена 200-летию Бородинского сражения. Рассчитана на базовый уровень освоения курса литературы 5-7 классов....
Да, были люди в наше время
Задачи:- расширять и углублять знания об Отечественной войне 1812 года-развивать навыки монологической речи и аудирования на английском языке;- повышать мотивацию обучающихся к изучению пр...
Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия«Да, были люди в наше время»
Мероприятие приурочено к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г. Материал дает информацию об основных событиях войны. Закрепление материала проходит в форме викторины...
урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"
урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...