Вокруг тебя - мир, факультатив 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа факультативного курса в 5 класе по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_vokrug_tebya_mir_2012-13gg.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
……………….Рыжикова О.И. ……………Кузнецова С.Д.
«….»_____________2012г. «…..»____________2012г.
МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа факультатива
«Вокруг тебя - Мир...»
5 класс
Учитель русского языка и литературы
Рогалева И.Е.
С. Чушевицы
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности, что необходимо современному человеку. Художественные и публицистические произведения, изучаемые в курсе «Вокруг тебя - Мир», отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения. Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор учащихся, а с другой - помогает учителю подготовиться к разговору в классе.
Программа создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…», 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК – 160с.
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель факультатива:
- подготовка детей к восприятию основ международного гуманитарного права;
Задачи факультатива:
-формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;
-формировать читательские навыки;
- развивать речь учащихся.
Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей помогают решать поставленные задачи и достигнуть поставленной цели.
Требования к уровню усвоения программы
Учащиеся должны знать:
- текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;
- тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;
- основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет.
Учащиеся должны уметь:
- выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
- правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; примерный темп чтения: 100-110 слов в минуту;
- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
- пересказывать устно и письменно (изложение) –кратко, подробно, выборочно - эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения; составлять план небольшого эпического произведения;
- составлять устный рассказ о литературном герое;
- пользоваться справочным аппаратом учебника – хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно-тематический план
Раздел 1. О правилах (5 часов)
Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.
Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа) (3 часа)
Цель: формирование понятия о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.
Задачи: углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать текст; развивать умение готовить рассказ от первого лица; развивать навык диалогового общения.
Т.Александрова "Светофорчик" (сказка) (2 час)
Цель: формирование понятия о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.
Задачи: расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки; развивать творческие способности на основе решения речевой задачи; развивать умение пересказывать текст; развивать навык диалогового общения.
Раздел 2. Об уважении и сострадании (13 часов)
Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.
Анри Дюнан – основатель Красного Креста (4часа)
Е.Носов "Трудный хлеб" (рассказ) (2часа)
Цель: формирование понятия «уважение».
Задачи: расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам; обогащение словарного запаса; развитие творческого воображения.
А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль) (3 часа)
Цель: формирование понятия «уважение».
Задачи: расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром; развивать навык диалогового общения; развивать умение готовить устный рассказ.
О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка) (4 час)
Цель: формирование понятия «сострадание».
Задачи: расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки; развивать умение формулировать основную мысль произведения; развивать умение аргументировать.
Раздел 3. О войне (10 часов)
Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.
Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.
Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) (4 часа)
Цель: обсуждение с обучающимися вопросов, связанные с гуманным отношением к военнопленным;
Задачи: формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод; развивать ассоциативное мышление; развивать умение рассуждать; развивать творческое воображение учащихся.
Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) (3 час)
Цель: обсуждение вопросов, связанных с гуманным обращением с военнопленными;
Задачи: познакомить учащихся с жанром дневниковых записей; развивать умение анализировать эпизод; развивать умение сравнивать; развивать умение рассуждать; развивать творческие способности (разработка правил).
Последнее уничтожение на Бородинском поле (3часа).
Раздел 4. О деятельном сострадании (2 часа)
Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.
Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.
А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ) (2 часа)
Цель: обсуждение вопросов гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей.
Задачи: расширить представление о композиции эпического произведения малой формы; обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ.
Раздел 5. Повторение (4часа).
Цель: повторение и проверка знаний по курсу «Вокруг тебя – Мир…»
Тематическое планирование
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
| Раздел 1. О правилах | 5 |
1 | Сказка «Общее счастье». Чтение. | 1 |
2 | Беседа о роли правил в жизни людей. | 1 |
3 | Рассуждение о роли правил в жизни человека. | 1 |
4 | Т. Александрова «Светофорчик». | 1 |
5 | Создание комиксов по сказке «Светофорчик». | 1 |
| Раздел 2. Об уважении и сострадании | 13 |
6 | Анри Дюнан – основатель Красного Креста. | 1 |
7 | «Воспоминания о битве при Сольферино». | 1 |
8 | Пересказ «Воспоминаний о битве при Сольферино». | 1 |
9 | Знакомство с Женевской конвенцией. | 1 |
10 | Е. Носов «Трудный хлеб». | 1 |
11 | Написание письма-отклика на газетную статью. | 1 |
12 | А. Платонов «Неизвестный цветок». | 1 |
13 | Анализ произведения А. Платонова «Неизвестный цветок». | 1 |
14 | Написание сочинения по теме «Моё маленькое открытие». | 1 |
15 | О. Уайльд «Мальчик-звезда». | 1 |
16 | Анализ сказки «Мальчик-звезда». | 1 |
17 | Создание диафильма по сказке «Мальчик-звезда». | 1 |
18 | Написание сочинения по выбранному афоризму. | 1 |
| Раздел 3. О войне | 10 |
19 | Л.Н. Толстой «Война и мир» | 1 |
20 | Характеристика героев | 1 |
21 | Роль художественной детали в характеристике героев. | 1 |
22 | Написание сочинения «Письмо о войне». | 1 |
23 | Д. Давыдов «1812 год». | 1 |
24 | Права человека в плену. | 1 |
25 | Самостоятельная работа по теме «Права человека». | 1 |
26 | Последнее уничтожение на Бородинском поле. | 1 |
27 | Развёрнутый письменный ответ на вопрос «Значение Отечественной войны 1812г.» | 1 |
28 | Беседа «Война в жизни людей». | 1 |
| Раздел 4. О деятельном сострадании | 2 |
29 | А. Куприн «Чудесный доктор». | 1 |
30 | Анализ произведения «Чудесный доктор». | 1 |
| Раздел 5. Повторение | 4 |
31 | Работа по составленному за курс словарику. | 1 |
32 | Творческая работа по изученному материалу. | 1 |
33 | Творческая работа по изученному материалу. | 1 |
34 | Обобщение изученного в 5 классе. | 1 |
Контроль знаний и умений обучающихся
осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности (презентация, составление собственного текста, создание текста на основе исходного), формируются навыки само- и взаимоконтроля.
Контроль осуществляется и через практические занятия, на которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса.
Сочинений – 4, творческих работ – 4.
Литература
Для учителей:
- Большой энциклопедический словарь. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М. – СПб., 1997.
- «Вокруг тебя – Мир…»Методические рекомендации. 5-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… - М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.
- Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)». – М.: МККК, 1998. – с. 11-16.
Для учащихся:
- Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация воспитательной системы класса "Вокруг тебя - мир..."
Данная презентация рассказывает о воспитательной системе класса: о ее цели и задачах, о принципах построения и основных направлених, о формах работы и ожидаемом результате....
Занятие в 6 классе по учебному курсу "Вокруг тебя - Мир..." "Приемы чтения"
Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому, ознакомительному) позволяет совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу р...
Воспитательная система класса "Вокруг тебя - мир..."
Данная воспитательная система разработана на период 2009 – 2014 гг., для учащихся 5–9-х классовЛюбой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость дост...
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС (И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова)...
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс...
Пояснительная записка по учебному курсу "Вокруг тебя мир" 7 класс
Пояснительная записка , содержание программы....