Урок по литературе в 11 классе на тему: "Два Сергея, два друга - метель да вьюга".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок сопоставления творчества С.Есенина с творчеством С.Клычкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_11._klychkov_i_esenin_.zip | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе для учащихся 11 класса на тему «Два Сергея, два друга – метель да вьюга».
Цели:
- Знакомство с поэзией С.Есенина и С.Клычкова.
- Нахождение общих черт в их творчестве, что позволяет причислить их к крестьянским поэтам.
- Умение анализировать стихотворения.
- Умение выразительного чтения.
Ход урока.
- В исполнении учащегося 11 класса звучит песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».
- Слово учителя.
Сергей Есенин, Сергей Клычков, Николай Клюев, Сергей Орешин – это та весеннее-свежая, удивительная, прекрасная в своей открытости и откровенности литература и поэзия, которая родилась на рубеже 20 века в крестьянском клину на Парнасе.
Пришедшие в поэзию примерно в одно и то же время олончанин Клюев, рязанец Есенин, певцы Тверского края и Поволжья Клычков и Орешин быстро услышали друг друга. Почти всех их связывала дружба. Хорошими друзьями были Сергей Есенин и Сергей Клычков. Об этих поэтах, об их творчестве сегодня наш разговор.
- Сообщение 1 учащегося.
С.Есенин в автобиографических набросках «Нечто о себе» писал о своём знакомстве с Клычковым: «В университете Шанявского в 1913-1914 годах столкнулся с поэтами. Узнал Клычкова, Орешина и Наседкина».
Позднее, в 1918 году, они встречались в Москве, жили и работали, часто – вместе, в рабочем «офисе» Клычкова, чердачной комнатке на Воздвиженке,16. В то ненадёжное и голодное время они не прекращали литературную деятельность. Клычков, Есенин и ещё один крестьянский поэт – Орешин – участвовали в создании «Московской трудовой артели художников слова». Под лирикой этого издательства выходили их книги. С.Есенин бывал в гостях у Клычкова на его родине в деревне Дубровки под Талдомом. Об этом вспоминает Евдокия Макаровна Гаврилова, подруга Веры Клычковой, сестры поэта:
(2 учащийся) «Бывал и не раз в Дубровках, в гостях у своего друга, поэт Сергей Есенин, ещё до революции бывал, мы тогда девчонками были…
Ну, Есенин и Есенин! Раньше и внимание на то не обращали. А он из себя круглолицый такой, молодой, красивый, волосы кудрявые, русые. Роста невысокого, и глаза светлые, вроде как голубые. Бывало, приду я к Вере, а они там, наверху на гитаре играют, поют. Говорила Вера, что стихи сочиняют, да у Есенина –то лучше получается».
- Сообщение 2 учащегося.
В 1923 году Есенин посвятил Клычкову своё стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» Спустя 2 года Клычкову пришлось пережить гибель друга. Он очень горевал о нём, не верил, что Есенин решился на самоубийство. А вот как о появлении С.Клычкова в литературе сказал Анатолий Ионкин в стихотворении «Встреча на книжной полке», ЭПИГРАФОМ К КОТОРОМУ ПОСЛУЖИЛИ СЛОВА Конёнкова:
«Два друга – метель да вьюга».
- Инсценировка стихотворения А. Ионкина «Встреча на книжной полке».
- Слово учителя.
«Два Сергея, два друга – метель да вьюга»,- так сказал о Сергее Есенине и Сергее Клычкове известный скульптор Конёнков, хорошо знавший обоих поэтов. Такова и тема нашего урока. Сегодня мы попробуем найти такие черты творчества, которые позволили критикам назвать Есенина и Клычкова крестьянскими поэтами. Итак, обратимся к стихотворениям.
- Анализ стихотворений Есенина и Клычкова.
По названиям первых сборников стихотворений Есенина и Клычкова можно определить основную тему раннего периода их творчества.
У Клычкова выходят в свет сборники «Кольцо Лады» (1913г) и «Дубравна» (1918г), у Есенина – «Радуница» (1916г) и «Голубень» (1918г).
- Какова же основная тема стихотворений раннего творчества поэтов?
(Тема природы)
- Какой предстаёт природа в стихотворениях Есенина и Клычкова?
- Какими пейзажами запоминается?
С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом»:
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
«Берёза»:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
С. Клычков «Милей, милей мне славы»:
Милей, милей мне славы
Простор родных полей,
И вешний гул дубравы, И крики журавлей.
«Гость чудесный»:
Свет Вечерний мерцает вдоль улиц,
Словно призрак в тумане плетень,
Над дорогою ивы согнулись
И крадётся от облака тень.
- Встречаются ли в стихотворениях о природе сквозные образы, переходящие из стихотворения в стихотворение?
- Какими эпитетами их наделяют поэты?
Есенин «полюбил я тоской журавлиною»
Клычков «и венцами журавли проносились у земли»
Есенин «ягнёнок кудрявый – месяц гуляет в голубой траве»
Клычков «низок месяц круторогий».
- Какими ещё изобразительно-выразительными средствами пользуются поэты? Приведите примеры.
Метафора:
Есенин «жёлтые поводья месяц …»
Клычков «а месяц прячется, хоронится, уткнувши в облако рога»
Сравнения
-Какие краски используют Есенин и Клычков для создания живописных картин природы родного края?
Есенин «Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил».
«Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит»
Клычков «У горних, у горних селений
Стоят голубые сады».
«По краям его кафтана
Серебряная кайма».
- Какой цвет преобладает в пейзажной лирике поэтов? (Золотой, с зелёным-красный).
(В мировосприятии поэтов не только чёрные и белые краски; мир, созданный ими многоцветен, ярок. Тона часто контрастны: с синим сочетается…
- Почему в раннем творчестве преобладают весенние пейзажи, а в позднем больше стихотворений об осени?
- Какому времени года посвящено больше всего стихотворений?
- Какой предстаёт осень в стихотворениях Есенина и Клычкова?
- Какие чувства испытывает лирический герой в это время года?
Есенин «Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень- рыжая кобыла- чешет гриву.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнёт листву по выступам дорожным»
«Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость»
«Закрутилась листва золотая…
Словно бабочек лёгкая стая»
«Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком».
Клычков «Низок месяц круторогий!
Осень, осень на пороге!»
«Утки шумною станищей
И венцами журавли
Проносились у земли»
«Лес шумит и шумит, опадая,
Аль прошла моя жизнь молодая
-Мы знаем, что природа – одно средств изображения душевного состояния героя.
- Какие чувства овладевают лирическим героем осенью?
(Осень связана с воспоминаниями о прошумевшей жизни, об уходящей молодости, ностальгия по прошлому, которое было таким ярким, как краски осени)
В общении с природой поэты переживают то горечь, то радость, то печаль, то сожаление, скорбь, грусть, успокоение. Гамма настроений широка и пестра потому, что такова русская жизнь. Есенину и клычкову выпало на долю жить и творить в пору великих социальных перемен, которые пережила наша страна. Преобразования в послереволюционные годы драматически переживались поэтами. И это не могло не сказаться на характере лирического героя стихотворений Есенина и Клычкова. Вместе с родной страной герой испытывает крайнюю неудовлетворённость жизнью, чувствует одиночество, боль души.
- В каком образе чаще всего выступает лирический герой в стихотворениях поэтов?
( в образе странника)
- Да, действительно, один из мотивов поэзии Есенина и Клычкова – это мотив странничества.
- В каких стихотворениях появляется образ странника? Приведите примеры.
Есенин « Гой ты, Русь, моя родная»
«Как захожий богомолец
Я смотрю твои поля…»
«Без шапки с лыковой котомкой»
«Стирая пот свой, как елей,
Бреду дубравною сторонкой
Под тихий шелест тополей.»
«Устал я жить в родном краю»
Клычков «Я иду, за плечами с кошелкою»
«Я иду, за плечами с кошелкою,
С одинокою думой своей»
«Странник»
«Иду я раннею весной
По деревням и сёлам».
- Какой странник Есенина и Клычкова? Что общего между ними?
- Можно ли сказать, что в образе путника раскрывается собственная судьба поэтов?
Подтвердите эту мысль сведениями из жизни поэтов.
Но странник Есенина и Клычкова был особенным. Как бы он ни бродил «по планете до упаду», всегда у него была родная земля. Родная деревня, которая помогла ему выстоять на всех ветрах времени. Она, деревня, была для него точкой опоры, источником творчества.
- Назовите стихотворения Есенина и Клычкова, посвящённые деревне?
С.Есенин « В хате», «Край ты мой заброшенный»
С.Клычков «У меня в избёнке тесной», «Сегодня у нас на деревне», «Дед с покоса».
- Какой мы видим деревню в раннем творчестве поэтов?
Есенин «В хате»
Клычков «На чужбине далёко от родины»
- Как и чем живёт деревня?
- Какими изобразительными средствами пользуются поэты при описании деревни?
Есенин
«Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины»
Клычков
«И кажется: к столбу за провод
Изба привязана, как конь!»
- Какие чувства испытывает лирический герой к деревне, к её жителям?
(Двойственные: нежность и печаль, любовь к родному краю и грусть, печаль, что деревня нищая, разрушается)
- Как реагирует Есенин и Клычков на происходящие в послереволюционное время преобразования в деревне?
- В каком стихотворении Есенина речь идёт о гибели живой природы под напором городской цивилизации? («Сорокоуст»)
- Какую картину рисует поэт в стихотворении?
(Состязание в беге между жеребёнком и поездом)
- Раскройте символичность этих образов.
- Звучит ли подобная тема- победа железного, механического, бездушного над неподдельным, чистым и естественным в стихотворениях Клычкова?
- Какие чувства овладевают поэтами, которые привыкли видеть свои родные края в естественной первозданной красоте?
(Они понимают необходимость перемен, но в то же время им жаль патриархальной деревни, и они не находят себе места в новой жизни)
Не случайно духовные братья Есенин и Клычков вступились за судьбу родной земли, за русское крестьянство, которое на протяжении веков хранило гармонию отношений человека и природы.
8. Итоги урока.
- Давайте подведём итоги нашего урока.
- Чем же близки стихотворения Есенина и Клычкова?
- Какие общие черты творчества позволили критикам назвать их крестьянскими поэтами?
(Общие темы- темы деревни, природы, общие образы – странник, месяц, луна, похожи изобразительно-выразительные средства- метафоры, эпитеты, сравнения. Красочность поэзии.)
Стихи Есенина и Клычкова близки по манере письма, по краскам. Их лирика доверительная, ласковая, полная любви к человеку и природе. Создаётся впечатление что герои их стихотворений родились в одной деревне, а потом вместе отправились бродить по Руси, любуясь живописными картинами родного края.
Духовными братьями, друзьями называют Есенина и Клычкова. «Два друга»- так назвал и соё стихотворение Николай Карманов
Из своей эпохи, с одного портрета
Смотрят на меня лучистым, светлым взглядом
Два Сергея, два больших поэта,
Много верст по жизни прошагавших рядом
И Клычкова, И Есенина, как братьев,
Я люблю и именами их горжусь,
Строки их стихов молодцеватой ратью
Прославляют сердцу дорогую Русь.
- О какой общей теме творчества Есенина и Клычкова упоминает Николай Карманов в своём стихотворении?
Лирика Есенина и Клычкова находит отзвук в сердце каждого читателя, чарует нас своими красками, волнует своей музыкой. Не случайно многие стихотворения Есенина и Клычкова положены на музыку. В начале урока вы слышали песню на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», в заключении нашего урока я вам предлагаю послушать песню на стихи С.Клычкова «Жар-птица» в исполнении Станислава Коренблета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Итоговый урок по литературе 5 класс по теме "Сказки".
Сказка - это всегда интересно и увлекательно....
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"
Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...