Урок по литературе в 11 классе на тему: "Два Сергея, два друга - метель да вьюга".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок сопоставления творчества С.Есенина с творчеством С.Клычкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literatura_11._klychkov_i_esenin_.zip22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе для учащихся 11 класса на тему «Два Сергея, два друга – метель да вьюга».

         Цели:

  1. Знакомство с поэзией С.Есенина и С.Клычкова.
  2. Нахождение общих черт в их творчестве, что позволяет причислить их к крестьянским поэтам.
  3.  Умение анализировать стихотворения.
  4. Умение выразительного чтения.

     Ход урока.

  1. В исполнении учащегося 11 класса звучит песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».
  2. Слово учителя.

Сергей Есенин, Сергей Клычков, Николай Клюев, Сергей Орешин – это та весеннее-свежая, удивительная, прекрасная в своей открытости и откровенности литература и поэзия, которая родилась на рубеже 20 века в крестьянском клину на Парнасе.

Пришедшие в поэзию примерно в одно и то же время олончанин Клюев, рязанец Есенин, певцы Тверского края и Поволжья Клычков и Орешин быстро услышали друг друга. Почти всех их связывала дружба. Хорошими друзьями были Сергей Есенин и Сергей Клычков. Об этих поэтах, об их творчестве сегодня наш разговор.

  1. Сообщение 1 учащегося.

С.Есенин в автобиографических набросках «Нечто о себе» писал о своём знакомстве с Клычковым: «В университете Шанявского в 1913-1914 годах столкнулся с поэтами. Узнал Клычкова, Орешина и Наседкина».

Позднее, в 1918 году, они встречались в Москве, жили и работали, часто – вместе, в рабочем «офисе» Клычкова, чердачной комнатке на Воздвиженке,16. В то ненадёжное и голодное время они не прекращали литературную деятельность. Клычков, Есенин и ещё один крестьянский поэт – Орешин – участвовали в создании «Московской трудовой артели художников слова».  Под лирикой этого издательства выходили их книги. С.Есенин бывал в гостях у Клычкова на его родине в деревне Дубровки под Талдомом. Об этом вспоминает Евдокия Макаровна Гаврилова, подруга  Веры Клычковой, сестры поэта:

(2 учащийся) «Бывал и не раз в Дубровках, в гостях у своего друга, поэт Сергей Есенин, ещё до революции бывал, мы тогда девчонками были…

Ну, Есенин и Есенин! Раньше и внимание на то не обращали. А он из себя круглолицый такой, молодой, красивый, волосы кудрявые, русые. Роста невысокого, и глаза светлые, вроде как голубые. Бывало, приду я к Вере, а они там, наверху на гитаре играют, поют. Говорила Вера, что стихи сочиняют, да у Есенина –то лучше получается».

  1. Сообщение 2 учащегося.

В 1923 году Есенин посвятил Клычкову своё стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» Спустя 2 года Клычкову пришлось пережить гибель друга. Он очень горевал о нём, не верил, что Есенин решился на самоубийство. А вот как о появлении С.Клычкова в литературе сказал Анатолий Ионкин в стихотворении «Встреча на книжной полке», ЭПИГРАФОМ К КОТОРОМУ ПОСЛУЖИЛИ СЛОВА Конёнкова:

«Два друга – метель да вьюга».

  1. Инсценировка стихотворения А. Ионкина «Встреча на книжной полке».
  2. Слово учителя.

«Два Сергея, два друга – метель да вьюга»,- так сказал о Сергее Есенине и Сергее Клычкове известный скульптор Конёнков, хорошо знавший обоих поэтов. Такова и тема нашего урока. Сегодня мы попробуем найти такие черты творчества, которые позволили критикам назвать Есенина и Клычкова крестьянскими поэтами. Итак, обратимся к стихотворениям.

  1. Анализ стихотворений Есенина и Клычкова.

По названиям первых сборников стихотворений Есенина и Клычкова можно определить основную тему раннего периода их творчества.

У Клычкова выходят в свет сборники «Кольцо Лады» (1913г) и «Дубравна» (1918г), у Есенина – «Радуница» (1916г) и «Голубень» (1918г).

- Какова же основная тема стихотворений раннего творчества поэтов?

(Тема природы)

- Какой предстаёт природа в стихотворениях Есенина и Клычкова?

- Какими пейзажами запоминается?

С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом»:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

«Берёза»:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

С. Клычков «Милей, милей мне славы»:

Милей, милей мне славы

Простор родных полей,

И вешний гул дубравы, И крики журавлей.

«Гость чудесный»:

Свет Вечерний мерцает вдоль улиц,

Словно призрак в тумане плетень,

Над дорогою ивы согнулись

И крадётся от облака тень.

- Встречаются ли в стихотворениях о природе сквозные образы, переходящие из стихотворения в стихотворение?

- Какими эпитетами их наделяют поэты?

Есенин «полюбил я тоской журавлиною»

Клычков «и венцами журавли проносились у земли»

Есенин «ягнёнок кудрявый – месяц гуляет в голубой траве»

Клычков «низок месяц круторогий».

- Какими ещё изобразительно-выразительными средствами пользуются поэты? Приведите примеры.

Метафора:

Есенин «жёлтые поводья месяц …»

Клычков «а месяц прячется, хоронится, уткнувши в облако рога»

Сравнения

-Какие краски используют Есенин и Клычков для создания живописных картин природы родного края?

Есенин «Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил».

«Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит»

Клычков «У горних, у горних селений

Стоят голубые сады».

«По краям его кафтана

Серебряная кайма».

- Какой цвет преобладает в пейзажной лирике поэтов? (Золотой, с зелёным-красный).

(В мировосприятии поэтов не только чёрные и белые краски; мир, созданный ими многоцветен, ярок. Тона часто контрастны: с синим сочетается…

- Почему в раннем творчестве преобладают весенние пейзажи, а в позднем больше стихотворений об осени?

- Какому времени года посвящено больше всего стихотворений?

- Какой предстаёт осень в стихотворениях Есенина и Клычкова?

- Какие чувства испытывает лирический герой в это время года?

Есенин «Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень- рыжая кобыла- чешет гриву.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнёт листву по выступам дорожным»

«Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость»

«Закрутилась листва золотая…

Словно бабочек лёгкая стая»

«Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком».

Клычков «Низок месяц круторогий!

Осень, осень на пороге!»

«Утки шумною станищей

И венцами журавли

Проносились у земли»

«Лес шумит и шумит, опадая,

Аль прошла моя жизнь молодая

-Мы знаем, что природа – одно средств изображения душевного состояния героя.

- Какие чувства овладевают лирическим героем осенью?

(Осень связана с воспоминаниями о прошумевшей жизни, об уходящей молодости, ностальгия по прошлому, которое было таким ярким, как краски осени)

В общении с природой поэты переживают то горечь, то радость, то печаль, то сожаление, скорбь, грусть, успокоение. Гамма настроений широка и пестра потому, что такова русская жизнь. Есенину и клычкову выпало на долю жить и творить в пору великих социальных перемен, которые пережила наша страна. Преобразования в послереволюционные годы драматически переживались поэтами. И это не могло не сказаться на характере лирического героя стихотворений Есенина и Клычкова. Вместе с родной страной герой испытывает крайнюю неудовлетворённость жизнью, чувствует одиночество, боль души.

- В каком образе чаще всего выступает лирический герой в стихотворениях поэтов?

( в образе странника)

- Да, действительно, один из мотивов поэзии Есенина и Клычкова – это мотив странничества.

- В каких стихотворениях появляется образ странника? Приведите примеры.

Есенин « Гой ты, Русь, моя родная»

«Как захожий богомолец

Я смотрю твои поля…»

«Без шапки с лыковой котомкой»

«Стирая пот свой, как елей,

Бреду дубравною сторонкой

Под тихий шелест тополей.»

«Устал я жить в родном краю»

Клычков «Я иду, за плечами с кошелкою»

«Я иду, за плечами с кошелкою,

С одинокою думой своей»

«Странник»

«Иду я раннею весной

По деревням и сёлам».

- Какой странник Есенина и Клычкова? Что общего между ними?

- Можно ли сказать, что в образе путника раскрывается собственная судьба поэтов?

Подтвердите эту мысль сведениями из жизни поэтов.

Но странник Есенина и Клычкова был особенным. Как бы он ни бродил «по планете до упаду», всегда у него была родная земля. Родная деревня, которая помогла ему выстоять на всех ветрах времени. Она, деревня, была для него точкой опоры, источником творчества.

- Назовите стихотворения Есенина и Клычкова, посвящённые деревне?

С.Есенин « В хате», «Край ты мой заброшенный»

С.Клычков «У меня в избёнке тесной», «Сегодня у нас на деревне», «Дед с покоса».

- Какой мы видим деревню в раннем творчестве поэтов?

Есенин «В хате»

Клычков «На чужбине далёко от родины»

- Как  и чем живёт деревня?

- Какими изобразительными средствами пользуются поэты при описании деревни?

Есенин

«Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины»

Клычков

«И кажется: к столбу за провод

Изба привязана, как конь!»

- Какие чувства испытывает лирический герой к деревне, к её жителям?

(Двойственные: нежность и печаль, любовь к родному краю и грусть, печаль, что деревня нищая, разрушается)

- Как реагирует Есенин и Клычков на происходящие в послереволюционное время преобразования в деревне?

- В каком стихотворении Есенина речь идёт о гибели живой природы под напором городской цивилизации? («Сорокоуст»)

- Какую картину рисует поэт в стихотворении?

(Состязание в беге между жеребёнком и поездом)

- Раскройте символичность этих образов.

- Звучит ли подобная тема- победа железного, механического, бездушного над неподдельным, чистым и естественным в стихотворениях Клычкова?

- Какие чувства овладевают поэтами, которые привыкли видеть свои родные края в естественной первозданной красоте?

(Они понимают необходимость перемен, но в то же время им жаль патриархальной деревни, и они не находят себе места в новой жизни)

Не случайно духовные братья Есенин и Клычков вступились за судьбу родной земли, за русское крестьянство, которое на протяжении веков хранило гармонию отношений человека и природы.

     8. Итоги урока.

- Давайте подведём итоги нашего урока.

- Чем же близки стихотворения Есенина и Клычкова?

- Какие общие черты творчества позволили критикам назвать их крестьянскими поэтами?

(Общие темы- темы деревни, природы, общие образы – странник,  месяц, луна, похожи изобразительно-выразительные средства- метафоры, эпитеты, сравнения. Красочность поэзии.)

Стихи Есенина и Клычкова близки по манере письма, по краскам. Их лирика доверительная, ласковая, полная любви к человеку и природе. Создаётся впечатление что герои их стихотворений родились в одной деревне, а потом вместе отправились бродить по Руси, любуясь живописными картинами родного края.

Духовными братьями, друзьями называют Есенина и Клычкова. «Два друга»- так назвал и соё стихотворение Николай Карманов

Из своей эпохи, с одного портрета

Смотрят на меня лучистым, светлым взглядом

Два Сергея, два больших поэта,

Много верст по жизни прошагавших рядом

И Клычкова, И Есенина, как братьев,

Я люблю и именами их горжусь,

 Строки их стихов молодцеватой ратью

Прославляют сердцу дорогую Русь.

- О какой общей теме творчества Есенина и Клычкова упоминает Николай Карманов в своём стихотворении?

Лирика Есенина и Клычкова находит отзвук в сердце каждого читателя, чарует нас своими красками, волнует своей музыкой. Не случайно многие стихотворения Есенина и Клычкова положены на музыку. В начале урока вы слышали песню на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», в заключении нашего урока я вам предлагаю послушать песню на стихи С.Клычкова «Жар-птица» в исполнении Станислава Коренблета.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Итоговый урок по литературе 5 класс по теме "Сказки".

Сказка - это  всегда  интересно  и увлекательно....

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...