Разработка урока "Существует ли женская поэзия"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Разработка урока по внеклассному чтению в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sushchestvuet_li_zhenskaya_poeziya.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 9 классе.
Учитель Алдобаева Н.Е.
Тема урока: « Существует ли женская поэзия?»
Цели:
1. Познакомить учащихся с отдельными аспектами творчества А. Ахматовой и М. Цветаевой.
2. Воспитывать художественный вкус путем создания атмосферы погружения в творчество мастера слова.
3. Развивать умение и навыки восприятия и интерпретации поэтического текста.
Звучит отрывок из песни "Памяти В. Цоя" в исполнении Игоря Талькова.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте…
Слово учителя
Сегодня у нас художественно-поэтический семинар "Существует ли женская поэзия?"
Слайд №1
Мы будем читать и слушать стихи, песни, смотреть портреты, фотографии женщин-поэтов, учиться воспринимать поэтический текст и выражать собственное его восприятие.
Долгое время женская поэзия была на задворках большой литературы, хотя женщины-поэтессы были всегда.
Поэты-женщины ХХ века нисколько не уступают мужчинам по силе таланта и выразительности, к тому же они действительно стоят особняком: их нельзя четко отнести ни к одному из множества господствовавших тогда направлений и группировок, их стиль своеобразен и неповторим.
Слайд №2
Анна Ахматова и Марина Цветаева. Они заставили называть себя не поэтессами, а поэтами, без всяких скидок, без снисходительной усмешки мужчин – собратьев по перу.
О чем говорит женщина? О том, что ей близко, что составляет сущность её жизни: о любви.
Слайд №3
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет –
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!..
Слайд №4
Марина Ивановна Цветаева – дочь создателя и бессменного директора Музея изобразительных искусств, высокообразованного и высоконравственного человека, она выросла в обстановке любви к искусству.
Её мама умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет.
От мамы у Марины – любовь к музыке, к Пушкину.
Ей было 6 лет, и её впервые взяли на публичный вечер – рождественский.
Давали сцены из "Русалки" и "Евгения Онегина".
Мать. Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?
Марина. Татьяна и Онегин.
Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь…
Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда – когда расставались…
Он не любил (я это поняла) потому не сел, любила Она, потому и встала, они ни минуты не были вместе.
Слайд №5
Звучит песня "Мне нравится…" на стихи Марины Цветаевой в исполнении Аллы Пугачевой.
В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она выпустила первый поэтический сборник, который известный к тому времени в поэтических кругах Максимилиан Волошин назвал "чудом…"
За искреннюю поддержку будет благодарна ему Марина, а ещё за 1911 год – счастливый год её жизни.
В один день с Мариной Цветаевой, но годом позже – 26 сентября 1893 года родился её муж – Сергей Яковлевич Эфрон.
Слайд №6
Из дневника Сергея Эфрона.
"Говорят, дневники пишут только очень одинокие люди… Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь… Одинок я, мои самые сокровенные мысли, моё понимание жизни и людей…"
Одиночество это разомкнула Марина.
Они встретились 17-летний и 18-летняя на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки – он стал ей помогать – красивый грустный юноша… с поразительными, огромными в пол-лица глазами.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса,
Есть огромные глаза –
Цвета моря…
Заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он нашёл тотчас, на ощупь…
Слайд №7
Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
В 1912 году родилась их первая дочь, а в 1914 году Сергей, студент Московского университета, отправляется на фронт в качестве брата милосердия.
Слайд №8
Звучит песня "Генералам двенадцатого года…" на стихи Марины Цветаевой.
Слайд №9
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, от слова горе) тоже из среды интеллигенции. Отец, отставной инженер-механик флота, узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал, чтоб она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Псевдонимом стала фамилия бабки, в которой текла буйная кровь татарских княжон.
Молодость Анны Ахматовой прошла в блеске балов, литературных салонов и путешествий по Европе.
К ней очень рано пришла слава и любовь.
Слайд №10
Из воспоминаний Корнея Чуковского.
"Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, она была похожа на робкую 15-летнюю девочку. Прошло 2 – 3 года, и в её осанке наметилась главная черта её личности – величавость…"
Из писем Ахматовой.
Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю…"
Слайд №11
Звучит песня "Было душно от жгучего света…" на стихи Анны Ахматовой в исполнении Александра Матюхина.
Из стихов Анны Ахматовой.
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
… А я была его женой.
Через полгода после женитьбы Гумилев отправится а Абиссинию.
Слайд №12
Звучит песня "Сегодня мне письма не принесли" на стихи Анны Ахматовой в исполнении Риты Горенштейн.
Слайд №13
Звучит стихотворение "Не недели, не месяцы – годы…" (читает Анна Ахматова).
Слайд №14
Да, в жизни Марины Цветаевой и Анны Ахматовой была большая любовь, а потом – горечь измен и разлук, революция, репрессии, высылки, тюрьмы, где томились близкие, замалчивание, непризнание.
Теперь Ахматова и Цветаева – звезды первой величины русской поэзии ХХ века.
К уроку вы учили наизусть стихи, которые вам понравились. И когда будете читать их вслух, то покажите, используя выразительные средства поэтических текстов, что в этих стихах вас по-настоящему взволновало. А ваши слушатели пусть постараются сформулировать те чувства, которые переживают лирические герои.
Ученики читают и анализируют стихи.
М. Цветаева "Кто создан из камня".
Слайд №15
Слайд №16
А. Ахматова "Песня последней встречи".
Слайд №17
М. Цветаева "Ошибка".
А. Ахматова "Три раза пытать приходила".
А. Ахматова "Помолись о нищей, о потерянной".
М. Цветаева "Попытка ревности".
Подведение итогов работы: оценивание выразительного чтения стихов и обсуждения вопроса "Так существует ли женская поэзия, и какими вы увидели героинь стихов Анны Ахматовой и Марины Цветаевой?"
Задание для самостоятельной домашней работы.
Выберите любое стихотворение Анны Ахматовой или Марины Цветаевой и опишите ваше восприятие этого произведения ,пусть это будет не классический анализ, а непосредственное читательское восприятие: как вы поняли стихотворение , что привлекло вас в нем, в чем вы видите поэтичность и художественность этих строк.
Вновь звучит отрывок из песни "Памяти В. Цоя" в исполнении Игоря Талькова.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
…
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Женская поэзия Кузбасса"
Занятие в рамках элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" на основе регионального компонента. Прилагается презентация....
Классный час "Женская поэзия"
Информационный, поэтический журналЦели и задачи:- познакомить учащихся с современными поэтессами.- развить интерес к поэтическому творчеству. Воспитательные:- организовать сотрудничество студенто...
Методическая разработка учебного занятия "Женский портрет"
Методическая разработка предназначена для педагогов ДО, учителей ИЗО, МХК, педагогов ДШИ.Тема занятия раскрывает особенности портретного жанра, практическая часть занятия закрепляет умение д...
Методическая разработка круглого стола "Женские профессии в армии" для девушек 10-11 классов в разделе ОВС
Занятие по модулю "Жинщины и армия" в разделе ОВС в курсе Основ безопасности жизнедеятельности 10-11 кл. в форме кргуглого стола по теме "Женские профессии в армии" Возрастная катгеори : д...
Разработки мероприятий к Женскому дню 8 марта.
Здесь представлены разработки сценариев, посвященных Дню 8 Марта.Авторы неизвестны....
Спецкурс "Женская поэзия России 19 века" для старших классах
Цель спецкурса "Женская поэзия России 19 века" - познакомиться с творчеством поэтесс 19 века, которые являются неотъемлемой частью нашей богатейшей поэзии....
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни «Женщины-поэты ХХ века», 9-11 кл.
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни воспитанниц 10-х классов «Женщины-поэты ХХ века»Ты — женщина, ты &m...