Рабочая программа по учебному курсу. Литература 11 класс. Базовый уровень
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Главная задачапрограммы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnomu_kursu._literatura_11_klass._bazovyy_uroven.rar | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»
Согласовано Руководитель МО ___________Сопина Т.В.. Протокол № ___ от «____»___________2011г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ» ___________ Лаптева С.И. «____»____________2011 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ» __________Галайко И.Н.. Приказ № ___ от «___»____2011 г. |
Рабочая программа
Сопиной Татьяны Васильевны
по учебному курсу «Литература»
11 класс
Базовый уровень
Всего уроков 102, в неделю 3
Сочинений 7 (классных 2, домашних 5)
2011-2012 уч.год
Пояснительная записка
Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов.
В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа нетрадиционна по построению и содержанию. Кроме произведений из «Обязательного минимума...», что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации, она включает дополнительные тексты русских и зарубежных писателей. Обращаем внимание учителя на вариативность программы: к каждой теме предлагается краткий список книг, текст для чтения и изучения из числа не входящих в «Обязательный минимум...» учащийся определяет самостоятельно. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества. Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе. Программа рассчитана на 2 ч в неделю.. Сочинений 7 (классных 2, домашних 5)
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения программы выпускники должны уметь:
• владеть монологической и диалогической формами устной и письменной речи;
• пересказывать ключевые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции и т.д.);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, устанавливать его роль в произведении;
• составлять план, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
• писать сочинения в разных жанрах на литературную тему (о героях, проблематике, художественном своеобразии литературных произведений); письменный анализ эпизода, стихотворения; рецензию на изученное произведение; сочинение на свободную тему. строить связное монологическое высказывание на литературную тему; участвовать в дискуссии, полемике по прочитанным произведениям, приводить аргументы, в том числе теоретико-литературного характера;
• самостоятельно выделять ключевые эпизоды (сцены) в прочитанном произведении, анализировать и интерпретировать эпизод (сцену);
• работать с различными информационными источниками, составлять развернутый план, тезисы, конспект, писать реферат, готовить доклад на литературную тему;
• писать сочинение на литературную тему, в том числе на темы литературоведческого характера;
• рецензировать самостоятельно прочитанное художественное произведение.
Календарно-тематическое планирование
№урока | Календарные сроки | Тема учебного занятия | Планируемыйконтроль | Подготовка к ЕГЭ |
1. | Введение. Судьба России в 20 веке. | |||
2. | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика | устный опрос | ||
3 – 4 | И. Бунин «Господин из Сан-Франциско». | Решение тестов | ||
5 – 6 | Тема любви в творчестве Бунина | викторина | ||
7 | Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы | Решение тестов | ||
8 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. «Поединок» | устный опрос | ||
9 – 10 | А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», «Олеся». Домашнее сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна | тест | ||
11- 12 | М.Горький. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Старуха Изергиль» | устный опрос | Письменный ответ на вопрос | |
13 | Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне». | Решение тестов | ||
14 -15 | Роль Луки в драме «На дне». Вопрос о правде в драме «На дне». | |||
16-17 | Р/Р Классное сочинение по драме Горького «На дне». | сочинение | ||
18 | Серебряный век русской поэзии. Обзор. Символизм. | |||
19 | В.Я.Брюсов. Лирика. | тест | Решение тестов | |
20 | К.Д.Бальмонт. А. Белый. | тест | Решение тестов | |
21 | Акмеизм | |||
22 | Мир образов Н.Гумилёва. | тест | Решение тестов | |
23 | Футуризм. РР. Домашнее сочинение по творчеству поэтов Серебряного века. | сочинение | ||
24 | А Блок. Жизнь и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме» | |||
25 | «Незнакомка». | |||
26 | Тема Родины в творчестве А.Блока. | Письменный ответ на вопрос | ||
27-28 | Поэма А.Блока «12». | |||
29 | Крестьянские поэты. (Н. Клюев) | |||
30 | С.А.Есенин как национальный поэт. | устный опрос | ||
31 | Тема России в лирике С.Есенина | тест | ||
32 | Любовная лирика Есенина. | Письменный ответ на вопрос | ||
33 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина | |||
34 | С.Есенин «Персидские мотивы» Р/Р Домашнее сочинение по творчеству С.Есенина | сочинение | ||
35 | Литературный процесс 20-х веков | |||
36-37 | Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х голов | устный опрос | ||
38 | Поэзия 20-х годов | |||
39-40 | В.В.Маяковский. Начало творческого пути. | |||
41 | Лирика В.Маяковского о любви | |||
42 | Тема поэта и поэзии в лирике В.Маяковского | Решение тестов | ||
43 | Обзор литературы 30-х годов | |||
44-45 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Белая гвардия» | |||
46-47 | «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. | викторина | ||
48 | «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе Домашнее сочинение по творчеству М.Булгакова | сочинение | ||
49 | Зачетная работа за 1 полугодие | тест | Решение тестов | |
50 | Внеклассное чтение по творчеству М.Булгакова | устный опрос | ||
51 | А.П.Платонов. Характерные черты времени в повести «Котлован». | |||
52 | Анна Ахматова – «голос своего поколения». | |||
53 | Тема Родины в лирике Ахматовой. | |||
54-55 | Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием». | Письменный ответ на вопрос | ||
56-57 | О.Мандельштам. Жизнь и творчество | |||
58-59 | Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Поэтический мир Марины Цветаевой. Р/Р Домашнее сочинение | сочинение | ||
60 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы» | викторина | ||
61-62 | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. Гражданская война в романе | устный опрос | Письменный ответ на вопрос | |
63-64 | Судьба Григория Мелехова. | |||
65 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | тест | Решение тестов | |
66-67 | РР .Классное сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон». | сочинение | ||
68 | Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. | |||
69 | Обзор литературы второй половины 20 века | викторина | ||
70-71 | Военная тема в литературе 50-90-х годов | викторина | ||
72-73 | А.Твардовский. Поэма «По праву памяти». | |||
74-75 | Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика Пастернака. | |||
76-77 | «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие | устный опрос | ||
78-79 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича». | |||
80 | В.Т.Шаламов. Колымские рассказы. | |||
81 | Н.М.Рубцов. Лирика. | |||
82 | В.Астафьев. «Царь-рыба». | Решение тестов | ||
83 | В.Астафьев. «Печальный детектив» | устный опрос | ||
84-85 | В.Г.Распутин «Прощание с Матерой». «Живи и помни». | устный опрос | ||
86 | «Городская проза». Ю.Трифонов «Обмен». | Письменный ответ на вопрос | ||
87 | А.В.Вампилов «Утиная охота» | |||
88 | Поэзия Иосифа Бродского. | |||
89 | Авторская песня | |||
90 | Б.Окуджава. Лирика. | |||
91 | Из литературы народов России. М.Карим | |||
92-97 | Тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет | |||
98 | Обзор зарубежной литературы 20 века. Г.Аполлинер. | |||
99 | Г.Уэлс. «Война миров». | устный опрос | ||
100 | Э.Хемингуэй. «Старик и море». | устный опрос | ||
101 | Э.М.Ремарк «Три товарища». | устный опрос | ||
102 | Проблемы и уроки литературы 20 века |
Содержание курса программы 11 класса
Конец XIX – начало XX века.
Общественный подъем 90-х – начала 1900-х гг. Темы времени: личность и среда, искусство и жизнь. Новые черты эстетики начала XX века. Переоценка культурных ценностей. Развитие гуманистических традиций искусства XIX века. Полемика о назначении литературы и искусства. Основные направления в развитии литературы.
И.А. Бунин.
Традиции русского реализма в творчестве Бунина. Интерес к вопросам человеческого бытия. «Антоновские яблоки». «Живопись» словом. Особенности поэтического языка Бунина.
«Господин из Сан-Франциско». Истинный смысл жизни в понимании Бунина. Символика рассказа.
Исторический пессимизм Бунина. Творческая судьба в эмиграции. «Темные аллеи». Великое счастье любви в новеллах Бунина. Разнообразие женских типов. Необычайная сила и искренность чувства героев. Мотив времени в рассказах.
Поэтический мир Бунина («Восход Луны», «Забытый фонтан», «Сириус», «Ночь» и др.).
А.И. Куприн.
Тема любви в творчестве Куприна. «Гранатовый браслет». Трагическая история бескорыстной любви. «Маленький человек» Желтков, сила его чувств.
«Поединок». Несостоятельность «сильной личности». Осуждение духовного рабства.
Тяжелый творческий кризис в эмиграции.
Возникновение модернистских течений (символизм, акмеизм, футуризм). Теоретики модернизма (Д.С. Мережковский, А.Л. Волынский, Д.В. Филонов, В.В. Розанов, В.Я. Брюсов).
Декадентство как определенный тип сознания, отношения к человеку (непознаваемость мира; идеи индивидуализма и субъективизма).
Символизм: восприятие художником мира – содержание и объект искусства (В.Я. Брюсов, Ф. Сологуб, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, А. Белый, А.А. Блок).
Реформирование поэтики символизма в творчестве акмеистов (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам).
Русский футуризм: Д.Д. Бурлюк, Н.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Декларация полной свободы искусства, «первооснов» жизни и «первооснов» слова, нигилистическое отношение к предшествующей культуре.
М. Горький.
Жизнь и творчество. Личность и мировоззрение писателя.
Ранние романтические произведения и их художественное своеобразие.
«Челкаш»: романтизация босячества.
«Сказки об Италии»: гимн человеку, философский идеал личности. Пьеса «На дне». Гуманизм Горького, спор о назначении человека. Новаторство Горького-драматурга.
Горький – публицист и общественный деятель. Роман «Мать»: идеализация нового героя. «Несвоевременные мысли»: сложность отношения Горького к Октябрьской революции.
Литературная жизнь в 10–20-е гг.
А.А. Блок.
Эстетический идеал Блока. В.С. Соловьев и его произведения «сафийного периода» – источник философской эстетики Блока. Диалектика вечного и прекрасного: от «стихов о Прекрасной даме» до стихов о России («Незнакомка», «Россия», «На железной дороге» и др.) Стремление к гармонии, к цельности мира («Соловьиный сад») и драматический разлад с действительностью («Возмездие», цикл «Страшный мир»). «Двенадцать»: полифония революции. Художественные особенности поэмы (символика, образная система, ритмическая организация, язык, стиль).
Статья «Интеллигенция и революция».
В.В. Маяковский.
Вызов миру в раннем творчестве Маяковского («Нате!», «Мама и убитый немцами вечер», «Послушайте!», «Облако в штанах» и др.). Мотив трагического одиночества лирического героя Маяковского.
«Революцией мобилизованный и призванный», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Левый марш», поэма «Хорошо!», сатирические портреты. «Громада – любовь» в поэзии Маяковского.
Поэзия – труд во имя будущего: «Юбилейное», поэма «Во весь голос». Метафоричность и экспрессивность поэзии Маяковского. Трагическая судьба поэта.
С.А. Есенин.
Истоки поэзии Есенина. Фольклорные мотивы в лирике. Песенность и лиризм стихов о природе, любви. Исповедальный характер лирики поэта. Есенин и «новокрестьянская поэзия». Восприятие революции с «крестьянским уклоном».
Эволюция темы Родины в лирике поэта. Есенин и новая советская действительность («Гой ты, Русь моя родная», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая»). Разлад с действительностью. «Анна Снегина» – биографические и философские мотивы в поэме. Тема судьбы человека и Родины.
М.И. Цветаева.
Творческая судьба поэтессы. Трагичность поэтического мира, определенная трагичностью эпохи. Исповедальный характер лирики: «Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке» и др. Убежденность в высокой миссии поэта. Особенности поэтического стиля Цветаевой.
30-е годы.
Оформление метода социалистического реализма как ведущего, а затем единственного метода советской литературы (1932–1934).
Проблема формирования нового человека в революционной борьбе, творческом труде, связи с коллективом и общественной жизнью страны («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Педагогическая поэма» А. Макаренко). «Малый реализм» в поэзии и прозе (запечатление повседневности, усиление личностного начала (проза М. Пришвина и К. Паустовского).
Исторический роман и его функции в современной жизни: опора на историческую преемственность, традицию: «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, «Петр Первый» А.Н. Толстого.
М.А. Булгаков.
Творческая судьба писателя. Жанровое разнообразие творчества. Соединение фантастики и реальности в произведениях Булгакова. Гротесковый характер сатиры («Собачье сердце»).
«Мастер и Маргарита». Философско-библейские мотивы. Многоплановость романа. Глубокий психологизм. Проблема творчества и судьба художника.
А.А. Ахматова.
Личность и судьба поэтессы.
Лирика Ахматовой как сплав чувств и разума («Песня последней встречи», «Родная земля» и др.). Основные темы лирики (стихи о любви, о поэте и поэзии, тема Пушкина). Гражданственность и патриотичность лирики. Поэма «Реквием». Трагическая судьба страны – трагический характер поэмы. Своеобразие поэтического языка Ахматовой.
А.П. Платонов.
Непростые «простые» герои Платонова. Народный характер героев Платонова. «Сокровенный человек»: высокий пафос и острая сатира. «Котлован». Гуманизм и самобытность прозы. Своеобразие творческой манеры писателя.
Великая Отечественная война (1941–1945) и послевоенная литература.
М.А. Шолохов.
Творческий путь Шолохова. «Донские рассказы». Проблема выбора цели жизни. Ответственность за выбор. «Тихий Дон»: роман-эпопея о всенародной трагедии. Авторская концепция и объективное изображение Гражданской войны. Психологизм и глубина изображения. Особенности художественного строя романа (система образов, композиция). Полемика вокруг авторства.
Б.Л. Пастернак.
Многообразие поэтического мира Пастернака. Темы природы, любви, родины («Любить иных тяжелый крест…», «Зимняя ночь» и др.). Философский характер лирики. («Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»).
«Доктор Живаго». Роман о судьбах интеллигенции. Лирическое начало в прозе Пастернака.
А.Т. Твардовский.
Твардовский – поэт и редактор «Нового мира». Традиции русской классической поэзии в лирике: «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери» и др. Сопричастность истории страны, утверждение нравственных ценностей. Тема народного подвига в творчестве.
Поэтическое и гражданское осмысление исторического прошлого в творчестве Твардовского. Поэмы «По праву памяти», «За далью даль». Художественное своеобразие поэм (соединение лирики и публицистики, особенности языка). Размышления о судьбе народа, страны.
60–90-е годы.
А. Солженицын. Солженицын – писатель и общественный деятель. Рассказ «Матренин двор». Образ России, национальная идея. Философский смысл рассказа. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ». Публицистичность и полемичность творчества Солженицына.
В. Войнович «Жизнь и необыкновенные приключения Ивана Чонкина». Г. Владимов «Верный Руслан». В. Аксенов «Остров Крым». Альманах «Метрополь» и его судьба. Советский андеграунд.
70–90-е годы. Оживление литературных процессов. Переосмысление «вечных» и открытие новых тем. Проблема личности в истории. Человек и природа, человек и творчество, человек и другие: Ю. Бондарев «Выбор», «Берег», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Тендряков «Расплата», В. Распутин «Прощание с Матерой».
Правда о Сталине и репрессиях как тема общественной жизни и литературы. Увиденная и разрешенная правда о Гулаге и фашизме как историко-социальном и социально-психологическом феномене ХХ века. («Кира Георгиевна» В. Некрасова, «Тяжелый песок» А. Рыбакова, проза В. Шаламова; мемуары.)
Тема жизни русской деревни и города (В. Белов, В. Распутин, В. Аксенов, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Тендряков, Е. Носов, Ф. Абрамов, Ю. Казаков, Ю. Трифонов).
Писатели последнего десятилетия XX века (Ю. Поляков, Л. Петрушевская, В. Токарева, В. Пелевин и др.).
Открытость культурного пространства как новое качество духовной жизни. Разнообразие жанрово-стилистических вариантов поисков. Давление масскультуры и ее языка: границы эстетического и псевдоэстетического.
Литература в тупике или перед новым рывком вперед – культурологическая проблема конца ХХ – начала XXI века.
Теория литературы. Понятие литературной традиции.
Русский модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).
Романтизм, романтизация и героическая романтика. Критический и социалистический реализм. Развитие жанров эпоса, драмы, лирики (исторический роман, роман-эпопея, сатира, трагедия, баллада, басня, поэма, песня, авторская песня и др.).
Развитие художественной публицистики.
Формы и средства контроля
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание изложений с элементами сочинения.
- Анализ и интерпретация произведений.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебник «Русская литература 20 века» под редакцией В.П.Журавлева (2007 год)
Н.А.Миронова Тесты по литературе к учебнику «Русская литература 20 века» под редакцией В.П.Журавлева 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 10 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литература» 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический пл...