РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литература» 5 класс (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Криводерева Людмила Вячеславовна

 

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_lit-re_5kl.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«
Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНО


на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол

от «__» _______2011 г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО


заместитель директора

МОУ «СОШ №33 с УИОП»

 

________ Г.Ф. Малахова

                 

РАССМОТРЕНО


на заседании педагогического совета


Протокол

от «__» ______2011 г.

№ _____

УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ «СОШ №33 с УИОП»


__________А.Н. Бредихин

             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Харченко Веры Александровны,

учителя русского языка и литературы,

по учебному курсу «Литература»

5    класс      (базовый уровень)

Старый Оскол

2011

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразвательной школя / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009, в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.  

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Цели и задачи программы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей [1]:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного  и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и   образовательной.

        Воспитательные задачи:

  1. формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
  2. воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  1. формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
  2. формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

        Основное содержание программы

         Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19, 20 веков, затем – к произведениям зарубежной литературы.

         Курс литературы в 5 классе формирует первоначальные представления об историко – литературном процессе и состоит из нескольких разделов:

  1. введения;
  2. из мифологии;
  3. из устного народного творчества;
  4. из древнерусской литературы;
  5. из басен народов мира;
  6. русская басня;
  7. из литературы 19 века;
  8. поэзия 19 века о родной природе;
  9. из литературы 20 века;
  10. родная природа в произведениях писателей 20 века;
  11. из зарубежной литературы;
  12. итоговый урок.

         На этом этапе обучения вводятся базовые понятия, необходимые для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания.

         Работа на уроках литературы по данной программе помогает активизировать художественно – эстетические потребности детей, развивает их литературный вкус и подготавливает к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

        Объём усвоения теоретико-литературных понятий обучающимися 5 класса представлен в таблице [3]:

Жанрово-родовые понятия, категории и термины

Структурно-образующие элементы

Образный мир

Выразительные средства художественной речи

Миф

Мифологический сюжет, эпизод; притча, легенда, придание

Мифологический герой, мифологический персонаж

Сказка

Сказочный сюжет

Типы сказочных персонажей

Иносказание

Древнерусская летопись

Летописный свод

Загадка

Структура загадки

Пословицы, поговорки

Структурные отличия пословиц и поговорок

Басня

Нравоучительный сюжет

Басенный персонаж

Аллегория

Авторская сказка

Композиция; библейский мотив

Риторическое обращение; повтор

Стихотворение

Рифма; художественный мотив

Эпитет, сравнение, метафора, антитеза; риторическое восклицание; цветообозначение; звукообраз (ассонанс, аллитерация)

Рассказ

Сюжет и фабула (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); фантастика

Образ рассказчика; герой и персонаж; комический (юмористический) персонаж

Диалог (диалогическая речь); ирония, юмор, деталь

Повесть

Сюжет в повести

Афоризм, афористическая речь

Стихотворение в прозе

Лирическое произведение; строфа

сказ

Образ рассказчика

Сказовая речь; просторечная лексика

Преобладающие виды работы:

  1. различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа;
  2. различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);
  3. письменные ответы на вопросы;
  4. классные и домашние сочинения разных жанров.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по литературе

- Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

        - выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

        - осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;

        - умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

        - умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном  произведении;

        - умения выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

        - умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

        - умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

        - умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

        - умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

        - умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

        - умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы в 5 классе

             Планирование составлено на основе программы по литературе        для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-  составители:        Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010.

           

  Количество часов: всего –  70, в неделю –  2.

  Сочинений классных – 3, домашних – 1, контрольных тестирований –  2,     уроков внеклассного чтения – 4.


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание


1

Введение (1)

Книга – твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Писатель – книга – читатель.


1


2






3





4

Из мифологии (3)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.


Античный миф:происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».Представления древних греков о сотворении Вселенной,богов и героев.


Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.


1






1





1


 

    5




    6







7






8



9



10

Из устного народного творчества (4+1р.р.+1вн.чт.)

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».


Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках.


Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках.


 Сказка и миф: сходство и различия. Сказки народов России. «Падчерица».


Контрольное классное сочинение «Мой любимый сказочный герой».


Вн. чтение. В гостях у сказки.


     

      1




1







1






1



1



1




11



12



Из древнерусской литературы (2)


Создание первичных представлений о древнерусской литературе.


Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий», «Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.





1



1




13

Басни народов мира (1)


Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон И Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.



1

Русские басни ( 4) 

14






   

   15








16











17

Русские басни. Русские баснописцы 18 века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен.


 Русская басня в 20 веке.

  В.К. ТРЕДИАКОВСКИЙ. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон  и Лиса». А.П. СУМАРОКОВ. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон  и Лиса».


            И.А. КРЫЛОВ.

Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни:  «Ворона и Лисица»,

«Демьянова уха», «Волк на псарне»,»Свинья под Дубом»  и другие по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова.

           

     С.В. МИХАЛКОВ

Басни: «Грибы», Зеркало». Тематика, проблематика.

      1







1








1










       

       1




     

   18






   

   19







20






     21

   



    22


Из  литературы 19 века (19+2р.р.+1к.т.)


А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога».


«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…».


 Литературная сказка и её отличие от фольклорной; добро и зло в сказке А.С.Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, пошлость; отношение автора к героям.


. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.


Контрольное классное сочинение по произведениям А.С.Пушкина.




       

      1







      1







1





   

      1




       1




23

                                                          Поэзия 19 века о родной природе (3)


А.А.Фет. «Чудная картина…»

М.Ю.Лермонтов  «Когда волнуется желтеющая нива…»




1

24

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды»

1

25

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

И.З.Суриков «В ночном».

1


26





27

 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.


Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.


1




1




28





29

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». 


Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.


1





1



30







31

И.С. ТУРГЕНЕВ


Детские впечатления И.С.Тургенева. Спасское – Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму».


Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная  несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта,  добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.



1







1

32

И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

1




33




34


Н.А. НЕКРАСОВ


Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия.


Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».




1




1


   35




   36





   37





     

  38

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник».


Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость;свобода, неволя в повести.


Две жизненные позиции. Любовь как высшая нравственная основа в человеке.  

Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.


Отношение писателя к событиям.

Подготовка к домашнему сочинению на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?


1




      1





1






1


39





40

А. П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.Чехова.


Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.


1





      1

41

Внеклассное чтение по рассказам А.П.Чехова.

1

42

Контрольное тестирование №1 по произведениям писателей 19 века. 

1




43










44

   Из литературы 20 века (12)


              И.А. БУНИН

Детские годы И.А.Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А.Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы её реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении.


Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.




1










1

45




Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.


1





46

               А.И.КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.


1








47

А.А. БЛОК        

Детские впечатления А.Блока. Книга в жизни юного А.Блока. Блоковские места. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.


1



48






    49






             

          С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С.Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…»,»Поет зима-аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»-по выбору.

Единство человека и природы. Малая и большая родина.


     

      1





       

       1

50

               А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка; образ Никиты


1

51




52

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». 


Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приемы создания художественного образа.


1



1

53

                Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.


1

54

                 Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.


1




55





   56

                      Родная природа в произведениях писателей  20 века (2+1вн.чт.+ 1р.р.)

Час поэзии «Поэзия и проза 20 века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон».

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу».


Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья».

В.И. Белов. «Весенняя ночь».

В.Г. Распутин. «Век живи - век люби» (отрывок)




1





1

57

Вн.чтение. Мое любимое стихотворение о природе.

1

58

Контрольное классное сочинение на тему «Родная природа в произведениях писателей 20 века».

1


59-60

 Из зарубежной литературы    (9+1вн.чт.+1к.т.)        

 Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).


Сюжетные линии, характеристика персонажей




1





1

61

                 Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность


1


62-63

                  М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера». (отрывок): мир детства и мир взрослых.


Роман «Приключения Тома Сойера». (отрывок): мир детства и мир взрослых.


       1






1


64





   65

                  Ж. РОНИ - СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека.


Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.


1





1


66

                   ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).


1


67

                    А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).


1

68

Внеклассное чтение по произведениям зарубежной литературы

1

69

Контрольное тестирование №2

1

70

Итоговый урок (1)

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги») или литературный час («Я хочу рассказать вам…»).


1

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

Введение (1)

Книга - твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией.

Из мифологии (3)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея». Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Из устного народного творчества (4+1+1)

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходство и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Из древнерусской литературы (2)

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий», «Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жэизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира (1)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон И Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементыдидактизма в басне.

Русская басня (4)

Русские басни. Русские баснописцы 18 века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в 20 веке.

            В.К. ТРЕДИАКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон  и Лиса».

            А.П. СУМАРОКОВ

 Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон  и Лиса».

            И.А. КРЫЛОВ.

Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни:  «Ворона и Лисица»,

«Демьянова уха», «Волк на псарне»,»Свинья под Дубом»  и другие по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова.

            С.В. МИХАЛКОВ

Басни: «Грибы», Зеркало». Тематика, проблематика.

Из литературы 19 века (19+2+1)

А.С. ПУШКИН (4+1))

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…». Литературная сказка и её отличие от фольклорной; добро и зло в сказке А.С.Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность,зависть, пошлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

                                                          Поэзия 19 века о родной природе (3)

А.А.Фет. «Чудная картина…»

М.Ю.Лермонтов  «Когда волнуется желтеющая нива…»

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды»

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

И.З.Суриков «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2)

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Н.В. ГОГОЛЬ (2)

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ (3)

Детские впечатления И.С.Тургенева. Спасское – Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная  несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта,  добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Н.А. НЕКРАСОВ (2)

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Л. Н. ТОЛСТОЙ (3 + 1)

Сведения о писателе. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость;свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

А. П. ЧЕХОВ (2+1+1)

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

                            Из литературы 20 века ( 12)

              И.А. БУНИН (2)

Детские годы И.А.Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А.Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы её реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

              Л.Н. АНДРЕЕВ (1)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

               А.И.КУПРИН(1)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

                А.А. БЛОК  (1)

Детские впечатления А.Блока. Книга в жизни юного А.Блока. Блоковские места. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

              С.А. ЕСЕНИН (2)

Детские годы С.Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…»,»Поет зима-аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»-по выбору.

Единство человека и природы. Малая и большая родина.

               А.П. ПЛАТОНОВ (1)

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка; образ Никиты.

                П.П. БАЖОВ (2)

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приемы создания художественного образа.

                Н.Н. НОСОВ  (1)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

                 Е.И. НОСОВ  (1)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

                      Родная природа в произведениях писателей  20 века (2+1+1)

Час поэзии «Поэзия и проза 20 века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон».

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу».

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья».

В.И. Белов. «Весенняя ночь».

В.Г. Распутин. «Век живи -век люби» (отрывок)

                        Из зарубежной литературы (9+1+1)

                Д. ДЕФО (2)

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей.

                 Х.К. АНДЕРСЕН (1)

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

                  М. ТВЕН (2)

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

                  Ж. РОНИ - СТАРШИЙ (2)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

                   ДЖ. ЛОНДОН (1)

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

                    А. ЛИНДГРЕН (1+1+1)

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

                                            Итоговый урок (1)

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам…»).

               

Раздел V. Формы и средства контроля

Виды контроля

 В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тестирование

2

1

1

Классные сочинения

3

1

1

1

Домашние сочинения

1

1

Темы для творческих работ (сочинений)

Сочинение 2

1. Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.

2.  Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина.

3.  Моя волшебная сказка.

Тестирование №1

                                      по  произведениям писателей и поэтов 19 века

  Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности):

  1. «Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого…»

             А) мачеха

             Б) молодая царевна

             В) Василиса Прекрасная

            2.    «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья…»

                                А) Костылин из рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник»

                                Б) Иван – царевич из русской народной сказки «Царевна- лягушка»

                                В) Герасим из рассказа И. Тургенева «Муму».

  1. Каков жанр произведения «Руслан и Людмила»?

                    А) сказка

                  Б) повесть

                  В) поэма

                  Г) баллада

  1. Кто является рассказчиком в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»?

                   А) автор

                   Б) старый солдат – участник сражения

                   В) полковник

                   Г) молодой воин

  1. В стихотворении «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:

                                А) отступить

                                Б)  продолжить бой

                                В)  укрепить свои позиции

  1. Кто автор стихотворения «Весенние воды»?

                    А)  А. Пушкин

                    Б)  М. Лермонтов

                    В)  А. Фет

                    Г)  Ф. Тютчев

  1. Повесть «Ночь перед Рождеством» относится к сборнику:

                     А)  «Миргород»;

                     Б)  «Старосветские помещики»;

                     В)  «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы»;

                     Г) «Вечера на хуторе близ Диканьки».

  1. Тема повести И.С.Тургенева «Муму»:

                      А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;

                      Б) противопоставление крепостников и крепостных;

                      В) размышления о необходимости отмены крепостного права.

  1. Появление Муму в жизни Герасима:

                       А) скрасило его одинокую жизнь;

                       Б) отдалило его от людей;

                       В) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную

                            любовь.

  1. Герой рассказа Л.Толстого «кавказский пленник» русский офицер, находясь

в плену у татар:

                  А)  постоянно думал о побеге;

                  Б)  тосковал, скучал и ждал выкупа;

                  В)  не надеялся на удачное освобождение.

                                   

  1. Кто автор этих строк, как называется произведение?

                                   Звучал булат,картечь визжала,

                                   Рука бойцов колоть устала,

                                   И ядрам пролететь мешала

                                   Гора кровавых тел.

            12.  Какие из перечисленных произведений относятся к эпическому жанру?

                                        А) повесть;

                                        Б) поэма;

                                        В) сказка;

                                        Г) стихотворение;

                                        Д) рассказ.

     

Ключи:

  1. б)                         6-г)                            11- М.Ю.Лермонтов «Бородино»
  2. в)                         7-г)                            12- а), б), в), д).
  3. в)                         8-а)                                                  
  4. б)                         9- в)                            
  5. б)                        10-а)

                                                                   

Тестирование  №2

  1. Занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях:

                   А) сказка;

                   Б) повесть;

                   В) рассказ;

                   Г) легенда.

  1. Какого героя нет в сказке «Царевна – лягушка»?

                    А) Василисы прекрасной;

                    Б)  Ивана – царевича;

                    В) чудо – юдо.

  1. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:

                           А) эпитет;

                           Б) сравнение;

                           В) метафора.

  1. Кто автор и из какого произведения эти строки?

                    Однажды в студеную зимнюю пору

                    Я из лесу вышел; был сильный мороз…»

  1. Эпитет, который Есенин употребил для характеристики солнца в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…»

                           А) тихое;

                           Б) жаркое;

                           В) огневое.

  1. В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:

                           А) пошалить;

                           Б) отомстить кузнецу;

                           В) поиздеваться над селянами;

  1. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении?

                     А) развязка;

                     Б) завязка;

                     В) кульминация.

  1. Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:

                   А) сравнение;

                   Б)  метафора;

                   В)  эпитет.

  1. Стилистический прием, используемый в выражении « В целом мире не нашлось бы дворца лучше, чем дворец китайского императора…»

                                   А) юмор;

                                   Б) гипербола;

                                   В) ирония

 

  1. В каком городе жил Том Сойер?

                             А) в Москве;

                             Б)  в американском городке Санкт-Петербург;

                             В) в Константинополе.

  1. Узнайте героя по диалогу:

              - Ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

              - Чаво?

              - Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?..

              -  Коли б не нужна была, не отвинчивал бы…

Ключи:

  1. а                                                                       7)  в
  2. в                                                                       8)  а
  3.  а                                                                      9)  в
  4. Н.А.Некрасов  «Крестьянские дети»             10)  б
  5. а                                                                      11)  б
  6. б                                                                      12) А.П. Чехов «Злоумышленник»

 

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература.

  1. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
  2. Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2009
  3. Методические рекомендации к учебникам авторов программы.
  4. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007
  5. Турьянская Б.И. и др. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М. «Русское слово», 2008

Средства ИКТ

1. Универсальный настольный компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Принтер.

4. Цифровой проектор.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

Осн. школа

Базовая

Профильная

Иллюстрации // Плакаты

1

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату

1

1

нет

1

2

Портреты поэтов и писателей

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

1

нет

1

СРЕДСТВА ИКТ

3

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

есть

4

Портативный компьютер ученика

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

5

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

6

Терминальный класс (тонкий клиент)

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

7

Универсальный настольный компьютер

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

8

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой,

дополнительно 1 мобильный

есть

9

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и  возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнительно 1 мобильный

нет

10

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Служит для стационарного крепления проектора

Для каждого стационарного проектора

есть

11

Экран на штативе

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной

Если нет стационарного экрана

-

12

Экран настенный

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа

Во всех помеще-ниях, где установлен стационарный проектор

-

13

Наушники с микрофоном

Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера

По числу компьютеров и регистраторов данных

нет

14

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

15

Принтер лазерный цветной формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

16

Сканер маркерной доски

Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

17

Документ-сканер

Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

18

Документ-камера (имиджер)

Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

19

Видеокамера со штативом и выносным микрофоном

Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

20

Фотокамера цифровая со штативом

Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

21

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией

По одному для каждого учащегося, включенного в запланирован-ную и контролируемую деятельность с применением ИКТ

нет

22

Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы

Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования

По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой.

нет

23

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

В соответствии с технологической потребностью

есть

24

Планшетный (панельный) компьютер

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

25

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

1

1

26

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса

1

1

1

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

27

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов

1

1

1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНСТРУМЕНТЫ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

28

Инструмент построения генеалогических древ

Инструментальная среда. Позволяет строить большие генеалогические древа с включением иллюстраций, комментариев и формированием базы данных о каждом из членов семьи исторического лица, а при публикации в Интернете - добавлять гиперссылки на сайты. Предназначена для проведения учебного исследования семейных биографий писателей и поэтов

1

1

нет

1

Ленты времени

Интерактивная шкала времени. Предназначена для наглядного представления событий, фактов, периодов, привязанных к временной шкале. Содержит иллюстративный и поясняющий материал

1

1

нет

1

ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

29

Школьная информационная среда

Информационная среда, в которой осуществляется планирование образовательного процесса, рассылки заданий, учебных материалов и др., фиксируется процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, через которую школа взаимодействует с родителями и обществом, выходит в региональное, российское и мировое информационное пространство.

1

1

есть

1

30

Инструмент учителя для создания тестов

Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.

1

1

нет

1

СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

31

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

1

1

в элект-ронном виде

1

32

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

1

в элект-ронном виде

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

33

 ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

 

 частично

 

34

Учебно-методические комплексы по литературе

УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

1

1

 есть

1

35

Иллюстрации по литературе

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.
Дают наглядное представление об изучаемых темах

1

1

 частично

1

36

Галерея портретов поэтов и писателей

Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ учащихся.

1

1

нет

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образова...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 10 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 11 класс. Базовый уровень

Главная задачапрограммы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпус...