Рабочая программа по учебному курсу. Литература 10 класс. Базовый уровень
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).
Состав УМК:
Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
Информационно-методические материалы по использованию УМК;
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для
учителя», М. «Русское слово», 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnomu_kursu._literatura_10_klass._bazovyy_uroven.rar | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»: Руководитель МО __________Сопина Т.В. Протокол №__ от «___»____________2012г. | «Согласовано»: Зам. директора по УВР МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» ____________Лаптева С.И. «___»____________ 2012г. | «Утверждаю»: Директор МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» _____________Галайко И.Н. Приказ №__от «___»______________2012г. |
Рабочая программа
Сопиной Татьяны Васильевны
I квалификационная категория
по учебному курсу « Литература»
10 класс
Базовый уровень
2012/13 уч. год
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования ос новная цель, стоящая перед современной школой, определяет ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответ ственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, опре деляющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подхо дами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соот ветствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).
Состав УМК:
Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
Информационно-методические материалы по использованию УМК;
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для
учителя», М. «Русское слово», 2008.
Программа 10 класса максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой ( от преданий, фольклора, древнерусской литературы до литературы ХХ века), чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей задаче профилизации старшей школы, её ориентированности на углублённое изучение предмета (например, понятия «карнавальный смех», «литературная антиутопия» и т.д.). В программе 10 класса основной корпус теоретико- литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.
Изучение курса литературы в 10 классе являет собой завершающий этап школьного литературного образования. Вместе с тем это лишь определённая фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя – процесса, не прекращающегося с окончанием школы. Исходя из этого, следует выделить основные структурно-содержательные параметры и методологические принципы, положенные в основу программы.
В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.
Структура программы 10 класса отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»). Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода. Применительно к русской литературе ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (о принципах программного сопряжения курсов 9 и 10 классов).
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку - вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно- воспитательную ценность. Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс нравственного и патриотического воспитания.
Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, заочная экскурсия, путешествие), и исследовательскими (урок-практикум).
Трудностей в использовании программы Г.С. Меркина нет.
Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 10 классе являются следующие:
● воспринимать и анализировать художественный текст;
● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
● определять род и жанр литературного произведения;
● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
● давать характеристику героев;
● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
● выявлять авторскую позицию;
● выражать своё отношение к прочитанному;
● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
● владеть различными видами пересказа;
● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема учебногозанятия | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | |
Планируемыесроки | Факт | ||||
1 | Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века). | Урок усвоения новых знаний | |||
2 | А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность». | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
3 | Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю». | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
4 | «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
5 | Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
6 | М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя | ||
7 | Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
8 | «Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва». | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
9 | Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон». | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
10 | Художественный мир Н.В. Гоголя. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя | ||
11 | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
12 | Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
13 – 14 | Подготовка и проведение зачетной работы по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» (2ч.) | Урок контроля | |||
15 | Литература и журналистика 50-80-х г.г. XIX века. | Урок усвоения новых знаний | |||
16 | А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя | ||
17 | Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
18 | Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
19 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
20 | Урок-семинар. Образ Катерины в свете критики. | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
21 | Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
22 – 23 | Р.Р.Классное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
24 | И.А. Гончаров. Личность и творчество. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
25 | Роман «Обломов». Утро Обломова. | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
26 | К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
27 | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
28 | Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
29 | Р.Р.Письменная работа по проблематике изученной темы. | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
30 | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
31 | Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
32 | Мир «отцов» в романе. | Урок усвоения новых знаний | Уметь анализировать художественный текст | ||
33 | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
34 | Философские итоги романа. Смысл заглавия. | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь анализировать художественный текст | ||
35 | Урок внеклассного чтения. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева. | Урок развития речи | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | ||
36 – 37 | Р.Р. Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
38 | Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» | Урок усвоения новых знаний | |||
39 | Урок-дискуссия. Разумна ли теория «разумного эгоизма»? | Урок-дискуссия | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
40 | Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны». | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
41 | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
42 | Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
43 | «Муза мести и печали» в лирике Некрасова («Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
44 | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
45 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
46 | Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
47 | «Пел он воплощение счастия народного…»: философские итоги некрасовского эпоса. | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь выразительно читать произведение | ||
48-49 | КТ. Контрольная работа (тестирование). | Урок контроля | |||
50 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
51 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя | ||
52 | Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
53 | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»). | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь выразительно читать произведение | ||
54 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя | ||
55 | Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
56 | Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать произведение | ||
57 | Р.Р. Письменная работа по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
58 | Урок внеклассного чтения. Любимые стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | Урок развития речи | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | ||
59 | Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
60 | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
61 | Р.Р. Отзыв о прочитанном произведении. | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
62 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество великого сатирика. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
63 | «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
64 | Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
65 | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
66 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
67 | А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.). | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
68 | Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
69 | КТ. Тестирование. | Урок контроля | |||
70 | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
71 | История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
72 | Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
73 | «Мысль семейная» в романе. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
74 | Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
75 | Наташа Ростова и женские образы в романе. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
76 | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
77 | Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
78 | «Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
79 | Платон Каратаев: русская картина мира. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять роль героя, портрета | ||
80 | Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению. | Повторительно-обобщающие уроки | |||
81 – 82 | Р.Р.Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
83 | Урок внеклассного чтения по творчеству Л.Н.Толстого | Урок развития речи | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | ||
84 | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
85 | Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
86 | Мир «униженных и оскорбленных» в романе. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
87 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
88 | Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. | Урок-семинар | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
89 | Сонечка как нравственный идеал автора. | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
90 | Урок внеклассного чтения. | Урок развития речи | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | ||
91 | Р.Р.Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
92 | КТ. Тестирование. | Урок контроля | Уметь письменно отвечать на вопросы | ||
93 | Жизнь и творчество А.П. Чехова. | Урок усвоения новых знаний | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | ||
94 | Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
95 | Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
96 | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». | Урок усвоения новых знаний | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
97 | Образ сада и философская проблематика пьесы. | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь выявлять авторскую позицию | ||
98 -99 | Р.Р. Классное сочинение по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | ||
100 | Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | Урок усвоения новых знаний | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | ||
101 | Обобщение материала историко-литературного курса. | Повторительно-обобщающие уроки | |||
102 | КР Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. | Урок контроля | |||
103 | Итоговый урок. Что читать летом. | Повторительно-обобщающие уроки | |||
104-105 | Резервные уроки |
Содержание программы учебного курса
Из литературы первой половины ХIХ века
А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (IХ. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
М.Ю.Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Н.В.Гоголь. Повести: «Невский проспект», «Нос».
Из литературы второй половины ХIХ века
А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся!», «Гроза».
И.А.Гончаров «Обломов».
И.С.Тургенев «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (обзор).
Н.А.Некрасов «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А. Н. Еракову)», «О Муза, я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др. по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «Природа-сфинкс, и тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору.
А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Заря прощается с землёю…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору.
Н.С.Лесков «Очарованный странник».
М.Е.Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».
А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору.
Л.Н.Толстой «Война и мир».
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
А.П.Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишнёвый сад».
Формы и средства контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение ( в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, комментирование, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
- итоговый (за полугодие): тест; контрольные классные и домашние сочинения на основе литературного произведения; анализ стихотворения; письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - М. «Русское слово», 2009.
2. Меркин. Г.С. Учебник «Литература 10 класс». В двух частях. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.
3.Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.
4. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс – С.-П., 2008.
5. Шпека И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы- М. Чистые пруды, 2007.
6. Шапиро Н.А. «Опыты анализа художественного текста» - М. Издательство МЦНМО, 2008.
7. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка – М., Айрис – пресс,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 11 класс. Базовый уровень
Главная задачапрограммы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпус...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литература» 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический пл...