«Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону» урок по литературе в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
урок по литературе для учеников 5 класса с использованием регионального компонента на тему: "Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по литературе | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ТСОШ №3 Учитель: Бордзикули Н.О.
Тема: «Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону»
Цели: - закрепить термин «фольклор»;
- углубить изучение жанров фольклора на Дону;
- воспитать любовь к родному краю, путём изучения Донского фольклора.
Ход урока.
- Беседа по теме урока.
- Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор? («Народная мудрость», устная словесность).
- Какими чертами отличается фольклор? (Устная форма, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, вариативность.)
II. Закрепление жанров фольклора.
- Назовите известные вам жанры устного народного творчества.
1. Донские казачьи сказки.
- Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства происходило постепенно и выразилось, прежде всего, в сказке. Сказка осознавалась как выдумка, игра воображения. В сказках люди пытались выразить свои идеалы, свои представления о счастье и справедливости, любви и дружбе.
- Что же такое сказка? (Рассказ фантастического, приключенческого или бытового содержания, который содержит поучение.)
- На какие группы делятся сказки? (Сказки о животных, волшебные и бытовые).
- Какие признаки имеет каждая группа сказок? (В сказках о животных действующие лица – звери, очень похожие на людей. Все они наделены определёнными чертами характера. Лиса – хитрая, Медведь – сильный и простодушный и т.д. В волшебных сказках происходят чудеса. Главный герой – человек, наделённый добротой, храбростью, силой, справедливостью. Он борется со злом – завистью и ненавистью злых людей. Героями бытовых сказок тоже являются люди. Обычно один герой бедный, другой – богатый жадный и глупый. Бедный побеждает богатого смекалкой и ловкостью. Здесь не бывает чудес.)
2. Чтение донской казачьей сказки «Глупец и жеребёнок».
- К какой группе относится эта сказка?
- Как рассказываются в этой сказке характеры действующих лиц?
- Чему учит эта сказка?
- Почему конь, а не иное животное выступает в сказке в качестве положительного героя?
3. Беседа по сказке «Казак и Лиса».
- Какие наиболее характерные черты донского жителя отразились в этой сказке?
- Какие особенности природы, быта, речи донских казаков отображены в этой сказке?
Словарная работа.
Вязы – мышцы шеи. Корец – ковш. Гумно – место для хранения зерна. Курень – казачий дом. Наметом – галопом. Гутарить – говорить. Пластовать – разделывать рыбу. Кабаржина – позвоночник, хребет. Шлях – дорога.
4. Малые жанры казачьего фольклора.
- Что относится к малым жанрам фольклора?
Пословицы и поговорки.
- Что такое пословицы и поговорки?
Чтение пословиц и поговорок.
- Как в казачьих пословицах и поговорках отразилась жизнь их созидателей?
- Можно ли разделить данные пословицы и поговорки по тематике?
Загадки.
- Что такое загадка?
- Попробуем разгадать загадки казаков. (Чтение загадок.)
- Понравились ли вам казачьи загадки? Чем?
Частушка.
- Что такое частушка? Частушка возникает мгновенно и мгновенно распространяется. Она выжила благодаря своей оперативности, остроте сюжетов, сжатых до предела, из-за необычности ситуаций, озорства, великого мастерства, а нередко и умышленной нелепости, доведённой до полного абсурда и потому вызывающей широкую улыбку.
- Отличаются ли казачьи частушки от тех, с которыми вы уже знакомы? Чем?
III. Итог урока.
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
- Встречаемся ли мы с произведениями фольклора где-то ещё, кроме уроков литературы? Где?
- Для чего нам нужен донской фольклор?
Домашнее задание.
Попробуйте дома придумать свои загадки или частушки о Доне и казачестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Цель урока: 1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющи...
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...