Урок литературы Мгновения красоты в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы по программе В. Г. Маранцмана. Начало 1 четверти. Урок о бабочках А. Фета и В, Набокова
Подробный конспект
Работа участвовала в Фестивале АМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gcli_priahina_aa._konspect._.doc | 72 КБ |
gc_li_priahinaaa_festivalmm2._opisanie_.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой университет - www.moi-mummi.ru»
Приложение 3
Подробный конспект урока/занятия.
(размещается только в папке с конкурсным материалом)
Организационная информация | |
Тема урока/занятия | «Мгновения красоты» (Бабочки А. Фета и В. Набокова) |
Предмет | Литература |
Класс/группа | 5 |
Автор урока (ФИО, должность) | Пряхина Алла Александровна, учитель русского языка и литературы |
Со-авторы материала (в случае работы творческого коллектива) | |
Образовательное учреждение | МОУ СОШ № 8 с углублённым изучением отдельных предметов |
Республика/край, город/поселение | Нижегородская область, г. Кстово |
Методическая информация | |
Тип урока/занятия | урок - модель |
Цели урока/занятия | совершенствование умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки; использовать их в новых условиях. |
Задачи урока/занятия | показать разные взгляды на одно и то же явление; уметь находить общее и отличное в стихотворениях на одну и ту же тему; осваивать понятие «художественный образ»; отрабатывать навыки выразительного чтения лирического стихотворения; формировать навыки рецензирования выразительного чтения; формировать навыки групповой деятельности; учить ценить мгновения красоты, любоваться ей и пробовать самим создавать прекрасное. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия | актуализируются навыки установления ассоциативных связей разных уровней, актуализируются навыки выразительного чтения, навыки сравнительного анализа поэтических текстов, формируются исследовательские умения (выдвижение гипотезы, анализ, синтез) коммуникативные навыки, навыки групповой работы |
Необходимое оборудование и материалы | Компьтер, экран, проектор, Магнитная доска, ватман с изображением зелёного луга, яркие бабочки, магниты |
Подробный конспект урока/занятия | |
Мотивация учащихся | Компьютерная презентация, содержащая звуковые файлы, является главным мотивирующим средством на данном уроке, так как её задачей является создание особого эмоционального настроя, без которого невозможно погружение в мир прекрасного. На каждом этапе урока создается мотивация С первого этапа ребята почувствуют свою значимость(просьба сесть по временам года), учитываются и индивидуальные особенности и способности при распределении заданий в группе( распределение «ролей»: «художник», «чтец», «аналитики», «лидеры»), на мотивацию работает и коллективное творческое задание(создание панно), положительные оценки, похвала за хорошие ответы –всё является стимулом для дальнейшей плодотворной работы. |
Ход и содержание урока/занятия | Инициация АМО«Летающие имена» Цель активное вхождение в урок Группы все ученики Проведение Учитель просит сначала сесть ребят, родившихся осенью;потом - -зимой, потом- весной, наконец, - летом. Предлагает похлопать летним именинникам, потому что этот урок будет связан с летом. Вхождение или погружение в тему Творческое рассказывание (использование визуализации) Цель создание ассоциативных образов Группы все ученики Проведение Учитель рассказывает о бабочках под музыку Э. Грига, дети смотрят слайд-шоу (слайды 2-11) Сегодня мы начинаем путешествие в мир Красоты. Без неё невозможна жизнь, к ней стремятся люди, с ней связано представление человека о счастье. Мы с вами будем говорить о красоте в жизни и искусстве. Эти понятия не всегда совпадают. Знакомясь с понятием Красоты, мы не раз убедимся в том, что в искусстве мир иной, чем в жизни, там обычное становится необыкновенным, внешне ужасное – прекрасным, привычное – удивительным. Но начнём разговор о красоте с простого, с того, что почти не содержит противоречий – бабочки как создания природы прекрасны сами по себе, они и есть явления красоты в жизни и искусстве. И сегодня бабочка станет королевой нашего урока. Представьте себе жаркий летний день, звенящий зелёный луг, одурманивающий аромат цветов и слепящие глаза лучи солнца. С цветка на цветок порхают бабочки, то кружатся друг за другом, то садятся, складывая и распахивая крылья.На что они похожи? (оживший цветок, падающий осенний листик, бантик на голове ребёнка)Формирование ожиданий учеников Цель создание мотивации Группы все ученики Проведение Учитель ставит проблемный вопрос, поиск ответа на который займёт большую часть урока. Что произойдёт с бабочкой, попавшей в страну поэзии?(слайд 12) Ученики сразу высказывают свои предположения, которые будут проверять в дальнейшем Интерактивная лекция Цель знакомство с текстами, создание эмоционального настроя Группы все ученики Проведение Учитель читает стихи, беседует с ребятами, выявляя первичное восприятие текстов.Два поэта, живших в разные эпохи, написали стихи с одинаковыми названиями. Давайте послушаем их.Чтение стихов А. Фета и В. Набокова.Проверка восприятия. (слайд13)Поделитесь своими впечатлениями от услышанных текстов. Какое стихотворение понравилось больше? Чем? Чью бабочку легче увидеть?Проработка содержания темы Цель сравнительный анализ стихов Группы 3 группы по 8 человек, в каждой 2 человека выполняют индивидуальные задания Проведение Учитель предлагает каждой группе по жребию задания по сравнению текстов, любители рисования – иллюстрации к текстам, чтецам – подготовить выразительное чтение. Задание для «Художников»3 ученика получают листы, на которых нарисованы 2 бабочки; акварельные краски и кисточки, а также тексты стихов.Задача: раскрасить бабочки так, как их изобразили поэты. Время работы 2 минуты.Задание для исследователей. (слайд 14)Мы отправимся в мастерскую поэтов, чтобы постичь тайны текстов. Для этого нам придётся разделиться на 3 группы, каждая будет выполнять свою часть работы. Ваша задача ответить на 2 вопроса. Время -1 минута.Задания1.В чём необычность начала стихотворения А. Фета?(Стихотворение начинается как ответ кому-то, как будто оно совсем без начала.)2. Если бы два стихотворения представляли собой диалог, кто бы его начинал? Почему?(Начинал бы диалог В. Набоков. Он подробно описывает бабочку, восхищаясь её красотой.)3. Что напоминает графический рисунок стихотворения А. Фета?(Напоминает крылья бабочки. Поэт использует такой приём, чтобы мы, читая лучше увидели её.)4. Чья бабочка легче, невесомее? Докажите.(Легче бабочка Фета. Само стихотворение читается легко, словно наполнено воздухом.)5. Чья бабочка царственнее, величественнее? Докажите.(Бабочка В. Набокова. Он так описал её богатый наряд, использовал такие сложные сравнения, которые звучат как комплименты царице)6.Что самое главное в красоте бабочек для каждого из этих поэтов? Какая мысль ближе вам? ( Фет ценит в красоте бабочке мимолётность, мгновенность прекрасного, что близко искусству само по себе. Набоков, глядя на бабочку, вспоминает лучшие минуты жизни –любовь, юность).2. После обсуждения в группе – презентации ответов, коллективное обсуждение результатов.Почему есть похожие бабочки?(Набоков описал бабочку подробно, а Фет нет)Чья бабочка символизирует искусство?(Фета)Почему предмет изображения один, а произведения искусства разные?(Красота по- разному воздействует на нас, у каждого из нас свои мгновения красоты, важно научиться ценить их.)Этап релаксации перед конкурсным исполнением стихов (слайд 15)
Критерии оценки выразительного чтения.
(Прослушайте чтение и оцените исполнительское мастерство ребят других групп, ставя по каждому пункту по 1 баллу) |
Проверка и оценивание ЗУНов | Оценивается точность и оригинальность ответов на вопросы групп, объяснения «художников» Исполнение стихов оценивается коллективно по критериям, представленным всем учащимся. Открытый лист учёта правильных ответов – таблица – всегда перед глазами учащихся, групповая работа носит элементы соревнования. Приёмы проверки и оценки: наблюдение, слушание, оценочное высказывание, «скрытая рефлексия» - обобщение в образной форме. Оценки на таком уроке получают только хорошие. Группа – победитель получает 5, лучшие, активные участники урока из других групп также получают высокие оценки. |
Рефлексия деятельности на уроке/занятии | «Луг впечатлений» (слайд16) Цель подвести итоги в образной форме, не разрушив эмоционального позитивного настроя Группы весь класс Проведение Учитель предлагает ребятам на крыльях заготовленных дома бабочек написать вывод по теме урока ( из предложенных слов) Затем дети прикрепляют бабочек к нарисованному лугу, видят, как на их глазах преображается картинка, делятся впечатлениями от получившегося занятия. Итак, сегодня мы говорили о прекрасных созданиях природы – бабочках, сегодня мы начали разговор о красоте. Что же с нами делает красота? Выберите 1-2 глагола из тех, что перед вами, (можете добавить слово) и запишите получившееся предложение на крыльях своей бабочки. Красота
Ученики прикрепляют свои бабочки к общему рисунку. Снова звучит музыка Э. Грига. -Сегодня второй раз звучит эта музыка. Её автор – Э. Григ. Что вы видите, слушая её? В этой музыке – звуки ароматного луга, шелест трав и дуновение ветра, трепет лёгких крыльев бабочек, царящих над миром, согревающих его своей красотой. Что вам сегодня понравилось на уроке? Испытали ли вы радость, удовольствие от чего-нибудь?(слайд17) |
Домашнее задание (если планируется) | Выучить наизусть понравившееся стихотворение (слайд 18) |
Дополнительная необходимая информация | В конце урока учитель предлагает ребятам хором по строчкам прочитать стихотворение А. Фета «Целый мир от красоты» (слайд19). Таким образом, позитивный настрой сохраняется до последней минуты урока. |
В помощь учителю/воспитателю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | УМК под редакцией В.Г. Маранцмана, музыкальные произведения Э. Грига |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Уроки поэзии всегда сложны для учеников. Поэтический текст – всегда многослойное произведение, которое раскрывается не каждому. Научить восхищаться красотой поэтического слова в современной жизни сложно. «Оживить» художественный текст помогает именно мультимедийная презентация. Яркие, красивые картинки, музыка, соответствующая стилистике урока, полотно «зелёный луг с бабочками», сделанное своими руками на уроке – всё это и позволит решить основные задачи урока. На каждом этапе урока мы обращаемся к определённым слайдам, видя красоту, ребята в конце урока стремятся сами создать прекрасное панно своими руками, стараются так прочитать стихи, чтобы не разрушить хрупкую атмосферу Красоты на уроке. |
Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим | Этот урок – один из уроков , посвящённым временам года. Следующий будет посвящён осени, прекрасным пушкинским стихам. Логичным переходом к новой теме станет проверка домашнего задания- чтения наизусть стихотворений по выбору учащихся о бабочках. Это будет образное прощание с летом. А приобретённые навыки анализа, чтения стихов помогут подняться на новую ступень литературного развития. |
Другое |
Предварительный просмотр:
«Мой университет - www.moi-mummi.ru»
Приложение 4
Описание мультимедийных компонентов проекта
(размещается только в папке с конкурсным материалом)
Автор проекта (ФИО) | Пряхина Алла Александровна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель русского языка и литературы |
Со-авторы мультимедиа компонента (в случае работы творческого коллектива) | |
Образовательное учреждение | МОУСОШ № 8 с углублённым изучением отдельных предметов |
Название проекта | Мгновения красоты (Бабочки А. Фета и В. Набокова) |
Форма (презентация, тест и т.п.) | презентация |
Размер ресурса (мегабайт) | 7,61 МБ (7 982 592 байт) |
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие.) |
|
Учебный предмет | литература |
Класс/группа | 5 |
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс | УМК под ред. В. Г. Маранцмана - изд. Просвещение, 2007 |
Название темы или раздела учебного курса | Времена года. Лето. |
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) | ppt Презентация Microsoft Office PowerPoint 97-2003 |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) | Презентация и текстовый документ (конспект урока) |
Образовательный тип (Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) | Поясняющий текст |
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал | Microsoft Office PowerPoint 97-2003 |
Цели, задачи дидактического материала | Создание эмоционального настроя, подготовка к восприятию художественных текстов, помощь при работе в группах, словарные подсказки, активизация учебного процесса, создание мотивации к учению |
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) | Слад-шоу (картинки с бабочками, в том числе и анимационные изображения), слайды с заданиями для ребят( для фронтальной беседы по проверке первичного восприятия текстов, для организации групповой работы, для рефлексии и для коллективного исполнения стихотворения А. Фета) Звуковой файл, включённыйв презентацию(Э. Григ «Бабочки») Инструкции для оценки исполнения стихов. |
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) | Графические изображения gif, jpg, Звуковой файл Grieg_Gilels_op43_01.mp3 AIMP2: MPEG Layer 3 2,35 МБ (2 474 283 байт) Встроенные анимационные эффекты |
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) | Картинки взяты из поисковой системы http://www.google.ru/ Звуковые файлы - http://zvukoff.ru/ |
Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - учащимися | Вхождение или погружение в тему (слайды 2-11), звуковой файл Grieg_Gilels_op43_01.mp3 Формирование ожиданий учеников (слайд 12) Интерактивная лекция Проверка восприятия. (слайд13)Проработка содержания темы Задание для исследователей. (слайд 14) Релаксация перед конкурсным исполнением стихов (слайд 15, звуковой файл Grieg_Gilels_op43_01.mp3) Подведение итогов на уроке (слайд 16) Рефлексия деятельности на уроке (слайд 17) Домашнее задание (слайд 18) Хоровое чтение стихотворения А. Фета «Целый мир от красоты» (слайд 19) |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | Ограничений нет |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока/занятия и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Вхождение или погружение в тему (слайды 2-11, звуковой файл Учитель рассказывает о бабочках, а учащиеся смотрят на изображения бабочек в режиме слайд-шоу и слушают музыку Э. Грига «Утро». Таким образом, создаётся эмоциональный настрой, идёт подготовка к восприятию стихов. Формирование ожиданий учеников (слайд 12) Анимационная бабочка «летает» над раскрытой книгой. Ученикам открывается проблемный вопрос, являющийся ключевым в уроке. Идёт фронтальная беседа, учитель выслушивает предположения учащихся, которые предстоит проверить на уроке. Интерактивная лекция Проверка восприятия. (слайд13) На слайде фотографии двух поэтов, чьи стихи будут сравнивать на уроке ученики. Учитель просит поделиться впечатлениями от услышанных стихов. Проработка содержания темы Задание для исследователей. (слайд 14) Групповая работа организуется по заданиям учителя. Кроме 2 вопросов, доставшихся каждой группе по жеребьёвке, дети могут видеть на слайде и другие вопросы, ответы на которые готовят другие учащиеся. Релаксация перед конкурсным исполнением стихов (слайд 15, звуковой файл Grieg_Gilels_op43_01.mp3) Под музыку проходит дыхательная гимнастика, которая стала привычной ребятам ещё с начальной школы(упражнения «Задуй свечу») и «Согрей птенчика») Подведение итогов на уроке (слайд 16) Каждый ученик сделал бабочку к уроку. На крыльях бабочек дети пишут глаголы, которые обозначают воздействие красоты на человека, выбирают лучших бабочек и прикрепляют с помощью магнита к «зелёному лугу». На глазах ребят монохромный луг расцвечивается яркими красками. Вывод урока – перед глазами его участников. Оценки на таком уроке получают только хорошие. Группа –победитель получает 5, лучшие, активные участники урока из других групп также получают высокие оценки. (Результаты – в оценочной таблице на доске) Рефлексия деятельности на уроке (слайд 17) Прикрепляя бабочек, ребята делятся своими впечатлениями от урока. Домашнее задание (слайд 18) Стихи прочитаны на уроке уже много раз, заучивание не составит труда. Как правило, многие запоминают стихотворение А. Фета уже на уроке, но всегда находятся и те, кто выбирает для чтения наизусть и трудное стихотворение А. Фета. Хоровое чтение стихотворения А. Фета «Целый мир от красоты» (слайд 19) Впечатление от урока усиливает хоровое исполнение стихотворения А. Фета. Дети по строчкам(по группам) исполняют текст, строки которого по щелчку показываются на экране. Эмоциональный заряд получают все исполнители. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы "О красоте человеческих лиц",посвящённый году учителя
Урок внеклассного чтения в 10 классе "О красоте человеческих лиц" по рассказу Вересаева "Состязание"и лирике русских поэтов. Урок посвящён Году Учителя ....
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...
Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"
В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....