Рабочая программа по литературе. 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 8-го класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.:Просвещение, 2009, 2010) и учитывается содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010, 20110
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_8.doc | 119.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_8.doc | 128.5 КБ |
soderzhanie_8.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; требования к оценке знаний учащихся; приложения: календарно-тематического планирования.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
1. Внутрипредметные и межпредметные связи.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, но предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.
Речевая направленность усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.) Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.
Обучение по программе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Обучение в VIII классе нацелено на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
2.Цели обучения и место учебного предмета « Русский язык» в федеральном базисном плане.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
3.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
4. Формы организации учебного процесса по предмету
В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок коррекции знаний, урок развития речи, комбинированный урок.
5.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
При планировании предусмотрены разнообразные виды ( Вводный.текущий или промежуточный, тематический, итоговый)и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием),морфемный, тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел III. Содержание учебного предмета.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
О языке | 1 | ||
Трудные случаи правописания (на основе изученного) | 10 | 1 | |
Речь | 15 | 3 | |
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение | 7 | 1 | 1 |
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 14 | 1 | |
Односоставные предложения. | 12 | 1 | 1 |
Неполные предложения. | 5 | 1 | |
Предложения с однородными членами. | 18 | 1 | 1 |
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями. | 16 | 1 | 1 |
Предложения с обособленными членами. | 22 | 1 | 1 |
Прямая и косвенная речь. | 6 | ||
Резервные часы. | 10 | ||
Итого: | 136 | 8 | 8 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 8 класса.
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарём;
- по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
- по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться толковым словарём;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
- по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
- по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Раздел V. Литература.
Книги одного автора.
- Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс-М.,2006.
- Беднарская Л.Д. Волшебное слово: Учебное пособие для учащихся средней школы.- Орёл, 2000.
- Блинов Г.И.Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.-М.,1983.
- Вартаньян Э.А. Из жизни слов. –М.; 1960
- Григорян Л.Т.Обучение пунктуации в средней школе.- М.,1982.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
- Львова С.И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся.- М.,2002
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова.- М.: Дрофа ,2010.
- Харченко И.Т.Сборник текстов изложений.- М., 1972.
- Чуковский. К.И. Живой как жизнь (Любое издание).
Книги нескольких авторов.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М., 1989.
- Голуб И.Б. Изложения: подготовка к итоговому и вступительному экзамену по русскому языку и литературе/ И.Б.Голуб, Л.В. Давыдова.- М.: Эксмо, 2006.
3.Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка,5-11 классы/С.И.Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева- М.: Эксмо,2007.
4.Русский язык. 6кл.:учебник для общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Лекант.- М.: Дрофа, 2011.
Электронные ресурсы.
- http//www. Gramota.ru
- http// www.ruscenter.ru
- http// www.slovesnik.ru
- http// www.repetitor.1c.ru
- http//www.gramotey.ericos.ru
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР Приложение №2
___________/__________________/
«____»_________________20____г.
Календарно-тематическое планирование
по литературе для 8-го класса
на 2012-2013 учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение | Развитие речи | Примечание | |
Планир. | Факт. | ||||||
Введение (1 ч.) | |||||||
1 | 01.09 | 1 | Русская литература и история. | ||||
Устное народное творчество (2ч.) | |||||||
2 | 03.09-08.09 | 1 | Русские народные песни. | ||||
3 | 03.09-08.09 | 2 | Предания: «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | ||||
Из древнерусской литературы (2 ч.) | |||||||
4 | 10.09-15.09 | 1 | «Житие Александра Невского»(фрагменты). Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести. | ||||
5 | 10.09-15.09 | 2 | «Шемякин суд».Понятие о сатирической повести как жанре древнерусской литературы. | ||||
Из литературы XVIII века (3 ч.) | |||||||
6 | 17.09 -22.09 | 1-2 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Понятие о классицизме. | ||||
7 | 17.09 -22.09 | 3 | Контрольная работа по теме «Д.И. Фонвизин «Недоросль»». | ||||
Из русской литературы XIX века (30 ч.) | |||||||
8 | 24.09-29.09 | 1 | И.А. Крылов «Обоз». Развитие представления о басне, её морали, аллегории. | ||||
9 | 24.09-29.09 | 2 | К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Понятие о думе. | ||||
10 | 3 | А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча», «К***». | |||||
11 | 4 | История Пугачёва» (отрывки). | |||||
12 | 5-6-7-8 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». | |||||
13 | 9-10 | Сочинение по одной из тем по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | |||||
14 | 11-12-13 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». | |||||
15 | 14-15-16 | Н. В. Гоголь «Ревизор».Анализ ключевых эпизодов повести. | |||||
16 | 17-18 | Сочинение по одной из тем по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор». | |||||
17 | 19 | И.С. Тургенев «Певцы». | |||||
18 | 20 | Контрольная работа. Анализ стихотворения или тестирование (по выбору). По творчеству М.Ю. Лермонтова, н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. | |||||
19 | 21-22-23 | М.Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города» (отрывок). Понятие о пародии. | |||||
20 | 24-25 | Н.С.Лесков «Старый гений». Развитие представлений о рассказе и о художественной детали. | |||||
21 | 26-27-28 | Л.Н.Толстой «После бала».Развитие понятий об антитезе, о композиции. | Дом. сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». | ||||
22 | 29 | А. П.Чехов «О любви», «Человек в футляре». | |||||
23 | 30 | Вн.чт. рассказы А. П. Чехова. | Дом. сочинение по рассказам А. П.Чехова. | ||||
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (1 ч.) | |||||||
24 | 1 | А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…»;М.Ю.Лермонтов «Осень»; Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»; А.А.Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков « Поле зыблется цветами…». | |||||
Из русской литературы XX века (19 ч.) | |||||||
25 | 1 | И.А. Бунин «Кавказ».Развитие представлений о сюжете и фабуле. | |||||
24 | 2 | А.И. Куприн. «Куст сирени». | |||||
25 | 3 | Сочинение на тему « Каков нравственный смысл истории любви в рассказах русских писателей?». | |||||
26 | 4-5 | А.А. Блок «Россия». Начальные представления о драматической поэме. | |||||
27 | 6-7 | С.А. Есенин. «Пугачёв». | Письменный ответ на проблемный вопрос. | ||||
29 | 8 | И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем». | |||||
30 | 9 | Контрольная работа Тестирование по творчеству м.Е. Салтыкова- Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | |||||
31 | 10 | Тэффи, О.Дымов, А. А. Аверченко. «Всеобщая история ,обработанная «Сатириконом»» (отрывки). | |||||
32 | 11 | Вн. чт. Рассказы Тэффи. | |||||
33 | 12 | М.М. Зощенко «История болезни». | |||||
34 | 13 | Вн. чт. Рассказы Зощенко. | |||||
35 | 14 | М.А. Осоргин «Пенсне». | |||||
36 | 14-15 | А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».Развитие понятия о фольклоризме литературы. Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции. | |||||
37 | 16 | Урок докладов и сообщений:
| |||||
38 | 17 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне (обзор). | |||||
39 | 18 | В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Развитие представлений о герое- повествователе. | |||||
40 | 19 | Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие испытания пережил человек в военное время? (На примере 1-2 произведений писателей XX века о Вов.) | |||||
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (1 ч.) | |||||||
41 | 1 | И. Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет ,Россия…»;З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон- Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин «У птицы есть гнездо…». | |||||
Из зарубежной литературы ( 5 ч.) | |||||||
42 | 1 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». | |||||
43 | 2 | Сонеты У.Шекспира. | |||||
44 | 3 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). | |||||
45 | 4 | В. Скотт «Айвенго». Урок- лекция. | |||||
Урок итогового контроля (1 ч.) | |||||||
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 8 класса. | |||||||
Резервные часы (3ч.) | |||||||
Итого количество часов: | |||||||
По программе | 68 | 56 | 7+2 дом. соч. | ||||
Выполнено |
Предварительный просмотр:
Содержание.
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………2
2. Нормы оценки письменных контрольных и устных ответов учащихся…………………5
3. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 6 класса ..………15
4. Cодержание учебного предмета.…………………………………………………………..16
5. Литература…………………………………………………………………………………..17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....