Рабочая программа по литературе. 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

 

Рабочая программа по литературе для 6-го класса составлена на  основе  Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая  программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.:Просвещение, 2009, 2010) и учитывается содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010, 20110.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska6.doc123.5 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_6.doc151 КБ
Microsoft Office document icon soderzhanie_6.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа по литературе для 6-го класса составлена на  основе  Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая  программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.:Просвещение, 2009, 2010) и учитывается содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010, 20110.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

. Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; требования к оценке знаний учащихся; приложения: календарно-тематического планирования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

        Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем. Что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

        В курсе 6-го класса  затронута проблема - художественное произведение и автор.

 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ ПЛАНЕ.

. В основной и средней (полной) школе "Литература" относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационнные, организационные.

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской идентичности: патриотизма, любви т уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное ,культурное языковое, духовное многоообразие современного мира;
  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку. Вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного ,бережного отношения к окружающей среде;
  8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение ,умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. Умение создавать, применять  и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. Смысловое чтение;
  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения  своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической и контекстной речью;
  11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.

Предметные результаты .

  1. Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  2. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  3. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  4. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  5. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  6. Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  7. Собственная интерпретация( в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  8. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  9. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  10. Умение пересказывать прозаическое произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  11. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  12. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  13. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

        Программа нацелена на освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Это позволяет изучать каждое произведение не изолированно, а изучается во всём многообразии  его связей с другими жанрами литературы. Это даёт новый подход к реализации внутрипредметных связей.

        

Раздел II. НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения;

- правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

                 

 

        

РАЗДЕЛ III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы: баллада, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как вид литературы, автобиографичность литературного произведения.

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных  читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуаций из жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

-определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;

- использовать  различные формы пересказа;

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении

РАЗДЕЛ III. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Проверка учебных достижений и оценивание успехов учащегося – это часть педагогического процесса, которая выявляет достижения учащихся и учителей. Получение объективных оценок – это необходимое условие для развития любой образовательной системы. Контроль и оценка результатов обучения имеет несколько функций:

  1. социальная функция.

Проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки учащегося. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомлённости школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной, волевой сфер личности.

  1. Образовательная.

Определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность/ несформированность качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций.

  1. Воспитательная.

Выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

  1. Эмоциональная.

Любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает определённую эмоциональную реакцию ученика. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника и ориентировать его на успех,выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.

  1. Информационная.

Является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как состороны ведущего этот процесс, так и со стороны ученика.

  1. Функция управления.

Важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности.

Раздел IV.Cодержание учебного предмета.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Введение

1

Устное народное творчество.

3

1

Из Древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

1

Из русской литературы XIX  века.

26

4

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

3

1

Из русской литературы XX века.

16

1

1

Родная природа в русской поэзии XX века.

1

Из литературы народов России.

1

Из зарубежной литературы.

8

Повторение, обобщение, итоговый контроль.

2

1

Резервные часы

4

Итого:

68

8

2+3(дом.сочинения).

РАЗДЕЛ IV.ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ.

Книги одного автора

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.:Дрофа,2007.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: практическая методика: КН. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Беляева Н.В.Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы/ Н.В.Беляева. – М.:Вербум,2004.
  4. Русский фольклор:Словарь-справочник/ Сост. Т.В.Зуева.- М.: Просвещение, 2005.

Книги нескольких авторов.

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. – М.: Просвещение,2012
  2. Коровина В.Я и др. Читаем, думаем, спорим…:Дидактические материалы по литературе: 5 класс.-М.: Просвещение,2008.
  3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы:6 класс. – М.: Просвещение, 2005.



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР                                                                                                                Приложение №2

___________/__________________/

«____»_________________20____г.

Календарно-тематическое планирование

по литературе для 6-го класса

на 2012-2013 учебный год.

п/п

Дата

проведения

урока

№ урока

в разделе,

теме

Тема урока

Повторение

Развитие речи

Примечание

Планир.

Факт.

Введение(1 ч.)

1

01.09

1

Художественное произведение.

Устное народное творчество ( 3 ч.)

2

03.09 - 08.09

1

Обрядовый фольклор.

3

03.09.- 08.09

2

Пословицы и поговорки.Загадки.

4

10.09 – 15.09

3

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество».

Из древнерусской литературы (2 ч.)

5

10.09 – 15.09

1

«Повесть временных лет».

6

17.09 – 22.09

2

«Сказание о Белгородском киселе».

Из литературы XVIII века (1 ч.)

7

17.09 – 22.09

1

И.И.Дмитриев «Муха».

Из литературы XIX века (26ч.)

8

24.09 -29.09

1

И.А. Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и соловей».

9

24.09 – 29.09

2

Вн. Чтение. Басни И.А. Крылова.

10

3

Контрольная работа по теме «Басни И. А. Крылова».

11

4

А. С.Пушкин. «Узник», «.И.И. Пущину».

12

5

А. С.Пушкин. «Зимнее утро», «Зимняя дорога».

13

6

Вн. Чтение. Стихотворения А.С.Пушкина.

14

7

Вн. Чтение. А. С.Пушкин «Повести Белкина» : «Барышня –крестьянка».

15

8-9-10

А.С. Пушкин. «Дубровский».

16

11

Написание сочинения по теме «А.С. Пушкин «Дубровский».

17

12

М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Листок».

16

13

М. Ю.Лермонтов. «Утёс», «Три пальмы», «На севере диком стоит одиноко».

17

14

Вн. Чт. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

18

15

Контрольная работа по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова».

19

16

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело», «Листья», «С поляны коршун поднялся».

20

17

Вн. чт. Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

21

18

А.А. Фет .»Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь…», «Учись у них- у дуба, у берёзы…».

22

19

Вн.чт. А.А.Фет. Стихотворения.

23

20

Н.А. Некрасов. «Железная дорога».

24

21

Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета.

25

22

Н.С. Лесков. «Левша».

26

23

Вн. чт. «Человек на часах».

27

24

Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова.

28

25

А.П. Чехов «Толстый и тонкий.

29

26

Вн. чт.А.П. Чехов .Рассказы.

Дом. сочинение по теме «Творчество А.П. Чехова».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века( 3 ч.)

30

1

Я.П. Полонский.»По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла». Е.А. Баратынский. «Весна, весна!...», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»

31

2

Романсы на стихи русских поэтов о природе: А.С.Пушкин. «Зимний вечер»; М.Ю.Лермонтов. «Парус»; Ф.И. Тютчев «Ещё в полях белеет снег…».

32

3

Контрольная работа по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».

Из русской литературы XX века (16ч.)

33

1

А. И. Куприн. «Чудесный доктор». Понятие о рождественском рассказе.

34

2

А. П. Платонов «Неизвестный цветок».

35

3

Вн. чт. А. П. Платонов. Рассказы.

36

4-5

А. С. Грин. «Алые паруса». Понятие о жанре феерии.

Дом. сочинение по феерии А.С. Грина «Алые паруса».

37

6

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Г. Симонов «Жди меня», «Помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; Д.С. Самойлов «Сороковые».

38

7-8

В.П. Астафьев  «Конь с розовой гривой».

39

9

Написание сочинения по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

40

10-11

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Развитие понятий о сюжете. Герой-повествователь.

Дом. сочинение по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».

41

12

Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Развитие представлений о лирическом герое.

42

13

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Развитие понятия о юморе.

43

14

В. М.Шукшин. «Чудик», «Критики».

44

15

Вн.чт. В.М. Шукшин. Рассказы.

45

16

Контрольная работа по теме «Из русской литературы XX века».

Родная природа в русской поэзии XX века( 1ч.).

46

1

А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Из литературы народов России (1 ч.)

47

1

Г.Тукай.»Родная деревня», «Книга»; К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…».

Из зарубежной литературы (8ч.)

48

1

 Вн. чт. Мифы народов мира. «Подвиги Геракла».

49

2

Геродот. «Легенда об Арионе».

50

3

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

51

4

Вн. чт. М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».

52

5

Ф.Шиллер. «Перчатка».

53

6

П.Мериме. «Маттео Фальконе».

54

7-8

А.де Сент Экзюпери. «Маленький принц».

Повторение, обобщение, итоговый контроль (2ч.)

55

1

Проект: Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Проведение.

56

2

Контрольная итоговая работа.

Резервные часы (4ч.)

Итого

количество

часов:

По программе

68

66

1

2+3

Выполнено



Предварительный просмотр:

Содержание.

1.Пояснительная записка………………………………………………………………………2

2. Нормы оценки письменных контрольных и устных ответов учащихся…………………4

3. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 6 класса ..………14

4. Cодержание учебного предмета.…………………………………………………………..15

5. Литература…………………………………………………………………………………..16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....