Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)
классный час по литературе по теме

Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nekrasov.zip10.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1

Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…»

(к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

Учитель: Малютина Н.Н

2007год

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…»

(к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

…русский народ

Плакать не любит, а больше поет

Оборудование:

  1. Запись песен
  2. Рисунки учеников к стихотворениям
  3. Иллюстрации
  4. Запись на доске
  5. Книжная выставка
  6. Портрет Н.А.Некрасова
  7. Газета к юбилею Н.А.Некрасова

Звучит песня «Коробушка»

- О чем мы узнаем из слов песни? Какая она? Веселая? Грустная?

- Почему так часто эта песня исполняется на посиделках, за свадебным столом?

Учитель.

Поет народ, поэтому многие считают, что и слова когда-то давно сложил народ. Так ли это?

Кто знает, кому принадлежат эти строки, ставшие народной песней чуть ли не в день своего появления?

Учитель.

А рассказал эту историю поистине народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, 185 – летнюю годовщину со дня рождения которого мы и отмечаем. «Я лиру посвятил народу своему», - написал в одном из своих стихотворений Некрасов. И это в самом деле так. Как же начинался Некрасов как поэт? Много ему пришлось хлебнуть горя, невзгод, но не сломился 16 – летний юноша, один, без поддержки, оказавшись в Петербурге.

        Прошло несколько лет. Уже шел 1845 год. Как-то, сидя вместе с Панаевым у Белинского, Некрасов прочитал своим друзьям только что написанные печальные стихи о том, как «господа» загубили крестьянскую девушку: ее воспитали вместе с барышней в барском доме, сделали из нее «белоручку», и «белоличку», а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня – ямщика.

        «В дороге» - так назвал Некрасов это стихотворение. Дорога длинная, скучно и поэт попросил ямщика спеть, но песни не получилось. Послушайте это стихотворение. Ученик читает стихотворение «В дороге»

- Чем же это стихотворение привлекло Белинского?

         Критик, услышав последние строки, бросился к Некрасову, обнял его, и чуть ли не со слезами на глазах сказал слова, теперь известные всем: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»

- Кого обвинил ямщик  своем горе?

Уже в одном из первых своих стихотворений Некрасов говорил о горе народном, о тяжелой жизни темной, замученной деревни. Много горя вынесла Груша, воспитанная в господском доме как госпожа, когда она стала там ненужной. Она ведь не была приучена к крестьянской доле. Какой тоской проникнуто все повествование ямщика. Он знает, кто в этом виноват «Погубили ее господа», - говорит он о своей жене.

Учитель.

        Многие герои стихотворений и поэм Некрасова поют. Сам поэт так писал о свойстве русской души. ( ст. «Знахарка»):

                Радостей мало – пророчит все горе,

                Вздумал бы плакать – наплакал бы море.

                Да – господь милостив! Русский народ

                Плакать не любит, а больше поет.

О силе народной песни поведал поэт и в стихотворении «Огородник». И это стихотворение написано в форме бесхитростного рассказа огородника.

- Ученик читает стихотворение «Огородник»

Ученик.

Во многих стихах поэта есть сюжет. Их можно пересказать. Огородник поведал о том, как на его красоту и умение петь обратила внимание господская дочь, жившая в больших хоромах. Но недолго были счастливы любленные. Молодого красавца – садовника отправили на каторгу: «знать  любить не рука мужику – вахлаку да дворянскую дочь»

Учитель.

Еще одну попытку создания народного характера в лирике сделала Некрасов в стихотворении «Тройка».

Тройка – это песня – романс.  (Обратить внимание учеников на запись на доске)

Романс – небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом.

- Чтение стихотворения «Тройка»

- О чем это стихотворение? Что общего со стихотворением «В дороге»?

Ученик.

В «Тройке» - снова дорога, снова ямщик. Но здесь уже сам поэт размышляет, какое будущее может ожидать сельскую красавицу, ту самую, что, выйдя на дорогу, провожает бешеную тройку, на которой мчится красавец – корнет.

Учитель.

Я уже говорила, что «Тройка» стала одной из самых любимых народных песен. Правдиво и естественно звучит напевная строка, которую теперь уже трудно читать по книге, настолько привычно слилась она с известным романсом.

Прослушивание романса.

Учитель.

Рассмотрим рисунок

- Почему тройка промчалась мимо?

- О чем это говорит?

        А теперь еще раз вспомним знаменитую «Коробушку» (звучит очень тихо…). Некрасов посвятил свою поэму «Коробейники» Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину, который знал лесника Давида Петрова, убившего ради наживы двоих коробейников.

- Почему Некрасов ухватился за этот сюжет?

Ученик.

Некрасов ухватился за эту историю, рассказанную Гаврилой Захаровым, так как этот сюжет позволял побывать вместе с коробейниками в деревнях и селах, всюду, где толпится народ, передать его юмор и песни.

        События поэмы показаны глазами героев, простых деревенских людей. Они сами говорят в стихах Некрасова. Мы слышим их голоса, когда они поют свои песни, разговаривают друг с другом, нахваливают свой товар.

- Рассмотрим рисунки. Кого мы здесь видим?

Сценка: гл. II, с.64-65 (коробейники расхваливают товары)

Учитель.

Песню коробейника Ваньки, которую вы слышали, знают многие (звучит громко)

- каким чувством проникнуты эти строки?

- Чувствуется ли в них тревога?

Пока, кажется, ничего не предвещает беды. Но и эта поэма заканчивается смертью коробейников Ваньки и Тихона.

- Много горя было на Руси.

А какой грех считался самым страшным?

- как поступали с покойниками, покончившими жизнь самоубийством?

         Вот о таком трагическом происшествии мы узнаем из стихотворения «Похороны». Поскольку случай, приведенный Некрасовым, вероятно, был не единственным, народ превратил и его в песню. Послушайте ее в исполнении Ю.Гуляева.

- Что же привело молодого стрелка к самоубийству?

В песне – только часть стихотворения. Послушайте весь текс (читает ученик)

- Почему так сокрушались крестьяне, когда «беда приключилася страшная»?

Ученик.

        Крестьянские ребятишки любили молодого стрелка, потому что он был «доброй души»: ласкал их, «гостинцу им нашивал». А взрослые тоже подняли вой, так как у каждого нашлось, о чем горевать.

        Некрасов пишет и о доброй крестьянской душе, которая не забывает чужую доброту. Поэтому, хотя стрелок и обрызгал поля «грешною кровью», они обещают ему разыскать его мать и «зазнобу сердечную», чтобы показать им могилу «под большими плакучими ивами».

        И это стихотворение стало народной песней, так как здесь, как и во всяком произведении устного народного творчества, есть «горе – горькое». Заканчивается оно обращением к герою.

Учитель.

Мы поговорили с вами о тех произведениях Некрасова, которые запел народ или в них разговор шел о песне. У поэта есть множество стихотворений, которые он сам назвал песнями. Да и во многих его поэмах герои поют.

Нам бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.

        « Я лиру посвятил народу своему,-

        скажет он незадолго до смерти.-

        Быть может, я умру, неведомый ему.

        Но я ему служил. И сердцем я спокоен»

И спустя 185 лет со дня рождения поэта мы можем сказать: да, творчество Николая Алексеевича Некрасова поистине народно.

Мы сейчас в этом убедились.

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я лиру посвятил народу своему Литературная гостиная к 190-летию Н.А.некрасова

Сценарий Литературной гостиной, посвященной 190-летию со дня рождения Н.А.некрасова с презентацией....

Вечер поэзии "Я лиру посвятил народу своему"

В помощь учителям и учащимся с целью обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»...

"Я лиру посвятил народу своему" Некрасов Н.А.

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Я лиру посвятил народу своему". Некрасов Н.А....

Конкурс чтецов "Я лиру посвятил народу своему..."

Сценарий общешкольного мероприятия по литературе для 5-9 классов, посвящённого 190-летнему юбилею великого русского поэта Н. А. Некрасова....

Конкурс "Я лиру посвятил народу своему"

Сценарий общешкольного конкурса чтецов, посвящённого творчеству Н. А. Некрасова...

Материалы для конкурса чтецов "Я лиру посвятил народу своему"

В папке содержится материалы для проведения  конкурса чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему": сценарий, протокол, форма грамоты....

Школьный конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…»,посвященный 195-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

Сценарий для проведения школьного конкурса чтецов, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. В данной разработке имеются слова для ведущих с кратким рассказом о жизни поэта. Примерная ...