Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Корнаухова Ирина Алексеевна

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nekrasov.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.А. НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Слайд 2

В а н я (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? П а п а ш а (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне

Слайд 3

Работы по сооружению железной дороги начались 27 мая 1843 г. одновременно с двух сторон – от Санкт-Петербурга и от Москвы. На строительстве работало до 63 тысяч человек ежегодно. Основные орудия труда - кирка, лопата и тачка. Закончилось строительство в ноябре 1851 года.

Слайд 4

В 1862 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога». Это сравнительно небольшое стихотворение — настоящая поэма о народе, в силы которого верит поэт: Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Слайд 5

В стихотворении изображен народ в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью.

Слайд 7

Повествование открывается картиной природы, которая дает особое ощущение свежести и красоты.

Слайд 8

Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, — описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это рассказ о страданиях строителей дороги.

Слайд 9

Многие – в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.

Слайд 10

Картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение, противопоставлена с картиной сна Вани. ...Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено... Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..

Слайд 11

Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божии ратники, мирные дети труда».

Слайд 13

Картина пробуждения Вани. Здесь проявляется явная ирония. «На сцену» выходит генерал – отец Вани. О ком генерал произносит следующие слова: … Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Слайд 14

По мнению генерала, представителя господствующего класса, оторванного от трудовой жизни, народ способен только разрушать

Слайд 15

Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни... Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Все хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю...

Слайд 17

Это и утверждение созидательной мощи народного труда, и отрицание несправедливых слов генерала о русском народе, и уверенность Некрасова в светлом будущем родного народа

Слайд 18

А.Эйнштейн говорил: «Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее».

Слайд 19

Домашнее задание: Выучить из второй главы три последние строфы со слов: «Эту привычку к труду, благородную…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.

Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...

Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.

Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога...