програма по литературе 11 класс 68 часов
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы
под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева.
Среднее полное общее образование,
11 класс А
(базовый уровень)
(68 час.)
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение, 2005. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучениелитературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитаниедуховно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знанийо русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениямитворческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.
В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XXвеков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 10-11 классах– линейный курс на историко-литературной основе. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 11 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 11 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XXстолетия. Судьба России в XXвеке | 1 |
Писатели-реалисты начала XXвека | 12 |
Серебряный век русской поэзии | 11 |
Новокрестьянская поэзия | 6 |
Литература 20-х годов | 7 |
Литература 30-х годов | 27 |
Литература периода Великой Отечественной войны | 2 |
Литература 50 – 90-х годов | 22 |
Из литературы народов России | 1 |
Литература конца XX– начала XXIвека | 2 |
Из зарубежной литературы | 5 |
Проблемы и уроки литературы XXвека | 2 |
Контроль | 2 |
Консультации | 2 |
ИТОГО: | 102 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XXстолетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XXвеке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: пуская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XXВЕКА
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XXвека
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И.А.Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая истории любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И.Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М.Горького. народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»:Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.
«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения:«Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова – урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К.Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветик». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б.Н.Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл.Соловьева на мировоззрение А.Белого. Ликующее мироощущение мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилева, С.Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XXвека.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И.В.Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» Из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге». Указанные произведения обязательны для изучения.
«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути…».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл.Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую. Поэзию XXвека.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия
(Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа…». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
ЛИТЕРАТУРА 20-х ГОДОВ
Обзор с монографическим изучением одного – двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин, Д.Мережковский, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В.Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И.Бабеля, «Россия, кровью умытая» А.Веселого, «Разгром» А.Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А.Ремизовакак жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «Ветер» Б.Лавренева, «Чапаев» Д.Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А.Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XXстолетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ
(Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значение поэзии в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева, М.Исаковского, А.Прокофьева, Я.Смелякова, Б.Ручьева, М.Светлова и др.; поэма А.Твардовского, И.Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А.Толстой. «Петр Первый», Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмыДм.Кедрина, К.Симонова, Л.Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского, В.Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов – по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (И.-В.Гете, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XXвека. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреева Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». (Указанные стихотворения обязательны для изучения.)
«Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма«Реквием». Нераздельность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Перечисленные произведения обязательны для изучения.) «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны…». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX– начале XXIвека.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». (Перечисленные стихотворения являются обязательными для изучения.)
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XXвека.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л.Н.Толстого в прозе М.А.Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XXвека.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова, В.Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XXвека.
ЛИТЕРАТУРА 50-90-х ГОДОВ
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов–шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, В.Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н.Глазков, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов и др.
«Городская» проза: Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В.Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А.Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М. Алданов, М.Осоргин, И.Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». (Перечисленные произведения обязательны для изучения.)
«В этот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XXвека. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А.Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь». (Перечисленные произведения обязательны для изучения.)
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов). Автобиографический характер прозы В.Т.Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь - рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В.А.Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И.Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.
Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь переселить беду…». (возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П.Чехова в прозе Ю.В.Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство – самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX– НАЧАЛА XXIВЕКА
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В.Белов, А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков и др.
Поэзия:Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Друнина, Л.Васильева, Ю.Мориц, Н.Тряпкин, А.Кушнер, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Ю.Кузнецов, И.Шкляревский, О.Фокина, Д.Пригов, Т.Кибиров, И.Жданов, О.Седакова и др.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А.П.Чехова на драматургию Д.Б.Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж.Донна и др.).
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
И.А.Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
В.Я.Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
Н.С.Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
А.А.Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
В.В.Маяковский. А вы могли бы?. Послушайте!.
С.А.Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу…»
М.И.Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…». Стихи Блоку («Имя твое – птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
О.Э.Мандельштам. NotreDame. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
А.А.Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…». «Мне голос был. Он звал утешно…». Родная земля.
Б.Л.Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
И.А.Бунин. «Покрывало море свитками…». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Митина любовь.
В.Г.Короленко. Чудная.
М.Горький. Дело Артамоновых.
И.Ф.Анненский. Смычок и струн. Среди миров. В вагоне. Кулачишка. «Я думал, что сердце из камня…».
Д.С.Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да Винчи. Дети ночи. Парки.
З.Н.Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
В.Я.Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью…». Парки в Москве.
Ф.К.Сологуб. Пилигрим.
К.Д.Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
Вяч.И.Иванов. «Великое бессмертья хочет…». «У лукоморья дуб зеленый…». «Рассказать – так не поверишь…». «Вы, чьи резец, палитра, лира…».
А.А.Блок. «Ты отошла, и я в пустыне…». «Опустись, занавеска линялая…». «Тропами тайными, ночными…». Шаги командора. «Я не предал белое знамя…».
А.Белый. Маг. Родина. Родине.
А.Т. Аверченко. Аполлон.
Саша Черный. Обстановочка.
Н.С.Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле…». «Из логова змиева…». «Священные плывут и тают ночи…».
А.А.Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено, предано, продано…». «Словно дальнему голосу внемлю…». «Ты стихи мои требуешь прямо…».
О.Э.Мандельштам. «Отчего душа певуча…». «Образ твой, мучительный и зыбкий…». «Я не слыхал рассказов Оссиана…». «Нет, никогда, ничей я не был современник…». «Мы живем, под собою не чуя страны…».
В.В.Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
В.В.Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
Н.Н.Асеев. «Не за силу, не за качество…».
Б.Л.Пастернак. «Я понял жизни цель и чту…». Определение творчества. Единственные дни.
А.Н.Толстой. Хмурое утро.
Тэффи. 2-3 рассказа на выбор.
Дон Аминадо. «Жили-были…».
Е.Замятин. Русь.
И.С.Шмелев. Царица Небесная.
В.Ф.Ходасевич. «Жеманницы былых городов…». Путем зерна. «Жив Бог! Умен, а не заумен…». Я. «Пробочка над крепким йодом!..». «Перешагни, перескочи…».
М.А.Кузмин. «Где слог найду, чтоб описать прогулку…». «Смирись, о сердце, не ропщи…».
М.А.Волошин. «Мы заблудились в этом свете…». «Обманите меня… но совсем, навсегда…». Неопалимая купина.
Н.А.Клюев. Погорельщина.
С.А.Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи…». Пугачев.
М.А.Осоргин. Чудо на озере.
М.И.Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем – ночь…». «Я – страница твоему перу…». Поэт. Стол.
Г.В.Иванов. «Замело тебя, счастье, снегами…». «Это звон бубенцов издалека…». «Я слышу – история и человечество…». «Как грустно, и все же как хочется жить…». «Россия счастие. Россия свет…». «Листья падали, падали, падали…». «Нет в России дорогих могил…». «Друг друга отражают зеркала…».
Н.С.Тихонов. «Праздничный, веселый, бесноватый…». «Когда уйду – совсем согнется мать…».
Э.Г.Багрицкий. Арбуз.
М.А.Светлов. Гренада.
И.Э.Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
Б.А.Пильняк. Повесть непогашенной луны.
В.В.Набоков. Облако, озеро, башня.
М.М.Зощенко. Беда.
А.П.Платонов. Рассказы (на выбор).
М.А.Шолохов. Донские рассказы.
М.А.Булгаков. Бег.
Н.А.Заболоцкий. Столбцы.
П.А.Антокольский. Ремесло.
М.В.Исаковский. В прифронтовом лесу. «Враги сожгли родную хату».
Д.Б.Кедрин. Красота.
Я.В. Смеляков. Русский язык.
А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»
К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…». «Над черным носом нашей субмарины…».
А.Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
Л.Н. Мартынов. Что-то новое в мире. Признание.
О.Ф. Берггольц. «Я иду по местам боёв…».
Б.А. Слуцкий. «Снова нас читает Россия…». Совесть.
Н.М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
Н.И. Глазков. «Ветер, поле, я да Русь…». «Поэт пути не выбирает…».
Ф. А. Абрамов. Пелагея.
Е.А. Евтушенко. «О нашей молодости споры…».
А. А. Вознесенский. Стихотворение на выбор.
Б. А. Ахмадулина. По улице моей который год…». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень…» (на выбор).
В.С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
И. А. Бродский. Фонтан.
В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
Из зарубежной литературы
Б. Брехт. Мамаша Кураж и её дети. Трёхгрошовая опера.
Г. Белль. Глазами клоуна.
Ф. Кафка. Превращение.
А. Камю. Посторонний.
Ф. Саган. Здравствуй, грусть.
Дж. Оруэлл. Скотный двор.
А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.
У. Фолкнер. Рассказы.
Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!
Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч./ В. Чалмаев, С. Зинин. - М.: Русское слово, 2004. | Русская литература 20 века: 11 кл.: Практикум / Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2002. | Литература в 11 классе: Метод. советы / Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2003. Уроки литературы: 11 кл.: Кн. для учителя / Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2002, 2003. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ А
№ год | Тематическое содержание урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры. | 1 |
|
2 | Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала 20 века. | 1 |
|
3 | Творчество И.А.Бунина. Жизненный и творческий путь И.А.Бунина. | 1 |
|
4 | Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антоновские яблоки»). | 1 |
|
5 | Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 |
|
6 | Тема любви и духовной красоты человека («Легкое дыхание», «Чистый понедельник» и др.) | 1 |
|
7 | Письменная работа по творчеству И.А.Бунина. | 1 |
|
8 | Творчество М.Горького. Судьба и творчество М.Горького. | 1 |
|
9 | Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль») | 1 |
|
10 | Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне». | 1 |
|
11 | Спор о правде и мечте в драме Горького. | 1 |
|
12 | Нравственно-философские мотивы пьесы. | 1 |
|
13-14 | Сочинение по творчеству М.Горького. | 2 |
|
15 | Творчество А.И.Куприна. Художественный мир А.И.Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». | 1 |
|
16 | Талант любви в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет». | 1 |
|
17 | Красота «природного» человека в повести «Олеся». | 1 |
|
18 | Мир армейских отношений в повести «Поединок». | 1 |
|
19 20 | Своеобразие творческого метода Л.Андреева. («Большой шлем», «Жизнь человека», «Стена», «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных») | 2 |
|
21 | «Серебряный век» русской поэзии. | 1 |
|
22 | Символизм и русские поэты-символисты. | 1 |
|
23 | В.Я.Брюсов – «идеолог» русского символизма. («Юному поэту») | 1 |
|
24 | «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта. (Самостоятельный анализ «Сонеты солнца») | 1 |
|
25 | Своеобразие поэтического творчества И.Ф.Анненского. | 1 |
|
26 | Письменная работа по лирике поэтов-символистов. (Анализ стх.) | 1 |
|
27 | Жизненные и творческие искания А.Блока. | 1 |
|
28 | Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | 1 |
|
29 | Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.(«Незнакомка», «На железной дороге»). | 1 |
|
30 | Россия и ее судьба в поэзии А.Блока. (Анализ 5 стх. «На поле Куликовом», «Россия») | 1 |
|
31 | Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать». (Использовать фрагменты статьи Блока «Интеллигенция и революция») | 1 |
|
32 | Символика поэмы и проблема финала. | 1 |
|
33 | Письменная работа по творчеству А.Блока. | 1 |
|
34 35 | Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. (Общая характеристика акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии с опорой на творчество Н.Гумилева, Г.Городецкого, И.Северняина, В.Хлебникова, Н.Клюева). Выразительное чтение наизусть и анализ стих-ий постсимволистов. | 1 1 |
|
36 | Поэзия Н.С.Гумилева. Поэзия и судьба. | 1 |
|
37 | Лирический герой поэзии Н.Гумилева («Жираф», «Кенгуру», «Как конквистадор в панцире железном…») | 1 |
|
38 | Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой. | 1 |
|
39 | Мотивы любовной лирики А.Ахматовой. («Вечер», «Четки», «Белая стая», «Я научилась просто, мудро жить…») | 1 |
|
40 | Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием». | 1 |
|
41-42 | Судьба и стихи М.Цветаевой. | 2 |
|
43 | Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. («Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Попытка ревности») | 1 |
|
44 | Тема дома – России в поэзии Цветаевой. («Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Пригвождена» и др.) | 1 |
|
45-46 | Письменная работа по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой. | 2 |
|
47 | А.Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона». | 1 |
|
48 | Темы и образы сатирической новеллистики А.Аверченко. | 1 |
|
| |||
49 | Литературные направления и группировки в 20-е годы. («Окаянные дни» И.Бунина, Б.Пильняк, А.Фадеев «Разгром», И.Бабель «Конармия», М.Шолохов «Донские рассказы») Юмористическая проза 20-х годов. (Рассказы М.Зощенко, романы И.Ильфа и Е.Петрова) | 1 |
|
50-51 | Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е.Замятина «Мы». Смена расписания (19.01.2011) | 2 |
|
52 | Творческая биография В.В.Маяковского. | 1 |
|
53 | Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. («А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно») | 1 |
|
54 | Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского. («О дряни», «Прозаседавшиеся», обзорно «Клоп», «Баня») | 1 |
|
55 | Любовь и быт в поэзии Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…», поэма «Про это») | 1 |
|
56 | «Как живой с живыми…» (Маяковский о назначении поэта. «Разговор с фининспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос») | 1 |
|
57 | Письменная работа по творчеству В.Маяковского. | 1 |
|
58 | Сергей Есенин: поэзия и судьба. | 1 |
|
59 | Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. (Анализ стх. из сборника «Радуница», «Выткался на озере алый цвет зари…», «За темной прядью перелесиц…» и др.) | 1 |
|
60 | Тема революции в поэзии Есенина («Инония», «Небесный барабанщик» и др.) Мотивы поздней лирики Есенина. («Город и деревня», «Образ женщины», «Вечные темы») | 1 |
|
61 | Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина». | 1 |
|
62-63 | Сочинение по творчеству С.Есенина. | 2 |
|
64 | Произведения отечественной прозы 30-х годов. (Н.Островский, М.Шолохов, И.Шмелев, Б.Зайцев) | 1 |
|
65 | Лирика 30-х годов. (П.Васильев, М.Исаковский, М.Светлов, О.Мандельштама) | 1 |
|
66 | Историческая проза А.Н.Толстого. «Петровская» тема в творчестве А.Толстого. | 1 |
|
67 | Личность царя-реформатора в романе А.Толстого «Петр Первый». | 1 |
|
68 | Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова. | 1 |
|
69 | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». | 1 |
|
70 | События революции и гражданской войны в романе. | 1 |
|
71 | Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон». | 1 |
|
72 | Судьба Григория Мелехова. | 1 |
|
73-74 | Сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон». | 2 |
|
75 | Судьба и книги М.А.Булгакова. | 1 |
|
76 | Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия». | 1 |
|
77 | Время и пространство романа «Мастер и Маргарита». Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита». | 1 |
|
78 | Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе. | 1 |
|
79 | Тема любви и творчества в романе. | 1 |
|
| |||
80 | Сочинение по творчеству М.Булгакова. | 1 |
|
81 | Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака. | 1 |
|
82 | Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака. («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад») | 1 |
|
83 | Философские мотивы лирики Б.Пастернака. | 1 |
|
84 | Письменная работа по творчеству Б.Пастернака. | 1 |
|
85 | Самобытность художественного мира А.Платонова. | 1 |
|
86 | Герои и проблематика прозы А.Платонова («Возвращение», «Фро», «Сокровенный человек», «Котлован») | 1 |
|
87 | Жизнь и творчество В.В.Набокова. (Рассказ «Облако, озеро, башня») | 1 |
|
88 | Словесная пластика прозы В.Набокова. («Машенька, «Защита Лужина», «Дар») | 1 |
|
89 | Литература периода Вов. Лирика военных лет. (А.Ахматова, А.Сурков, К.Симонов, М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач, А.Фатьянов) | 1 |
|
90 | Проза и публицистика военных лет. (И.Эренбург, А.Толстой, Л.Леонов, О.Бергольц) | 1 |
|
91 | Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. («Василий Теркин», «Поправу памяти», «О сущем») | 1 |
|
92 | Литературный процесс 50-80-х гг. (Общая хар-ка лит-ры послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий) | 1 |
|
93-94 | Герои и проблематика «военной прозы». (Ю.Бондарев, К.Воробьев, В.Кондратьев, Б.Васильев, В.Астафьев) | 2 |
|
95 | «Громкая» и «тихая» лирика. (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов). Поэзия Н.Заболоцкого. | 1 |
|
96 | Яркость и многоплановость творчества В.Шукшина. («Калина красная», тип героя-чудика») | 1 |
|
97 | Этапы творческого пути А.И.Солженицына. Своеобразное звучание «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича») | 1 |
|
98 | Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор». | 1 |
|
99 | Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). | 1 |
|
100 | Новейшая проза и поэзия последних десятилетий. | 1 |
|
101 102 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. Урок-обобщение. | 2 |
|
ЧалмаевВ., ЗининС. ЛитератураXX века. Учебникдля11 класса
Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)
|
| Всего часов |
РР |
1 четверть | 9 недель | 27 | 4 |
2 | 7 | 21/48 | 3 |
3 | 10 | 30/78 | 5 |
4 | 8 | 24/102 | 3 |
год | 34 | 102 | 15 |
Количество часов в неделю – 3
http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_10-11_Program/5.html - Маранцман, программа 11 класс
Список литературы
- В.Чалмаев, С. Зинин. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: в 2 ч. – 3-е издание – М.: «Русское слово», 2004.
- В.Чалмаев, С. Зинин. Хрестоматия. Русская литература 20 века для 11 класса: в 2 ч. – 3-е издание – М.: «Русское слово», 2004.
- В.В. Агеносов. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: «Дрофа», 2004г.
- Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс – М. «ВАКО», 2004г.
- Г.Л. Нефагина. Русская проза второй половины 80-х-начала 90-х годов. Мн.: НПЖ «Экономпресс», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе «Русское чаепитие» (обслуживающий труд и литература - 2 часа)
Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре...
Разработка уроков литературы (4 часа) 5 класс по творчеству К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школ...
рабочая програма для 7 класса УМК"NEW MILLENNIUM ENGLISH", автор Гроза О.Л.
Данный материал содержит рабочую программу для 7 классаУМК"NEW MILLENNIUM ENGLISH", автор Гроза О.Л., также календарно- тематическое планирование на 2013-2014 учебный год....
Программа по литературе для 11 класса Родная литература ( 34 часа)
Программа по литературе предназначена для учащихся 11 классов...
Рабочая программа по предмету «Литература» (34 часа ) 7 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по предмету «Литература» (34 часа ) 7 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной для детей с ОВЗ, обучащихся по основным образовательным программам...
Рабочая программа 10 класс литература 102 часа
Рабочая программа 10 класс литература...
Рабочая программа 9 класс литература 102 часа
Рабочая программа 9 класс литература 102 часа...