Разработка урока по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Разработка урока по творчеству А.С. Пушкина. Анализ стихотворения "Пророк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе( по творчеству А.С. Пушкина) учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ №6» Хмелевой М.Н.
Тема урока: обучение анализу стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
Цели урока: Формировать умение учащихся анализировать лирическое произведение;
Создать атмосферу, способствующую развитию эмоций учащихся;
Воспитывать читательский интерес к творчеству поэта
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- История создания стихотворения «Пророк»
- Выразительно чтение стихотворения
- Словарная работа( объяснить слова пророк, Серафим и ангел)
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Прослеживается ли сюжет?(Да)
- Что в произведении изображено? О чем или о ком рассказывается?(показан процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка)
- Какая преобладает лексика?(архаическая, вышедшая из употребления, много славянизмов)
- Какой тон они придают речи?(торжественный, приподнятый, соответствующий библейской теме)
- Как построено стихотворение?( первое четверостишье-экспозиция и одновременно завязка)
-В каких словах и словосочетаниях выражен основной смысл первых строк?(шестикрылый Серафим, на перепутье, духовной жаждою томим, влачился)
6) Каким рисуется пророк в начале стихотворения?( это человек с высокими запросами, томимый «духовной жаждою»)
- Как вы это понимаете?(стремящийся к творческой деятельности)
7) Где стоит этот человек(«на перепутье»).Как это понимать?(он не знает, чем и как утолить «духовную жажду, и поэтому не живет, а «влачится», прозябает. Он не имеет ясных взглядов на жизнь)
8) Имеет ли право такой человек нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность?
9) О чем рассказывает центральная часть стихотворения?( о мучительном процессе превращения человека, «томимого духовной жаждою», в Пророка)
10) Где же кульминация?( « И он мне грудь…»)
11) Что объясняет последнее четверостишье?( что произошло с пророком) - Для чего даны «вещие зеницы»?(видеть многообразный, красочный мир)
-Для чего дан чуткий слух?(слышать пульс жизни и воспевать как возвышенные, так и низкие предметы)
12) В чем же видит Пушкин предназначение поэта?(« Глаголом жги сердца людей»)
13) Выясним способы рифмовки.(перекрестная, парная, опоясывающая)
- Найдите прилагательные, где они стоят по отношению к главному слову?
-Как называется это средство выразительности?(инверсия)
- Какой союз повторяется часто? (и)
Эти средства художественной выразительности предают речи торжественный и напряженный тон.
Вывод: Человек, который стал пророком, теперь себе не принадлежит, он исполняет Божью волю. Это роднит древнего Пророка и современного поэта, именно таким поэтом осознавал себя А.С. Пушкин. Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).
Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...
Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс
Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...