Разработка урока по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Хмелева М.Н.

Разработка урока по творчеству А.С. Пушкина. Анализ стихотворения "Пророк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_literature.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе( по творчеству А.С. Пушкина) учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ №6» Хмелевой  М.Н.

Тема урока: обучение анализу  стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

Цели урока: Формировать умение учащихся анализировать лирическое произведение;

Создать атмосферу, способствующую развитию эмоций учащихся;

Воспитывать читательский интерес к творчеству поэта

Ход  урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. История создания стихотворения «Пророк»
  2. Выразительно чтение стихотворения
  3. Словарная работа( объяснить слова пророк, Серафим и ангел)
  1. Беседа по содержанию стихотворения.
  1. Прослеживается ли сюжет?(Да)
  2. Что в произведении изображено? О чем или о ком рассказывается?(показан процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка)
  3. Какая преобладает лексика?(архаическая, вышедшая из употребления, много славянизмов)
  4. Какой тон они придают речи?(торжественный, приподнятый, соответствующий библейской теме)
  5. Как построено стихотворение?( первое четверостишье-экспозиция и одновременно завязка)

-В каких словах и словосочетаниях выражен основной смысл первых строк?(шестикрылый Серафим, на перепутье, духовной жаждою томим, влачился)

              6) Каким рисуется пророк в начале стихотворения?( это человек с высокими запросами, томимый «духовной жаждою»)

                    - Как вы это понимаете?(стремящийся к творческой деятельности)

              7) Где стоит этот человек(«на перепутье»).Как это понимать?(он не знает, чем и как утолить «духовную жажду, и поэтому не живет, а «влачится», прозябает. Он не имеет ясных взглядов на жизнь)

                8) Имеет ли право такой человек нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность?

                9) О чем рассказывает центральная часть стихотворения?( о мучительном процессе превращения человека, «томимого духовной жаждою», в Пророка)

               10) Где же кульминация?( « И он мне грудь…»)

               11) Что объясняет последнее четверостишье?( что произошло с пророком)                                                    - Для чего даны «вещие зеницы»?(видеть многообразный, красочный мир)

  -Для чего дан чуткий слух?(слышать пульс жизни и воспевать как возвышенные, так и  низкие предметы)

12) В чем же видит Пушкин предназначение поэта?(« Глаголом жги сердца людей»)

13) Выясним способы рифмовки.(перекрестная, парная, опоясывающая)

- Найдите прилагательные, где они стоят по отношению к главному слову?

-Как называется это средство выразительности?(инверсия)

- Какой союз повторяется часто? (и)

Эти средства художественной выразительности предают речи торжественный и напряженный тон.

Вывод: Человек, который стал пророком, теперь себе не принадлежит, он исполняет Божью волю. Это роднит древнего Пророка и современного поэта, именно таким поэтом осознавал себя А.С. Пушкин.  Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...