"Ах ты, степь моя, степь привольная!.." (изобразительно-выразительные средства языка)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всем ее многообразии. Художественный мир литературного произведения - вымышленная реальность, существующая в пределах конкретного произведения по законам, заданным творческой фантазией автора, ограниченным лишь внутренними законами того вида искусства, в данном случае литературы, и того жанра, к которому принадлежит произведение. В художественном произведении создается некий предметный мир, частью оторого является пейзаж. Урок представляет собой исследование изобразительно-выразительных средств языка в описаниях степи на основе фрагментов произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева и А.П.Чехова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ах ты, степь моя, степь привольная!.." Урок развития речи в 7 классе | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 7 классе
Учитель Горбачёва Елена Викторовна
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте-описании природы
(на материале отрывков из повестей Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.П.Чехова)
«Ах ты, степь моя, степь привольная,
Широко ты, степь, пораскинулась…»
А.В.Кольцов
Цели: продолжать работу с текстом, отрабатывать навыки по умению ориентироваться в нем, проследить по тексту картины пейзажа и теоретический материал о выразительных средствах языка применить при анализе, определить роль пейзажа в произведении, выявить особенности авторской речи и индивидуального мастерства писателя, развивать воображение и творческую активность
- Вступительное слово учителя.
Продолжаем работу по повести Гоголя “Тарас Бульба”. Мы знаем, что особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всём её многообразии. Художественный мир литературного произведения – вымышленная реальность, существующая в пределах конкретного произведения по законам, заданным творческой фантазией автора, ограниченным лишь внутренними законами того вида искусства, в данном случае литературы, и того жанра, к которому принадлежит произведение. С целью характеристики персонажей, для мотивировки и объяснения их действий, для создания исторического и национального колорита создаётся некий предметный мир, в который входит и пейзаж. На уроке мы должны будем проследить, как автор воссоздает образ степи, какие художественные изобразительные средства для этого использует и какую роль играет пейзаж в произведении.
Необходимые для работы термины записаны на доске: пейзаж, композиция, эпитет,
метафора, олицетворение,
сравнение, гипербола
Пейзаж – от фр. страна, местность – картина природы в художественном произведении. В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. Сегодня мы постараемся в этом убедиться.
На предыдущих уроках мы говорили, что замысел автора, идея произведения заключается в том, чтобы показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки. Наша задача – увидеть, как реализуется эта идея. Обратимся к тексту.
2. Чтение отрывка из повести Н.В.Гоголя – описание степи днём.
Работа с текстом и заполнение таблицы (совместно)
Н.В.Гоголь. Степь – 1 – | Н.В.Гоголь. Степь – 2 – | И.С.Тургенев | |
Стиль речи | художественный | художественный | художественный |
Тип речи | |||
Композиционные особенности | |||
Основные образы | |||
Цвет | |||
Звук | |||
Запах | |||
Осязание | |||
Вкус |
- К какому типу речи относится данный текст? (Описание.)
- Какое время суток описал автор? Докажите, опираясь на текст. (День - “солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”)
- Обратим внимание на композицию отрывка – как движется в пространстве взгляд автора ? С чего начинается непосредственно описание?
- Сначала Гоголь дает описание всего необъятного степного пространства (“Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственную пустынны.”)
- Затем автор рисует образ земли во всем ее многообразии (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов”.)
- И далее от описания земли автор переходит к описанию неба и птиц (“ Воздух был наполнен … и блеснула перед солнцем”)
Таким образом, картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.
- Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? (Отношение автора к степи.)
- Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”.(Автор выражает, таким образом, любовь, изумление, высшую степень восхищения. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой).
- С чем ассоциируется у автора степь? Что представляется? Какие образы и почему именно такие (образ волны, моря, океана)? (“Неизмеримые волны диких растений; поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха” - помогают нам увидеть необъятность степи).
Создавая те или иные образы, связанные с пейзажем, авторы стремятся к максимальному включению всех органов чувств читателя. Позднее, уже в 20 веке, это назовут «эффектом присутствия», который в наибольшей степени проявится у И.А.Бунина. Гоголь делает первые шаги в этом направлении.
Сначала – зрение, и мы видим краски, прямо или опосредованно.
- Каков же основной фон степной поверхности? (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов”.)
- Как вы понимаете слово “брызнули”? (Рассыпались по всей поверхности, как разноцветные брызги.)
- А теперь посмотрим, какие же это были цвета. (“Голубые, синие, лиловые волошки; желтый дрок; белая кашка; синие волны воздуха”.)
Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков. А на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним - живые образы. (“В небе неподвижно стояли ястребы”, “шныряли куропатки”, “подымалась мерными взмахами чайка”, туча гусей.) Так Гоголь создаёт яркую зримую картину.
Но есть в описании то, что увидеть нельзя, а можно услышать. Возможности слова таковы, что позволяют включить и слуховое восприятие.
- Найдите в тексте примеры (“Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”.)
- Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? (Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы.)
Множество звуков, обилие красок – такой яркой, неповторимой картиной предстаёт перед читателем дневная степь. А что же происходит в степи ночью?
3. Чтение отрывка из повести Н.В.Гоголя – описание степи вечером.
Работа с текстом и заполнение таблицы (совместно)
- Что происходит с красками?
Все краски дневной степи к ночи совершенно изменились. Если днем они были яркими, то к вечеру сменились на более темные, пестрые. “Все пестрое пространство охватывалось последним ярким отблеском солнца и посте6пннно темнело…”. Степь становилась темно-зеленой, а днем она была золотисто-зеленой, небо стало изголуба-темное; на север летела темная вереница лебедей; из нор выползали пестрые овражки. Но на темном фоне мы видим кое-где светлые, блестящие тона: “легкие прозрачные облака белели клоками”, степь усеяна блестящими искрами светящихся червей.
Таким образом, яркие дневные краски сменились на темные вечерние.
- Какие теперь слышатся звуки?
О звуках ночной степи автор говорит так: “Вся музыка, наполнявшая день, утихла и сменилась другою”. И далее мы слышим ту музыку, которая раздается в ночной степи: суслики оглашают степь свистом, трещание кузнечиков становится слышнее, “бесчисленный мир насекомых наполнил траву, весь их треск, свист, карканье; все это звучно раздавалось среди ночи…”. Глаголы: оглашали, раздавалось – говорят о том, что в ночной тишине все звуки далеко раздаются. “Крик лебедя, как серебро отдавался в воздухе”.
Автор сравнивает крик лебедя с серебром, наверное, потому, что он по своему звучанию напоминал тонкий мелодичный звон серебряного колокольчика. Таким образом, мы видим, что автор в описании ночной степи показывает нам гораздо больше звуков, чем в дневной.
- Включаются ли в наше восприятие другие органы чувств? Есть ли в этом описании запахи, вкусы, осязаемые ощущения?
При описании ночной степи автор упоминает об образах, о которых не упоминал при описании дневной степи. (Запахи. “Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травинка испускали амбру и вся степь курилась благовониями”.)
Выясните значение слов АМБРА и БЛАГОВОНИЕ. Способность чувствовать запахи называется обонянием, значит, образы эти будут называться обонятельными.
-Найдите осязательный образ. По словарю Ожегова, осязание – это ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь. (“И самый свежий, обольстительный ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек”).
-Сохраняются ли во втором описании основные образы первого отрывка?
Во втором описании сохраняется образ моря, океана. Гоголь пишет: “…самый свежий обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы”.
- Как построен второй отрывок? Изменилось ли что-либо в композиционном решении?
В первом описании Гоголь дает сначала свое отношение к степи, говорит о том, как она прекрасна, а только потом раскрывает, в чем же эта красота. Так и во втором описании автор сначала выражает свое отношение к степи: “Вечером вся степь совершенно переменялась”. А далее Гоголь рассказывает о тех изменениях, которые происходят в степи ночью. И 1-й и 2-й отрывки начинаются описанием пространства.
В первом отрывке: “Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею.”
Во втором отрывке: “Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело…”.
Далее автор переходит к описанию неба, звуков, наполняющих ночную степь, птиц, темной вереницей летящих по небу.
В основном композиция повторяется.
- При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?
Н.В.Гоголь. Степь – 1 – | Н.В.Гоголь. Степь – 2 – | И.С.Тургенев | |
Эпитеты | |||
Метафоры, олицетворения | |||
Гиперболы | |||
Сравнения |
- Э п и т е т ы: зелено-золотой океан.
- М е т а ф о р ы: “желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою”; “чайка роскошно купалась…”; “миллионы разных цветов брызнули”; чайка “мелькает одною черною точкою”.
- Г и п е р б о л ы: “поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном”; “неизмеримые волны растений”; “миллионы разных цветов”; “тысяча разных птичьих свистов”; “туча диких гусей”.
Чтобы показать красоту ночной степи, Гоголь также использовал большое количество изобразительно-выразительных средств:
- Э п и т е т ы: небо изголуба-темное; степь темно-зеленая; облака легкие прозрачные; свет серебряно-розовый; ветерок свежий, обольстительный.
- М е т а ф о р ы: облака белели клоками; полосы из розового золота; блестящие искры светящихся червей.
- О л и ц е т в о р е н и я: ветерок дотрагивается до щек; звезды смотрели.
- С р а в н е н и я: крик лебедя, как серебро; ветерок, как морские волны; вереница лебедей сравнивается с красными палатками, летящими по небу.
- Г и п е р б о л ы: бесчисленный мир насекомых; как исполинской кистью наляпаны широкие полосы.
Гипербол во втором тексте намного больше, чем в первом, т.к. ночью уже невозможно так, как днем, увидеть необъятные просторы степи; ночью больше слышишь, чем видишь.
Итак, в степи днем ярче краски, а ночью звуки.
Гоголь – как настоящий мастер художественного слова изобразил степь во всем ее многообразии, изобразил так, что мы, прочитав это описание один раз, навсегда запоминаем яркость неповторимость красок, красоту звуков и то, как умело использовал автор изобразительные средства языка для того, чтобы передать нам все великолепие запорожской степи.
Следовательно, пейзаж выполнил одну из своих главных функций – раскрыть красоту окружающего мира. Но мы знаем, что это не единственная функция пейзажа.
Вспомним начало повести: мать с болью, со страданием проводила своих мужчин из дома. Ей жаль расставаться с Тарасом. А теперь уже и сыновей, ее милых, дорогих ее сердцу сыновей, он забрал с собой. Сколько горя! Сыновья тоже опечалены расставанием. И здесь окружающий мир передает нам их внутреннее состояние.
Вместо описания гнетущего настроения героев Гоголь ограничился одной фразой: “День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад”. Мгновенно раскрывается душевное состояние персонажей. Путники расстроены, все окружающее кажется им лишенным единства, гармонии настолько, что даже птицы щебечут “как-то вразлад”.
Но вот они увидели родную степь, облитую солнечным светом, и “все, что смутно, сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы”. И красоту окружающего мира мы видим дальше их глазами, через их восприятие. Изменения, происходящие в степи ночью, также даны с точки зрения героев. Вспомните, например, до чьих щек дотрагивался вечерний ветерок? (До щек людей, находящихся в степи.)
Таким образом, в повести Гоголя “Тарас Бульба” мы видим связь картин природы с внутренним миром персонажей, и это уже другая функция пейзажа – передача настроения, внутреннего состояния героев.
Гоголевские герои органично вписываются в мир природы и сливаются с ней, потому что степь это их родная земля, их родина. Значит, мы можем сказать, что степь у Гоголя является символическим образом родины.
- Слово учителя.
К образу степи обращались в своих произведениях многие русские писатели. Видимо, именно степь способна передать необыкновенное, захватывающее дух ощущение простора, воли свободы, которых всегда так не хватало русскому человеку!
И в русских народных песнях, и в стихотворениях русских поэтов образ степи – один из ключевых. Из множества стихотворений разных авторов – а о степях писали и П.Вяземский, и А.Пушкин, и А.Кольцов, и А.Блок, и С.Есенин, и Б.Пастернак – я предлагаю вам всего два – Ивана Саввича Никитина и Афанасия Афанасьевича Фета.
Чтение учителем текстов стихотворений.
И.С.Никитин
По всей степи – ковыль, по краям – всё туман.
Далеко, далеко от кургана курган;
Облака в синеве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень.
А цветы-то, цветы! Как живые, стоят,
Улыбаются, глазки на солнце глядят,
Словно речи ведут, как их жизнь коротка,
Коротка, да без слёз, от забот далека.
Вот и речка… не верь! То под жгучим лучом
Отливается тонкий ковыль серебром.
Высоко-высоко в небе точка дрожит,
Колокольчик весёлый над степью звенит.
В ковыле гудовень – и поют, и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат;
Средь дорожки глухой пыль столбом поднялась,
Закружилась, в широкую степь понеслась…
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! Неоглядный простор!
А.А.Фет
СТЕПЬ ВЕЧЕРОМ
Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля.
Нигде жилья не видно на просторе.
Вдали огня иль песни – и не ждёшь!
Все степь да степь. Безбрежная, как море,
Волнуется и наливает рожь.
За облаком до половины скрыта,
Луна светить ещё не смеет днём.
Вот жук взлетел и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.
Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели.
Уж сумраком пытливый взор обманут.
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста. Вот с неба звёзды глянут,
И, как река, засветит Млечный Путь.
-Увидели ли вы какие-либо переклички с прозаическими описаниями Гоголя? Как вы думаете, с чем это связано?
5. Самостоятельная работа учащихся
- В тетрадях: напишите, какое стихотворение, с вашей точки зрения, ближе к гоголевскому описанию и почему?
6. Подведение итогов урока.
Природа раскрывается через субъективный мир человека. Степь одухотворена, она живет своей жизнью. Она покоряет своей красотой, хранит и оберегает человеческие чувства. Пейзажи, полные философской глубины, определяют основную мелодию повести, ее патриотический лиризм. После долгой поездки по степи, днём или ночью, у человека возникают необычные чувства и размышления: ”мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; “душа дает отклик прекрасной, суровой родине и хочется лететь над степью вместе с птицей”. К концу поездки герои становятся иными, более взрослыми, вступают в новый период своей жизни.
ДЗ. Вам предлагаются отрывки из повести А.П.Чехова «Степь» и повести И.С.Тургенева «Лес и степь». По предложенному образцу проанализируйте данный вам отрывок (заполните таблицу) и сравните с гоголевскими описаниями: в чём вы видите сходство, а в чём различие? (письменно, в тетрадях по литературе)
ТЕКСТЫ
Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Всё, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и устремив глаза свои в траву. Крик двигавшихся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Волошка - ж. южн. растение лоскутница, черлок, блаватка (польск.), синовница, василек.
Дрок - род кустарников и полукустарников семейства бобовых. Стебли у многих видов с колючками. Листья простые, густо опушённые или голые. Цветки жёлтые, реже беловатые, в кистевидных соцветиях.
(Из словаря В.И.Даля)
Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Вёрст десять пробирались вы по просёлочным дорогам – вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытых настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зелёных конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетётся усталым шагом; грузная помещичья карета, запряжённая шестёриком рослых и разбитых лошадей, плывёт вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за верёвочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом… Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!
И.С.Тургенев «Лес и степь»
(из «Записок охотника»)
Нанка - ж. бумажная ткань, изначально китайская, почему и называлась также китайкою; из грубой пряжи, обычно жёлтого цвета. Нанковый сюртук, халат.
Драхва - ж. степная птица с индейку, дрофа, дудак.
(Из словаря В.И.Даля)
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь, и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с сея утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…
Как душно и уныло! Бричка бежит, а горушка видит всё одно и то же – небо, равнину, холмы… Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблёкшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной.
Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет ветряными крыльями мельница…
Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и – опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…
А.П.Чехов «Степь»
Ракша - птица семейства сизоворонковых отряда ракшеобразных; то же, что сизоворонка.
(Из словаря В.И.Даля)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"
Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...
Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"
Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...
Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы
Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития знаний...