Урок - ситуация по произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Урок - ситуация осмыслен в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Основная функция педагога - создание развивающего пространства: целевого, поискового, рефлексивного. Обучение ведется в оргдеятельностном режиме, так как главное в развитии способностей - научить деятельности: исследовательской, проектировочной, организационной, исполнительской, рефлексивной. (подробно о технологии рассказано при создании урока - ситуации по повести Карамзина "Бедная Лиза").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galina.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока – ситуации по произведению Д.Дефо «Робинзон Крузо» в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности).
1.Организация целевого пространства.
1.1.Слово учителя и рассказ об авторе, ввод в проблему на основе первичного осмысления текста.
-Уважаемые ребята, вы самостоятельно прочитали роман Д.Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка». Хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанном тексте.
-Что особенно поразило вас в романе?
-Какие чувства вы испытывали, читая произведение?
-Какой эпизод вам запомнился больше всего и почему?
Выслушиваются мнения, отзывы учащихся. Учитель предлагает проблемную ситуацию для работы на уроке.
Благодаря чему удалось выжить Робинзону Крузо на необитаемом острове: своему характеру или сложившимся обстоятельствам?
1.2.Определение целей.
-Что нам предстоит осознать?
В процессе высказывания предложений учащимися, обсуждения, коррекции целей учителем, попытаемся определить:
-цель мировоззренческую: осознать, что нужно верить в собственные силы, в свои неисчерпаемые возможности.
-цели предметные: осмыслить драматизм борьбы Р.Крузо за существование на необитаемом острове и драматизм духовной жизни;
определить собственное отношение к герою, ситуации, в которой он оказался;
понять позицию автора;
уяснить роль деталей, роль повествования от первого лица.
1.3.Проектирование результата.
Каждая микрогруппа высказывает свое мнение по проблемному вопросу. Идет первичное осмысление произведения, оно в дальнейшем будет углубляться при исследовании текста.
1.4.Выбор средств (предлагаются тексты, словари, ключевые слова, найденные ребятами, вопросы, направляющие мыследеятельность).
2.Организация поискового пространства.
1.Организация поисковой деятельности по творческим группам (зона поиска-словари, текст).
2.Определение способов деятельности:
*работа с «Толковым словарем» С.Ожегова;
*найти значение слов: «остров», «труд», «разум», «дикарь»;
*процесс построения Древа понятия к слову «характер»;
*рисунки детей, каждая группа рисует свой проект жилища Р.Крузо и защищает его, чей окажется точнее?
*работа по вопросам, направляющим мыследеятельность;
*индивидуальные задания группам:
Найти значимые детали, объяснить их художественный смысл- 1 группа.
Каковы роли Р.Крузо? Зачем автор изображает его в нескольких ролях?- 2 группа.
Почему повествование ведется от первого лица? Для чего включается в повествование еще и дневник Р.Крузо?- 3 группа.
Что вы можете сказать о композиции произведения?- 4 группа.
3.Обсуждение в творческих микрогруппах вопросов, приводящих к осмыслению проблемной ситуации.
1.В чем драматизм борьбы Р.Крузо за свое существование на необитаемом острове?
1.1.Кораблекрушение, поселение на неизвестном острове.
1.2.Процесс открытия и исследования нового мира.
1.3.Труд Робинзона Крузо.
1.4.Неожиданные встречи, находки, странные происшествия.
2.Почему Робинзон не одичал, не обезумел, а сохранил человеческий облик и даже многому научился?
3.Что он обретает?
4.Какие проблемы автор ставит в романе?
4.Общее обсуждение, высказывание точек зрения.
5.Коррекция выводов учащихся, приведение к научной норме.
Роман Д.Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка» считается первым романом нового времени, в котором нашли воплощение все популярные просветительские идеи. В произведении видна установка просветителей на проведение «художественного эксперимента». Робинзон Крузо попадает на остров Отчаяния, где проводит 27 лет
Просветители верили, что человек от природы добр и разумен, должен сохранять связь с природой, быть «естественным человеком», подчинять страсти, чувства (отчаяние, ярость, страх) разуму. Робинзон Крузо выдерживает помимо драматизма борьбы за существование драматизм духовной жизни: борьбу между суеверием, страхом и здравым смыслом.
Повествование ведется от первого лица. Этот прием также часто использовали просветители. Робинзон Крузо не только описывает свои приключения, но одновременно анализирует свое поведение, поступки, рассказывает о своих чувствах в различных ситуациях.
Д.Дефо обращает внимание на «заданность» характера. Р.Крузо, которому изначально присущи такие черты, как разумность, целеустремленность, вера в Бога, готовность к труду. Нравственный подвиг героя в том, что он не только сохранил в себе эти качества, но и проявил на острове Отчаяния силу человеческого духа, волю к жизни, изобретательность, упорство в борьбе с невзгодами и лишениями. Эти качества и помогли одержать победу.
Автор изображает Крузо в нескольких ролях (пассажира корабля, промышленника, раба, плантатора, труженика, губернатора и т. д.), чтобы показать трудовую деятельность героя и то, как ему удается сохранить человеческий облик.
Для просветителей важными являются детали, через которые раскрывается характер героя в различных ситуациях. Например, найденная шкатулка с золотом для Робинзона - «негодный мусор», от лодки, которую строил, « был в восторге…» и «огорчен до глубины души», так как не смог ее сдвинуть с места; «след босой человеческой ноги» на острове - «ожидание опасности» и т.д.
Итак, в романе Д.Дефо ставит следующие проблемы: отречение от общества и возвращение в него; власть над самим собой и над силами природы; познание самого себя и своих скрытых возможностей и претворение их в жизнь.
3.Организация рефлексивного пространства.
1.Рефлексия учащихся.
-Что вы для себя уяснили из романа?
-Как выходите из жизненных ситуаций?
-С вашей точки зрения, какие главные принципы жизни?
2.Выход на новую проблему.
-Можно ли назвать произведение «романом воспитания»? Если да, то почему?
3.Рефлексия преподавателя.
-Соответствует ли проект ситуации реальному процессу деятельности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-ситуация по повести В.Быкова "Облава"
Урок построен в форме проблемной ситуации. В начале урока вместе с учащимися учитель формулирует проблему. Далее идёт работа по построению древа понятия. Затем учащиеся в микрогруппах работают над зад...
Урок-ситуация по повести Карамзина "Бедная Лиза"
Предлагаю ряд уроков-ситуаций в технологии КИМ (Колективно-индивидуальная мыследеятельность), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Придерживаюсь позиции, ...
Урок - ситуация по повести А.С.Пушкина "Выстрел".
Урок - ситуация по произведению А.С.Пушкина "Выстрел" снова осмысляется в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной профессором К.Я.Вазиной и ее авторской школой. В ...
Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".
Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного м...
Создание эвристической образовательной ситуации по произведениям Николая Гумилева «Лес» и «Гиена». 2020г
Внеклассное чтение...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...